Контрольная работа по дисциплине: «Маркетинговые исследования»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 11:55, контрольная работа

Краткое описание

1. Сущность и значение маркетинговых исследований товарного рынка.
2. Содержание понятия «конъюнктура товарного рынка.
3. Методика анализа и прогнозирования конъюнктуры.
4. Факторы, влияющие на спрос и предложение на рынке.

Вложенные файлы: 1 файл

Маркетинговые исследования_готово.docx

— 83.41 Кб (Скачать файл)

Товарооборот городского рынка по продаже сельскохозяйственной продукции определяется по данным статистической отчетности, охватывающей рынки 132 крупных  городов Российской Федерации. Разница расчета этого показателя в Российской Федерации и в развитых странах состоит в том, что в развитых странах этот показатель рассчитывается по данным выборочных обследований, затем эти результаты выборочных обследований переносятся на генеральные совокупности. В Российской Федерации он рассчитывается на основе сплошной отчетности предприятий.

3. Личные доходы и потребительские расходы. Структура денежных доходов и издержек населения публикуется в статистических сборниках. В основу ее положены данные выборочных обследований потребительских бюджетов, проводимых органами российской статистики.

4. Строительство жилья.  В российской статистике нет  аналога. Можно использовать показатели  ввода в действие жилых домов  (квадратных метров площади) и  числа построенных квартир. В  США этот показатель публикуется  один раз в месяц.

5. Индекс потребительских  цен (ИПЦ). ИПЦ рассчитывается  как сводный индекс, кроме того, в настоящее время имеются  индексы отдельных его компонентов:  индекс цен на продовольственные  товары, индекс цен на непродовольственные  товары и индекс цен на услуги. В оперативной информации Госкомстата  есть еженедельные данные об  индексе потребительских цеп  на набор из 19 основных продуктов  питания, что является оперативной  характеристикой инфляции. Сводный  ИПЦ рассчитывается как индекс  цен Ласпейреса, то есть состав  потребительской корзины фиксируется  на уровне какого-то базисного  периода. В настоящее время  состав этой потребительской  корзины пересматривается один  раз в год.

6. Индекс дефлятор ВВП. Это наиболее общий индикатор инфляции, поскольку он измеряет динамику цен на все товары и услуги (как производственного назначения, так и потребительские). Рассчитывается по формуле Пааше, то есть количество произведенной продукции фиксируется на отчетный период.

При расчете индекса дефлятора валовой внутренний товар разбивается на отдельные компоненты, затем каждая из компонент дефлятируется с помощью индекса цен, который рассчитывается для этой компоненты, и дефлятированные значения этой компоненты вновь собираются, складываются и получается объем ВВП в ценах базисного года. В этом большое различие индекса потребительских цен от индекса дефлятора. В Российской Федерации определяется один раз в год.

7. Продажа нового жилья.  Определяется общая стоимость  проданного нового жилья. В  российской официальной статистике  не рассчитывается. Возможна приблизительная  оценка путем умножения общей  площади введенных в действие  жилых домов (квадратных метров) на рыночную цену 1 кв. м общей  площади. В данном случае показатель  лучше рассчитывать дифференцированно  по регионам.

8. Товарные запасы и  объем продаж в промышленности. Характеризует товарные запасы (наиболее  важным является их изменение), а также общий объем продаж  производителей, объемы оптовой  и продажи в розницу. В российской статистике не рассчитывается.

9. Потребительский кредит. Данные об объеме выданных  населению займов по следующим направлениям: покупка автомобиля, покупка дома, прочие цели. В российской статистике не рассчитывается. В качестве приблизительной оценки можно использовать объем ссуд, предоставленных коммерческими банками предприятиям, организациям и населению.

10. Цены на сельскохозяйственную  продукцию. Публикуются два индекса  цен. В США публикуется индекс  цен на сельскохозяйственную  продукцию отдельно по продукции  растениеводства и животноводства. Российский аналог - индекс цен реализации сельскохозяйственной продукции заготовительным организациям. Можно также рассчитывать на основе данных об индексе продукции сельского хозяйства в фактически действовавших ценах и индексе физического объема сельскохозяйственной продукции.

