Конкурентоспособность турфирмы «1001 тур»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2012 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование и оценка конкурентоспособности турфирмы и разработка рекомендаций по ее повышению.
Задачами в курсовой работе являются изучение:
- изучение понятия конкурентоспособности предприятия;
- рассмотрение особенностей конкуренции на туристическом рынке;
- краткая характеристика предприятия «1001 тур»;
- рассмотрение внешней и внутренней среды «1001 тур»;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая маркетинг конк.docx

— 72.87 Кб (Скачать файл)

Введение

За последние несколько лет  в нашей стране туризм приобрел значение социального явления. На начальном  этапе своего развития туризм рассматривался как элемент социально-культурного  влияния. В наши дни он считается  экономическим и массовым социальным явлением. Туризм сегодня представляет одну из крупнейших отраслей, которая  дает 10% мирового валового национального  продукта.  
Туризм помогает устранить физические и психологические барьеры, которые разделяют людей различных рас, культур и религий, проживающих в разных странах и находящихся на разных уровнях социально-экономического развития, тем самым он развивает народную дипломатию.  
Туризм является не только экономическим, но и социальным, культурным, экологическим и политическим явлением.  
При росте и постоянном изменении туристического рынка конкуренция чрезвычайно высока. В условиях усиления конкуренции компании вынуждены сосредотачивать внимание на удовлетворении потребностей клиентов. У компаний, которые не делают этого, нет будущего. Именно поэтому индустрия путешествий нуждается в возрастающем числе профессионалов маркетинга, понимающих глобальные проблемы и способных реагировать на растущие потребности потребителей выработкой творческих стратегий, основанных на хороших знаниях маркетинга. 

Вышесказанное позволяет  утверждать, что проблема конкурентоспособности  в туристическом бизнесе является актуальной, так как с ежегодным  ростом количества новых туристических  фирм ожесточается конкурентная борьба.

Объектом исследования в дипломной  работе выступает компания ООО «1001 тур», а предметом исследования конкурентоспособность  турфирмы ООО «1001 тур». Целью настоящей  работы является исследование и оценка конкурентоспособности турфирмы и  разработка рекомендаций по ее повышению.  
Задачами в курсовой работе являются изучение:

- изучение понятия  конкурентоспособности предприятия;

- рассмотрение особенностей  конкуренции на туристическом  рынке;

- краткая характеристика  предприятия «1001 тур»;

- рассмотрение внешней  и внутренней среды «1001 тур»;

- оценка конкурентоспособности   «1001 тур»;

- рекомендации по  совершенствованию конкурентоспособности    «1001 тур».

Курсовая работа состоит  из введния, трех глав, заключения и  списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II.Конкурентоспособность как комплексная многоаспектная характеристика туристической фирмы

1.1 Понятие  конкурентоспособности фирмы 

В настоящее  время не существует единого определения  понятия "конкурентоспособности". Основными факторами, которые обуславливают  возможность множественности трактовок  этого понятия, являются различные  исходные позиции экономистов, а  также и то, что в качестве производителя  рассматривается лишь отдельное  предприятие, отрасль или вся  экономика в целом.

Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению  к другим предприятиям данной отрасли  внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность  не является имманентным качеством  фирмы, это означает, что конкурентоспособность  фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся  к одной отрасли, либо фирм, выпускающих  аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность  можно выявить только сравнением между собой этих фирм как в  масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка.

Таким образом, конкурентоспособность  фирмы - понятие относительное: одна и та же фирма в рамках, например, региональной отраслевой группы может  быть признана конкурентоспособной, а  в рамках отраслей мирового рынка  или его сегмента - нет. Оценка степени  конкурентоспособности, т.е. выявление  характера конкурентного преимущества фирмы по сравнению с другими  фирмами, заключается в первую очередь  в выборе базовых объектов для  сравнения, иными словами, в выборе фирмы-лидера в отрасли страны или  за ее пределами. Такая фирма-лидер  должна обладать следующими параметрами:

  • соизмеримостью характеристик выпускаемой продукции по идентичности потребностей, удовлетворяемых с ее помощью;
  • соизмеримостью сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая продукция;
  • соизмеримостью фазы жизненного цикла, в которой функционирует фирма.

