Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 21:26, курсовая работа
Сегодня предприятия осуществляют свою деятельность в разных сферах и отраслях хозяйства (промышленности, сельском хозяйстве, торговле и др.). Они могут заниматься как одним видом деятельности, так и несколькими. Именно предприятия производят, реализуют товары, осуществляют работы и услуги или иные виды коммерческой деятельности. Все это свидетельствует о том, что предприятие является первичным, основным звеном общественного производства.
Поставщиками Цивильского райпо являются различные предприятия по организационно-правовой форме и объему деятельности.
Имеются определенные критерии выбора поставщиков:
Поиск поставщиков осуществляется различными способами:
- обмен информацией внутри
системы потребительской
-предложение налаживания хозяйственных связей самими поставщиками;
- на выставках и ярмарках;
- обмен информацией с различными организациями и т. д.
Райпо стремится наладить прямые хозяйственные связи при поставка скоропортящихся продуктов питания, поэтому использует ресурсы местных предприятий. Продукты питания также поставляются крупными посредниками.
Среди основных поставщиков райпо можно выделить:
Непродовольственные товары: ЗАО «Чебоксарский трикотаж», ООО «Пике», ООО «Текстиль», ОАО «Лакокраска» г. Канаш, ОАО «Чувашпечать», ОАО «Марийский ЦБК» г. Волжск, ОАО «Чебоксарский агрегатный завод», ОАО «Чебоксарский завод «Металлист», ЗАО «Чебтехпромснаб», ООО «Ульяновскшифер».
Работа со многими поставщиками ведется на выгодных для райпо условиях: прием товаров с отсрочкой платежа, оплата после реализации, возврат нереализованного товара.
Взаимовыгодные отношения сложились с ФГУ Росспиртпром филиал ЛВЗ «Чебоксарский», ООО «Текстиль» (отсрочка платежа), ОАО «Букет Чувашии» (отсрочка платежа, транспортные услуги поставщика, возврат нереализованного товара) и др.
Для того, чтобы продавать товары по более низким ценам, Цивильскому райпо пришлось почти полностью перейти на прямые связи с поставщиками. В результате по прямым связям райпо закупает свыше 95 % товарной массы. Партнерами райпо стали Нижегородские швейное объединение «Маяк» и рубероидный завод, Борский стеклозавод и Богородский кожгалантерейный комбинат. Поставляют кооператорам свои товары предприятия Республики Марий Эл, Татарстана и Ульяновской области. Самые тесные отношения сложились с предприятиями своей республики - ОАО «Акконд», ЗАО «Чебоксарский трикотаж», ОАО «Ситро».
Следует отметить, что коммерческой службой проводится работа по поставкам товаров из других регионов страны. Райпо обслуживает как пайщиков, так и некооперированное население.
Влияние конкуренции ощущается именно в торговле. Конкурентами Цивильского райпо являются: (см. таб. 5)
Таблица 5
Характеристика конкурентов Цивильского райпо
на различных видах рынка
Вид рынка |
Основные конкуренты |
Сильные стороны |
Рынок продовольственных Товаров |
Рынок Частные предприятия |
Относительно низкий уровень цен на отдельные товары Гибкость цен |
Рынок хозяйственных и строительных товаров |
Предприниматели, реализующие товары с автомобилей |
Большой охват рынка Подвижность Низкий уровень цен Гибкость цен Возможность ухода от налогов |
Рынок непродовольственных товаров |
Рынок |
Относительно низкий уровень цен на отдельные товары Гибкость цен |
В числе основных конкурентов райпо в городе Цивильске выступают частные предприниматели и городской рынок. На их долю приходится примерно 22% от всего рынка товаров. Такое соотношение в пользу Цивильского райпо обусловлено, прежде всего, тем, что в районе преобладающим контингентом являются сельские жители, а частный бизнес еще не проник в достаточной мере в сельскую местность из-за невыгодности реализации товаров населению, так как их заработок чуть выше прожиточного минимума.
