Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 00:46, курсовая работа
Целью работы является исследование конкурентоспособности продукции РУП «МАЗ» с целью выработки мероприятий по её повышению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты конкурентоспособности товаров и методы ее оценки;
- определить конкурентоспособность продукции РУП «МАЗ»;
- разработать направления повышения конкурентоспособности продукции предприятия.
Введение 3-4
1. Теоритические основы изучения конкурентоспособности товара. 5-18
1.1 Понятие конкурентоспособности продукции 5-6
1.2 Факторы конкурентоспособности продукции 6-11
1.3 Методы оценки конкурентоспособности товара 11-18
2. Анализ и оценка конкурентоспособности продукции РУП «МАЗ» 18-29
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 18-23
2.2 Оценка конкурентоспособности продукции РУП «МАЗ» 24-29
3. Выводы и рекомендации 30-36
Список используемой литературы и источников. 36-37
Предметом деятельности предприятия является:
- производство и реализация
автомобильной и автоприцепной
техники, прицепов к легковым
автомобилям, комплектующих
- оказание автосервисных,
- оказание услуг в технической подготовке кадров;
- осуществление коммерческо-
В настоящее время гамма выпускаемых автомобилей включает седельные и бортовые магистральные автопоезда колесных формул 4х2, 4х4, 6х4, самосвалы, лесовозы, шасси под комплектацию в количестве 25 моделей. Кроме того, заводом выпускаются прицепы и полуприцепы к грузовым автомобилям порядка 10 моделей и прицепы к легковым автомобилям 2-х моделей.
Начиная с 1993 года, заводом освоен выпуск автобусов для городских и междугородних перевозок по лицензии немецкой фирмы "Неоплан".
На основную выпускаемую продукцию
имеются сертификаты
Научно-исследовательский
Завод тесно сотрудничает и с большой наукой. Специалисты завода поддерживают связи с 50 научными организациями РБ и стран СНГ. Наибольший объем научных исследований на хоздоговорной основе выполняется с институтами Академии наук Беларуси и Белорусским Национальным техническим университетом.
Среднесписочная численность работающих на заводе на 01.12.2007 г. составляет 24479 человек, в том числе производственные рабочие - 8468 чел., вспомогательные – 9558 человек.
Завод располагает квалифицированным составом руководителей, специалистов и рабочих.
Минский автомобильный завод, являясь государственным предприятием, самостоятельно определяет структуру управления, устанавливает штатное расписание, разрабатывает и реализует научно-техническую, экономическую, инвестиционную и социальную политику, координирует действия в сфере рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Осуществление функций управления подразделениями производится в соответствии с положениями о самостоятельных структурных подразделениях завода, положениями о должностных лицах, должностными инструкциями, стандартами предприятия, процедурами управления, инструкциями. Организационная структура управления РУП «МАЗ» приведена в приложении А.
Структура управления заводом совершенствуется по мере изменения рыночных условий путем создания новых и реорганизации (реструктуризации) существующих подразделений. Это вызвано необходимостью создания организационно-технических условий для эффективного воздействия на экономическую, финансовую, производственную, социальную, научно-исследовательскую деятельность завода в зависимости от конъюнктуры рынка.
Управление заводом осуществляется в соответствии с действующим законодательством и Уставом завода на основе сочетания прав и интересов трудового коллектива и собственника имущества завода.
Сочетание и согласованность интересов трудового коллектива и собственника имущества завода реализуется через Совет предприятия. Совет предприятия решает отнесенные к его компетенции вопросы коллегиально на своих заседаниях. Заседание собирается по мере необходимости.
МАЗ имеет у себя все виды действующих производств, свойственные современным крупным машиностроительным заводам. Среди них: литейное, кузнечное, прессовое, сварочное, механообрабатывающее, термическое, окрасочное, сборочное, инструментальное и собственное станкостроительное производства. Больше всех снизило объем литейное производство из-за снижения поставок литья по кооперации.
Уровень механизации и автоматизации рабочих мест составляет около 84%.
Темп роста товарной продукции составил 109,48 % в 2007 г. по отношению к 2006 г.
Анализируя показатели рентабельности реализованной продукции можно сделать вывод о том, что на предприятии рентабельность за период 2006 - 2007 гг. снижалась. И в 2007 г. по сравнению с 2006 г. этот показатель снизился на 1,36 процентных пунктов.
Оборачиваемость оборотных
средств снизилась на 3 дня. При
этом, за счет увеличения среднегодовой
стоимости нормируемых
Из таблицы видно, что среднегодовая выработка товарной продукции на одного работающего увеличилась на 0,9 млн. руб./чел. (362 824,37/ 19 777- 331 419,76/ 18 994). В том числе за счет роста объема товарной продукции выработка увеличилась на 1,65 млн. руб./ чел. (362 824,37- 331 419,76)/ 18 994), а за счет роста численности промышленно- производственного персонала снизилась на 0,76млн. руб./ чел.(362 824,37* (1/19 777 – 1/18 994)
На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что в целом финансовое положение завода можно охарактеризовать как удовлетворительное. Предприятие своевременно производит расчеты с поставщиками, выплачивается заработной платы, производятся расчеты за энергоносители и текущие платежи в бюджет.
