Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 10:22, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических и практических исследований и изучении конкурентных преимуществ организации.
Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
- теоретические изучение сущности конкурентных преимуществ;
-исследование классификации конкурентных преимуществ организации;
-изучение ключевых факторов успеха в конкурентной борьбе;
-управление конкурентными преимуществами в ОАО “Газпром”.
В курсовой работе объектом исследования является ОАО “Газпром”. Предметом курсовой работы выступает анализ конкурентных преимуществ ОАО “Газпром”.
Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1. Понятие и сущность конкурентных преимуществ 5
1.2. Теория конкурентоспособности по Майкла Портера 7
1.3. Уровни конкурентоспособности предприятия 9
2. УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫМИ ПРЕИМУЩЕСТВАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ 16
2.1 Характеристика деятельности ОАО «Газпром» 16
2.2 Структура организации ОАО «Газпром» 17
2.3. Анализ конкурентной среде ОАО «Газпром» 21
2.4. Конкурентные преимущества компании ОАО «Газпром» 22
Заключение 28
Библиографический список 29
При этом структура персонала основных обществ Группы Газпром по добыче, транспортировке, подземному хранению и переработке газа в 2010 году выглядит следующим образом:
· Руководители - 9,3 %;
· Специалисты - 22,2 %;
· Рабочие - 63,1 %;
· Прочие служащие - 5,4 %.
Система непрерывного фирменного профессионального образования персонала, которую проводит Газпром, способствует повышению эффективности выполнения производственных задач трудовыми коллективами. Обучение руководителей и специалистов проводится на базе 18 образовательных учреждений, обучение рабочих - в образовательных подразделениях по подготовке кадров, действующих в составе 22 основных газодобывающих и газотранспортных обществ.
В 2010 г. социально-трудовые отношения между работниками и работодателями регулировались Генеральным коллективным договором ОАО «Газпром», его дочерних обществ и организаций на 2009-20011 гг. и коллективными договорами дочерних обществ и организаций. Генеральный коллективный договор затрагивает интересы 266,6 тыс. работников. Обязательства сторон, принятые в соответствии Генеральным коллективным договором по социальным гарантиям и заработной плате, медицинскому страхованию, охране труда и здоровья, повышению квалификации, в 2010 г. выполнены Корпоративный журнал «Газпром» - М.: Издание «Газпром», 2011 г. № 1.
Газпром располагает самыми
большими в мире запасами природного газа.
Его доля в мировых доказанных запасах
газа составляет около 17%, в российских
– более 60%. Обширная ресурсная база создает
предпосылки для роста добычи газа компанией
в долгосрочной перспективе.
Также
компания является мировым лидером по
добыче газа.
В 2006 г. Газпром добыл 556 млрд м3. В 2010 г. уровень добычи, по планам компании, составит 570 млрд м3 газа. Таким образом, среднегодовые темпы роста невысоки – около 0.5%. Тем не менее, Газпром стабильно наращивает добычу и при росте цен на газ может ускорить разработку ряда месторождений. Благоприятная конъюнктура на мировых сырьевых рынках позволяет компании показывать достаточно хорошую динамику результатов. Однако первое полугодие текущего года не очень удачный для Газпрома период: из-за теплой зимы и сокращения спроса компания вынуждена была уменьшить объемы реализации газа.
В то же время
это снижение носит
Доминирующее
положение Газпрома в отрасли позволяет
компании определять правила игры для
остальных участников рынка.
Государство лоббирует интересы
компании на международном уровне. Налоговая
нагрузка на Газпром ниже, чем на нефтяные
компании.
Различные
формы партнерства с крупнейшими западными
компаниями дают возможность Газпрому
привлекать инвестиции и более активно
осуществлять разработку месторождений.
Приобретение активов в сегменте распределения
и сбыта позволит компании повысить рентабельность
бизнеса.
