Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 15:01, контрольная работа
Термин "конъюнктура" происходит от латинского слова "conjungo", что означает "соединяю", "связываю". Понятие "конъюнктура товарного рынка" и "общехозяйственные конъюнктура" чаще всего используют, когда речь идет о характеристике конкретной ситуации, сложившейся на данный момент или за определенный промежуток времени на товарном рынке или в народном хозяйстве страны. Характеристика рыночной ситуации включает, как правило, такое: степень сбалансированности рынка (соотношение спроса и предложения), сформировавшаяся наметилась или изменилась; тенденции его развития; силу и размах конкурентной борьбы; уровень устойчивости или сменяемости его основных параметров; масштабы рыночных операций и степень деловой активности; уровень коммерческого риска; положение рынка в определенной точке экономического или сезонного цикла
1. Конъюнктура товарного рынка.
2. Товарная политика.
3. Задача – проанализируйте стратегию маркетинга, применяемую на вашем предприятии
Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО Уральский государственный экономический университет
Контрольная работа
по дисциплине: «Основы маркетинга»
Выполнила: студентка III
курса заочного факультета
специальности «Реклама и
связи с общественностью»
Михайлова Н.Ю.
Екатеринбург 2013
Вариант № 6
Задание №1
Термин "конъюнктура"
происходит от латинского слова "conjungo",
что означает "соединяю", "связываю".
Понятие "конъюнктура товарного рынка"
и "общехозяйственные конъюнктура"
чаще всего используют, когда речь идет
о характеристике конкретной ситуации,
сложившейся на данный момент или за определенный
промежуток времени на товарном рынке
или в народном хозяйстве страны. Характеристика
рыночной ситуации включает, как правило,
такое: степень сбалансированности рынка
(соотношение спроса и предложения), сформировавшаяся
наметилась или изменилась; тенденции
его развития; силу и размах конкурентной
борьбы; уровень устойчивости или сменяемости
его основных параметров; масштабы рыночных
операций и степень деловой активности;
уровень коммерческого риска; положение
рынка в определенной точке экономического
или сезонного цикла.
Конъюнктура мирового хозяйства или отдельного отрасли и товарного рынка в каждое конкретное момент времени определяется большим количеством совокупности факторов, причин и условий развития хозяйства.
Развитие конъюнктуры определяется воздействием: экономических; политических; военных; научно-технических; природных; психологических (слухов, паники, ожиданий) и других факторов. Вся совокупность коньюнктуроутворюючих факторов структурируется на:
а) постоянно действующие и временные, случайные, стихийные;
б) факторы стимулирующие и факторы, сдерживающие развитие экономики;
в) факторы циклические и нецикличные.
Важное значение для выяснения состояния и перспектив развития конъюнктуры имеет анализ циклических и нециклических факторов, поэтому остановимся на них поподробнее. Рыночные циклы могут иметь разную протяженность и последовательность. В пределах одного цикла обычно прослеживаются сезонные изменения, интенсивность которых оценивается коэффициентами вариации. Характер и сила рыночных циклов различаются для отдельных товаров и по-разному проявляются в различных климатических и экономических зонах. В циклических факторах относятся все процессы и причины, которые составляют основу механизма цикла воспроизведения. Эти факторы постоянно действующие. К ним относятся: процесс обновления основного капитала; спрос на товары широкого потребления (состояние сферы обращения); активность развития денежно-кредитной сферы. В процессе исследования необходимо установить активность и характер действия циклических факторов, осуществить определения на основе имеющихся оценок и результатов анализа фазы цикла, в которой находится экономика в данный конкретный момент времени, определить сроки перехода цикла в следующую фазу. Группа нециклических факторов структурируется на две подгруппы: совокупность постоянно действующих (уровень монополизации, государственное регулирование, инфляция) и временно действующих (научно-технический прогресс, сезонность, социальные и политические кризисы, стихийные бедствия) факторов. Рассмотрим направления и характер влияния этих факторов более подробно. Научно-технический прогресс (НТП) влечет качественный бросок в развитии производительных сил, что:
а) ускоряет процесс обновления основного капитала. Вследствие этого повышенным вниманием на рынке пользуются средства труда, характеризующиеся энерго- и материалосберегающих эффектом, малым сроком окупаемости;