Основное направление сбытовой политики Минского автозавода – это реализация продукции на экспорт (таблица 2.2.):
Таблица 2.2. Отгрузка автотехники МАЗ по рынкам сбыта в 2007 г.
Рынки сбыта |
Автомобили |
Доля в общей реализации, % |
Прицепы и п/пр |
Доля в общей реализации, % |
Автобусы |
Доля в общей реализации, % |
Беларусь |
1006 |
5,94 |
243 |
5,85 |
92 |
17,16 |
Экспорт, всего: |
15944 |
94,06 |
3911 |
94,15 |
445 |
82,84 |
ВСЕГО: |
16948 |
100,0 |
4153 |
100,0 |
536 |
100,00 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Структура экспорта представлена в табл. 2.3.
Таблица 2.3. Отгрузка автотехники МАЗ по странам в 2007 г.
Показатели |
Автомобили |
Доля в общей реализации, % |
Прицепы и п/пр |
Доля в общей реализации, % |
Автобусы |
Доля в общей реализации, % |
Экспорт, всего: |
15944 |
100,0 |
3911 |
94,15 |
445 |
82,84 |
Россия |
11987 |
75,2 |
3313 |
79,75 |
319 |
59,51 |
Украина |
1302 |
8,2 |
240 |
5,78 |
84 |
15,67 |
Казахстан |
262 |
1,6 |
68 |
1,64 |
0 |
0,00 |
Туркмения |
338 |
2,1 |
55 |
1,32 |
3 |
0,56 |
Узбекистан |
95 |
0,6 |
44 |
1,06 |
4 |
0,75 |
Кыргызстан |
19 |
0,1 |
1 |
0,02 |
0 |
0,00 |
Азербайджан |
24 |
0,2 |
0 |
0,00 |
0 |
0,00 |
Армения |
4 |
0,0 |
0 |
0,00 |
0 |
0,00 |
Молдова |
52 |
0,3 |
4 |
0,10 |
2 |
0,37 |
Дальнее зарубежье |
1859 |
11,7 |
186 |
4,47 |
32 |
5,97 |
Примечание. Источник: собственная разработка
В 2006 году, так же как и в предыдущие годы, основным рынком сбыта продукции МАЗ был и остается рынок России. Максимальное количество было отгружено в РФ, что составило 70,73% (11987 шт.) по автомобилям, по прицепной технике – 79,75% (3312 шт.), по автобусам – 59,51% (319 шт.) от общего объема отгруженной продукции РУП «МАЗ».
Рассчитаем показатели оценки конкурентоспособности по рассмотренной в главе 1 дипломной работы методике.
Сначала проведем сравнительную характеристику самосвала «МАЗ» и двух его конкурентов – самосвалов КАМАЗ и MAN (таблица 2.4).
Таблица 2.4.
Технические характеристики самосвалов с колесной формулой 6х4
Позиция сравнения |
МАЗ-551605 |
КАМАЗ 6520 |
MAN TGA 40390 |
Колесная формула |
6х4 |
6х4 |
6х4 |
Максимальная загрузка на переднюю ось, кг |
7000 |
7500 |
8000 |
Максимальная нагрузка на задний мост, кг |
26000 |
25600 |
32000 |
Грузоподъемность, кг |
18500 |
20000 |
27000 |
Объем кузова, м3 |
11 |
12 |
19 |
Объем топливного бака, л., материал бака |
350, сталь |
350, сталь |
300, сталь |
Модель двигателя (европейский стандарт) |
ЯМЗ-238ДЕ (Euro-1) |
КАМАЗ 740.51 (Euro-2) |
MAN D2066LF02 (Euro-3) |
Мощность двигателя, л.с. |
330 |
320 |
390 |
Расположение и число цилиндров |
V-образное, 8 |
V-образное, 8 |
Рядный, 6 |
Рабочий объем, л |
14,86 |
11,76 |
12 |
Модель КПП |
ЯМЗ-238М |
ZF 16S 151 |
ZF 16S |
Тип КПП |
Механика |
Механика |
Механика |
Ступеней КПП |
8 |
16 |
16 |
Ориентировочная стоимость, долл. США |
80000 |
93000 |
164000 |
Примечание. Источник: собственная разработка по данным предприятия
Как видно из таблицы 2.4, самосвал МАЗ-551605 уступает конкурентам по ряду показателей, так максимальная загрузка на переднюю ось у него ниже чем у КАМАЗа, на 500 кг и на 1000 кг у MANа соответственно.
Максимальная нагрузка на задний мост у МАЗа выше, чем у КАМАЗа на 400 кг, но ниже чем у MANа на 6000 кг, что весьма существенно.
МАЗ отличается от двух исследуемых конкурентов и наименьшей грузоподъемностью и объемом кузова.
