Контрольная работа по "Маркетингу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 07:53, контрольная работа

Краткое описание

Маркетинг, как управленческая концепция функционирования субъектов рынка в условиях конкуренции, стал известен во всем мире благодаря эффективности его применения, как в коммерческой, так и в некоммерческой сфере. Сформировавшись в самостоятельную науку в начале уходящего столетия, он занял свое место в ряду достижений экономической теории и практики бизнеса, оказавших влияние на мировоззрение не только предпринимателей, но и политиков, государственных, общественных, религиозных деятелей и многих других. Успешная деятельность каждого из них в конкурентной среде, позитивно воздействуя на благополучие миллионов людей, благосостояние стран и, в известной мере, на прогресс цивилизации, во многом зависит от результативности маркетингового управления соответствующими субъектами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Концепции управления маркетинга………………………………………7
Значение и методы анализа конкурентной ситуации…………………..17
Анкета опроса потребителей предприятия……………………………..35
Заключение……………………………………………………………………..41
Список использованной литературы………………………………………..44

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по маркетингу.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)
  • АйБиЭм создала отдел коммерческого анализа, где работают тысячи представителей, ответственных за сбор и представление данных о конкуренции.
  • «Тексас Инструментс» (Texas Instruments) систематически анализирует правительственные контракты, выигранные ее конкурентами, чтобы оценить их технологические преимущества.
  • В «Ситикорп» (Citicorp) предусмотрена должность «менеджера по конкурентной разведке».
  • «МакДональдс» рассылает управляющим своих ресторанов рекламные материалы и предложения своих главных конкурентов в США, фирм «Бургер Кинг» (Burger King) и «Венди» (Wendy).

Сильная взаимозависимость  конкурентов на рынке товара малопривлекательна, поскольку она ограничивает свободу действий фирмы. Чтобы избежать ее, фирма может либо попытаться дифференцироваться от своих конкурентов, либо искать новые рынки товара, творчески подходя к сегментации.

 

Монополистическая, или  несовершенная, конкуренция

 

Монополистическая конкуренция  занимает среднее положение между  чистой конкуренцией и монополией (Chamberlin, 1950). Конкуренты многочисленны и их силы уравновешены. Однако их товары дифференцированы, т.е., с точки зрения покупателя, они обладают отличительными качествами, которые воспринимаются всем рынком в качестве таковых. Дифференциация может принимать различные формы: вкус напитка, особая техническая характеристика, оригинальное сочетание характеристик, открывающее возможность широкого применения, качество и диапазон услуг, сбытовая сеть, сила торговой марки и т.д. Таким образом, монополистическая конкуренция проистекает из стратегии дифференциации, основанной на внешнем конкурентном преимуществе.

 

Условия успешной дифференциации

 

Для успешной реализации стратегии дифференциации необходимо выполнение следующих условий.

  • Любая дифференциация должна представлять «ценность» для покупателя.
  • Эта ценность может состоять либо в повышении эффективности использования (большее удовлетворение), либо в сокращении издержек потребления или использования.
  • Ценность для покупателя должна быть достаточно высокой, чтобы он согласился уплатить ради нее повышенную цену.
  • Фирма должна быть способна «защитить» свой элемент дифференциации чтобы конкуренты не могли его немедленно воспроизвести.
  • Повышение цены приемлемое для покупателя, должно быть больше повышения издержек, которые несет фирма, чтобы производить и поддерживать элемент дифференциации.
  • Наконец, если элемент дифференциации малозаметен и не признан рынком, фирма должна сформировать сигналы. чтобы добиться его известности.

Дифференциация, приводящая к формированию предпочтений, приверженности покупателей и к снижению чувствительности к цене, дает эффект приобретения фирмой определенной рыночной силы. Тем самым частично нейтрализуется способность клиента торговаться. Дифференциация также защищает фирму от атак конкурентов, поскольку наличие элемента дифференциации уменьшает заменяемость товаров. Фирма-монополист относительно независима от действия соперников. Кроме того, дифференциация укрепляет позиции фирмы относительно поставщиков и товаров-заменителей. Именно такие конкурентные ситуации стремится создать стратегический маркетинг.

В ситуации монополистической  конкуренции фирма, предлагая дифференцированный товар, тем самым получает внешнее конкурентное преимущество. Приобретение «рыночной силы» защищает фирму и позволяет ей получать прибыли выше среднерыночных. Ее стратегическая цель поэтому состоит в том. чтобы эксплуатировать предпочтительный спрос, контролируя ценность и срок жизни элемента дифференциации.

 

Измерение рыночной силы

 

Рыночная сила оценивается  способностью фирмы заставить рынок  принять цену, более высокую, чем у приоритетных конкурентов. Одной из мер этой способности может служить эластичность спроса по цене для дифференцированного товара. Чем ниже эластичность спроса, тем менее чувствителен рынок к повышению цены на товар.

Эластичность по цене для марки А равна -1, 5, а для марки В -3, 0; повышение цены марок на 5% снизит спрос на марку А на 7%, а на марку В - на 15%.

Поскольку эластичность спроса для фирмы или марки, обладающей рыночной силой, ниже, чем для слабодифференцированного товара, фирма может заставить группу потребителей, чувствительных к элементу дифференциации, принять повышенную цену. Экономическая теория показывает, что оптимальная цена, максимизирующая прибыль, тем выше, чем ниже (в абсолютных единицах) эластичность спроса.

Если мы знаем эластичность, то можем рассчитать оптимальную цену:

 

Popt =

 

или

 

Оптимальная цена = Прямые единичные издержки х Наценка  на издержки

 

причем

 

Коэффициент умножения  издержек = Эластичность по цене / 1 + Эластичность по цене.

