Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 00:46, курсовая работа
Целью работы является исследование конкурентоспособности продукции РУП «МАЗ» с целью выработки мероприятий по её повышению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты конкурентоспособности товаров и методы ее оценки;
- определить конкурентоспособность продукции РУП «МАЗ»;
- разработать направления повышения конкурентоспособности продукции предприятия.
Введение 3-4
1. Теоритические основы изучения конкурентоспособности товара. 5-18
1.1 Понятие конкурентоспособности продукции 5-6
1.2 Факторы конкурентоспособности продукции 6-11
1.3 Методы оценки конкурентоспособности товара 11-18
2. Анализ и оценка конкурентоспособности продукции РУП «МАЗ» 18-29
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 18-23
2.2 Оценка конкурентоспособности продукции РУП «МАЗ» 24-29
3. Выводы и рекомендации 30-36
Список используемой литературы и источников. 36-37
Показатели, которые оказывают влияние на соответствующие расходы покупателя, объединяются в группу «экономических параметров товара». Все они имеют стоимостную основу: характеризуют отдельные элементы цены потребления продукции, т.е. затрат покупателя, связанных с ее приобретением и использованием.
Техническими являются параметры назначения товара, его эргономические, эстетические и прочие характеристики. Параметры назначения определяют технические свойства изделия, основные области его применения и функции, которые данное изделие должно выполнять.
Указанные параметры отражают полезный эффект, достигаемый с помощью упомянутого изделия в конкретных условиях его потребления.
При исследовании рынка
потребительских товаров
В автомобильном и
сельскохозяйственном машиностроении
применяется концепция
Несмотря на все попытки
отражения в ценах
Наличие множества разнообразных товаров на рынке предопределяет существование множества различных подходов к видам конкурентоспособности продукции. В этой связи существует целая система показателей, характеризующих конкурентоспособность.
Рассмотрим классификацию показателей, определяющих конкурентоспособность промышленной продукции (рисунок 1.1):
Рисунок 1.1. Классификация показателей, определяющих конкурентоспособность промышленной продукции
Примечание. Источник: [30, c. 63, рисунок 3.2]
Показатели качества делятся на стандартизируемые и регламентируемые, а экономические показатели – на единовременные и текущие. Чтобы определить уровень конкурентоспособности оцениваемой промышленной продукции, необходимо установить степень удовлетворения ею потребностей конкретного потребителя в определенный период времени и сравнить ее с аналогичным показателем базового образца.
Для оценки конкурентоспособности
продукции производственно-
- после выбора изделия, для которого проводится оценка, на основе изучения рынка и требований покупателей определяется перечень технических и экономических параметров, подлежащих исследованию;
- сравнение по каждой из групп параметров. Суть такого сравнения - выяснить, насколько каждый параметр товара близок к параметру потребности. Инструментом сравнения здесь является единичный показатель: отношение величины параметра анализируемого товара к величине параметра, требуемой покупателем;
- на основе единичных проводится подсчет групповых показателей, которые в количественной форме выражают различие между анализируемым товаром и потребностью, т.е. позволяют судить о степени ее удовлетворения;
- расчет интегрального показателя, представляющего собой численную характеристику конкурентоспособности анализируемого товара по всем группам параметров.
На практике критерии, по которым потребитель оценивает и выбирает товар, включают в себя гораздо больше показателей, чем цена и качество. Поэтому с позиций маркетинга при оценке конкурентоспособности товара необходимо учитывать не только требования потребителя к его цене и качеству, но и требования, относящиеся в основном к сфере заключения сделки и эксплуатации товара, такие как оперативность поставки, обеспеченность запчастями, организация сервиса, репутация страны-изготовителя и конкретного поставщика и т.д. Необходимо также учитывать степень известности марки и привязанности к ней потребителя.
На разных рынках вес
каждого из этих критериев может
быть разным, а потому оценивать
конкурентоспособность нужно
Однако если в показателе конкурентоспособности учесть все критерии потребителей конкретного рынка, то он покажет лишь ожидаемую, а не реальную конкурентоспособность, ибо для успешной продажи товара необходимо, чтобы он появился на том рынке, на котором действительно нужен, в нужном количестве, в нужный момент времени; чтобы потребитель был подготовлен к появлению данного товара, а маркетинговая программа была бы неуязвимой для конкурентов. Все это зависит от эффективного выполнения трех маркетинговых функций: изучение рынка, управление разработкой и производством товара, управление сбытом и продвижением.
Таким образом, концепция маркетинга приводит к более широкому понятию реальной конкурентоспособности товара, которое зависит не только от соотношения «качество—цена», не только от соответствия критериям потребителей, но и от конкурентоспособности всей маркетинговой деятельности фирмы, т.е.
K = f (критерии потребителей + конкурентоспособность
маркетинга фирмы), (1.3)
Правомерность данного вывода подтверждается также проведенными исследованиями причин неудач новых товаров на рынках [25, c.42]. Исследования показали, что существует семь основных причин неудач новых товаров:
1) недостаточные отличительные характеристики, которые заставили бы потребителей перейти на новый товар;
2) недостаточно четкое определение рынка или товара до начала его разработки;
3) переоценка степени привлекательности рынка;
4) неэффективное продвижение товара на рынок;
5) низкое качество товара по ключевым параметрам;
6) неудачный выбор
времени вывода товара на
7) отсутствие эффективной выкладки товара в магазине (хорошего доступа к потребителю).
