Конкуренция и конкурентоспособность товара. Контроль в маркетинге. Чай и чайные напитки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 12:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выявить социально-экономическую роль конкуренции и контроля в маркетинге на основе изучения теоретико-методологических основ данных категорий и разработать программу маркетинговых коммуникаций в отношении вкусовых товаров.

Содержание

1 КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА
1.1Конкуренция: содержание понятия, социально-экономическая роль
1.2 Показатели, раскрывающие конкурентоспособность продукции, товара, услуги
2 КОНТРОЛЬ В МАРКЕТИНГЕ
2.1 Объекты маркетингового контроля
2.2 Виды маркетингового контроля
2.3 Характеристики эффективного контроля, обратные связи в системе контроля маркетинга
Практическая часть
3 СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ И СТИМУЛИРОВАНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

Veryaskin_kursovik_Gotovy.doc

— 599.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Саратовский государственный технический университет

 имени Гагарина Ю.А.»

Профессионально-педагогический колледж

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

__________Л.И.Рожкова

___ ___________20__г.


 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Маркетинг»

вариант 30,59,72

Конкуренция и конкурентоспособность товара.

Контроль в маркетинге.

Чай и чайные напитки

 

 

                                                                   Студента 1 курса

группы К-11

Г.Е. Веряскина

Руководитель:

Л.В. Чернецова

 

Работа защищена с оценкой

«________________»

___ _________20___г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013

 

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Саратовский государственный технический университет

 имени Гагарина Ю.А.»

Профессионально-педагогический колледж

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

__________Л.И.Рожкова

__  ___________2013г.


 

 

 

 

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

 

 

 

 

 

 

Студент                   Веряскин Геннадий Евгеньевич , группа К-11

(Ф. И. О., группа)

 

Тема курсовой работы: Конкуренция и конкурентоспособность товара.

Контроль в маркетинге. Чай и чайные напитки

 

 

 

Согласована на заседании МК  Социально-экономических специальностей                   

 

Протокол №____ от________________

 

 

Срок сдачи работы________________

 

Срок защиты работы_____________

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация задания (план):

 

Раскрыть социально-экономическую сущность, роль  и содержание понятия «конкуренция». Проанализировать показатели, раскрывающие конкурентоспособность товара. Рассмотреть процесс контроля в маркетинге, определить его объекты, виды и характеристики  эффективности. Разработать стратегию маркетинговых коммуникаций и стимулирования сбыта на примере магазина чая и чайных напитков.

 

Список рекомендуемой литературы и источников:

 

  1. Алексунин, В.А. Маркетинг [Текст]: учебник / В.А. Алексунин – 5-е изд.

перераб. и доп. – М.: ИТК «Дашков и К, 2009. – 216с.

  1. Багиев, Г.Л. Маркетинг [Текст]: Учебник /Г.Л. Багиев, И.М. Тарасевич,

Х. Анн – 3-е изд., перер. и доп. – СПб.: Питер, 2008. – 736 с.

  1. Григорьев, М. Н. Маркетинг [Текст]: учебник / М. Н. Григорьев. - 3-е

изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2011. - 448 с. : ил. Дубровин, И. А. Маркетинговые коммуникации [Текст] : учебник/ И. А. Дубровин. - М.: ИТК "Дашков и К", 2009. - 580 с. Котлер, Ф. Маркетинг. Менеджмент [Текст]: учебник / Ф. Котлер, К. Л. Келлер- 12-е изд. - СПб. [и др.] : Питер , 2009. - 816 с.

  1. Мазилкина, Е.И. Условия успешного продвижения товара [Текст]: прак.

пособие / Е.И. Мазилкина – М.: ИТК «Дашков и К», 2008. – 172 с.

  1. Маслова, Т.Д. Маркетинг [Текст]: учебник / Т.Д. Маслова, С.Г. Божук,

Л.Н. Ковалик – 3-е изд., перер. и доп. – СПб.: Питер, 2009. – 384 с. 

  1. Рычкова, Н.В. Маркетинговые инновации [Текст]: учеб. пособие /Н.В.

Рычкова – М.: Кнорус, 2009. – 226 с.

