Конкурентоспособность товара и направления ее повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 00:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование конкурентоспособности продукции РУП «МАЗ» с целью выработки мероприятий по её повышению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты конкурентоспособности товаров и методы ее оценки;
- определить конкурентоспособность продукции РУП «МАЗ»;
- разработать направления повышения конкурентоспособности продукции предприятия.

Содержание

Введение 3-4
1. Теоритические основы изучения конкурентоспособности товара. 5-18
1.1 Понятие конкурентоспособности продукции 5-6
1.2 Факторы конкурентоспособности продукции 6-11
1.3 Методы оценки конкурентоспособности товара 11-18
2. Анализ и оценка конкурентоспособности продукции РУП «МАЗ» 18-29
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 18-23
2.2 Оценка конкурентоспособности продукции РУП «МАЗ» 24-29
3. Выводы и рекомендации 30-36
Список используемой литературы и источников. 36-37

Вложенные файлы: 1 файл

Пути повышения конкурентоспособности продукции предприятия на примере РУП МАЗ .doc

— 266.00 Кб (Скачать файл)

Предметом деятельности предприятия  является:

- производство и реализация  автомобильной и автоприцепной  техники, прицепов к легковым  автомобилям, комплектующих изделий,  деталей, запасных частей, технологического оборудования, непродовольственных товаров народного потребления, продукции сельскохозяйственного производства, а также другой продукции, выполнение гарантийного и сервисного обслуживания произведенной продукции;

- оказание автосервисных, авторемонтных,  автотранспортных, бытовых услуг  юридическим и физическим лицам;

- оказание услуг в технической  подготовке кадров;

- осуществление коммерческо-посреднической, маркетинговой, торговой, внешнеэкономической деятельности, а также любых других видов хозяйственной деятельности, не запрещенных законодательством Республики Беларусь и отвечающих целям, предусмотренным уставом предприятия.

В настоящее время  гамма выпускаемых автомобилей  включает седельные и бортовые магистральные автопоезда колесных формул 4х2, 4х4, 6х4, самосвалы, лесовозы, шасси под комплектацию в количестве 25 моделей. Кроме того, заводом выпускаются прицепы и полуприцепы к грузовым автомобилям порядка 10 моделей и прицепы к легковым автомобилям 2-х моделей.

Начиная с 1993 года, заводом освоен выпуск автобусов для городских  и междугородних перевозок по лицензии немецкой фирмы "Неоплан".

На основную выпускаемую продукцию  имеются сертификаты соответствия, что характеризует ее достаточно высокий технический уровень и качество.

Научно-исследовательский сектор завода объединяет 4 конструкторско-технологических подразделения, экспериментальный цех, ряд центральных заводских лабораторий. Свыше 500 специалистов завода, среди которых 1 доктор и 9 кандидатов наук, непосредственно участвуют в проведении исследований, самостоятельно решают ряд научно-технических проблем.

Завод тесно сотрудничает и с большой наукой. Специалисты завода поддерживают связи с 50 научными организациями РБ и стран СНГ. Наибольший объем научных исследований на хоздоговорной основе выполняется с институтами Академии наук Беларуси и Белорусским Национальным техническим университетом.

Среднесписочная численность работающих на заводе на 01.12.2007 г. составляет 24479 человек, в том числе производственные рабочие - 8468 чел., вспомогательные – 9558 человек.

Завод располагает квалифицированным  составом руководителей, специалистов и рабочих.

Минский автомобильный  завод, являясь государственным  предприятием, самостоятельно определяет структуру управления, устанавливает штатное расписание, разрабатывает и реализует научно-техническую, экономическую, инвестиционную и социальную политику, координирует действия в сфере рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Осуществление функций  управления подразделениями производится в соответствии с положениями о самостоятельных структурных подразделениях завода, положениями о должностных лицах, должностными инструкциями, стандартами предприятия, процедурами управления, инструкциями. Организационная структура управления РУП «МАЗ» приведена в приложении А.

Структура управления заводом  совершенствуется по мере изменения  рыночных условий путем создания новых и реорганизации (реструктуризации) существующих подразделений. Это вызвано необходимостью создания организационно-технических условий для эффективного воздействия на экономическую, финансовую, производственную, социальную, научно-исследовательскую деятельность завода в зависимости от конъюнктуры рынка.

Управление заводом осуществляется в соответствии с действующим законодательством и Уставом завода на основе сочетания прав и интересов трудового коллектива и собственника имущества завода.

Сочетание и согласованность  интересов трудового коллектива и собственника имущества завода реализуется через Совет предприятия. Совет предприятия решает отнесенные к его компетенции вопросы коллегиально на своих заседаниях. Заседание собирается по мере необходимости.

МАЗ имеет у себя все виды действующих производств, свойственные современным крупным машиностроительным заводам. Среди них: литейное, кузнечное, прессовое, сварочное, механообрабатывающее, термическое, окрасочное, сборочное, инструментальное и собственное станкостроительное производства. Больше всех снизило объем литейное производство из-за снижения поставок литья по кооперации.