Таким образом, конкурентное преимущество одной фирмы над другой может  быть оценено в том случае, когда  обе фирмы удовлетворяют идентичные потребности покупателей, относящиеся  к родственным сегментам рынка. При этом фирмы находятся примерно в одних и тех же фазах жизненного цикла. В том случае, если данные условия не соблюдаются, сравнение  будет некорректным.

Далее, исходя из того, что конкурентоспособность  отражает продуктивность использования  ресурсов фирмы, для ее оценки необходимо выбрать критерии продуктивности использования  ресурсов. В том случае, если деятельность фирмы связана с извлечением  прибыли, а совокупные ресурсы оцениваются  в денежном выражении, продуктивность использования ресурсов фирмой может  быть оценена показателем рентабельности производства, т.е. отношением прибыли, полученной в том или ином периоде, к истраченным в том же периоде  ресурсам, оцененным как издержки производства. Кроме этого, для объективной  оценки конкурентоспособности фирмы  ее руководству необходима возможность  слежения рынка, особенно за пределами  страны.

Сложность, а иногда и полное отсутствие доступа к информации о деятельности конкурентов может создать у  руководства фирмы необоснованное мнение о превосходстве фирмы  над конкурентами, привести к самоуспокоению и ослаблению усилий, связанных с  поддержкой необходимого уровня конкурентного  преимущества своей фирмы.

В настоящее время, для того чтобы  фирма была конкурентоспособной  в борьбе с ведущими фирмами, требуются  совершенно новые подходы к организации  производства и управления, чем те, на которые руководители ориентировались  в прошлом. И прежде всего новые  подходы нужны в инвестиционной политике, при проведении на предприятии  технической реконструкции, в процессе внедрения новой техники и  технологии.

Конкурентоспособность предприятия  зависит от ряда факторов, которые  можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности. Их можно разделить  на три группы факторов:

  • технико-экономические;
  • коммерческие;
  • нормативно-правовые.

Технико-экономические факторы  включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или  услуги. Эти компоненты зависят от производительности и интенсивности  труда, издержек производства, наукоемкое(tm) продукции и пр.

Коммерческие факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они включают:

  • конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу);
  • предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг);
  • рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса);
  • имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).

Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической  и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и  патентной защиты). В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый  период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке. Поэтому оценка этой группы факторов и компонент с помощью коэффициента соответствия нормативам лишена смысла.

Высокая конкурентоспособность фирмы  является гарантом получения высокой  прибыли в рыночных условиях. При  этом фирма имеет цель достичь  такого уровня конкурентоспособности, который помогал бы ей выживать на достаточно долговременном временном  отрезке. В связи с этим перед  любой организацией встает проблема стратегического и тактического управления развитием способности  предприятия выживать в изменяющихся рыночных условиях.

Управление конкурентоспособностью предполагает совокупность мер по систематическому совершенствованию изделия, постоянному  поиску новых каналов его сбыта, новых групп покупателей, улучшению  сервиса, рекламы.

 

1.2 Конкурентоспособность туристической  фирмы

На этапе формирования рыночных отношений в России хорошо заметно исчезновение и банкротство  “случайных” компаний, которые  не имели достаточных сведений о  структуре рынка, на котором они  пытались организовать деятельность, не учитывали уже сложившихся  традиций в отношениях между работающими  в данной области структурами. Ввиду  того, что новые производственные связи и финансовые возможности  вытекают из уже сложившихся, необходимо отметить, что развитие без учета  интересов этих структур затруднено.

