Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 20:05, реферат
Кодирование товара - это образование или присвоение кода классификационной группе или объекту классификации. Код - это знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения классификационной группировки и (или) объекта классификации. Цель кодирования - систематизация объектов и присвоение условного обозначения (кода), по которому можно найти и распознать любой товар среди множества других. С внедрением вычислительной техники возросла необходимость и значимость кодирования. Присвоение кодов осуществляется на основе определенных правил и методов.
Кодирование товара
- это образование или присвоение кода
классификационной группе или объекту
классификации. Код - это знак или совокупность
знаков, применяемых для обозначения классификационной
группировки и (или) объекта классификации.
Цель кодирования - систематизация объектов
и присвоение условного обозначения (кода),
по которому можно найти и распознать
любой товар среди множества других. С
внедрением вычислительной техники возросла
необходимость и значимость кодирования.
Присвоение кодов осуществляется на основе
определенных правил и методов. Правило
кодирования состоят в следующем: - код
должен иметь определенную структуру
построения; - код должен быть выражен
с помощью различных, заранее обусловленных
знаков; - код должен способствовать упорядочению
объектов. Структура кода - условное обозначение
состава и последовательности расположения
знаков в нем. Структура кода состоит из
таких элементов, как алфавит, основание,
разряд и длина. Алфавит кода- система
знаков, принятых для образования кода.
В качестве алфавита для кодов наиболее
часто применяют цифры, буквы или их сочетания,
штрихи и пробелы. Соответственно различают
цифровой - алфавит кода, знаками которого
является цифры, буквенный - алфавит кода,
знаками которого является буквы алфавитов
естественных языков, буквенно- цифровой
- алфавит кода, знаками которого являются
буквы алфавитов и цифры, штриховой алфавит
кода - алфавит кода, знаками которого
являются штрихи и пробелы, ширину которых
сканеры считывают в виде цифр. Основанием
кода называется общее число знаков в
его алфавите. Последовательность расположения
знаков к коде определяется его разрядом.
Разряд кода- позиция знаков в коде. Поскольку
каждый знак характеризует какой-то заранее
обусловленный признак
товара. Длина кода - число знаков
в коде без учета пробелов. Кодирование
товаров и других объектов осуществляется
несколькими способами. К ним относятся
порядковый, серийно - порядковый, последовательный
и параллельный способы. 1) порядковый
- образование и присвоение кода из чисел
натурального ряда. Примером порядкового
метода может служить присвоение чисел
(кодов) в журнале группы, темам в программе.
Это самый простой и распространенный
метод кодирования. 2) серийно - порядковый
- образование и присвоение кода из чисел
натурального ряда объектам классификации
с определенными признаками. (Р-58- 11239- серия
лососей, 60- серия осетров) 3) последовательное
- образование и присвоение кода из чисел
натурального ряда объектам классификации
с использованием иерархичного метода
классификации. 4) параллельный - образование
и присвоение кода из чисел натурального
ряда с использованием кодов независимых
группировок, полученных при фасетном
методе классификации. (фасетный метод)
вино - - по поставщику; - по технологии
производства; - по срокам выдержки; - по
цвету; В1977 г. в Европе была создана европейская
система кодирования EAN (Европейская ассоциация
товарной нумерации). Система EAN является
универсальной и может быть применена
к любому виду товара и в любой точке цепи
«производитель - оптовое предприятие
- предприятие розничной торговли».
Штриховой код, или штрих-код
— это машиночитаемый символ, содержащий
закодированную информацию о характеристиках
произведенной продукции и
Внешне штрих-код представляет собой комбинацию темных полосок (штрихов) и разделяющих их светлых полосок различной толщины.
Каждая единица товара идентифицируется с помощью штрихового и цифрового кода.
Штриховой код EAN (European Article Numbering) разработан международной ассоциацией EAN (Брюссель). Это 13-разрядный или 8-разрядный цифровой код, представляющий собой сочетание штрихов и пробелов разной ширины.
Ассоциация EAN выдает цифровой код каждой стране централизованно, причем ряд стран имеют диапазон кодов, некоторым предоставлена возможность дополнить 2-х разрядный код третьим разрядом (Приложение 1).
В частности, код 46 был присвоен
СССР, а в настоящее время он
детализирован в третьем
Правительством РФ принята
государственная программа
Штриховой код идентифицирует товар, потому что никакой другой товар на международном рынке не может иметь точно такой же код.
Например, цифровой 13-разрядный код товара 4902580420222 включает:
Штриховой код считывается
сканером (контрольное число
Для товаров небольших размеров существует структура кода EAN-8, являющаяся укороченной модификацией EAN-13. Этот код состоит из кода страны, кода изготовителя и контрольного числа.