Основными
проблемами, которые препятствуют развитию
Газпрома, являются: Дефицит газа. Пока дефицит газа у концерна
носит гипотетический характер, который
объясняется, прежде всего, тем, что в данный
момент, Газпрому выгоднее экспортировать
газ, а это, при существующих темпах прироста
добычи, приводит к тому, что монополия
просто ограничивает в поставках основных
промышленных потребителей газа в России.
Однако в условиях падающей добычи на
основных месторождениях при отсутствии
адекватного объема вводов новых месторождений
газа, проблема дефицита может плавно
перейти из разряда.
В 1991 г. американский экономист М. Портер опубликовал исследование [1], в котором представлен новый подход к проблемам международной торговли. По Портеру, успех компании на внешнем рынке зависит от правильно выбранной конкурентной стратегии, которая, в свою очередь, должна опираться на конкурентные преимущества, которыми располагает эта компания. Согласно Портеру, основной единицей конкуренции является не компания, а отрасль, т.е. группа конкурентов, производящих товары или оказывающих услуги и непосредственно соперничающих между собой.
На выбор конкурентной стратегии фирмы в отрасли влияют особенности конкуренции в отрасли и положение фирмы на рынке.
Особенности конкуренции в отрасли определяют следующие важнейшие факторы: появление новых конкурентов, появление товаров или услуг-заменителей, способность поставщиков и покупателей проводить активную торговую политику и влиять на цены, характер взаимодействия уже имеющихся конкурентов между собой. Эти факторы, по Портеру, определяют прибыльность отрасли, поскольку они влияют на цены, определяют их расходы и капиталовложения.
Очевидно, с появлением новых конкурентов общий потенциал прибыльности в отрасли снижается, так как они привносят в отрасль новые производственные мощности и стремятся заполучить долю рынка, а с появлением товаров или услуг-заменителей ограничивается цена, которую фирма может запросить за свой товар. Поставщики и покупатели, торгуясь, извлекают свою выгоду, что может привести к снижению прибыли фирмы. Таким образом, платой за конкурентоспособность при соперничестве с другими фирмами являются либо дополнительные расходы, либо снижение цены, а в результате – сокращение прибыли.
Позиция компании на рынке и в отрасли фокусирует в себе все ее конкурентные преимущества. Фирма опережает своих соперников, если имеет стабильные конкурентные преимущества:
1) более низкие издержки, свидетельствующие о способности фирмы выпускать и продавать товар с меньшими затратами, чем у конкурентов;
2) диверсификацию продуктного ряда – способность фирмы удовлетворять потребности покупателя, предлагая товар либо более высокого качества, либо новые товары, связанные с основным товаром особенностями технологии.
Эти два фактора определяют стремление фирмы к доминирующему положению в отрасли – к монополизму, а также к техническому и технологическому развитию. На позицию фирмы в отрасли сильнейшим образом влияет широта целей, на которые ориентируется фирма в рамках своей отрасли. Фирма должна четко прописать для себя, сколько разновидностей товаров выпускать, какими каналами сбыта пользоваться, какой круг покупателей обслуживать, в каких районах мира продавать свою продукцию и в каких родственных отраслях конкурировать.
В табл. 1 представлены основные типовые стратегии, применяемые при определении позиции фирмы в отрасли.
Таблица 1. – Типовые стратегии крупных компаний
ОАО «Газпром» – крупнейшая газовая компания в мире. Основные направления деятельности – геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа и других углеводородов. Государство является собственником контрольного пакета акций ОАО «Газпрома» – 50,002%. ОАО «Газпром» видит свою главную задачу в максимально эффективном и сбалансированном газоснабжении потребителей Российской Федерации, выполнении с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа.
Стратегической целью ОАО «Газпром» является становление как лидера среди глобальных энергетических компаний, посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок.
