Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 11:54, реферат
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.
В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала.
Введение……………………………………………………………………..………3
1 История образования………………………………………………………..…….4
1.1 От истоков до средневековья…………………………………..……..4
1.2 Эпоха Нового времени………………………………………….…….6
2 Общая структура системы образования РФ………………………..……..…..9
Заключение………………………………………………………………..……15
Список использованной литературы…………………………………………17
Адольф Дистервег, немецкий педагог, последователь Песталоцци, придал огромное значение подготовке учителя. Автор многих учебников, трудов по педагогике, он возглавил учительские семинарии и успешно занимался подготовкой учителей. Дистервег создает четкую систему дидактики как «науки про общие законы и правила обучения». Выделил 33 закона и правила обучения, которые разбил на 4 группы: 1) правила обучения относящиеся к ученику; 2) правила обучения относящиеся к учебному материалу; 3) правила обучения относящиеся к внешним условиям, месту; 4) правила обучения относящиеся к учителю.
Одновременно происходят
изменения в объеме начального образования:
к чтению, письму и арифметике добавляются
предметы естественного и гуманитарного
циклов (природоведение, история, география,
физика), а также трудовая подготовка
(ручной труд, делопроизводство, ремесло),
изучается государственная
2 Общая структура системы образования РФ
Согласно Закону Российской
Федерации «Об образовании», Российское
образование представляет собой
непрерывную систему
− дошкольные;
− общеобразовательные;
− учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
− профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);
− учреждения дополнительного образования;
− другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.
Государственные и муниципальные
образовательные учреждения осуществляют
свою деятельность на базе типовых
положений, утвержденных Правительством
РФ, о соответствующих типах и
видах образовательных
Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование, образовательные учреждения которой могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Все они имеют право заключать между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад - начальная школа, лицей – колледж - вуз) и учебно-научно-производственные объединения (ассоциации) с участием научных, производственных и других учреждений и организаций. Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домашнего) образования, а также экстерната.
Государственные расходы (в сравнении с некоторыми странами «ближнего зарубежья») на образование (табл. 1):
Таблица 1
Государственные расходы на образование (в % к ВВП)
По данным таблицы 1 можно судить, что относительные показатели расходов на образование ставят Россию на одно из последних мест даже в группе развивающихся стран.
Российские дошкольные образовательные
учреждения в своей деятельности
руководствуются Типовым
Для дошкольных учреждений
России характерны многофункциональность,
разнотипность, свобода в выборе
приоритетного направления
Современное дошкольное образование России располагает следующими видами дошкольных учреждений: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т.п.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей.
Кроме перечисленных дошкольных
учреждений существуют и ясли, но их
количество за последние 10 лет резко
сократилось до незначительного, т.к.,
в силу различных причин экономического
и не экономического характера, этот
вид дошкольных учреждений перестал
в массе своей выполнять
Общее среднее образование
является центральным звеном системы
образования в Российской Федерации,
которое включает в себя: средние
общеобразовательные школы; школы
с углубленным изучением
Выпускники средних школ являются основными поставщиками студенческого контингента в высшие учебные заведения. Ожидаемое значительное снижение количества учащихся (до 2010 г.) позволяет прогнозировать возможность введения новой структуры и содержания общего среднего образования (Россия, в отличие от стран Балтии, Украины, Белоруссии и Молдовы, не перешла на 12-летнее полное среднее образование).
Среднее профессиональное образование направленно на подготовку специалистов-практиков по более чем 280 специальностям и реализуется по двум основным профессиональным образовательным программам: базового уровня и повышенного уровня. После освоения программы базового уровня выпускнику присваивается квалификация L-техник. Повышенный уровень среднего профессионального образования обеспечивает углубление или расширение подготовки по сравнению с базовым уровнем (при этом срок обучения увеличивается на 1 год). При углублении подготовки выпускнику присваивается квалификация L-старший техник, при расширении подготовки — L-техник с дополнительной подготовкой в области — (с указанием конкретной области: менеджмент, экономика, информатика и т.д.).
В современной экономике и социальной сфере России занято более 21,6 млн. специалистов со средним профессиональным образованием, что составляет более 34 % от общей численности занятых.
