История маркетинга образовательных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 11:54, реферат

Краткое описание

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.
В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..………3
1 История образования………………………………………………………..…….4
1.1 От истоков до средневековья…………………………………..……..4
1.2 Эпоха Нового времени………………………………………….…….6
2 Общая структура системы образования РФ………………………..……..…..9
Заключение………………………………………………………………..……15
Список использованной литературы…………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

контр.docx

— 61.14 Кб (Скачать файл)

Введение

Роль образования на современном  этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления  опасности отставания страны от мировых  тенденций экономического и общественного  развития.

В современном мире значение образования как важнейшего фактора  формирования нового качества экономики  и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого  капитала. Российская система образования  способна конкурировать с системами  образования передовых стран. При  этом необходимы широкая поддержка  со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования  с выделением необходимых для  этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

В Российской Федерации разработаны  программные документы о стратегии  развития образования. Прежде всего, следует  отметить Концепцию модернизации российского  образования на период до 2010 года. Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации "Об образовании", Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы.

Концепция взаимосвязана  с Основными направлениями социально-экономической  политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу  и определяет приоритеты и меры реализации генеральной, стратегической линии  в предстоящее десятилетие - модернизации образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 История образования

1.1 От истоков до средневековья

Выживает сильнейший. В  жестокой борьбе за выживание самым  приспособленным организмом на планете  оказался человек. В силу принципиальной особенности высшей нервной деятельности человека, а также анатомического строения, которое в полной мере позволило реализовать свойства человеческой нервной системы. Нужно  отметить, что обучаться способен не только человек, но и все виды животных обладающие нервной системой, в разной степени способны к обучению. Обучение – наиболее эффективная и быстрая форма адаптации к окружающей среде. Однако способность к обучению у человека несопоставимо выше благодаря способности к использованию «вторичной сигнальной системы» – слова. Обучение во все времена имело целью подготовку к условиям жизни. Изначально обучение человека происходило в повседневной деятельности и общении. Около 7 тыс. лет до н.э. произошли качественные изменения в культурном развитии: человек переходит от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, развивает свое умение обрабатывать камень, изготавливать новые орудия труда, научается ткать полотно и лепить посуду. Эти изменения в хозяйственной жизни потребовали специальных практических знаний, трудовых умений и навыков, усвоение которых стало возможным лишь с помощью специальной подготовки. Совершенствование трудовой деятельности и орудий труда приводило к дальнейшему разделению труда и изменению процесса обучения.

Дальнейшее накопление знаний, появление письменности и усложнение социального устройства послужило  причиной дальнейшей эволюции обучения. С появлением первых государств создаются  первые специализированные учреждения для подготовки детей. Первые из них  были основаны в Месопотамии (Вавилон) и Египте около трех тысяч лет  до н.э., и назывались домами табличек (Вавилон) или домами писарей (Египет). Значительно позже применяют  слово школа (schole), которое в переводе с древнегреческого языка означает место для досуга, отдыха. Учебные заведения для подготовки молодежи изначально были тесно связаны с государством: почти все они находились при храмах, в государственных учреждениях.

В стародавнем мире выделяют древневосточную систему образования (Египет, Вавилон, Индия, Китай) и более  новую древнегреческую (Греция, Рим).

В основе древневосточной  системы образования – повторение прошлого, подражание, овладение письменностью. Древнегреческая система впервые  предложила идею гармонично развитой личности. В древнегреческой системе  образования впервые была сформулирована идея индивидуального развития: постоянного  совершенствования, стремления к идеалу. Именно в то время определяется возраст начала целенаправленного и системного обучения – 6-7 лет. (Следует также отметить, что именно в этом возрасте у ребенка сформировывается так называемая «черная субстанция головного мозга» – участок мозга, отвечающий за тонкие движения пальцев.)

В древнегреческой системе  воспитания выделяют спартанское, афинское и римское воспитание.

Спартанское воспитание было направлено на воспитание воина и  преданного государству гражданина. Образование было единым и обязательным для всех детей. Школы Спарты были государственными.

В основе афинского воспитания был идеал эстетически развитой личности, что умела декламировать, петь, играть, танцевать, имела эстетически  красивое тело. Впервые поставлена цель всестороннего развития личности (калокагатии (греч. kalokagathia, от kalos – прекрасный и agathos – добрый) – идеал умственно, морально, физически и эстетически развитой личности). Образование было разнотипным (грамматическим, музыкальным, гимназическим). Школы Афин были частными.