б) стимулирует бурное развитие новых отраслей промышленности (аэрокосмической, лазерной, биотехнической т.п.). Эти отрасли на рынке предъявляют растущий спрос на различные средства производства. Заметим, что на конъюнктуру товарных рынков НТП влияет по разному: на рынках новых, прогрессивных изделий наблюдается опережающий (по сравнению с рынками традиционных товаров) превышение спроса над предложением; конъюнктура рынка морально устаревших товаров, наоборот, существенно ухудшается. Уровень монополизации, концентрации и конкуренции производства влияет на состояние конъюнктуры товарных рынков прямо и опосредованно: прямо - через прямое регулирование производства и цен монополиями вследствие недостаточной конкуренции; опосредованно - путем связей монополистов со своими зарубежными филиалами. Ведь, как правило, монопольное положение на рынке пользуются крупные компании, зачастую транснациональные (ТНК). А внутри каждой ТНК существует особый, искусственно созданный рынок – внутри корпораций. Искусственно сложившиеся пропорции цен, объемов попытку, которые устанавливаются во взаимной торговле между филиалами одной корпорации, влияют на соответствующие пропорции в национальных масштабах Конъюнктура рынков находится под влиянием этих особым внутрифирменных рынков. Государства вследствие использования большей или меньшей степени следующих инструментов регулирования экономических процессов в состоянии способствовать снижению издержек производства частных предприятий, что, в свою очередь, повышает их конкурентоспособность на мировых товарных рынках: путем прямого или косвенного регулирования цен внутреннего рынка; или путем бюджетного субсидирования экспорта и импорта (прямое субсидирование экспорта; снижение или отмена тарифов на определенные виды импорта). Наиболее распространен первый вид регулирования, то есть поддержка государством определенного гарантированного уровня цен. Это может быть, например, снижение цен на продукцию и услуги государственных предприятий, которые обслуживают частные предприятия. Кроме того, такое регулирование может осуществляться путем предоставления производителям субсидий из бюджета в случае снижения рыночных цен ниже гарантированного минимума. Например, специальная правительственная корпорация по гарантированию цен в США принимает в залог у фермеров сельскохозяйственную продукцию. Если в период действия залога (обычно до 12 месяцев) цены на рынке превысят уровень залога, фермер может выкупить свой товар и продать его на рынке. Если же рыночные цены ниже залоговых ставок, товар не выкупается и переходит в собственность корпорации. Влияние государства на цены промышленных изделий осуществляется и косвенно с помощью таких мер, как: финансирование научно-исследовательских работ; бюджетное финансирования экспорта, протекционистская таможенная политика. Инфляция противоречиво влияет на конъюнктуру товарных рынков: направления воздействия и степень влияния зависят от темпов инфляции. Инфляция, которая развивается относительно невысокими темпами, так называемая "ползучая" (2-4% в год), стимулирует спрос, в результате чего конъюнктура получает стимулы для оживления (эффект "бегства от денег", стремление перевести их в товарную форму). Логика очень проста: если не приобрести эти материалы сегодня, завтра за них нужно будет заплатить больше. Такая политика носит название "инфляционная психология". То есть инфляция в определенной степени стимулирует экономический рост. Но когда темпы инфляции превышают 10%, инфляция превращается в фактор угрозы для экономики. Снижение покупательной способности населения подрывает спрос, нарушается функционирование кредитной системы. Сезонность периодически влияет на конъюнктуру многих товарных рынков: на рынки продуктов сельского хозяйства, рыболовства, лесного хозяйства, на рынки товаров некоторых сезонных отраслей промышленности сахарной, консервной, строительной, винодельческой. Например, предложение сельскохозяйственной продукции будет больше после сбора урожая, объем строительных работ расширяется в летние месяцы и сокращается в зимние т.д. Некоторые отрасли экономики сезонность влияет опосредованно - через связь с сезонными отраслями сельского хозяйства и промышленности или в связи с сезонностью потребления данного товара. Так, под влиянием сезонности производства многих видов сельхозпродукции происходят различные колебания грузооборота железных дорог (увеличиваются в период уборки урожая и сокращаются в зимние месяцы). Сезонность в производстве автомобилей является следствием сезонности спроса. Наибольший спрос на автомобили наблюдается в весенне-летние месяцы (в странах с континентальным климатом. В США, например, на март-август приходится 2 / 3 продажи всех автомобилей за год. Соответственно наибольший спрос на горючее также приходится на летние месяцы. Сезонным характером работ в сельском хозяйстве также объясняется периодическое повышение и снижение спроса на рынке сельскохозяйственных машин. Примером сезонных колебаний может быть также увеличение оборота розничной торговли в праздничные дни. Такие сезонные колебания не могут существенно и на долгий период изменить динамику развития, они дают лишь временные отклонения, примерно одинаковые из года в год. По окончании рассмотрения коньюнктуроутворных факторов нужно всегда внимательно анализировать, что лежит в основе изменения цены - долговременный фактор или причина, которая будет влиять на цену в течение незначительного периода, после чего цены вернутся к прежнему уровню. Примером таких кратковременных изменений могут быть сезонные колебания. Важно для каждого товара знать периоды и величину этих колебаний для того, чтобы кратковременные сезонные изменения цены не принять за серьезный сдвиг циклического характера. Стихийные бедствия - снежные заносы, землетрясения, засухи, лесные пожары и т.