 

Руководитель  ______________  / Л.В. Чернецова/

подпись                   И.О. Фамилия

 

Задание принял к исполнению___________  /Г.Е. Веряскин/

        подпись        И.О. Фамилия

Дата _________

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

5

Теоретическая часть

 

1 КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА

7

    1.1Конкуренция: содержание понятия, социально-экономическая роль

7

    1.2 Показатели, раскрывающие конкурентоспособность продукции, товара, услуги

10

2  КОНТРОЛЬ В МАРКЕТИНГЕ

14

    2.1 Объекты  маркетингового контроля

14

    2.2 Виды маркетингового контроля

15

    2.3 Характеристики эффективного контроля, обратные связи в системе контроля маркетинга

19

Практическая часть

 

3 СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ И СТИМУЛИРОВАНИЯ

23

     3.1 Разработка стратегии маркетинговых коммуникаций и стимулирования  (Чай и чайные напитки)

23

     3.2 Стимулирование сбыта

26

     3.3 Реклама

27

Заключение

31

Список использованной литературы и источников

33

Приложение А «Анкета изучения потребительского спроса на чай и чайные напитки»

35


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность и практическая значимость курсовой работы «Конкуренция и конкурентоспособность товара. Контроль в маркетинге» объясняется тем, что в настоящее время трудно приуменьшить роль и значение конкуренции как фактора, предопределяющего характер стратегии и тактики маркетинга, практической маркетинговой деятельности. Являясь атрибутом рынка, конкуренция естественно возникает из рынка и одновременно служит непременным условием его существования и развития. Конкуренцию считают самым важным элементом рынка как хозяйственной системы. Участниками конкурентной борьбы являются, прежде всего, фирмы, которые соревнуются друг с другом за рынок сбыта товаров, работ, услуг. Функция контроля играет важнейшую роль в реализации и обеспечении маркетингового процесса, учет которой позволяет не только выявлять, но и предупреждать различные отклонения, ошибки и недостатки, находить новые резервы и возможности развития, а так же адаптации к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.

 Объект исследования – теория конкуренции и контроля как элемента

 современной маркетинговой  деятельности.

 Предмет исследования – показатели, раскрывающие конкурентоспособность товара на рынке; объекты, виды и характеристики контроля в маркетинге; современные технологии стимулирования  продаж вкусовых товаров.

Цель курсовой работы – выявить социально-экономическую роль конкуренции и контроля в маркетинге на основе изучения теоретико-методологических основ данных категорий и разработать программу маркетинговых коммуникаций в отношении вкусовых товаров.  
          Поставленная цель определила логику и структурное построение теоретической части курсовой работы, которое сводится к решению следующих задач:

- изучить содержание понятия «конкуренция»;

-исследовать параметры конкурентоспособности  товара;

-описать функцию контроля в  маркетинге;

-предложить стратегию маркетингового  стимулирования продаж вкусовых товаров.

           Основные методы исследования: сравнение, интервьюирование, обобщение, анализ и синтез, абстрагирование, методы конкретизации и статистической обработки.

          Теоретико-методологическую  основу и информационную базу  теоретической части работы составляют  научные труды российских и зарубежных авторов в области маркетинга: Ф. Котлера, Т.Д. Масловой, В.А. Алексунина, О.С. Габинской, И.М. Лифиц.

 Структура и объем курсовой работы определены целью и задачами исследования и состоят из введения, 3 глав, заключения, списка литературы, включающего 19 наименований и 1 приложение.  
             Текст курсовой работы изложен на 35 страницах и содержит 11 рисунков и 1 таблицу.

 

 

1 КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА

    1. Конкуренция: содержание понятия, социально-экономическая роль

 

Трудно приуменьшить роль и значение конкуренции как фактора, предопределяющего характер стратегии и тактики маркетинга, практической маркетинговой деятельности.

Понятие конкуренции, как и маркетинга, многозначно, поэтому универсального ее определения не существует. Конкуренция — это соперничество, соревнование между товаропроизводителями на рынке за более выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. Одновременно конкуренция — это и механизм автоматического регулирования пропорций общественного производства [6, с.82].

Конкуренция (от лат. concurrere – «сталкиваться») – это борьба независимых друг от друга экономических субъектов рынка за право обладания ограниченными ресурсами [7, с.18].

