Конкурентоспособность турпродукта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 17:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы является определение и анализ основных факторов и разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности турпродукта ОАО «Адыгеятурист».

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы исследования конкурентоспособности турпродукта…………………………………………………………………………5
1.1 Сущность и понятие конкурентоспособности турпродукта…………….5
1.2 Критерии и факторы конкурентоспособности турпродукта…………..8
1.3 Методы оценки конкурентоспособности турпродукта………………14
Глава 2. Исследование конкурентоспособности турпродукта ОАО «Адыгеятурист»…………………………………………………………………………..…21
2.1 Общая характеристика предприятия……………………………………21
2.2 Исследование конкурентоспособности ОАО «Адыгеятурист»………25
2.3 Рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности ОАО «Адыгеятурист»……………………………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………31
Список использованной литературы……………………………………….33
Приложения………………………………………………………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 67.57 Кб (Скачать файл)

При формировании номенклатуры критериев, в частности потребительских  показателей качества, следует руководствоваться  принципом квалиметрии, согласно которому принимается к рассмотрению только ограниченное число наиболее существенных характеристик объекта оценки —  8-10 главных показателей. При избыточной номенклатуре имеется опасность растворить главные показатели в обилии второстепенных.

Оценка конкурентоспособности  различными методами.

В таблице 2 представлена классификация методов оценки.

                                                                                                        Таблица 2

Классификация методов  оценки конкурентоспособности.

Признак классификации

Группировка методов

1. Номенклатура критериев

1. Прямые методы

    2. Косвенные методы

2. Цель и стадия оценки (исходя из жизненного цикла  продукции)

1. Методы, применяемые на  стадиях проектирования и изготовления  продукции

2. Методы, применяемые на  стадиях реализации и эксплуатации

3. Форма представления  данных

 1. Графические методы

         2. Матричные методы

         3. Расчетные методы

4. Комбинированные методы — расчетно-матричные, расчетно-графические


 

К прямым методам относятся  методы, основанные на номенклатуре критериев, включающей интегральный показатель качества — отношение качество\цена. Часто  в зависимости от значения этого  отношения товары ранжируют, присваивая первое место аналогу с наилучшим  отношением. Метод широко используется потребительскими организациями при  осуществлении экспертизы товаров.

К косвенным методам относятся  методы, основанные на номенклатуре, включающей только характеристики качества. Отсутствие в номенклатуре продажной цены позволяет  только косвенно судить о конкурентоспособности  товаров. Поэтому применение метода оправдано в том случае, когда  оцениваемые товары имеют близкие  значения розничной цены. В качестве критерия для принятия заключения о  конкурентоспособности используются как количественные характеристики (уровень качества, комплексный показатель качества), так и качественные (степень соответствия требованиям стандарта).

Методы, применяемые на стадиях  проектирования и изготовления используются для прогнозирования конкурентоспособности, определения путей повышения  качества и снижения цены потребления  новых образцов товаров.

На испытательной базе изготовителя, как правило, производятся сравнительные испытания проектируемого образца и зарубежных аналогов по всем основным показателям качества, включая показатели надежности. Единая методическая и лабораторная база обеспечивает сопоставимость результатов, а значит, получение объективных данных о  техническом уровне оцениваемых  аналогов.

Методы, применяемые на стадиях  реализации и эксплуатации, используют торговые и потребительские организации. В торговых организациях оценивают  конкурентоспособность на основе объема продаж, уровня реализации, скорости продажи  товаров-аналогов. На основании данных о спросе торговые организации регулируют объемы закупки товара или же свертывают его закупку.

Графический метод представляет собой сопоставление «многоугольников конкурентоспособности» фирм по нескольким критериям. На каждой оси с использованием определенного масштаба измерения отмечаются точки, соответствующие значениям критериев. Линия, проходящая через точки, образует многоугольник, который позволяет установить отличия продукции по отдельным критериям.

Матричный метод предусматривает  комплексную оценку конкурентоспособности  с использованием совокупности групповых  критериев; градацию уровня коммерческого  успеха по трем группам - «ниже среднего», «среднее», «выше среднего»; характеристику признаков по каждому единичному критерию анализируемого товара для  отнесения к одной из групп.

В настоящее время конкурентоспособность  товаров и услуг выступает  важным показателем, на основе которого можно составить прогноз будущих  продаж. В силу этого особое значение приобретает поиск методов оценки конкурентоспособности.

