Контрольная работа по дисциплине: «Маркетинговые исследования»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 11:55, контрольная работа

Краткое описание

1. Сущность и значение маркетинговых исследований товарного рынка.
2. Содержание понятия «конъюнктура товарного рынка.
3. Методика анализа и прогнозирования конъюнктуры.
4. Факторы, влияющие на спрос и предложение на рынке.

Вложенные файлы: 1 файл

Маркетинговые исследования_готово.docx

— 83.41 Кб (Скачать файл)

Таким образом, специалисты  и эксперты при оценке конъюнктуры  рынка опираются на так называемые конъюнктурные индикаторы: цены, товарные запасы, показатели деловой активности, которые могут быть как абсолютными, так и относительными величинами. Причем нельзя судить о рынке только по какому-либо одному показателю. Их надо учитывать в комплексе. Например, рост числа сделок без увеличения объема продаж не свидетельствует об оживлении рынка, а указывает  лишь на вовлечение в рыночный процесс  малых фирм. Точно так же дефицит товаров (высокий спрос) или рост товарных запасов, пусть даже сопровождающий рост объема производства, не являются положительной характеристикой рыночной экономики, а говорят о надвигающемся кризисе сбыта и инфляции.

Рыночная конъюнктура  определяет коммерческую ценность и  конкурентоспособность товаров, возможность  и экономическую целесообразность купли-продажи, выбор потенциальных  и фактических стран-экспортеров (импортеров) и фирм-контрагентов, поиск  благоприятного момента выхода на рынок, формы и методы этого выхода.

Изменение конъюнктуры рынка  определяется в первую очередь характером и уровнем развития экономики, но на нее влияют и такие факторы, как сезонный характер производства и потребления ряда товаров, социальные конфликты, стихийные бедствия, изменения  в международной обстановке.

Все факторы, влияющие на конъюнктуру  рынка, классифицируются на постоянные и временные (по периодичности их воздействия), стимулирующие развитие рынка или же сдерживающие его. Конъюнктуру  рынка изучают с помощью показателей, позволяющих количественно оценить  происходящие на нем изменения и  определить тенденции их развития. Такие показатели обычно систематизируются  по следующим группам:

1. Динамика производства, основные фирмы-продуценты, появление  новых товаров, загрузка производственных мощностей, динамика инвестиций в данную отрасль, движение портфеля заказов, динамика расходов производства, численность занятых и безработных, воздействие стачек на объем продукции и увеличение фонда заработной платы, движение курса ценных бумаг и т. д.

2. Динамика и структура  спроса и предложения, влияние  достижений научно-технического прогресса на уровень потребления и требований к качеству товаров, динамика оптовой и розничной торговли, емкость рынка (объем реализуемого на нем продукта в течение определенного времени), размеры продаж в кредит, движение товарных запасов, ассортимент товаров, индексы стоимости жизни и т. д.

3. Состояние международной торговли, ее динамика, основные страны - экспортеры и импортеры, новые формы и методы торговли и послепродажного обслуживания и т. д.

4.Динамика оптовых цен  в ведущих странах - производителях  и потребителях данного продукта, экспортных цен; воздействие на цены инфляции, динамика изменения цен на сырье и энергоносители, изменение валютного курса, воздействие монополистов на уровень цен, государственное регулирование ценообразования и т. д.          

Изучение конъюнктуры  рынков включает в себя обработку, анализ и систематизацию количественных показателей и качественной информации, характеризующей развитие рынка в данный период времени. Выбор системы показателей определяется целями конкретного исследования, например, анализ развития рынка, анализ рыночной ситуации за определённый период времени, изменение технико-экономических характеристик производства. Все конъюнктурообразующие факторы, стимулирующие развитие рынка или сдерживающие его, классифицируются на: постоянные, временные, циклические, нециклические.

К постоянно действующим  факторам относится государственное  регулирование экономики, НТП, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров.

Факторы, воздействующие на конъюнктуру, периодически называются временными. Это, например, стихийные бедствия, социальные конфликты, чрезвычайная обстановка.

В развитии рынков может  появляться определенная повторяемость, цикличность, вызванная сезонным изменением спроса и предложения, жизненными циклами  товаров (выведение товаров на рынок, рост, зрелость, упадок), сдвиги в воспроизводственной  структуре, колебаниями инвестиционной активности, сменой экономической политики.