д. приводят к более или менее ощутимым нарушениям деятельности общества или отдельных отраслей экономики, уничтожение материальных ценностей. Этот фактор также влияет на развитие товарной конъюнктуры. Например, после землетрясений обычно происходит повышение спроса на строительные материалы. А после заморозков, от которых страдают сельскохозяйственные насаждения, повышаются цены на сельхозпродукцию. Довольно значительные краткосрочные изменения цен наблюдаются при вынужденных продажах или вынужденных покупках, которые должны быть осуществлены в кратчайшие сроки. К таким операциям можно отнести, например, продажа наплаву. Особенно значительным бывает снижение цен при вынужденных продажах товаров, которые быстро портятся, - винограда, цитрусовых и т.д. Возможен и другой случай - вынужденная закупка по завышенным ценам. Например, покупатель, предполагая, что цены снизятся, резко сократил закупку сырья. Но снижение цен не произошло, все имеющиеся запасы исчерпаны, и нужно, чтобы не остановилось производство, закупить партию сырья по любой цене, поскольку убытки от остановки предприятия будут еще выше, особенно в отраслях с непрерывным технологическим процессом. Основная сложность исследования конъюнктуры заключается не в том, чтобы четко определить круг факторов и элементов ее формирования. Важнейшей задачей любого исследования конъюнктуры, от успеха решения которой зависит не только глубина охвата и основательность анализа, но и точность и правильность прогноза ее развития, являются: определения значения, силы влияния отдельных факторов на формирование конъюнктуры; выявление ведущих факторов, определяющих конъюнктуру в каждый отдельный момент и на ближайшую перспективу. А для решения этих задач необходимо знать и уметь оперировать показателями развития конъюнктуры. Показатели - это количественные характеристики, которые позволяют оценить изменения, происходящие на рынке, и определить тенденции в развитии конъюнктуры, то есть составить прогноз. Показатели, выступающих в роли индикаторов конъюнктуры, в зависимости от поставленных целей анализа и особенностей развития рынка, могут быть как абсолютными, так и относительными величинами. В процессе исследования конъюнктуры главную роль играют цены. Во-первых, это объясняется тем, что цены является аккумулирующим показателем конъюнктуры. Они отражают движение многих других показателей, характеризующих развитие конъюнктуры. Во-вторых, это самый важный показатель, и изучения всех других индикаторов носит вспомогательный характер. Отметим, что система показателей должна отражать различные виды дифференциации рыночных цен: ассортиментный, территориальный, по времени, различными субрынками. Оценка уровня цен, кроме констатации состояния цен на момент или за отрезок времени и дифференциации уровня цен ("высокий", "низкий"), включает характеристику структуры цены и закономерностей поведения рыночных цен: взаимное влияние уровней цен различных товаров, уровня цен и качества товара, зависимость цен от различных факторов, колебания цен в пространстве и времени. Важной задачей анализа цен является изучение структуры цены, связи структурных элементов. Пропорции между элементами цены складываются под воздействием рыночных закономерностей, зависят от конъюнктуры рынка, одновременно регулируются государством через налоговую политику и административное регулирование цен. При исследовании колебаний цен в динамике определяется тенденция их изменения во времени.
Изучение конъюнктуры рынка является необходимым условием предпринимательства и всей хозяйственной деятельности промышленного предприятия. Это объясняется тем, что в современном, быстро меняющемся мире, когда рыночная конкуренция становится все более жесткой, важнейшим условием коммерческого успеха становится постоянное определение соотношения спроса и предложения товара.
Осуществляя конъюнктурные исследования, предприятия получают возможность обеспечить себя объективной информацией о себе и конкуренте, провести сравнения, правильно оценить ситуацию на рынке и спрогнозировать ее развитие, а следовательно, получить конкурентные преимущества и тем самым снизить уровень коммерческого риска, найти для себя соответствующий сегмент рынка и рыночную нишу, выбрать правильное направление диверсификации, установить оптимальный уровень цен.
Конъюнктура товарного рынка - это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке в данный момент или ограниченный период времени.