Содержание образовательных программ среднего профессионального образования регламентируется Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ГОС СПО), который состоит из 2 частей: федерального компонента, определяющего общегосударственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, и национально-регионального компонента
Реализация среднего профессионального образования осуществляется в различных формах: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат на базе основного общего образования (9 классов общеобразовательной школы) или среднего (полного) общего образования (11 классов общеобразовательной школы).
Срок обучения по программе среднего профессионального образования базового уровня по очной форме на базе среднего (полного) общего образования составляет 2-3 года в зависимости от профиля подготовки. Срок обучения по очно-заочной и заочной формам увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения по очной форме. При реализации среднего профессионального образования на базе основного общего образования срок обучения увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения на базе среднего (полного) общего образования.
Существуют два основных вида средних специальных учебных заведений:
1) техникум (училище), реализующий
основные профессиональные
2) колледж, осуществляющий
профессиональные
Лица со средним профессиональным
образованием соответствующего профиля,
могут получать высшее профессиональное
образование по сокращенным ускоренным
программам: на 1 год — при наличии
среднего профессионального образования
базового уровня; на 1-2 года — при
наличии среднего профессионального
образования повышенного
Государственные и муниципальные
средние специальные учебные
заведения и подразделения
Для современной системы среднего специального образования характерно возрастание численности учащихся на платном обучении в сравнении с учащимися-бюджетниками.
В зависимости от числа
направлений обучения студентов
вузы делятся на университеты, академии
и институты. Выпускники вузов могут
иметь квалификацию: бакалавр, дипломированный
специалист, магистр по соответствующим
направлениям подготовки (специальностям),
причем соответствующие
Объем и структура приема студентов на первый курс государственного вуза диктуется контрольными цифрами приема, которые устанавливаются ежегодно соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится вуз. Сверх заданий по приему студентов вуз вправе осуществлять подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами.
Одной из преобладающих тенденций
в высшем образовании России является
увеличение доли платного обучения. Таким
образом, система высшего
Во-первых, развитие подготовки специалистов шло высокими темпами, а число лиц, желающих поступить в высшие учебные заведения, продолжает расти.
Во-вторых, контрольные цифры
приема студентов на первый курс государственных
вузов только за 5 лет возросли на
50%. Это единственная ступень образования,
в которой число
В-третьих, дополнительные возможности для реализации права граждан на образование обеспечивается наличием свыше 1,5 тыс. филиалов вузов, из которых около 1 тыс. — государственных (в России вузов, вместе с филиалами, свыше 3200). Около половины этих филиалов находятся на территории Сибири и Дальнего Востока, что способствует преодолению исторически сложившейся диспропорции в размещении вузов на территории Российской Федерации
В-четвертых, на 10 тыс. населения
приходится свыше 300, обучающихся в
государственных и
В-пятых, распределение по специальностям выглядит так: на первом месте по количеству студентов технические специальности, на втором месте — педагогические, далее специальности естественных и гуманитарных наук.
В-шестых, реформирование внутренней
структуры вузов
- появлением новых дипломов (по различным квалификациям);
- преподаванием новых дисциплин и создание новых факультетов;
- информатизацией, все более и более используемой для дистанционного обучения через Интернет;
- международным сотрудничеством.
- учреждения высшего
- сложилась общественно-
Заключение
Образование в Российской Федерации представляет собой громадную систему, насчитывающую 150 тыс. образовательных учреждений с численностью учащихся 34260 тыс. и работающих — более 3000 тыс. человек.
Такая большая сфера деятельности
не может существовать сама по себе
без взаимодействия с другими
сферами деятельности и государством
в лице государственных институтов.
Проблемы системы образования
Сфера образования представляет собой не только множество организаций. Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 8) введено понятие системы образования.
Под системой образования понимается совокупность всех образовательных учреждений и органов управления, подведомственных Министерству науки и образования Российской Федерации, обеспечивающих непрерывность образования растущего человека и гарантию его прав на качественное образование путем выбора образовательных программ.
Информация о работе История маркетинга образовательных услуг