Штриховое кодирование способствует
повышению конкурентоспособност
у мерен в том, что это не фальсификат. В ряде стран без штрихового кода продукция не принимается к реализации. Он повышает пре-i I и ж товара, играет роль рекламы, улучшает культуру обслуживания. Кроме того, штриховой код способствует организации эффективного контроля за товародвижением, начиная с предприятия-изготовителя п до склада магазина. Он применяется также для учета и контроля говаров в пределах предприятия.
Штриховое кодирование является важнейшей частью маркировки товара. С внедрением электронно-вычислительной техники возросла необходимость внедрения кодирования товаров. С помощью кодов легче систематизировать, найти и распознать любой товар среди множества других.
Штриховой код (ШК) представляет
собой системную
Наличие штрихового кода является обязательным условием экспорта товаров. В 1977 г. была создана Европейская система кодирования EAN (Европейская ассоциация товарной нумерации).
Штриховой код стал применяться в Италии, Германии, Франции, Англии. В России штриховым кодированием занимается ЮНИСКАН — Внешнеэкономическая ассоциация автоматической идентификации. Чтобы стать членом-пользователем Международной ассоциации EAN и получить штриховой код на свою продукцию, предприятию необходимо зарегистрироваться в ЮНИСКАНе. Цены на товары без штрихового кода снижаются от 3 до 15%. Отсутствие штрихового кода является одной из причин снижения конкурентоспособности товаров.
Штриховой код товаров облегчает управление процессом товародвижения, автоматизирует учет и контроль товарных запасов, сокращает издержки на делопроизводство (проведение торговых сделок «без бумаг»), быстро производится идентификация товара и изготовителя, дает идентификацию для маркетинговых исследований.
Существуют различные виды кодов. Наиболее распространены EAN (европейские) и ИРС (американские).
Коды EAN подразделяют на три типа:
EAN-8, EAN-13, EAN-14.
Код типа EAN-8 используется для маркировки малогабаритных товаров, в нем формация сокращена, он отличается малыми размерами.
EAN-13 наносится, если позволяет площадь, на любые товары и упаковки.
EAN-14 используется для транспортной тары, код имеет крупные размеры. Так как код EAN-14 не считывается сканером, на упаковке самого товара применяется код EAN-13.
Перечень кодов в табл.
Коды стран местонахождения банка данных о штриховых кодах
Рис. Структура штрихового кода EAN-13
Штриховой код EAN-13 включает тринадцать знаков. Рассмотрим, что они обозначают.
Первые 2—3 цифры обозначают страну происхождения товара, иногда называются «флагом».
Следующие 4—5 цифр — код фирмы изготовителя товара. Затем еще 5 цифр обозначают код товара. Последняя цифра Контрольная, применяется для проверки правильности предшествующих 12 цифр.
Для проверки штрих-кода следует провести вычисления: код 4600104008498.
1. Сложить цифры, стоящие на четных позициях
6 + 0 + 0 + 0 + 8 + 9 = 23.
2. Сумму, полученную в пункте 1, умножить на 3
23 х 3 = 69.
3. Сложить цифры, стоящие на нечетных позициях
4 + 0 + 1+ 4 + 0 + 4 = 13.
4. Сложить суммы, полученные в пункте 2 и 3
69 + 13 = 82.
5. Определяется контрольное число как разность между полученной суммой и ближайшим к нему большим числом, кратным 10
90 - 82 = 8.
Если цифра после расчета не совпадает с контрольной, это означает, что товар произведен незаконно и его качество не гарантируется.
По штриховому коду можно судить о подлинности товара или установить фальсификацию продукции.
Иногда код банка данных не совпадает с кодом страны изготовителя. Это может быть в нескольких случаях:
— фирма была зарегистрирована и получила код не в свое стране, а в той, куда был направлен основной экспорт продукции;
— товар мог быть изготовлен на дочернем предприятии, расположенном в другой стране;
— учредителями предприятия являются несколько фирм из разных государств;
— товар мог быть изготовлен в одной стране, но по лицензии фирмы из другой страны.
Для считывания штриховых кодов применяют:
— лазерные сканеры, стационарные или портативные, которыми можно считывать ШК на расстоянии от 60 см до 5—6 м от товара;
— кассовые терминалы, оснащенные системами считывания ШК;
— оптические контактные считыватели в виде лазерных пистолетов, ручек, карандашей и др.
Размещают ШК на абсолютно ровной поверхности упаковки товара на задней ее стенке в правом нижнем углу на расстоянии 20 мм от краев.
Идея штрихового кодирования
зародилась в Гарвардской школе
бизнеса в США в 30-х годах
прошлого столетия. В 1932 г. был разработан
линейный код, ставший основой штриховой
кодификации. Реальное применение штриховой
код (ШК) впервые нашел в пищевой
промышленности Великобритании. В 1977 г.
возникла Европейская система