Стратегия конкуренции  фирм, знающих свое место на рынке, сконцентрирована на захвате тех  мест на рынке, которые не вызывают интереса, либо же слабо интересуют большинство фирм. Для того чтобы  успешно вести бизнес в этих незанятых  нишах рынка, фирма должна иметь  четкую специализацию, внимательно изучать свой сегмент рынка. Все это позволяет вести успешную коммерческую деятельность.1

Сильный имидж туристической  фирмы и ее услуг является подтверждением того, что она обладает уникальными  деловыми способностями (специальными навыками, умениями), позволяющими повышать предлагаемые услуги.

В настоящее время  существует проблема, которая заключается  в определении содержания конкурентоспособности  для туристических фирм. Большинство  сосредотачивается на параметрах туристического продукта и затем для оценки конкурентоспособности  сопоставляет между собой некоторые  интегральные характеристики для разных конкурирующих услуг. Нередко эта  оценка охватывает показатели качества, и тогда оценка конкурентоспособности  подменяется сравнительной оценкой  качества конкурирующих аналогов.

Чтобы полнее понять существо проблемы, вычленим несколько важных положений содержания конкурентоспособности.

1. Конкурентоспособность  включает три основные составляющие. Одна из них жестко связана  с предоставляемой услугой как  таковой и в значительной мере  сводится к качеству. Другая связана  со сбытом и сервисом туристического  продукта. Наконец, третья связана  с экономическими возможностями  и ограничениями потребителя  и отражает все то, что может  быть приятно или неприятно  потребителю как клиенту, как  человеку, как члену той или  иной социальной группы и т.  д.

2. Клиент – главный  оценщик туристической услуги. А  это приводит к очень важной  в рыночных условиях истине: все  элементы конкурентоспособности  туристического продукта должны  быть настолько очевидны потенциальному  покупателю, чтобы не могло возникнуть  малейшего сомнения или иного  толкования в отношении любого  из них.

3. Как известно, туристический  рынок характеризуется “своим”  покупателем. Поэтому изначально  неправомерна идея о некой  абсолютной, не связанной с конкретным  рынком, конкурентоспособности2.

Следовательно необходим  анализ конкурентов и выявление  конкурентных преимуществ.

 

1.3 Выявление конкурентных преимуществ  фирмы

Изучение позиций  и возможностей организаций-конкурентов  в целом предполагает поиск ответов  на четыре основные группы вопросов, вокруг которых строится структура системы  слежения за конкуренцией:

1.  Каковы основные цели конкурента?

2.  Каковы текущие стратегии достижения этих целей?

3.  Какими средствами располагают конкуренты, чтобы реализовать свои стратегии?

4.  Каковы их вероятные будущие стратегии?

Ответы на первые три  группы вопросов должны обеспечить исходные данные для предвидения будущих  стратегий конкурентов. Анализ совокупности сведений по указанным четырем областям дает достаточно полную картину их действий.

По сути дела, разговор идет о сборе и анализе информации о потенциале конкурентов и уровне его использования. Анализ конкурентов  проводится, как правило, по двум направлениям: по продуктовому принципу и по типу используемых стратегий.

Первое направление  имеет целью сгруппировать конкурентов  в соответствии с характером потребностей, удовлетворяемых предлагаемыми  ими продуктами.

При этом выделяются следующие  предприятия:

-  предлагающие абсолютно аналогичные туристские продукты;

-  специализирующиеся на удовлетворении специфических потребностей отдельных сегментов рынка;

-  намечающие выход на рынок с аналогичными продуктами;

-  предлагающие продукты-заменители, способные вытеснить продукт предприятия с рынка.

Классификация конкурентов  по типу применяемых ими стратегий  предполагает выделение предприятий:

-  осуществляющих стратегию низких издержек производства (могут осуществлять экспансию на рынке и обладают потенциальной возможностью проводить гибкую ценовую политику);

-  использующих стратегию дифференциации (способны за счет новых, более полно удовлетворяющих потребности туристов продуктов вытеснить с рынка традиционные продукты);

-  применяющих стратегию диверсификации своей деятельности и поэтому способных на демпинг.

Информация о работе Конкурентоспособность турфирмы «1001 тур»