К показателям внешней  торговли относятся:

1. Импорт (объем импорта) - стоимостная оценка ввезенных в страну товаров и оказанных ей услуг. Как правило, для оплаты импорта продается национальная валюта и приобретается иностранная. В связи с этим, рост объема импорта может негативно сказаться на курсе валюты, так как за эти товары и услуги необходимо рассчитываться и изымать средства из экономики.

2. Экспорт (объемы экспортирования) — стоимостная оценка вывезенных из страны товаров и оказанных другим странам услуг. За поставки товаров и услуг экспортеры получают доходы в иностранной валюте.

3. Торговый баланс - это соотношение стоимостных оценок товаров, экспортированных и импортированных за один и тот же период времени. Если объемы экспортирования превышают объемы импорта, считается, что в экономике наблюдается профицит внешней торговли. Если же объемы импорта больше объемов экспортирования, считается, что в экономике наблюдается дефицит внешней торговли. До 1994 г. этот показатель дефицита торгового баланса соответствовал тому показателю российской статистики, который назывался сальдо внешней торговли. Показатель сальдо внешней торговли рассчитывается с учетом торговли со странами ближнего зарубежья.

Важной закономерностью  денежного обращения является расширение агрегата денежной массы в фазах оживления и подъема в связи с ростом массы товаров в обращении и повышением цен, заработной платы и т. д. Во время кризиса и депрессии сокращение реального воспроизводства уменьшает потребность в деньгах и вызывает сокращение массы денег в сфере обращения и накопления их в виде сокровищ. К показателям этой группы относится:

1. Учетный процент или цена банковского капитала. Учетный процент возрастает на последних стадиях повышающейся конъюнктуры и к моменту кризиса достигает наивысшей точки. Его снижение начинается обычно к концу периода депрессии.

2. Денежная эмиссия. Под  денежной эмиссией понимается  выпуск их на рынок с целью  мобилизации свободных денежных  ресурсов для расширения и  обновления основного капитала  или увеличения оборотных средств.  Иногда денежная эмиссия проводится  в целях реконверсии, то есть  замены одних ценных бумаг  другими. Например, высокопроцентные  бумаги заменяются другими бумагами  с более низким процентом дохода.

Размер выпуска увеличивается  в период подъема, достигая максимума  накануне кризиса, и резко падает в фазе кризиса и депрессии, когда  полное прекращение или сокращение обновления основного капитала делает излишним обращение к рынку ссудного капитала. Эмиссия определяется как  состоянием сферы производства, рентабельностью  промышленных и прочих предприятий  и т. д., так и состоянием рынка  ссудных капиталов, размерами имеющихся в наличии средств, ссудным процентом и т. д. Особое значение имеет выпуск новых ценных бумаг: акций и облигаций.

На изменение курса  акций оказывают влияние и  колебания ссудного процента. При  падении ссудного процента курс акций  повышается, и наоборот, при повышении  ссудного процента курс акций понижается. Выпуск новых ценностей или эмиссия  ценных бумаг капиталов имеет, конечно, большое показательное значение, но изменения показателей курса  происходят тогда, когда перемена конъюнктурной  фазы уже определилась, и потому они не всегда дают материал для  предсказаний конъюнктуры. В этом отношении  весьма чуткими к предстоящим  изменениям являются данные по курсам акций и облигаций.

Для того чтобы иметь возможность  проследить их движение, обычно составляются индексы акций и индексы облигаций. Из первых часто выделяется индекс акций торговых и промышленных предприятий. Колебания курсов акций обычно происходят в значительно больших пределах, чем изменения других конъюнктурных  показателей. Повышение курсов акций, и в первую голову акций торговых предприятий (и обычно одновременное  понижение курса облигаций), предшествует растущей конъюнктуре. Курсы акций  повышаются в значительно большей  степени, чем увеличивается производство. При кризисе, когда начинается массовый панический «сброс» обесценивающихся бумаг, падение курсов акций также  происходит в гораздо больших  размерах, чем, например, падение товарных цен и сокращение производства.