Римское воспитание было направлено на воспитание преданного государству  гражданина. Частные школы находились под контролем государства. Образование  имело в основном гуманитарную (филологическую) направленность для воспитания государственного служащего. В целом римское воспитание походило на афинское, но как основная ценность рассматривалось государство, а не личность.

В IV-V ст. в Западной Европе произошел общественно-исторический кризис: распад Римской империи и  образование варварских государств, которые и заложили основы национальных государств. Происходит формирование новой духовности – Христианства.

В эпоху Средневековья  церковь играла решающую роль: она  определяла идеологию, культуру, искусство, науку, именно духовенство было единственным образованным классом. В это время  вся организация воспитания и  образования находится в руках  церкви. На смену светскому образованию  Античности приходит церковное образование  Средневековья. Для удовлетворения существующих потребностей создается  определенная система образования. Школы создавались при монастырях и разделялись на внутренние и внешние. Во внутренних школах передавались знания лицам духовного сана, и осуществлялась подготовка духовенства, внешние служили для воспитания прихожан в духе религиозных идей.

Содержание образования  полностью определялось задачами школ. С целью перевоспитания прихожан, их обучали Закону Божьему, чтению и  хоровому пению. Духовенство овладевало полным курсом средневековых наук – «семью вольными искусствами», которые включали грамматику (латынь), диалектику (науку дискуссий), риторику (красноречие), арифметику, геометрию, астрономию (астрологию), музыку.

Основным признаком содержания образования был его религиозный  характер, а позже, в XI ст., религиозно-схоластический. Для организации обучения в монастырских школах также характерно индивидуальное обучение разных по возрасту и знаниям  детей. В эпоху средневековья  обучающая книга приобретает  свое нынешнее значение. Основными  методами обучения в Средневековье  считалось заучивание на память религиозных  трактатов – догматический метод; а также формальный диалог (вопрос-ответ), который получил название – катехизисный метод, так как ответы детьми заучивались на память из религиозных книг. Также в эпоху средневековья в конце XII – начале XIII ст. в системе образования происходит выделение высшего образования. Появляются первые университеты (от лат. universitas – совокупность) в Болонье, Париже, Оксфорде и Кембридже. Церковь создает собственные университеты – Сорбонна (от имени основателя Р. де Сорбонна, духовного наставника Людовика IX, также в Париже), Краков.

1.2 Эпоха Нового времени

В истории, XVII-XVIII-ое столетия известны как эпоха Нового времени. Развитие экономики и торговли, науки и культуры в Европе, способствовало становлению нового типа личности (идеала) – деятельного и самостоятельного человека. Существовавшая система образования (элементарная народная школа, и среднее образование, в основе которого изучение древних языков и подготовка к карьере духовенства или государственного служащего) не могла удовлетворить этих потребностей. Разрабатывается новая система образования.

Великий чешский педагог  Ян Амос Коменский в середине XVII ст. разработал основы современной педагогики, которые на долгое время опередили развитие школы. Коменский является основоположником дидактики как «универсальной науки учить» – ныне раздел педагогики открывающий закономерности усвоения знаний, умений, навыков, формирования убеждений, определяет объем и структуру содержания образования, совершенствует методы и организационные формы обучения, (воспитание не является ключевым понятием дидактики). В своем труде «Великая дидактика» (1633-38) он обосновывает новую организацию обучения – классно-урочную систему: наличие стабильного состава учеников – класса; установленного времени занятий – урока. Коменский теоретически обосновывает необходимость наглядности при обучении как «золотое правило дидактики», выявляет закономерности и принципы педагогического процесса. Особо от обучения Коменский выделяет воспитание, которому придает огромное – основополагающее значение: «Человек может стать человеком только благодаря воспитанию. Без него он напоминает диких животных», Коменский называет школу «мастерской гуманности и человечности».

Родоначальником теории воспитания является выдающийся английский философ  Джон Локк. Он обосновал решающую роль воспитания в формировании личности. В «Опыте о человеческом разуме» (1690) разработал эмпирическую (от греч. empeiria – опыт) теорию познания. Отвергая существование врожденных идей, утверждал: все человеческое знание проистекает из опыта, обосновывает теорию «чистой доски». Исходил из решающего влияния среды на воспитание – «Какими станут на самом деле люди: добрыми или злыми, честными или нет, прежде всего, на 9/10 зависит от воспитания». Развил учение о первичных и вторичных качествах и теорию образования общих идей (абстракций). Утверждал: «обучение – это лишь малая часть воспитания». Обосновывает педагогику «здравого смысла», в основе которой практическая польза для самой личности.

