Концепция эластичности спроса и её роль в принятии экономических решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 16:07, курсовая работа

Краткое описание

Следовательно, цель данной курсовой работы - изучить эластичность спроса, виды и факторы, влияющие на неё, а так же выявить роль эластичности спроса в принятии экономических решений. Для этого определим главные задачи курсовой работы:
Изучим понятие эластичности спроса;
Определим факторы, влияющие на неё;
Познакомимся с видами эластичности спроса;
Рассмотрим влияние эластичности спроса на политику ценообразования и маркетинга;
Выявим практическое значение теории эластичности спроса.

Содержание

стр.
Введение
3

ГЛАВА 1. Эластичность спроса и её виды


4
1.1. Понятие эластичности спроса и факторы, влияющие на неё
4
1.2. Виды эластичности спроса
6


ГЛАВА 2. Роль эластичности спроса в принятии экономических решений


13
2.1. Ценовая политика в маркетинге, ценообразование
13
2.2. Практическое значение теории эластичности спроса
17




Заключение
21
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Эластичность.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ  НЕДВИЖИМОСТИ

 

 

 

 

 

 

Концепция эластичности спроса и её роль в принятии экономических решений

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Студентки 1 курса

 

Научный консультант:

Мирошникова С.В. к.э.н.

 

 

 

 

 

Москва    2010г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

стр.

Введение

3

 

ГЛАВА 1. Эластичность спроса и её виды

 

 

4

1.1. Понятие эластичности спроса и факторы, влияющие на неё

4

1.2.  Виды эластичности спроса

6

   

 

ГЛАВА 2. Роль эластичности спроса в принятии экономических решений

 

 

13

2.1.  Ценовая политика в маркетинге, ценообразование 

13

2.2.  Практическое значение теории  эластичности спроса

17

   
 

 

 

Заключение

21

Список литературы

23

Приложения

24

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

Введение

На сегодняшний день рыночные отношения  занимают важное место в нашей  стране и во всем мире. Так как  мы живем в условиях рыночной экономики, каждый образованный человек должен иметь представление о базовых экономических понятиях  и о рыночной системе в целом. Основными понятиями, характеризующими поведение на рынке продавцов и покупателей, являются спрос, предложение и цена. Их анализ позволяет понять функционирование всего рыночного механизма. Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, - важнейшая задача фирмы. Практикующему маркетологу необходимо обладать как можно более полной информацией о потребительском спросе, так это позволяет обеспечивать сбыт продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.  Поэтому в курсовой работе будет рассмотрена одна из самых важных категорий экономической науки – эластичность спроса. Из вышеизложенного можно отметить актуальность выбранной мной темы курсовой работы.

Для определения скорости изменения  спроса товаров  на рынке экономистами было введено понятие «эластичность  спроса». Степень эластичности спроса на товар (или услугу), то есть степень  чувствительности покупателей товаров (или услуг) к изменению цен (или) весьма важна для производителя, так как помогает правильно выбрать маркетинговую и ценовую политику фирмы. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса - числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной. Следовательно, цель данной курсовой работы - изучить эластичность спроса, виды и факторы, влияющие на неё, а так же выявить роль эластичности спроса в принятии экономических решений. Для этого определим главные задачи курсовой работы:

  • Изучим понятие эластичности спроса;
  • Определим факторы, влияющие на неё;
  • Познакомимся с видами эластичности спроса;
  • Рассмотрим влияние эластичности спроса на политику ценообразования и маркетинга;
  • Выявим практическое значение теории эластичности спроса.

Все это поможет нам понять, что  представляет эластичность спроса, какие  её виды существуют и зачем она  нужна в экономике и обычной  жизни.

 

Глава 1. Эластичность спроса и её виды

 

1.1. Понятие эластичности спроса и факторы, влияющие на неё

 

               Под эластичностью следует понимать  процент изменения величины одной  переменной в результате изменения  на одну единицу величины другой  переменной. Таким образом, эластичность  показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент.