На основе выявления рыночных изменений конъюнктуры анализируемого товара производится отбор тех групп  товаров, которые в большей мере соответствуют запросам потребителей. Далее изучаются прогнозы появления  новых товаров конкурентов. При  этом выделяются те новинки, вероятность  успешной продажи которых очевидна и которые вызовут жестокое соперничество  между конкурентами. После этого  формируются технические требования к параметрам товаров. В заключение составляются оценочные таблицы  соответствия параметров нескольких интересных новинок и тех технологий, без  которых невозможен выпуск нового товара.

В конечном итоге выбор  варианта определяют ограничения, существующие для данной промышленной фирмы в  области технологии, материального  обеспечения и коммуникаций. Правильно  выбранный вариант повышения  конкурентоспособности товара позволит в максимальной степени избежать бессмысленных потерь, а полученные итоги по анализу этого широкого спектра параметров позволят сформулировать программу целенаправленного изменения  в производственной, финансово-экономической  и сбытовой работе промышленной фирмы  для усиления ее позиций в конкурентной борьбе на рынке. [5]

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Исследование конкурентоспособности турпродукта ОАО «Адыгеятурист»

2.1 Общая характеристика  организации

ОАО «Адыгеятурист» учреждено  в соответствии с государственной  программой приватизации государственных  и муниципальных предприятий  Республики Адыгея после 1 июля 1994 года, утвержденной Указом президента Республики Адыгея от 2.09.94 г. и Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея «Об  особенностях акционирования туристских предприятий в Республике Адыгея»  от 7 июля 1995 г. № 228. Учредителем предприятия  является Госкомитет по управлению имуществом предприятия, осуществляет функции  государственного управления в сфере  туризма, а также является самостоятельным  хозяйствующим субъектом с правом юридического лица, имеет самостоятельный  баланс, печать, штамп со своим наименованием, эмблему, товарный знак, может открывать  расчетные счета в учреждениях  банков, как в рублях, так и  в иностранной валюте.

Предприятие действует на основе хозяйственного расчета. Отвечает за результаты своей производственно-хозяйственной  деятельности и выполняет обязательства  перед поставщиками, потребителями  бюджета, банками. Предприятие от своего имени приобретает имущественные  и неимущественные права и  несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде и арбитраже  в соответствии с действующим  законодательством РФ. ОАО «Адыгеятурист» является правопреемником комитета РА по туризму и туркомплекса «Майкоп».

Целями создания предприятия  в производственной сфере является выполнение работ, производства продукции, оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения  прибыли.

Для достижения указанных  целей предприятие осуществляет следующие основные виды деятельности:

1. Оказание туристско-экскурсионных  и сопутствующих им услуг:

- прием и обслуживание  туристов, в том числе иностранных;

- организация и проведение  спортивно-туристических мероприятий,  альпинистских экспедиций, путешествий  и экскурсий;

- проведение лечебных  и физкультурно-оздоровительных  мероприятий для детей и взрослых.

2.Коммерческая деятельность с целью укрепления материально-технической базы туризма:

- осуществление производственной  деятельности по изготовлению  и реализации населению спортивно-туристского  инвентаря и снаряжения, туристской  атрибутики, сувениров, товаров народного  потребления;

- организация подсобных  хозяйств;

- создание коммерческих  магазинов и пунктов проката  туристско-спортивного инвентаря;

- коммунально-бытовое обслуживание  туристов;

- организация ярмарок  по реализации туристских путевок.

3.Рекламно-издательская и концертная деятельность, обслуживание конференций, выставок, спортивных соревнований.

4.Торгово-посредническая деятельность по материально-техническому снабжению сырьем и материалами, товарами народного потребления, сельскохозяйственными продуктами.

5.Биржевая деятельность, приобретение, выпуск, реализация акций, других экономических бумаг.

6. Организация и проведение внешнеэкономических и торговых связей.[4]

В состав ОАО «Адыгеятурист» входят:

1. Туристический комплекс  «Майкоп». На его территории находится  гостиница, столовая, бар, сауна,  кондитерский цех. Гостиница располагает  212 местами с удобствами и сетью  летних домиков на 60 мест. В летнее  время на территории туркомплекса  работает детский лагерь. Организует  работу гостиницы заведующий. Ему  непосредственно подчиняются дежурный  администратор, дежурный по этажам, заведующий складом и горничные. Техническая служба, в которую входят прачечная, плотники, сантехники, слесари, подчиняются главному инженеру туркомплекса.