Факторы нециклического характера  определяют специфику производства и реализацию конкретных товаров. Воздействие  различных факторов на процесс производства и обращения любого продукта позволяет  выявить связи между происходящими  событиями и вызвавшими их причинами. Именно воздействие различных факторов на процесс производства и обращения  продукта отражается в движении конъюнктуры  рынков.

Изучение общехозяйственной  конъюнктуры и конъюнктуры товарного  рынка необходимо начинать с изучения показателей, позволяющих количественно  оценить происходящие на рынке изменения  и определить тенденции в развитии конъюнктуры. В странах Запада сложилась  целая система статистических данных, характеризующих движение общехозяйственной  и товарной конъюнктуры. Рассмотрим эти показатели и укажем специфические  черты их применения в Российской Федерации. Все показатели, используемые для изучения конъюнктуры, можно  систематизировать по группам: производство, внутренний товарооборот в странах, показатели внешней торговли и кредитно-денежной сферы.

Данные об индексе промышленного производства. В эту группу показателей входят:

1. Валовый внутренний продукт. Показатель исчисляется в соответствии с методологией Европейской системы интегрированных счетов и СНС ООН. Расчет показателя в Российской Федерации ведется с 1989 г.

2. Индекс физического объема промышленной продукции. Является основным показателем динамики эмиссии ценных бумаг промышленной продукции. Индекс физического объема промышленной продукции свидетельствует о темпах промышленного развития отдельных стран, а сопоставление сводного и отраслевых индексов характеризует специфику происходящих в экономике государства изменений. Для исчисления этого показателя используется метод, основанный на динамике натуральных показателей продукции по твердо установленному набору товаров с последующей агрегацией в общепромышленный индекс. Обычно индекс физического объема промышленной продукции исчисляется по формуле агрегатного индекса.

Индекс физического объема за длительный период определяется цепным методом, то есть путем перемножения индексов за отдельные периоды.

3. Использование производственных мощностей. Показатель применяется только в США; аналога этого показателя в Российской Федерации нет. Это некий синтетический показатель, который определяется по данным выборочных обследований и показывает, насколько запас финансовых ресурсов страны привлекается к производству продукции от максимально возможного уровня привлечения запаса капитала. Под этой мощностью понимается наибольший уровень эмиссии, который можно произвести в условиях некоторой реалистичной модели производства с учетом нормального времени простоев и при наличии достаточных ресурсов для управления станками и оборудованием.

Доля фактического объема денежной эмиссии от максимального  объема эмиссии ценных бумаг и  есть показатель использования производственных мощностей. Показатель использования производственных мощностей снижается в период экономического спада и, наоборот, повышается в период экономического подъема. Считается, что если показатель использования производственных мощностей достигает уровня 82% (или 0,82, если в долях единиц), то, как только он достигает этой отметки, начинает повышаться инфляция.

Этот показатель рассчитывается в США только по отраслям обрабатывающей промышленности. Увеличение инфляции при достижении такого уровня происходит по следующей причине: спрос на продукцию  обрабатывающей промышленности, если показатель достигает этой отметки  и выше, начинает превышать возможности  производителей - увеличивать объемы производства. При этом возникает  ситуация, когда спрос превышает  предложение, что приводит к росту  цен на соответствующую продукцию, и этот рост цен может вызвать  общее увеличение инфляции.

Поэтому показатель использования  производственных мощностей связан как с индексом физического объема индекса промышленного производства, так и с теми индексами, которые характеризуют ВВП:

1. Индекс цен производителей. Характеризует динамику цен на товары производственного назначения (без учета налогов, транспортных затрат, торговых наценок). Публикуется в Российской статистике. Рассчитывается по данным выборочных обследований путем дезагрегирования товаров, производимых в рамках отдельной товарной группы, затем в каждой товарной группе выбирается товар-представитель, прослеживается изменение цен на него, и на основе этих данных рассчитывается средневзвешенное изменение цен на все товары данной группы. Индекс цен производителей определяется как индекс Ласпейреса.