Способность спроса изменяться в определенных рамках под влиянием экономических  факторов носит название эластичности спроса, она является важнейшей его  характеристикой.

Эластичность спроса  на товар - это процентное соотношение между  изменением в  цене или доходе и изменением спроса. Количественную меру эластичности можно выразить посредством коэффициента эластичности. Коэффициент эластичности - это числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной, обозначается буквой Е.  Эластичность может изменяться от нуля до бесконечности.

Выделяют следующие виды эластичности:

– эластичность спроса по цене (точечная и дуговая эластичность спроса);

– эластичность спроса по доходу;

– перекрестная эластичность спроса.

       Эластичность, иначе говоря, показывает зависимость изменения величины спроса от изменения различных факторов.

Выделяют следующие факторы, влияющие на эластичность:

– наличие заменителей товаров;

– удельный вес товара в бюджете потребителя;

– размер дохода;

– качество товаров;

– размеры запаса;

– ожидания потребителя;

– время.

Наличие заменителей товаров: чем больше на рынке взаимозаменяемых товаров (субститутов), тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем эластичней спрос на этот товар. В случае повышения цены существует возможность их замены другими ресурсами (например, бензина — дизельным топливом) или внедрения более совершенной технологии (благодаря которой, к примеру, уменьшается потребность в бензине).

Товары, расходы на которые имеют  значительный удельный вес в бюджете  потребителя, обладают более высокой эластичностью, чем товары, требующие незначительных бюджетных расходов (обычно чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса).

Качество товара: на предметы роскоши спрос, как правило, спрос эластичен, на предметы первой необходимости – неэластичен.

Размеры запаса: чем больше запас, тем более эластичен спрос.

Эластичность спроса также зависит от фактора времени и ожиданий потребителя. Спрос более эластичен в длительном периоде, чем в коротком, поскольку для приспособления к изменившемуся соотношению цен необходимо время. Безусловно, шок от повышения цен на энергоресурсы приведет к появлению новых энергосберегающих технологий и, значит, к относительному сокращению спроса на них. Но переход к новым технологиям не может произойти на следующее утро после освобождения цен на энергоресурсы. Однако, если цена за электричество стремительно растет, вы при покупке новых электроприборов будете учитывать их энергоемкость и постепенно замените энергоемкие приборы на более экономные.

Эластичность спроса - изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен (или дохода).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Виды эластичности спроса 

Зависимость изменения спроса на товар  от изменения его цены называется эластичностью спроса по цене и измеряется коэффициентом эластичности. Коэффициент эластичности спроса по цене (прямая эластичность спроса) показывает, на сколько изменится объем спроса (DQD) при изменении цены (DP) на 1% и вычисляется

по этой формуле:

,

или по этой формуле:  , где

Q – спрос (количество); P - цена.

В соответствии с законом спроса  при увеличении цены спрос на продукцию  снижается, и коэффициент эластичности почти всегда будет иметь отрицательный  знак. Исключение составляют спрос  на престижные товары и некоторые  состояния экономики, например, постоянный рост цен в долгосрочном периоде, вынужденный делать запасы впрок, что выражается в увеличении спроса на продукцию. Поскольку экономистов интересует величина коэффициента эластичности, то во избежании путаницы при интерпретации данного показателя в экономическом анализе  его знак принято опускать.

При измерении  процентного изменения экономических  величин  обычный способ  вычисления не применим, т. к. одинаковое количественное изменение в другом направлении  дает иное процентное соотношение. Например, если величина спроса на товар составляла 10000 единиц, а затем уменьшилась на 2 500, то произошло изменение спроса на 25%. Однако увеличение спроса на данный товар с 7500 единиц до 10000 даст 33% увеличение спроса. Поэтому в экономической теории используют более универсальный метод, названный формулой средней точки Аллена. Тогда:

 

,

где Q2  и Q1- - конечный  и начальный спрос; P2 и P1 - конечная и начальная цена.

 

Выделяют несколько видов эластичности спроса по цене в зависимости от величины коэффициента  эластичности.

