Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 17:03, курсовая работа
Цель данной работы является определение и анализ основных факторов и разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности турпродукта ОАО «Адыгеятурист».
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы исследования конкурентоспособности турпродукта…………………………………………………………………………5
1.1 Сущность и понятие конкурентоспособности турпродукта…………….5
1.2 Критерии и факторы конкурентоспособности турпродукта…………..8
1.3 Методы оценки конкурентоспособности турпродукта………………14
Глава 2. Исследование конкурентоспособности турпродукта ОАО «Адыгеятурист»…………………………………………………………………………..…21
2.1 Общая характеристика предприятия……………………………………21
2.2 Исследование конкурентоспособности ОАО «Адыгеятурист»………25
2.3 Рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности ОАО «Адыгеятурист»……………………………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………31
Список использованной литературы……………………………………….33
Приложения………………………………………………………………….34
При формировании номенклатуры критериев, в частности потребительских показателей качества, следует руководствоваться принципом квалиметрии, согласно которому принимается к рассмотрению только ограниченное число наиболее существенных характеристик объекта оценки — 8-10 главных показателей. При избыточной номенклатуре имеется опасность растворить главные показатели в обилии второстепенных.
Оценка конкурентоспособности различными методами.
В таблице 2 представлена классификация методов оценки.
Классификация методов оценки конкурентоспособности.
Признак классификации |
Группировка методов |
1. Номенклатура критериев |
1. Прямые методы 2. Косвенные методы |
2. Цель и стадия оценки (исходя из жизненного цикла продукции) |
1. Методы, применяемые на
стадиях проектирования и 2. Методы, применяемые на
стадиях реализации и |
3. Форма представления данных |
1. Графические методы 2. Матричные методы 3. Расчетные методы 4. Комбинированные методы — расчетно-матричные, расчетно-графические |
К прямым методам относятся методы, основанные на номенклатуре критериев, включающей интегральный показатель качества — отношение качество\цена. Часто в зависимости от значения этого отношения товары ранжируют, присваивая первое место аналогу с наилучшим отношением. Метод широко используется потребительскими организациями при осуществлении экспертизы товаров.
К косвенным методам относятся
методы, основанные на номенклатуре, включающей
только характеристики качества. Отсутствие
в номенклатуре продажной цены позволяет
только косвенно судить о конкурентоспособности
товаров. Поэтому применение метода
оправдано в том случае, когда
оцениваемые товары имеют близкие
значения розничной цены. В качестве
критерия для принятия заключения о
конкурентоспособности
Методы, применяемые на стадиях
проектирования и изготовления используются
для прогнозирования
На испытательной базе
изготовителя, как правило, производятся
сравнительные испытания
Методы, применяемые на стадиях реализации и эксплуатации, используют торговые и потребительские организации. В торговых организациях оценивают конкурентоспособность на основе объема продаж, уровня реализации, скорости продажи товаров-аналогов. На основании данных о спросе торговые организации регулируют объемы закупки товара или же свертывают его закупку.
Графический метод представляет
собой сопоставление «
Матричный метод предусматривает комплексную оценку конкурентоспособности с использованием совокупности групповых критериев; градацию уровня коммерческого успеха по трем группам - «ниже среднего», «среднее», «выше среднего»; характеристику признаков по каждому единичному критерию анализируемого товара для отнесения к одной из групп.
В настоящее время
На основе выявления рыночных
изменений конъюнктуры
В конечном итоге выбор
варианта определяют ограничения, существующие
для данной промышленной фирмы в
области технологии, материального
обеспечения и коммуникаций. Правильно
выбранный вариант повышения
конкурентоспособности товара позволит
в максимальной степени избежать
бессмысленных потерь, а полученные
итоги по анализу этого широкого
спектра параметров позволят сформулировать
программу целенаправленного
Глава 2. Исследование конкурентоспособности турпродукта ОАО «Адыгеятурист»
2.1 Общая характеристика организации
ОАО «Адыгеятурист» учреждено
в соответствии с государственной
программой приватизации государственных
и муниципальных предприятий
Республики Адыгея после 1 июля 1994 года,
утвержденной Указом президента Республики
Адыгея от 2.09.94 г. и Постановлением Кабинета
Министров Республики Адыгея «Об
особенностях акционирования туристских
предприятий в Республике Адыгея»
от 7 июля 1995 г. № 228. Учредителем предприятия
является Госкомитет по управлению имуществом
предприятия, осуществляет функции
государственного управления в сфере
туризма, а также является самостоятельным
хозяйствующим субъектом с
Предприятие действует на
основе хозяйственного расчета. Отвечает
за результаты своей производственно-
Целями создания предприятия в производственной сфере является выполнение работ, производства продукции, оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Для достижения указанных целей предприятие осуществляет следующие основные виды деятельности:
1. Оказание туристско-
- прием и обслуживание туристов, в том числе иностранных;
- организация и проведение
спортивно-туристических
- проведение лечебных
и физкультурно-
2.Коммерческая деятельность с целью укрепления материально-технической базы туризма:
- осуществление
- организация подсобных хозяйств;
- создание коммерческих
магазинов и пунктов проката
туристско-спортивного
- коммунально-бытовое
- организация ярмарок
по реализации туристских
3.Рекламно-издательская и концертная деятельность, обслуживание конференций, выставок, спортивных соревнований.
4.Торгово-посредническая деятельность по материально-техническому снабжению сырьем и материалами, товарами народного потребления, сельскохозяйственными продуктами.
5.Биржевая деятельность, приобретение, выпуск, реализация акций, других экономических бумаг.
6. Организация и проведение внешнеэкономических и торговых связей.[4]
В состав ОАО «Адыгеятурист» входят:
1. Туристический комплекс
«Майкоп». На его территории находится
гостиница, столовая, бар, сауна,
кондитерский цех. Гостиница
2. Туристическая база
«Лаго-Наки». На ее территории
находятся гостиница и
3. Бюро путешествий и
экскурсий. Его возглавляет
4. Предприятие имеет филиал
«Большая Азишская пещера» и
прочие подразделения (
Основным видом деятельности предприятия является внутренний (въездной) туризм, также предприятие производит экскурсионное обслуживание населения. [3]
Отдел экскурсий и путешествий
был образован в результате решения
Госкомимущества РА от 31.07.1995г. «О реорганизации»
путем присоединения
В настоящее время отдел экскурсий и путешествий ОАО «Адыгеятурист» имеет следующий штат сотрудников: менеджер по туризму и бухгалтер-кассир, находящиеся в непосредственном подчинении Заведующей отделом экскурсий и путешествий. Отдел работает на условиях коллективного договора, подписанного в ноябре 1997 года.
Основными направлениями работы отдела являются:
Основными заказчиками услуг
предоставляемых отделом
Основными средствами рекламы
используемыми ОАО «
Таким образом, чтобы определить эффективность работы предприятия, нужно определить конкурентоспособность его продукта. [7]
2.2 Исследование
Для исследования конкурентоспособности услуг ОАО «Адыгеятурист» мы выбрали один турпродукт и провели оценку. В исследовании были использованы данные ЗАО «Интурист» и ООО «Остров путешествий», предоставляющих аналогичный турпродукт.
ЗАО «Интурист».
Создано в 1991 году и специализируется как в сфере международного туризма, так и в сфере внутреннего туризма. Ежегодно услугами турфирмы пользуются около 2 тыс. человек, в том числе свыше 500человек выезжает за рубеж.