Огромный вклад в развитие педагогической теории XVIII ст. сделал французский  просветитель Жан Жак Руссо. Он выступил сторонником концепции естественного  воспитания – учета при воспитании природы самого ребенка. Руссо считается  первооткрывателем ребенка как  центра обучения и воспитания и первым его исследователем. Исходит из идей гуманизма – уважения и любви  к ребенку. Воспитание и обучение строится на основе потребностей и  интересов ребенка, отвергал телесные наказания. Выступил против авторитаризма  в обучении и воспитании. Согласно взглядам Руссо, воспитание и обучение – это самостоятельное накопление жизненного опыта. Ребенок сам выбирает содержание и методы обучения, учитель  разрабатывает и предлагает обучающие  и воспитательные ситуации. Идеи естественного  воспитания Руссо выражает в работе «Эмиль, или о воспитании» (1762). Жаном  Жаком Руссо были заложены основы теории свободного воспитания.

Происхождение и становление  современной системы образования

В середине 'XVIII – в начале 'XIX ст. в странах Западной Европы происходит переход от ручной (ремесленной) работы к машинной (фабричной). Начинается индустриальная эпоха. Такое производство требует грамотного и дисциплинированного  работника, подготовку которого должна была обеспечить школа и определенная организация обучения в ней.

Происходит создание и  становление массовой государственной  школы. Первоначально массовая школа  давала только базовое начальное  образование, на тот момент для удовлетворения производственно-экономических потребностей этого было достаточно. Первой страной, в которой было введено обязательное государственное бесплатное образование, была Германия – 1794 год. В США бесплатное образование было закреплено законодательством в средине 1850-х годов. В Англии закон про обязательное бесплатное образование был принят в 1870 году, во Франции – в 1880-м.

С созданием массовой школы  происходят изменения в организации  школьного обучения. Массово вводятся классно-урочная и Белл-Ланкастерская системы обучения. (Белл-Ланкастерская система обучения – система, при которой старшие и более знающие ученики под руководством учителя вели занятия с младшими учащимися, разработана английскими педагогами А.Беллом и Дж. Ланкастером.)

Государственный характер обучения в школе привел к регламентации  всех ее сторон: введение единого содержания обучения через оформление единых учебных  программ и планов; становление единой системы оценок и экзаменов; создание средств контроля за работой школы (государственные министерства и  инспекции, удостоверения об окончании  школы – аттестаты, классные журналы  и дневники); учитель превращается в государственного служащего, создается  система специальной подготовки учителей.

Становление массовой школы  определило новый этап в развитии педагогики. Формируется педагогика массовой школы, для создания доступного массового образования ведется  поиск наиболее простых и доступных  путей обучения. Происходит выделение  дидактики в самостоятельную  сферу исследований.

Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци, учитывая природу  ребенка, разрабатывает основы экономичного и быстрого обучения, чтоб даже малообразованный учитель смог обучать успешно. Песталоцци создает теорию элементарного образования, суть которой в том, что обучение начинается с простых элементов  и постепенно усложняется. В своей  теории Песталоцци связал обучение с  воспитанием и развитием ребенка (развивающее обучение), педагогику с психологией. Основные труды Песталоцци «Лингард и Гертруда» (1787), «Лебединая песня» (1826).

Немецкий педагог Иоганн Фридрих Гербарт разрабатывает теорию обучения, цель которой сделать процесс обучения простым и доступным как для учеников так и для учителей. Педагогика Гербарта – первая попытка научного построения теоретической педагогики, которая основывается на философии и психологии. Философия задает цель воспитания, а психология – пути его организации. Выдвинул концепцию 4 ступеней (принципов) обучения: ясность, ассоциация, система, метод. Гербарт выделяет следующие пути воспитания: 1) управление – установление и поддержание порядка, которое достигается с помощью четкой организации обучения, угроз, распоряжений, наказаний; 2) учение с целью формирования разностороннего интереса, что достигается с помощью накопления и объединения представлений (на основе теории представлений создает четкую последовательность этапов урока); 3) моральное воспитание с целью формирования характера и воли, поиск и развитие позитивного в каждом ребенке. Гербарта считают основателем традиционной школы.

Информация о работе История маркетинга образовательных услуг