2. Туристическая база  «Лаго-Наки». На ее территории  находятся гостиница и столовая. Работу турбазы возглавляет заместитель  генерального директора по эксплуатации  турбазы: он подчиняется генеральному  директору ОАО «Адыгеятурист». Заместителю  генерального директора по эксплуатации  турбазы непосредственно подчиняется  инженер по эксплуатации турбазы  и заведующий хозяйством. Заведующий  хозяйством организует слаженную  работу всех подразделений турбазы.  ему подчиняется механик по  эксплуатации турбазы, старший  администратор главного корпуса  турбазы, заведующий столовой  турбазы, старший администратор.  Старший администратор главного  корпуса турбазы также контролирует  деятельность по эксплуатации  турбазы, заведующего столовой  и старшего инструктора.

3. Бюро путешествий и  экскурсий. Его возглавляет заведующий  отделом. В его подчинении находятся  бухгалтер-кассир и ведущий специалист  по туризму.

4. Предприятие имеет филиал  «Большая Азишская пещера» и  прочие подразделения (кондитерский  цех, сауну, предоставление автостоянки,  отопление жилого дома по улице  Апшеронской).

Основным видом деятельности предприятия является внутренний (въездной) туризм, также предприятие производит экскурсионное обслуживание населения. [3]

Отдел экскурсий и путешествий  был образован в результате решения  Госкомимущества РА от 31.07.1995г. «О реорганизации» путем присоединения Майкопского  бюро путешествий и экскурсий (образованного  в 1968 г.) к Государственному предприятию  «Адыгеятурист».

В настоящее время отдел  экскурсий и путешествий ОАО  «Адыгеятурист» имеет следующий  штат сотрудников: менеджер по туризму  и бухгалтер-кассир, находящиеся  в непосредственном подчинении Заведующей отделом экскурсий и путешествий. Отдел работает на условиях коллективного договора, подписанного в ноябре 1997 года.

Основными направлениями  работы отдела являются: 

    • прием туристских групп на турбазах Республики Адыгея;
    • экскурсионное обслуживание тур.групп (однодневные экскурсии, маршруты выходного дня, пешеходные маршруты и т.д.)
    • предоставление услуг по оформлению выездных документов гражданам РФ;
    • организация путешествий по территории РФ (С Петербург, Москва, Волгоград, Пятигорск, Новороссийск и др.)
    • продажа путевок сторонних организаций на условиях агентских соглашений с тур операторами (международные туры, базы отдыха на Черноморском побережье, круизы, автотуры и др.)
    • разработка и продвижение на рынок «товара-новинки» (например с 2000г. отделом экскурсий и путешествий организуются новогодние туры в гостинице и на турбазе «Лаго-Наки», которые пользуются большой популярностью у жителей г. Краснодара, Ростова и Ростовской области)

Основными заказчиками услуг  предоставляемых отделом экскурсий  и путешествий ОАО «Адыгеятурист» являются турфирмы города Краснодара, Краснодарского края, Ростова, Ростовской области и др. [4]

Основными средствами рекламы  используемыми ОАО «Адыгеятурист» являются:

    1. размещение рекламы в местных печатных изданиях (газета «Анонс», «Компас»);
    2. размещение рекламы в местных и краевых средствах массовой информации (радио «Адыгея +», «Деловой мир Кубани»);
    3. реализация собственной печатной рекламной продукции (рекламные листки, брошюры, каталоги).

Таким образом, чтобы определить эффективность работы предприятия, нужно определить конкурентоспособность  его продукта. [7]

 

2.2 Исследование конкурентоспособности  ОАО «Адыгеятурист»

Для исследования конкурентоспособности  услуг ОАО «Адыгеятурист» мы выбрали  один турпродукт и провели оценку. В исследовании были использованы данные ЗАО «Интурист» и ООО «Остров  путешествий», предоставляющих аналогичный  турпродукт.

ЗАО «Интурист».

Создано в 1991 году и специализируется как в сфере международного туризма, так и в сфере внутреннего  туризма. Ежегодно услугами турфирмы пользуются около 2 тыс. человек, в том числе  свыше 500человек выезжает за рубеж.

Информация о работе Конкурентоспособность турпродукта