E > 1 - эластичный спрос (на товары роскоши). Ситуация, при которой величина спроса изменяется в большей степени, чем цены. Например, рост цены на 1% вызывает снижение величины спроса на 4%;

E < 1 - неэластичный спрос (на предметы первой необходимости). Ситуация, при которой величина спроса изменяется в меньшей степени, чем цена. Например, рост цены на 1% приводит к снижению спроса лишь на 0,3%;

E = 1- спрос с единичной эластичностью (зависит от индивидуального выбора). Она возникает в том случае, когда на каждый 1% изменения цены количество спроса изменяется на 1%;

E = 0 - совершенно неэластичный спрос (соль, медикаменты). Ситуация, при которой величина спроса абсолютно не меняется при изменении цены. Такой спрос представлен вертикальной кривой спроса;

E - совершенно эластичный спрос (в условиях совершенного рынка). Ситуация, при которой величина спроса бесконечно изменяется при малом изменении цены. В этом случае кривая спроса строго горизонтальна.

В зависимости от характера эластичности спроса кривая спроса будет иметь разный наклон, что очень хорошо видно на графике: ( Рис.1 Кривые спроса с разной ценовой эластичностью).

       Различают   также точечную и дуговую эластичность.

Точечная эластичность — может быть определена, если провести касательную кривой спроса. Значение точек эластичности обратно пропорционально тангенсу угла наклона касательной. Точечная эластичность отражает реакцию спроса на бесконечно незначительное изменение цены, доходов и других факторов. Это практически встречается либо на монопольном рынке, либо в определенном месте сбыта товара в краткосрочном периоде. Нередко возникает ситуация, когда необходимо знать эластичность на определенном участке кривой, соответствующем переходу от одного состояния к другому. В данном варианте обычно функция спроса не задана. Определение точечной эластичности иллюстрируется на Рис.2. Чтобы определить эластичность при цене Р, следует установить наклон кривой спроса в точке А, т. е. наклон касательной (LL) к кривой спроса в этой точке. Если прирост цены (DР) незначителен, прирост объема (AQ), определяемый касательной LL, приближается к действительному. Из этого вытекает, что формула точечной эластичности представляется таким образом:

E = dQ/dP * P/Q .

Дуговая эластичность — это показатель средней реакции спроса на изменение цены выраженной кривой спроса на некотором отрезке. Дуговая эластичность определяется как средняя эластичность, или эластичность в середине хорды, соединяющей две точки. В действительности применяются средние для дуги значения цены и объема спроса. Эластичность спроса по цене - это отношение относительного изменения спроса (Q) к относительному изменению цены (Р), которое на Рис.3 изображено точкой М.

Дуговая эластичность математически  может быть выражена таким образом:

 

, где  и - среднее значение цены и объема спроса.

 

Если кривая спроса задается линейной функцией Q = а — ЬР, то ее наклон совпадает с наклоном касательной во всех точках на кривой спроса и равен AQ/AP = -Ь. Точечная эластичность линейной функции может выражаться тогда как

где b — наклон кривой спроса.

Дуговая эластичность спроса используется в случаях с относительно большими изменениями цен, доходов и других факторов. Коэффициент дуговой эластичности, по утверждению Р. Пиндайка и Д. Рубинфельда, всегда лежит где-то (но не всегда посередине) между двумя показателями точечной эластичности для низкой и высокой цен. Итак, при незначительных изменениях рассматриваемых величин, как правило, используется формула точечной эластичности, а при больших (например, свыше 5% от начальных величин) используется формула дуговой эластичности.

О характере ценовой эластичности спроса можно судить по соотношению  изменения спроса к изменению  цены или по показателю общей выручки от реализации (Р х Q). В зависимости от характера эластичности спроса выручка от реализации при изменении цены может расти, падать, не изменяться . ( Таблица1 Виды ценовой эластичности спроса)

Информация о работе Концепция эластичности спроса и её роль в принятии экономических решений