Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 12:07, курсовая работа
В данной работе рассмотрены примеры конкуренции на фармацевтическом рынке за период 2000-2013 гг.
1. Введение…………………………………………………………… стр 3
2. Основные методы конкурентной борьбы…………………………стр 4
3. Развитие конкуренции на фармацевтическом рынке……………стр 9
4. Стратегия фармацевтических фирм……………………………….стр 14
5. Формирование продуктового портфеля…………………………..стр 18
6. Список используемой литературы………………………………..стр 24
Пример 2
Аптеке 3, находящейся в тесном кольце конкурирующих аптек, как традиционной формы торговли, так и сетевых, было предложено ввести следующие программы лояльности:
- Несколько вариантов дисконтных программ, а именно:
1. Скидка выходного дня (с целью увеличения оборота аптеки при работе в выходной день).
2. Скидка пенсионерам (с целью формирования положительного имиджа аптеки и увеличения оборота по самой большой группе клиентов аптеки).
3. Корпоративная скидка (для формирования новой перспективной группы клиентов - сотрудников различных компаний, которые получили возможность покупать лекарства с доставкой в офис и получать единую корпоративную скидку).
4. Страховая скидка (совместный проект со страховой компанией) - каждый клиент страховой компании имел возможность получать 15-процентную скидку, срок действии скидки - год, а страховая компания перечисляла некоторую компенсационную сумму за выданную своим клиентам скидку.
- Программы для клиентов аптеки:
1. "День здоровья" - еженедельная программа, проходящая в аптеке. Суть ее: любой посетитель аптеки по желанию мог измерить давление, вес, "лишние килограммы" на весах-анализаторах жировой массы, а также получить консультации у дежурного врача (привлеченного специально для данной программы).
2. "День красоты". Суть программы: еженедельно в аптеку приглашался консультант по косметике, к которому мог обраться любой посетитель аптеки и протестировать состояние кожи головы, лица, волос и подобрать подходящую косметику.
3. "День фитнеса". Суть программы: еженедельно в аптеку для клиентов приглашался диетолог, который проводил консультации по диете, способам похудения, спортивному питанию.
После внедрения в аптеке вышеописанных программ и определения наиболее популярных из них) клиентам аптеки на постоянной основе был предложен следующий проект:
- www.dietolog.ru - консультационный сайт и интернет-магазин одновременно, где каждый посетитель ежедневно может получать консультации высококвалифицированного врача-диетолога, а также совершать покупки лекарственных препаратов, БАД и парафармацевтической продукции, применяющихся для поддержания и коррекции веса.
На сегодняшний день это отдельное, самостоятельное направление деятельности аптеки, которое выросло из добавленной услуги.
Самая жесткая конкуренция наблюдается на рынке рекламы, а также в программах стимулирования сбыта.
Минус данного вида конкуренции - серьезные затраты на рекламу.
Плюсы: расширение рынка сбыта; быстрое увеличение оборота предприятия; формирование положительного имиджа предприятия.
Оптимально сформированное ассортиментное предложение, безусловно, влияет на конечного потребителя и его желание совершать повторные покупки в данном розничном предприятии и является значимым методом конкурентной борьбы.
Сокращение издержек обращения розничного предприятия позволяет перераспределять полученную дополнительную прибыль и на конкурентную борьбу.
К незаконным методам конкуренции, которая, к сожалению, присутствует и на фармацевтическом рынке, относятся:
- финансовый шпионаж;
- перекупка топ-менеджеров компаний-конкурентов;
- копирование стиля успешной компании;
- кража клиентской базы конкурента и т.д.
Онлайн-рынок фармацевтических услуг, как всякий молодой, еще не сформировавшийся рынок, зачастую подвержен нечестным (а иногда и незаконным) методам конкурентной борьбы. Наиболее часто встречаются следующие способы недобросовестной конкуренции, которые помимо прямых убытков наносят компаниям существенный имиджевый ущерб:
- копирование дизайна (целиком или частично) более успешного проекта;
- выбор созвучного лидеру доменного имени;
- копирование информационного содержания (контента) конкурента;
- взлом конкурирующего сайта для последующих деструктивных действий (копирование клиентской базы, нарушение работоспособности сайта, копирование движка сайта и т.д.).