Анализируя указанные причины, видно, что в основе их лежит недостаточно эффективное выполнение всех трех функций маркетинговой деятельности, а именно: исследование рынка (причины 1, 2, 3), управление разработкой и производством товара (1, 2, 5), управление сбытом и продвижением (причины 4, 6,7).
Оценка конкурентоспособности товара производится при осуществлении следующих мероприятий:
- комплексное изучение требований рынка, прежде всего, на основе анализа динамики качества реализуемых на нем изделий;
- выработка основных направлений создания и изготовления продукции, пользующейся спросом на рынке;
- оценка перспектив продажи конкретных изделий и формирование структуры экспорта;
- установление цен на продукцию, предназначенную для продажи;
- подготовка рекламы [1, c. 232].
Рассмотрим некоторые методики оценки конкурентоспособности товаров.
1. Методика оценки
конкурентоспособности
Полезный эффект — это отдача объекта, интегральный показатель как система используемых в конкретных условиях частных показателей качества объекта, удовлетворяющих конкретную потребность. Другими словами, полезный эффект — это совокупность свойств объекта, используемых для выполнения конкретной работы конкретным потребителем, а качество — это потенциальный эффект для нескольких групп потребителей. Полезный эффект использования объекта конкретным потребителем, как правило, меньше интегрального показателя качества объекта. Приближение этих показателей друг к другу по величине приводит к разунификации объекта и увеличению затрат в сферах производства и восстановления. Значительный разрыв между интегральным показателем качества объекта и его полезным эффектом приводит к недоиспользованию полезных возможностей объекта, что тоже плохо. Поэтому целесообразно проектировать (разрабатывать, формировать) объект с полезным эффектом для конкретных условий, равным 0,8 — 0,9 интегрального показателя качества.
Наиболее часто при
оценке конкурентоспособности
Критерием для определения конкурентоспособности товара является его цена потребления, которая определяется по формуле
Цп = Цпр +Ип , (1.4)
где Цп - цена потребления;
Цпр - цена приобретения;
Ип – издержки потребителя этой продукции за весь нормативный срок ее службы [6, с.38].
Для покупателя все расходы делятся на две основные категории: постоянные затраты, которые осуществляются единовременно, то есть покупная цена изделия, расходы на установку, монтаж и пр.; переменные затраты, осуществляющиеся в процессе пользования изделием – эксплуатационные расходы (энергия, сырье, рабочая сила и т.п.), текущий ремонт и обслуживание и др.
Величину переменных затрат (Ипер) можно определить по формуле
Ипер = (ЗП + Ирем +Им + А + Ипр) Тн, (1.5)
где ЗП – годовой фонд заработной платы обслуживающего персонала с отчислениями на социальные нужды;
Ирем – годовые затраты на текущий ремонт и обслуживание;
Им – годовые расходы на топливо, энергию, горюче-смазочные и другие материалы, связанные с эксплуатацией техники;
А – годовая величина амортизации;
Ипр – прочие годовые издержки, связанные с эксплуатацией техники;
Тн – нормативный срок службы.
По мере старения изделия сумма переменных затрат возрастает, и соответственно, увеличивается их доля в цене потребления.
На этой основе формируется удельная цена потребления, которая в определенный момент достигает своего минимума, то есть становится оптимальной. Период, за который достигается оптимальный уровень цены потребления при нормальной интенсивности эксплуатации, называется экономическим ресурсом изделия.
С выработкой этого ресурса потребитель должен прекратить пользоваться данным изделием и заменить его новым или провести капитальный ремонт, то есть восстановить в той или иной степени экономический ресурс.
Рассматриваемый способ применяется, если сравниваемая техника одинакова по производительности и сроку службы. Если эти параметры различаются, необходимо привести их в сопоставимый вид.
Технические параметры
при этом методе определения конкурентоспособно
2. При определении конкурентоспособности товара учитываются два критерия: себестоимость производства и реализации товара, а также уровень его качества.
Более конкурентоспособным является тот товар, у которого издержки на производство и реализацию являются минимальными, а уровень качества более высоким по сравнению с товаром-конкурентом.
При одинаковом уровне качества товаров-конкурентов более конкурентоспособным является тот, у которого ниже себестоимость. В этих условиях предприятия должны обращать внимание не только на уровень качества выпускаемой продукции, но и на издержки ее производства и реализации.
Фактическая (рыночная) оценка конкурентоспособности дается потребителем в процессе купли—продажи, т.е. в условиях возможности выбора он голосует за то или иное изделие своими денежными средствами. Следовательно, наиболее полно оценить любой товар можно только в условиях развитого рынка с его динамикой спроса и предложения.
Производственное
Минский автомобильный завод создан с целью осуществления хозяйственной деятельности, направленной на получение максимальной прибыли, удовлетворения материальных и социальных потребностей коллектива предприятия и интересов Республики Беларусь, насыщения рынка автомобильной продукцией.
Информация о работе Конкурентоспособность товара и направления ее повышения