Газпром располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа. Его доля в мировых запасах газа составляет 17%, в российских – 60%. Запасы газа ОАО «Газпрома» оцениваются в 29,85 трлн. куб. м, а их текущая стоимость – в 182,5 млрд. долл. В 2006 г. прирост объема разведанных запасов газа существенно превысил объем его добычи и составил 590,9 млрд. куб. м. В 2007 году по предварительным данным прирост запасов природного газа составил более 585 млрд. куб. м, что также превышает объем его добычи [7]. На ОАО «Газпром» приходится около 20% мировой и около 85% российской добычи газа. В 2006 г. предприятия Группы ОАО «Газпром» добыли 556 млрд. куб. м, что на 1 млрд. куб. м выше уровня добычи в 2005 г. Добыча природного газа в 2007 г. составила 548,5 млрд. куб. м., при этом снижение уровня добычи по сравнению с 2006 г. вызвано уменьшением объема потребления газа европейскими потребителями из-за теплых погодных условий зимы 2006-2007 гг.
Обострение конкурентной борьбы приводит к привлечению в нее национальных государств. Это отчетливо видно из документа «Энергетическая стратегия России на период до 2020 года» [8]. В документе прогнозируется, что к 2020 г. в российской экономике назреет смена лидера роста. При этом перспективы структурной перестройки экономики и ее диверсификации определяются возможностью решения триединой задачи:
До 2020 г. Правительством России предусматривается возможность осуществления целого ряда крупнейших проектов в области нефтепереработки, транспортировки нефти и газа, включая сжиженного природного газа, в том числе с использованием ресурсов Инвестиционного фонда.
Документ определяет текущие задачи в области развития газотранспортной системы и производства сжиженного природного газа следующим образом: ввод в эксплуатацию газопровода «Северный поток», полная загрузка газопровода «Голубой поток», строительство газопровода «Южный поток», строительство и ввод в эксплуатацию заводов по производству СПГ (в Мурманской области, на Сахалине в рамках проекта Сахалин-2), создание в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке газотранспортной системы для обеспечения нужд потребителей региона в газе и экспорте газа в страны АТР.
Государство активно стимулирует национальных производителей следующими мерами: планируется внесение изменений в Налоговый кодекс с 2009 г. в части повышения размера необлагаемого минимума при расчёте налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти, предоставления налоговых каникул при добыче нефти на новых месторождениях, расположенных на континентальном шельфе, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, а также на новых месторождениях, где добыча нефти связана с повышенными затратами в силу неразвитости инфраструктуры в соответствующих районах, позволит стимулировать начало освоения новых нефтяных месторождений и поддержание добычи нефти на действующих месторождениях.
Таким образом, помимо тенденций расширения производственно-сбытовых сетей, диверсификации деятельности в смежных отраслях, выхода на новые нефтяные и газовые месторождения за рубежом, в настоящее время появилась новая точка опоры нефтегазовых ТНК в их конкурентной борьбе – поддержка со стороны национальных государств. Пока она выглядит как информационная, но есть основания полагать, что она довольно быстро перерастет в политическую и экономическую.
Подводя итоги, следует отметить, что для выживания или победы в жесткой конкурентной борьбе любая организация должна обладать определенными преимуществами перед своими конкурентами.
Для всесторонне успешной деятельности на рынке компания должна обладать тем или иным абсолютным конкурентным преимуществом. Руководитель предприятия должен знать о своих преимуществах и максимально эффективно их использовать для повышения конкурентоспособности. Знание возможностей компании и источников конкурентного влияния позволит выявить направления, где компания может пойти на открытую конфронтацию с конкурентами, а где – избежать её.
Чем больше организация имеет конкурентных преимуществ перед настоящими и потенциальными конкурентами, тем выше ее конкурентоспособность, живучесть, эффективность, перспективность. Компания “Газпром” - российский лидер по добыче газа в области высоких технологий, и его реализация. Стратегией компании – является поиск оптимальных путей для того, чтобы предложить потребителям продукцию самого высокого качества. Организация постоянно увеличивает ассортимент предлагаемой продукции и стремиться развивать маркетинговую составляющую бизнеса.
Также приоритетной целью деятельности ОАО "Газпром" является удовлетворение требований и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон, поддержание на этой основе имиджа фирмы и повышение конкурентоспособности продукции.
Информация о работе Конкурентные преимущества компании ОАО «Газпром»