Что этому можно противопоставить? Такие методы противодействия есть, вот некоторые из них:
- копирайт-защита дизайна и информационного наполнения сайта;
- защита сайта программно-аппаратными средствами;
- по возможности регистрация на компанию всех созвучных основному проекту доменных имен;
- при появлении сайта-клона рассылка информационных писем поисковым системам Рунета, партнерам и клиентам.
Фармацевтическая отрасль
Российской фармацевтической отрасли присущи, в том числе, и такие черты, как высокие диспропорции между экспортом и импортом, высокая доля контрафактной, некачественной продукции, угрожающей здоровью потребителей, избыточная «регулируемость». Основными потребителями фармацевтической промышленности являются наименее социально защищенные слои населения, для которых проблема доступности ЛС стоит очень остро.
Одним из путей улучшения ситуации здесь видится всестороннее, комплексное развитие конкуренции. Предлагаемые меры помогут устранить проблемы на всех этапах – начиная от регистрации ЛС и заканчивая его розничной продажей.
На этапе регистрации ЛС производитель сталкивается с длительной и затратной процедурой экспертизы (1,5-2 года), получением излишних, дублирующих документов (решение по результатам экспертизы качества и регистрационное удостоверение), запретом на регистрацию ЛС под несколькими наименованиями, а импортер ЛС – с большими сроками регистрации уже продающихся на рынках Европы препаратов. Для решения заявленной проблемы необходимо:
- пересмотреть сроки
- отменить регистрацию субстанций, с одновременным
введением обязательного государственного
контроля субстанций в соответствии с
утвержденной Государственной Фармакопеей
РФ или документами, содержащимися в регистрационном
досье на лекарственную форму, в рамках
предрегистрационной экспертизы готовой
лекарственной формы;
- отменить решение о выпуске ЛС в сферу
обращения ЛС на территории Российской
Федерации как документ, дублирующий лицензию
на производство лекарственных средств;
- обеспечить унификацию сроков, регламентов
и процедур регистрации отечественных
и импортных лекарственных средств, исключить
требования обязательного утверждения
и регистрации Фармакопейных статей предприятия
после утверждения Фармакопеи
Российской Федерации;
- совершенствовать административную
и судебную практики по вопросам обеспечения
качества лекарственных средств и ответственности
за вред, нанесенный здоровью людей вследствие
применения лекарственных средств, персонализировать
ответственность руководителей (и ответственных
за качество) фармацевтических предприятий,
оптовых складов и аптек за некачественную
продукцию;
- увеличить штрафы, налагаемые на юридических
лиц — держателей регистрационных удостоверений,
а в случае неоднократного нарушения —
аннулирование регистрационного удостоверения
на ЛС;
- упростить процедуру государственной
регистрации воспроизведенных ЛС (в соответствии
с международной практикой);
- устранить государственную монополию
на экспертизу ЛС: создать возможность
осуществления экспертизы независимыми
экспертными организациями, а также принять
соответствующие нормативные акты по
регулированию их деятельности;
- нормативно закрепить конечный перечень
запрашиваемых документов при прохождении
процедур регистрации и экспертизы лекарственного
средства;
- внести соответствующие изменения в
Административный регламент Росздравнадзора,
утвержденный приказом Минздравсоцразвития
РФ от 31 декабря 2006 г. № 907, в части отмены
требования о предоставлении решения
по результатам экспертизы качества;
- привести в соответствие российские
требования с европейскими в части регистрации
технологий (внесение изменений в федеральный
закон, регулирующий обращение лекарственных
средств, и принятие закона «О медицинских
изделиях»);
- предусмотреть в федеральном законе,
регулирующем обращение лекарственных
средств, возможность государственной
регистрации одного лекарственного средства
под различными наименованиями;
- заключить соглашение с Европейским
агентством по лекарственным средствам
(EMEA) об упрощенной системе регистрации
в России и Европе новых медицинских технологий
и инновационных препаратов, уже зарегистрированных
либо в Европе, либо в России.
На этапе производства ЛС существуют следующие проблемы: отсутствует единая информационная база по зарегистрированным компонентам ЛС (субстанциям) и срокам действия лицензий, что может приводить к дефектурам ЛС; высокие таможенные сборы и пошлины на компоненты ЛС, которые увеличивают стоимость конечного продукта; на импортируемые ЛС выписываются бессрочные удостоверения с указанием излишних характеристик (изменение, например, упаковки в этом случае требует длительной процедуры перерегистрации).