Группу показателей третьего блока — «Формирование и стимулирование спроса» — целесообразно использовать при оценке соответствия объема и структуры спроса товарному предложению. Предлагаемые показатели рассчитываются по предприятию исходя из ассортимента, его широты, данных о спросе населения и факторов, влияющих на степень завершенности покупок.
Это направление коммерческой
деятельности неразрывно связано с
блоками, характеризующими планирование
товарного предложения и
Функции балансирования спроса и предложения в настоящее время уделяется особое внимание, учитывая, что отношения на рынке сырья, полуфабрикатов, энергоресурсов, всех видов готовой продукции регулируются законом спроса и предложения.
Если спрос
значительно превышает
Уровень цен конкурентов постоянно отслеживается, и на основе результатов наблюдений проводятся соответствующие корректировки цен на товары в магазинах райпо. Такая ценовая политика позволяет райпо сохранять достаточно большую долю рынка (около 30 %), обеспечивает стабильность функционирования.
Спрос покупателей на товары
на предприятии зависит, прежде всего,
от цены на тот или иной товар
и поэтому очень важно
Ценовая политика предприятия является:
1) элементом системы управления предприятием;
2)фактором, способствующим
росту объема деятельности и
укреплению финансового
3)механизмом, обеспечивающим
предпосылки социально-
4) фактором, способствующим победе в конкурентной борьбе.
Четвертый блок — «Экономическая эффективность коммерческой деятельности» — характеризует результативность управления коммерческой работой как конкретного предприятия, так и совокупности предприятий на определенной территории. Эти показатели завершают и обобщают оценку коммерческой деятельности.
В Цивильском райпо коммерческая деятельность непосредственно влияет и на его экономические результаты, и на социальную эффективность торговли в целом. Экономическая и социальная эффективность торговли находятся в тесной взаимосвязи. Экономическую эффективность коммерческой деятельности следует оценивать по экономическим результатам, характеризующим работу предприятия в целом: обобщающим экономическим показателям (оборота торговли, издержки, прибыль, цены); показателям использования ресурсов (выработка, оборота розничной торговли); качеству торгового обслуживания (широта, устойчивость и обновляемость ассортимента); качеству товаров.
Эффективность управления торговлей оценивается прежде всего с позиции качества торгового обслуживания и рентабельности предприятий. Составляющие эффективности управления во многом зависят от организации коммерческой деятельности и ее результатов, так как при осуществлении коммерческих операций формируются товарооборот, доходы предприятия, ассортимент товаров, проверяется их качество.
Оценка эффективности коммерческой деятельности предприятий необходима при планировании хозяйственной деятельности, выявлении причин невыполнения плановых заданий, изыскании резервов повышения эффективности работы райпо, определении стратегии его развития. Оценка коммерческой деятельности дает представление об адаптации Цивильского райпо к рыночным условиям, позволяет не только выработать стратегию и тактику поведения торговых предприятий, но и повысить эффективность управления ими на уровне территории. Ее применение позволяет хозяйствующим субъектам определять слабые и сильные стороны торговой деятельности и сконцентрировать все условия на направлениях, являющихся наиболее перспективными и доходными. Более подробно об эффективности коммерческой работы в Цивильском райпо рассмотрим в четвёртой главе.
Глава 4 Эффективность коммерческой работы предприятия.
Чтобы торговое предприятие успешно функционировало, необходимо проводить глубокий анализ его коммерческой деятельности в зависимости от постоянно меняющейся рыночной среды. Это позволит сделать предприятие устойчиво прибыльным и конкурентоспособным, обеспечить его развитие, предвидеть будущее.
Проводя систематический и глубокий анализ коммерческой деятельности, можно:
- быстро, качественно и
профессионально оценивать
- точно и своевременно
находить и учитывать факторы,
влияющие на получаемую
- определять расходы на
торговую деятельность (издержки
обращения) и тенденции их
- находить оптимальные
пути решения коммерческих
Как было отмечено выше, важнейшим
показателем эффективности
Для характеристики экономической эффективности Цивильского райпо, а также в целях проведения сравнительного анализа необходимо знать не только абсолютную величину прибыли, но и ее уровень. Уровень прибыли характеризует рентабельность торговых организаций - один из показателей эффективности их деятельности. Наиболее распространенный показатель рентабельности торговли - отношение суммы прибыли к товарообороту. Однако этот показатель не является единственным показателем рентабельности торговой или коммерческой деятельности, ибо он показывает лишь долю чистого дохода торговли в сумме товарооборота. В нем не находит отражение степень эффективности всех авансированных затрат (единовременных и текущих), связанных с коммерческой деятельностью. Так, при одной и той же сумме прибыли и товарооборота у разных коммерческих организаций могут быть различные вложения в основные и оборотные средства.