 

Мы видим, что оптимальная цена получается умножением прямых издержек на единицу продукции на некоторый коэффициент, который является функцией эластичности и не зависит от издержек. Коэффициент наценки на издержки тем выше, чем меньше абсолютное значение эластичности. т. е. чем оно ближе к единице.

Таблица 3. Коэффициент наценки и эластичность по цене.

Эластичность

Оптимальный

Эластичность

Оптимальный

по цене

коэффициент

по цене

коэффициент

 

наценки

 

наценки

Eq, p

Eq, p/(1+Eq, p)

Eq, p

Eq, p/(1+Eq, р)

-1, 0

-

-2, 4

1, 71

- 1, 2

6, 00

-2, 6

1, 00

- 1, 4

3, 50

   

- 1, 6

2, 67

-3, 0

1, 50

- 1, 8

2, 22

-4, 0

1, 33

- 2, 0

2, 00

- 5, 0

1, 25

- 2, 2

1, 83

-15, 0

1, 07


 

Можно заметить, что при  больших значениях эластичности, характерных для рынков с высокой конкуренцией и слабодифференцированными товарами, коэффициент наценки близок к единице. Рыночная сила фирмы, следовательно, мала, а цена, принимаемая рынком, близка к издержкам на единицу продукции. И наоборот, чем ближе эластичность к единице, тем выше приемлемая цена.

В табл. 4 в качестве примера даны оценки эластичности по цене для шести марок предметов женской гигиены, а также коэффициенты наценки на прямые издержки, которые можно использовать при расчете оптимальных цен на эти марки. Отношение коэффициента наценки для каждой марки к среднему по рынку значению этого коэффициента может служить мерой рыночной силы данной марки.

 

Таблица 4. Измерение силы рынка. Рынок предметов женской гигиены.

Марка

Оценка эластичности по цене

Расчетный коэффициент наценки

Показатель рыночной силы

А

-1, 351

3, 849

1, 334

В

-1, 849

2, 178

0, 755

С

-1, 715

2, 399

0, 832

D

-1, 624

2, 603

0, 902

Е

-1, 326

4, 067

1, 410

Р

-1, 825

2, 212

0, 767

Среднее

-1, 615

2, 885


 

Эластичность по цене может быть измерена различными способами: в лабораторных экспериментах и непосредственно на рынке, базируясь на хронологических рядах и методах эконометрии, а также с помощью опросов

 

Монополия

 

Такая конкурентная ситуация, как и чистая конкуренция, представляет собой предельный случай. На рынке доминирует единственный изготовитель, который противостоит большому числу покупателей. Как следствие его товар на протяжении короткого времени не имеет в своей категории прямых конкурентов. Это монополия новатора. Подобная ситуация наблюдается в фазе жизненного цикла. соответствующей введению товара на рынок, в зарождающихся секторах, характеризующихся технологическими инновациями.

Если монополия существует, фирма в принципе владеет повышенной рыночной силой. В реальности ей быстро начинают угрожать новые фирмы, привлеченные растущим потенциалом рынка и высокими прибылями. Следовательно, важным фактором становится ожидаемая длительность монополии, зависящая от масштаба инновации и существования высоких барьеров входа для новых конкурентов. Вследствие быстрого распространения технологических нововведений монополии становятся все более эфемерными.

Более часты случаи государственной  монополии, логика которых отличается от логики частных фирм. Это уже логика не прибыли, а общественного блага. Трудность при этом заключается в отсутствии рыночного контроля над служением общественным интересам, что способствует развитию централизованного управления, сконцентрированного скорее на собственных внутренних задачах. Данная проблема относится к сфере социального маркетинга, или маркетинга неприбыльных организаций.

 

Динамика конкуренции

 

Завершая анализ конкурентных сил, можно отметить, что рыночная сила и потенциальная прибыль  могут изменяться в широких пределах в зависимости от ситуации на рынке. Коснемся двух предельных случаев, когда потенциал прибыли близок к нулю и, наоборот, очень высок. В первом случае будет наблюдаться такая ситуация:

— вход на рынок товара свободный;

— по отношению к клиентам и поставщикам действующие на рынке фирмы не имеют никакой  способности торговаться;

— вследствие большого числа  фирм-соперников конкуренция не ограничена;

— все товары схожи, и  имеется много заменителей.

Это идеальная модель совершенной конкуренции, столь  дорогой экономистам. Для второго случая, с очень высоким потенциалом прибыли, ситуация противоположна:

— существуют мощные барьеры, блокирующие вход новых конкурентов;

— конкуренты отсутствуют  или слабы и немногочисленны;

— покупатели не могут  обратиться к товарам-заменителям;

  • покупатели лишены возможности давления и не могут добиться понижения цены;
  • поставщики не имеют достаточной возможности давления, чтобы добиться принятия повышенных издержек.

Это ситуация, идеальная  для фирмы, которая в этом случае обладает очень высокой рыночной силой. Реальные рыночные ситуации, очевидно, лежат между этими предельными случаями, причем переплетение конкурентных сил благоприятствует то одной, то другой ситуации.

 

3. Анкета опроса потребителей  предприятия.

 

Удовлетворенность качеством образовательных услуг в ВУЗЕ.

1. Условия обучения

  • 0
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

2. Материально-техническая база университета (состояние аудиторного фонда, обеспеченность занятий лабораторным оборудованием, наглядными материалами и т.д.)

  • 0
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

3. Техническое оснащение университета (обеспечение учебного процесса техническими средствами обучения)

  • 0
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

 

4. Работа органов студенческого самоуправления

  • 0
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

 

5. Работа спортивного комплекса

  • 0
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

 

6. Качество образовательного процесса

  • 0
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

 

7. Уровень учебно-методического обеспечения занятий

  • 0
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Информация о работе Контрольная работа по "Маркетингу"