Проверка качества производимых ЛС,
а также санитарно-
Для устранения этих препятствий необходимо:
- ввести инспектирование зарубежных площадок
по производству субстанций и готовых
лекарственных средств на стадии регистрации;
- внести изменения в Постановление Правительства
Российской Федерации от 26 ноября 2006 г.
№ 718 «О таможенном тарифе Российской
Федерации и товарной номенклатуре применяемой
при осуществлении внешнеэкономической
деятельности», в части снижения (отмены)
ввозных таможенных пошлин на субстанции,
не производимые в России;
- внести поправку в федеральный закон,
регулирующий обращение лекарственных
средств, определяющую перечень изменений
характеристик продукции, требующих перерегистрации;
- внести изменения в постановление Правительства
Российской Федерации от 15 сентября 2005
г. № 569 «О Положении об осуществлении
государственного санитарно-эпидемиологического
надзора в Российской Федерации» в части
уточнения перечня организаций, осуществляющих
государственный санитарно-эпидемиологический
надзор;
- передать полномочия по обеспечению
деятельности государственного санитарно-эпидемиологического
контроля (надзора) иным организациям
на конкурсной основе, а также законодательно
закрепить функции государственной службы
по надзору в сфере здравоохранения, подлежащие
передаче.
Сектор оптовой и розничной
торговли лекарственными средствами,
как составной части
1. На этапе продажи оптовый и розничный продавец
несет дополнительные расходы из-за неточных
формулировок письма Федеральной службы
по надзору в сфере здравоохранения и
социального развития от 29 декабря 2006
г. № 01-500045/06 «О декларировании соответствия
лекарственных средств» (документ допускает
расширенное толкование перечня ЛС, согласно
действующему законодательству требуется
обязательное оформление декларации о
соответствии). Для исправления данной
ситуации необходимо внести изменения
в письмо Федеральной службы по надзору
в сфере здравоохранения и социального
развития от 29 декабря 2006 г. № 01-500045/06, а
также в постановление Правительства
Российской Федерации от 7 июля 1999 г. №
766, в части уточнения процедуры получения
декларации о соответствии;
2. До настоящего времени недостаточным
остается уровень доступности (физической
и экономической) лекарственных средств
для населения Российской Федерации.
В условиях складывающейся экономической
ситуации критически важными являются
вопросы обеспечения населения
лекарственными средствами по доступным
ценам. Одним из способов решения указанной
задачи является развитие конкуренции
на рынке розничной продажи лекарственных
средств за счет вовлечения в нее неспециализированных
хозяйствующих субъектов (не являющихся
фармацевтическими и аптечными
предприятиями). Как свидетельствует опыт
США, Дании, Польши, Венгрии, Швеции и Италии
использование существующей торговой
инфраструктуры для реализации населению
безрецептурных лекарственных препаратов,
а также лечебной косметики, медицинской
техники, биологически активных добавок,
позволяет существенно повысить уровень
конкуренции.
С учетом имеющегося мирового опыта
с целью повышения физической
доступности лекарственных
1) наличие торговой площади
2) включение в аптечный ассортимент, разрешенный
к реализации в универсальных магазинах,
ограниченного перечня лекарственных
средств: безрецептурных лекарственных
препаратов повседневного массового
спроса (в том числе противопростудных,
желудочно-
кишечных, наружных средств, автомобильных
аптечек), не требующих особого температурного
режима хранения, специальных условий
продажи, а также витаминов и витаминных
препаратов, биологически активных добавок
к пище (БАД); товаров для здоровья (в т.
ч. средств/приборов домашней диагностики
и других);
3) наличие в штате квалифицированных продавцов
консультантов данной продукции.
С целью повышения доступности
лекарственных средств для населения
путем законодательного разрешения осуществления
отпуска безрецептурных лекарственных
средств в универсальных/
фармацевтической деятельности, утвержденное
постановлением Правительства Российской
Федерации от 6 июля 2006 г. № 416, и в ОСТ 91500.05.0007-2003
«Правила отпуска (реализации) лекарственных
средств в аптечных организациях. Основные
положения».
3. Недостаточный уровень