Произведём анализ показателей выполнения плана и динамики прибыли и рентабельности по Цивильскому РАЙПО за 2008 -2009 годы исходя из данных таблицы 2
Таблица 6
Показателей выполнения плана и динамики прибыли и рентабельности по Цивильскому РАЙПО за 2008 -2009 годы
Показатели |
2008 год |
2009 год |
Отклонение (+,-) |
Темп изменение в % |
Объём деятельности |
428892 |
436914 |
8022 |
101,9 |
Оборот розничной торговли в действующих ценах, тыс.руб. |
323070 |
334960 |
11890 |
103,7 |
Оборот розничной торговли в сопоставительных ценах, тыс.руб. |
323070 |
279133 |
-43937 |
86,4 |
Себестоимость реализуемой продукции |
343349 |
345261 |
1912 |
100,6 |
Прибыль |
15118 |
20837 |
5719 |
137,8 |
Рентабельность в % |
4,7 |
6,2 |
1,5 |
131,9 |
Анализируя данные таблицы 7, можно сделать ряд выводов. Объем деятельности за 2008 год составил 428892 тыс.руб. По сравнению с 2009 годом увеличение произошло на 8022 тыс.руб. или на 1,9 При этом Оборот розничной торговли в действующих ценах и Прибыль увеличились наиболее высокими темпами. А именно оборот розничной торговли увеличился на3,7% , Прибыль – 37,8.Оборот в сопостовимых ценах снизился на 43937 тыс.руб. Для того чтобы рассчитать товарооборот от реализации2009. в ценах 2008 г., необходимо разделить показатели товарооборота в действующих ценах на соответствующие индексы цен. Процессы роста товарооборота были связаны с ростом себестоимости. Так, себестоимость в 2009 г. по сравнению с 2008 г. повысилась на 0,6% и составила 1912 тыс. руб Такие показатели как выручка и прибыль являются показателями экономического эффекта, то есть они являются абсолютными, объемными показателями и не дают нам полного представления об эффективности деятельности предприятия. Именно поэтому при анализе необходимо использовать показатели экономической эффективности, которые могут дать полную оценку. Одним из таких показателей является рентабельность, которая определяется как отношение прибыли к выручке от реализации. 2008г. показатель Таким образом, можно сделать вывод, что Цивильское РАЙПО имеет прибыль, величина которой выросла за последние год на 37,8% . Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятия находятся во взаимосвязи. Одни из них непосредственно связаны между собой, другие косвенно. Каждый результативный показатель зависит от множества факторов. Проведем факторный
анализ увеличения издержек Δ ИО=ИО1 – ИО0=345261 –343349=1912тыс. руб. УрИО0=343349/323070*100%=106, УрИО1=345261/334960*100%=103, За период с 2008 по 2009 года издержки обращения снизились на 3,1 % и составили 1912 тыс. руб. Чем детальнее исследуется
влияние факторов на величину
результативного показателя, тем
точнее результаты анализа и
оценка качества работы Δ П = Δ П1 – Δ П0=20837– 15118=5719тыс. руб. Δ Пт/об=(Т/об1 –
Т/об2)*Рент0/100%=(334960– Δ Прент=(Рент1 – Рент0)*Т/об1/100%=(6,2 – 4,7)*334960 /100%=502,35тыс. руб. Δ П = Δ Пт/об+ Δ Прент=558,83+502,35=1061,18 тыс. руб. Таким образом, за счет увеличения
товарооборота прибыль В целом за истекший период произошло увеличение значений показателей. |