Уровень механизации и автоматизации рабочих мест составляет около 84%.

Темп роста товарной продукции составил 109,48 % в 2007 г. по отношению к 2006 г.

Анализируя показатели рентабельности реализованной продукции  можно сделать вывод о том, что на предприятии рентабельность за период 2006 - 2007 гг. снижалась. И в 2007 г. по сравнению с 2006 г. этот показатель снизился на 1,36 процентных пунктов.

Оборачиваемость оборотных  средств снизилась на 3 дня. При  этом, за счет увеличения среднегодовой  стоимости нормируемых оборотных  средств длительность оборота увеличилась на 84 дня (360*(91232,24- 43 989,53) / 201 866,18), а за счет увеличения себестоимости реализованной продукции оборачиваемость снизилась на 81 день (360*91 232,24 *(1/400 608,74– 1/ 201 866,18).

Из таблицы видно, что  среднегодовая выработка товарной продукции на одного работающего увеличилась на 0,9 млн. руб./чел. (362 824,37/ 19 777- 331 419,76/ 18 994). В том числе за счет роста объема товарной продукции выработка увеличилась на 1,65 млн. руб./ чел. (362 824,37- 331 419,76)/ 18 994), а за счет роста численности промышленно- производственного персонала снизилась на 0,76млн. руб./ чел.(362 824,37* (1/19 777 – 1/18 994)

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что в целом финансовое положение  завода можно охарактеризовать как удовлетворительное. Предприятие своевременно производит расчеты с поставщиками, выплачивается заработной платы, производятся расчеты за энергоносители и текущие платежи в бюджет.

Основное направление  сбытовой политики Минского автозавода – это реализация продукции на экспорт (таблица 2.2.):

 

Таблица 2.2. Отгрузка автотехники МАЗ по рынкам сбыта в 2007 г.

Рынки сбыта

Автомобили

Доля в общей реализации, %

Прицепы и п/пр

Доля в общей реализации, %

Автобусы

Доля в общей реализации, %

Беларусь

1006

5,94

243

5,85

92

17,16

Экспорт, всего:

15944

94,06

3911

94,15

445

82,84

ВСЕГО:

16948

100,0

4153

100,0

536

100,00


Примечание. Источник: собственная  разработка

 

Структура экспорта представлена в табл. 2.3.

 

Таблица 2.3. Отгрузка автотехники МАЗ по странам в 2007 г.

Показатели

Автомобили

Доля в общей реализации, %

Прицепы и п/пр

Доля в общей реализации, %

Автобусы

Доля в общей реализации, %

Экспорт, всего:

15944

100,0

3911

94,15

445

82,84

Россия

11987

75,2

3313

79,75

319

59,51

Украина

1302

8,2

240

5,78

84

15,67

Казахстан

262

1,6

68

1,64

0

0,00

Туркмения

338

2,1

55

1,32

3

0,56

Узбекистан

95

0,6

44

1,06

4

0,75

Кыргызстан

19

0,1

1

0,02

0

0,00

Азербайджан

24

0,2

0

0,00

0

0,00

Армения

4

0,0

0

0,00

0

0,00

Молдова

52

0,3

4

0,10

2

0,37

Дальнее зарубежье

1859

11,7

186

4,47

32

5,97


Примечание. Источник: собственная  разработка

 

В 2006 году, так же как  и в предыдущие годы, основным рынком сбыта продукции МАЗ был и  остается рынок России. Максимальное количество было отгружено в РФ, что составило 70,73% (11987 шт.) по автомобилям, по прицепной технике – 79,75% (3312 шт.), по автобусам – 59,51% (319 шт.) от общего объема отгруженной продукции РУП «МАЗ».

2.2 Оценка конкурентоспособности продукции РУП «МАЗ»

 

Рассчитаем показатели оценки конкурентоспособности по рассмотренной в главе 1 дипломной работы методике.

Сначала проведем сравнительную  характеристику самосвала «МАЗ»  и двух его конкурентов – самосвалов КАМАЗ и MAN (таблица 2.4).

 

Таблица 2.4.

Технические характеристики самосвалов с колесной формулой 6х4

Позиция сравнения

МАЗ-551605

КАМАЗ 6520

MAN TGA 40390

Колесная формула

6х4

6х4

6х4

Максимальная загрузка на переднюю ось, кг

7000

7500

8000

Максимальная нагрузка на задний мост, кг

26000

25600

32000

Грузоподъемность, кг

18500

20000

27000

Объем кузова, м3

11

12

19

Объем топливного бака, л., материал бака

350, сталь

350, сталь

300, сталь

Модель двигателя (европейский  стандарт)

ЯМЗ-238ДЕ (Euro-1)

КАМАЗ 740.51 (Euro-2)

MAN D2066LF02

(Euro-3)

Мощность двигателя, л.с.