3. Курс валют (его повышение или понижение) оказывает непосредственное воздействие на платежный и внешнеторговый балансы страны, на конкурентоспособность экспортируемых товаров.

4. Дефицит госбюджета. Этот показатель характеризует превышение государственных затрат над государственными доходами. Определяется по данным о госбюджете. В РФ дефицит бюджета имеет место с 1991 г. Показатель не является особо информативным с точки зрения состояния экономики. Он очень легкопрогнозируем. В США, например, Аналисты обычно за 2-3 недели до объявления этого показателя почти точно прогнозируют его величину.

Этот показатель подвержен  серьезным сезонным колебаниям, связанным  с определенной системой налогооблажения страны, т. е. существуют периоды в течение года, когда дефицит бюджета снижается за счет резкого возрастания налоговых поступлений. Поэтому сами по себе цифры дефицита государственного бюджета ни о чем не говорят, другое дело, что эти цифры сравнивают с плановым показателем бюджета, и эта разница между фактическими и плановыми показателями позволяет определить потребности государства в покрытии дефицита и проанализировать, предвидеть те экономические меры, которые будут приняты государством для покрытия этого дефицита. Коньюнктура на микро- и макроуровнях достаточно наглядно отображается показателями деловой активности, которые позволяют градуировать состояние рынка. Понятие деловой активности включает портфель заказов, то есть число и объем заключенных контрактов (договоров, заказов, соглашений и т. п.) на покупку или продажу; характеристики совершенных сделок: их число и размер, динамику и частоту, а также ряд показателей рынков ценных бумаг, инвестиций, труда и некоторые макропоказатели экономики. Индексы таких показателей деловой активности используются в целях анализа рыночной экономики в целом. Они входят в сложную прогнозную модель рынка, получившую название экономического барометра. Экономический барометр - система экономических показателей, применяемых для анализа и прогнозирования конъюнктуры.

Для построения экономического барометра из показателей хозяйственной  деятельности всех сфер экономики выбираются те, которые имеют циклические  колебания. Каждый из показателей «очищается»  от долговременного тренда и от сезонных колебаний. Большое значение имеют  лаги между циклическими изменениями  показателей, относящихся к разным группам по сходному циклическому поведению. Главная цель построения экономического барометра - создать инструмент, который  бы четко предсказывал экономическую погоду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Методика анализа и прогнозирования конъюнктуры

Анализ рыночной конъюнктуры следует  начинать с характеристики масштаба и типа рынка. Масштаб рынка  определяется объемом  продажи товаров, а также числом и размером фирм, выступающих на нем  в качестве продавцов, как производителей, выводящих свой товар  на рынок, так и  торговых посредников. При этом характеризуется  функциональная специализация  предприятий: вид  товара, его ассортимент, основные свойства. Объем продаж определяется размером сбыта произведенной  продукции, оптово-посредническим товарооборотом, оптово-потребительским  товарооборотом, розничным  товарооборотом. Фирмы  ранжируются по размеру  и формам собственности, а также по доле, занимаемой ими на рынке. Доля фирмы  на рынке определяется как отношение  товарооборота фирмы  к общему объему продаж на рынке.

Сегментирование рынка представляет собой разделение покупателей на определенные однородные группы, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары и (или) комплексы маркетинга. По каждому выделенному сегменту собирают подробную информацию о потребителях (отраслевая принадлежность, общий мотив потребности, процесс адаптации к новым товарам и др.). При выявлении побудительных мотивов приобретения товаров производственного назначения у потребителя выясняют, какие задачи он будет решать, используя этот товар: либо расширять свою долю на рынке за счет выпуска более качественной продукции, либо снижать издержки, либо создавать условия  для решения новых производственных задач.

Выделяют  следующие виды сегментирования:

  • демографическое, связанное с объединением в сегменты потребителей по полу, возрасту, семейному положению и т.д.;
  • отраслевое, связанное с принадлежностью потребителей к отдельным отраслям;
  • социально-психологическое, связанное с анализом социальной и культурной ориентацией потребителей, их жизненного стиля, уровня жизни и т.п.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине: «Маркетинговые исследования»