Данная экономическая
категория характеризуется
Основными индикаторами конъюнктуры товарного рынка являются следующие показатели:
- масштаб рынка - его емкость, объем операций по купле-продаже товара (товарооборот), число предприятий различных типов, выступающих на рынке;
- степень сбалансированности рынка - соотношение спроса и предложения;
- тип рынка - (конкурентный, монополистический и т.д.);
- динамика рынка - (изменение
основных параметров рынка, их
вектора, скорость и
- степень деловой активности
- (объем хозяйственного
- уровень устойчивости основных параметров рынка в динамике и пространстве (экономическом – показатели);
- уровень рыночного риска (оценка вероятности потерпеть на рынке);
- сила и размах конкурентной борьбы (число конкурентов, их активность);
- цикличность рынка (положение рынка в определенной точке экономического или сезонного цикла);
- средняя норма прибыли
(сумма валовой и чистой
Конъюнктурными исследованиями на предприятиях обычно занимаются конъюнктурные службы, которые выделяют следующие основные задачи конъюнктурных исследований товарного рынка:
- сбор и обработка
- интегральные и
- характеристика масштаба (объема) рынка;
- выявление, анализ и
прогнозирование тенденций
- оценка и анализ колеблемости, сезонности и цикличности развития рынка;
оценка и анализ региональных различий рынка;
- оценка и анализ деловой активности;
- оценка коммерческого (рыночного) риска;
- характеристика степени монополизации и интенсивности конкуренции.
Эти задачи ориентированы
на всестороннюю, взаимосвязанную характеристику
состояния рынка в целом и
в разрезе отдельных его
Можно выделить два этапа или уровня реализации этих задач. На первом, оценочном, осуществляется анализ рыночной конъюнктуры, который должен охарактеризовать масштабы и типологию рынка, его главные пропорции, вектор и скорость изменения основных параметров, уровень устойчивости развития.
Второй, более высокий
уровень анализа, имеет целью
выявление причинно-
Проведение конъюнктурных исследований на предприятии может включать следующие этапы:
Определение целей и направлений конъюнктурных исследований.
Отбор источников получения информации.
Сбор информации.
Анализ информации.
Составление обзора конъюнктуры.
Прогнозные оценки конъюнктуры.
Отчет о результатах.
Использование результатов.
Конечно же, каждое предприятие,
осознав необходимость
Перечень решаемых проблем и задач может быть самым разным:
- объективная оценка
- отслеживание изменений
во внешней среде и
- поддержка принятия
- получение конкурентных преимуществ;
- снижение рисков и неопределенности;
- выработка экспортной стратегии;
- повышение эффективности
деятельности предприятия и т.
Необходимо отметить, что
на современном этапе развития экономики
объективно создалась потребность
в новых подходах к сбору, обработке,
анализу экономической
В мировой практике такие
подходы реализуются
Задание № 2
Товарная политика в маркетинге
Товарная политика связана с реализацией на практике первого элемента комплекса маркетинга — продукта (товара). Она предусматривает решение задач, связанных с тем, что производить, для кого производить, в каком виде производить и т. д. Основной особенностью товарной политики в маркетинге является ее направленность на удовлетворение потребностей покупателей. Первична здесь именно внешняя потребность покупателей, а не внутренние производственные возможности фирмы. «Производить то, что востребовано на рынке, а не продвигать то, что произведено» — вот главный принцип товарной политики в маркетинге.
При этом на первом месте в товарной политике располагается понятие «качество товара». Следует различать два вида качества — «реальное» и «воспринимаемое».
Реальное качество — это качество, реально присущее товару. Об этом качестве знают производители и специалисты, знакомые с технологическими особенностями производства и использования товара.
Воспринимаемое качество — это качество товара в сознании потребителей. Оно может быть лучше или хуже реального качества.
В маркетинге не столь важно, что думает о товаре производитель. Гораздо важнее то, что думают о нем покупатели и посредники. Представьте две ситуации:
реальное качество товара высокое, а воспринимаемое — низкое;
воспринимаемое качество товара высокое, а реальное — низкое.
Вопрос: в каком случае товар будет пользоваться спросом на рынке?
Обычно речь идет не о
том, что товар совсем без качества
(например, кроссовки, которые развалятся
через неделю). Чаще всего товар
не того качества, на которое рассчитывает
потребитель. Это означает, что известный
только производителю процесс
Одна из основных функций товарной политики заключается в том, чтобы выявить (или сформировать) дисбаланс между реальным и воспринимаемым качеством товара, обратив его в источник получения прибыли. Поэтому товарная политика имеет существенные различия в потребительском и промышленном маркетинге.
В потребительском маркетинге покупатель чаще всего не располагает должной информацией о реальном качестве товара. Он ориентируется на его образ, который естественно или искусственно сложился в массовом сознании. Например, в начале 1990-х гг. многие россияне всерьез верили, что китайские пуховики шили с использованием лебяжьего пуха, а рыжиковое масло делалось из грибов рыжиков.
Информация о работе Контрольная работа по «Основы маркетинга»