Модель двигателя на МАЗе соответствует стандарту Euro-1, в то время как исследуемые конкуренты имеют двигателя более соответствующие современным стандартам – Euro-2 и Euro-3.
МАЗ обладает большей мощностью двигателя, чем КАМАЗ, но меньшей, чем MAN.
У МАЗа наименьшее количество ступеней передач – 8, но и наименьшая цена из всех исследуемых конкурентов, хотя при том, что все показатели, изученные в таблице, ниже показателей самосвалов-конкурентов, это не удивительно.
Отделом маркетинга РУП «МАЗ» было проведено исследование конкурентоспособности продукции (таблице 2.5).
Показатель |
КАМАЗ 6520 |
МАЗ-551605 |
Единичный показатель gi |
Весовой коэфф. ai |
Групповой показатель G |
Качественные параметры | |||||
Внешний вид |
0,9 |
0,7 |
1,3 |
0,15 |
0,190 |
Экономичность |
1 |
0,9 |
1,1 |
0,20 |
0,22 |
Технические показатели |
1 |
0,9 |
1,1 |
0,25 |
0,27 |
Ремонтоспособность |
1 |
1 |
1 |
0,10 |
0,10 |
Надежность в эксплуатации |
0,9 |
0,8 |
1,1 |
0,15 |
0,16 |
Сервис |
0,8 |
0,7 |
1,1 |
0,15 |
0,19 |
Итого: |
1,13 | ||||
Экономические параметры | |||||
Цена |
93000 |
80000 |
- |
- |
- |
Затраты на эксплуатацию 5% |
4650 |
4000 |
- |
- |
- |
Расходы на ремонт 10% |
9300 |
8000 |
- |
- |
- |
Расходы на транспортировку 0,5% |
465 |
400 |
- |
- |
- |
Итого: |
107415 |
92400 |
- |
- |
1,16 |
Таблица 2.6. Оценка показателей конкурентоспособности МАЗ-551605
Оценочный показатель |
МАЗ-551605 |
КАМАЗ 6520 |
MAN TGA 40390 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. ЧТС=сумм. ДЧДПt-сумм. It, тыс. руб. |
0,2148 |
0,8545 |
0,4327 |
2. Цена (Ц.), тыс. руб. |
0,3148 |
0,7688 |
0,1576 |
3. Внутренний коэф. окупаемости (ВКО), % |
0,3399 |
0,6824 |
0,9758 |
4. Сопутствующие капвложения (Кэкс), т.р. |
0,8000 |
0,8000 |
0,8000 |
5. Доля экспорта в объеме выпуска α, % |
0,7853 |
0,1201 |
0,2503 |
1 |
2 |
3 |
4 |
6. Себестоимость перевозок (Sэкс), руб./ткм |
0,9644 |
0,0916 |
0,5177 |
7. Соответствие правовым нормам (Кн), % |
0,9706 |
0,4412 |
0,5882 |
8. Эстетичность (Эс), баллы |
0,6667 |
0,7778 |
0,5556 |
9. Эргономичность (Эр), баллы |
0,6250 |
0,1250 |
0,7500 |
10. Мощность двигателя (Nдв), л.с. |
0,5968 |
0,1129 |
0,0484 |
11. Масса снаряженного автобуса (Gо), кг. |
0,0745 |
0,9784 |
0,6092 |
11.1 Полная масса автобуса |
0,3455 |
0,0114 |
0,0909 |
12.1. Мест для сидения |
0,6000 |
0,1000 |
0,9000 |
12.2. Общая пассажировместимость |
0,1000 |
0,4000 |
0,3667 |
12.3. Объем багажника |
0,6667 |
0,0000 |
0,9000 |
13. Максимальная скорость, (Vmax), км/час |
0,7791 |
0,4070 |
0,5233 |
14. Средняя технич. скорость (Vт), км/час |
0,5606 |
0,9697 |
0,6930 |
15. Динамический фактор (D) |
0,7653 |
0,9880 |
0,9331 |
16. Наличие АБС |
0,6000 |
0,6000 |
0,6000 |
17. Наличие ПБУ |
0,2000 |
0,0000 |
0,4000 |
18. Контрольный расход топл. (Q1), л/100км |
0,4186 |
0,1653 |
0,9804 |
19. Коэф. эффективн. (Кэф), 100 км2/ч*л |
0,2868 |
0,0996 |
0,9654 |
20. Наработка на отказ (Н), км |
0,8000 |
0,8000 |
0,8000 |
21. Уд. Трудоемкость (Ттоп), чел*ч/1000 км |
0,6905 |
0,7814 |
0,4726 |
22. Периодичность ТО-2 (Пто-2), тыс/км |
0,6429 |
0,6429 |
0,2857 |
23. Ресурс (L), тыс. км |
0,4737 |
0,0351 |
0,5614 |
Соотношение цена/качество условно-приведенных единиц |
0,5493 |
0,4520 |
0,5830 |
Информация о работе Конкурентоспособность товара и направления ее повышения