Иными словами, это такой процесс взаимодействия выступающих фирм на рынке с целью достижения лучших возможностей сбыта своего товара посредством удовлетворения разнообразных потребностей покупателей. Конкуренция постоянно присутствует на рынке между товаропроизводителями. И для того чтобы фирма имела успех, ей необходимо постоянное повышение своей конкурентоспособности.

Нет такого способа, с помощью которого можно было бы однозначно определить конкуренцию. Однако можно выделить основную сущностную черту – соперничество в свойствах товарного производства и способах развития. А также конкуренция выступает как стихийный регулятор общественного производства.

Благодаря данному явлению в жизни общества происходит обострение производственных и рыночных отношений, повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение научно-технического прогресса. Конкуренция относится к таким факторам, которые имеют воздействие на деятельность фирмы, а обратной связи не существует.

Конкуренция – это соперничество за лучшие условия существования на рынке между его участниками. Это порождается объективными условиями: во-первых, полной хозяйственной обособленностью каждого участника рынка; во-вторых, его полной зависимостью от конъюнктуры рынка, а в-третьих, борьбой за наибольший доход [8, с.206]. Основным негласным законом рынка является борьба фирм за выживание и процветание.

Для существования конкуренции на рынке необходимы определенные условия, основные из которых представлены на рисунке 1.

Условия существования конкуренции на рынке

1 количество действующих фирм  на рынке

2 свобода входа и выхода предприятий  на рынок

3 дифференциация товаров

4 совместный контроль фирм за  рыночной ценой


Рисунок 1 - Условия существования конкуренции на рынке

Покупатель отдает свое предпочтение какому-либо товару, лишь убедившись на практике в своем выборе, а необходимую информацию он получает от производителя посредством рекламы. Как правило, конкуренция возникает между товарами, а не фирмами.

Конкурентные тенденции на развитом рынке, как показывает практика, существенно устойчивее и сильнее, чем монополистические [1, с.136]. Победителями в конкуренции оказываются и крупные, и мелкие, и сильные, а порой и слабые фирмы. Монополия не вытесняет конкуренцию, поскольку борющиеся между собой фирмы являются весьма разными. Нельзя свести конкуренцию лишь к борьбе сильного против слабого — в таком случае сверхмощные монополии действительно вытеснили бы всех более слабых соперников.

В реальности конкуренция имеет более сложную основу. Каждому типу хозяйственных единиц присущи свои особенности: у ведущих мощных монополий — это сила, у мелких фирм — гибкость, у специализированных компаний — приспособленность к особым сегментам и «нишам» рынка, у фирм-новаторов — преимущества первооткрывателей и т.д. В конкретных рыночных ситуациях решающее преимущество получает то одно, то другое качество.

Для участников рыночных отношений, и в первую очередь для товаропроизводителей, конкуренция носит объективно принудительный характер, заставляя их систематически применять новые технологии, повышать производительность труда, снижать или сдерживать цены на производимые товары. Иначе говоря, конкуренция систематически заставляет снижать индивидуальные издержки производства, экономить ресурсы, добиваться наиболее рационального сочетания используемых факторов производства.

Деятельность любой хозяйственной единицы в условиях конкуренции подвергается двойному контролю: внутреннему непосредственному контролю в рамках фирмы и внешнему опосредствованному контролю на рынке со стороны фирм-конкурентов, через конечные результаты рыночной деятельности. Вторая форма контроля является жесткой, но беспристрастной. Беспристрастность и объективность оценки возможностей любой хозяйственной единицы определяется тем, что, в конечном счете, эту оценку проводит покупатель, который, руководствуясь собственными интересами, отдает предпочтение товарам того или иного конкурента.

Конкуренция — это самый эффективный и дешевый метод экономического контроля, ибо стоит обществу минимальных затрат. Такого рода контроль, как упоминалось, постоянно заставляет производителя сокращать издержки производства и цены, увеличивать объем сбыта, бороться за заказы и потребителя, улучшать качество продукции [19, с.148].

Информация о работе Конкуренция и конкурентоспособность товара. Контроль в маркетинге. Чай и чайные напитки