2. Расходы на капитальное строительство. Отчет о стоимости введенных в действие объектов капитального строительства. В Российской Федерации аналогичные данные не публикуются, однако соответствующие статьи отчета могут быть получены по данным о вводе в действие жилых домов, объектов социально-культурного назначения, ввода в действие основных фондов.

3. Заказы на товары длительного пользования и прочие товары; производственные запасы. Определяется количество заказов, поступивших производителям, а также уровень товарных запасов в промышленности. Кроме того, заказы на товары длительного пользования характеризуют уровень покупательной способности населения. Объем их производства в будущем периоде определяется по результатам 7-процентной выборки промышленных предприятий на основе данных о количестве заказов на товары длительного пользования. В Российской статистике не рассчитывается.

4. Уровень безработицы.  Расширение производственных мощностей  и эмиссии продукции, как правило,  сопровождается привлечением новых  работников. Наоборот, свертывание  производства обычно сопровождается  абсолютным сокращением числа  занятых. Следовательно, данные  о занятости и заработной плате являются косвенными показателями, которые могут характеризовать изменения в объеме индекса промышленного производства. В каждой стране существует своя методика расчета этого показателя. В развитых странах она основана на методических разработках МОТ, где численность безработных, а соответственно и уровень безработицы, рассчитывается как отношение числа безработных к числу экономически активного населения. В свою очередь, экономически активное население - это общая сумма численности занятых и безработных:

Численность безработных, численность  экономически активного населения  и численность занятых в методике МОТ определяются только по данным выборочных обследований. В зависимости от специфики модели занятости в отдельных странах методика МОТ может трансформироваться, адаптироваться с учетом модели занятости данной страны. Однако общий принцип остается неизменным: уровень безработицы, численность безработных и экономически активное население определяются по данным выборочных обследований.

Эти различия могут касаться, в частности, того, кого считать безработным  по данным этих обследований, каков  трудоспособный возраст. По методике МОТ граница трудоспособного возраста составляет от 15 до 72 лет.

Что касается Российской Федерации, все эти показатели определяются в настоящее время тремя способами: первый способ - по методике МОТ на основе выборочных обследований; второй - по балансу  трудовых ресурсов и третий способ - по данным учета регистрации безработных  в службе занятости. Баланс трудовых ресурсов публикуют по результатам  обработки статистической отчетности предприятий, которые они направляют в органы государственной статистики. В качестве занятых в нем учитываются  только занятые на предприятиях данного  региона, о которых были предоставлены  данные в статистические органы.

Третий способ в настоящее  время является основным. В качестве безработных он рассматривает лишь официально зарегистрированных безработных. Эти данные получают из Федеральной  службы занятости, ее региональных и  местных центров. Следует заметить, что данные о численности безработных, зарегистрированных в службе занятости, существенно отличаются друг от друга.

Показатели внутреннего  товарооборота. В группу этих показателей  входят:

1. В странах Запада  широко используется показатель  «продажа автомобилей», по нему оценивается уровень покупательной способности населения. Этот показатель в российской статистике не рассчитывается, вместо него можно использовать удельный вес издержек населения на непродовольственные товары в общей сумме затрат на потребление. Если действительно нужны данные о затратах на автомобили, публикуются данные, по которым можно составить тренды обеспеченности населения автомобилями.

2. Розничный товарооборот. Это объем продажи населению  товаров через все каналы реализации: в официально учтенных предприятиях, на вещевых, смешанных и продовольственных  рынках. Обороты розничной торговли являются одним из важнейших конъюнктурных показателей, дающих возможность оценить изменения в платежеспособном спросе населения. Сокращение оборота розничной торговли, уменьшение продаж универмагов свидетельствуют о понижении платежеспособного спроса населения. И наоборот, расширение продаж говорит о повышении спроса в стране.

Розничная торговля в ходе цикла развивается параллельно  индексу промышленного производства. В фазе подъема, когда промышленное производство расширяется, растут и обороты торговли, в фазе кризиса происходит сокращение и производства, и торговли. Объем розничного товарооборота по официально учтенным предприятиям определяется на основе отчетных данных этих предприятий об объеме товаров, продаваемых ими населению. Объем продажи товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках определяется по данным таможенной статистики.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине: «Маркетинговые исследования»