330

320

390

Расположение и число  цилиндров

V-образное, 8

V-образное, 8

Рядный, 6

Рабочий объем, л

14,86

11,76

12

Модель КПП

ЯМЗ-238М

ZF 16S 151

ZF 16S

Тип КПП

Механика

Механика

Механика

Ступеней КПП

8

16

16

Ориентировочная стоимость, долл. США

80000

93000

164000


Примечание. Источник: собственная разработка по данным предприятия

 

Как видно из таблицы 2.4, самосвал МАЗ-551605 уступает конкурентам по ряду показателей, так максимальная загрузка на переднюю ось у него ниже чем у КАМАЗа, на 500 кг и на 1000 кг у MANа соответственно.

Максимальная нагрузка на задний мост у МАЗа выше, чем у КАМАЗа на 400 кг, но ниже чем у MANа на 6000 кг, что весьма существенно.

МАЗ отличается от двух исследуемых  конкурентов и наименьшей грузоподъемностью и объемом кузова.

Модель двигателя на МАЗе соответствует стандарту Euro-1, в то время как исследуемые конкуренты имеют двигателя более соответствующие современным стандартам – Euro-2 и Euro-3.

МАЗ обладает большей  мощностью двигателя, чем КАМАЗ, но меньшей, чем MAN.

У МАЗа наименьшее количество ступеней передач – 8, но и наименьшая цена из всех исследуемых конкурентов, хотя при том, что все показатели, изученные в таблице, ниже показателей самосвалов-конкурентов, это не удивительно.

Отделом маркетинга РУП  «МАЗ» было проведено исследование конкурентоспособности продукции (таблице 2.5).

 

Показатель

КАМАЗ 6520

МАЗ-551605

Единичный показатель

gi

Весовой коэфф.

ai

Групповой показатель

G

Качественные параметры

Внешний вид

0,9

0,7

1,3

0,15

0,190

Экономичность

1

0,9

1,1

0,20

0,22

Технические показатели

1

0,9

1,1

0,25

0,27

Ремонтоспособность

1

1

1

0,10

0,10

Надежность в эксплуатации

0,9

0,8

1,1

0,15

0,16

Сервис

0,8

0,7

1,1

0,15

0,19

Итого:

       

1,13

Экономические параметры

Цена

93000

80000

-

-

-

Затраты на эксплуатацию 5%

4650

4000

-

-

-

Расходы на ремонт 10%

9300

8000

-

-

-

Расходы на транспортировку 0,5%

465

400

-

-

-

Итого:

107415

92400

-

-

1,16


 

 

Таблица 2.6. Оценка показателей конкурентоспособности МАЗ-551605

Оценочный показатель

МАЗ-551605

КАМАЗ 6520

MAN TGA 40390

1

2

3

4

1. ЧТС=сумм. ДЧДПt-сумм. It, тыс. руб.

0,2148

0,8545

0,4327

2. Цена (Ц.), тыс. руб.

0,3148

0,7688

0,1576

3. Внутренний коэф. окупаемости (ВКО), %

0,3399

0,6824

0,9758

4. Сопутствующие капвложения  (Кэкс), т.р.

0,8000

0,8000

0,8000

5. Доля экспорта в  объеме выпуска α, %

0,7853

0,1201

0,2503

1

2

3

4

6. Себестоимость перевозок  (Sэкс), руб./ткм

0,9644

0,0916

0,5177

7. Соответствие правовым нормам (Кн), %

0,9706

0,4412

0,5882

8. Эстетичность (Эс), баллы

0,6667

0,7778

0,5556

9. Эргономичность (Эр), баллы

0,6250

0,1250

0,7500

10. Мощность двигателя  (Nдв), л.с.

0,5968

0,1129

0,0484

11. Масса снаряженного  автобуса (Gо), кг.

0,0745

0,9784

0,6092

11.1 Полная масса автобуса

0,3455

0,0114

0,0909

12.1. Мест для сидения

0,6000

0,1000

0,9000

12.2. Общая пассажировместимость

0,1000

0,4000

0,3667

12.3. Объем багажника

0,6667

0,0000

0,9000

13. Максимальная скорость, (Vmax), км/час

0,7791

0,4070

0,5233

14. Средняя технич. скорость (Vт), км/час

0,5606

0,9697

0,6930

15. Динамический фактор (D)

0,7653

0,9880

0,9331

16. Наличие АБС

0,6000

0,6000

0,6000

17. Наличие ПБУ

0,2000

0,0000

0,4000

18. Контрольный расход  топл. (Q1), л/100км

0,4186

0,1653

0,9804

19. Коэф. эффективн. (Кэф), 100 км2/ч*л

0,2868

0,0996

0,9654

20. Наработка на отказ  (Н), км

0,8000

0,8000

0,8000

21. Уд. Трудоемкость (Ттоп), чел*ч/1000 км

0,6905

0,7814

0,4726

22. Периодичность ТО-2 (Пто-2), тыс/км

0,6429

0,6429

0,2857

23. Ресурс (L), тыс. км

0,4737

0,0351

0,5614

Соотношение цена/качество условно-приведенных единиц

0,5493

0,4520

0,5830

Информация о работе Конкурентоспособность товара и направления ее повышения