Концепция эластичности спроса и её роль в принятии экономических решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 16:07, курсовая работа

Краткое описание

Следовательно, цель данной курсовой работы - изучить эластичность спроса, виды и факторы, влияющие на неё, а так же выявить роль эластичности спроса в принятии экономических решений. Для этого определим главные задачи курсовой работы:
Изучим понятие эластичности спроса;
Определим факторы, влияющие на неё;
Познакомимся с видами эластичности спроса;
Рассмотрим влияние эластичности спроса на политику ценообразования и маркетинга;
Выявим практическое значение теории эластичности спроса.

Содержание

стр.
Введение
3

ГЛАВА 1. Эластичность спроса и её виды


4
1.1. Понятие эластичности спроса и факторы, влияющие на неё
4
1.2. Виды эластичности спроса
6


ГЛАВА 2. Роль эластичности спроса в принятии экономических решений


13
2.1. Ценовая политика в маркетинге, ценообразование
13
2.2. Практическое значение теории эластичности спроса
17




Заключение
21
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Эластичность.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Эластичность спроса по доходу –  это числовой параметр, который показывает, какова реакция потребителя на изменения в его доходах  при неизменности цен. Она показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1% и  зависит от следующих факторов:

  • Значимость товара для бюджета семьи.
  • Является ли товар предметом роскоши или предметом необходимости.
  • Консерватизм во вкусах.

Эластичность спроса по доходу (Еd) равна отношению процентного  изменения величины спроса на товар  к процентному изменению дохода и может быть выражена в виде следующей формулы:

.

Коэффициент эластичности спроса по доходу используется при исчислении потребительской корзины, определении  структуры потребления людей с различным уровнем доходов, расчетах степени изменения потребления того или иного блага при изменении уровня дохода и т. д.  
            Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить относится ли данный товар к категории нормальных или малоценных. Основная масса потребляемых товаров относится к категории нормальных (EI > 0). Для нормальных товаров повышение дохода вызывает повышение спроса. Поскольку в этом случае доход и спрос меняются в одном направлении, то эластичность спроса по доходу является положительной. Наоборот, для товаров низшего качества увеличение дохода вызывает уменьшение спроса. Доход и спрос меняются в противоположных направлениях, поэтому в этом случае эластичность спроса по доходу является отрицательной. Если 0 < еI < 1, то спрос на благо растет медленнее дохода, что типично для благ первой необходимости, на отдельные группы товаров (соль, спички) спрос не увеличивается при увеличении дохода, эластичность является нулевой. При ЕI > 1 спрос на благо опережает рост доходов и не имеет насыщения (предметы роскоши). Есть товары, спрос на которые обратно пропорциональны доходом потребителей. К ним относятся: вся продукция секонд-хенд и некоторые виды продовольствия (дешевая колбаса, приправа). Положение, что для каждого блага с эластичностью спроса по доходу, меньшей единицы (0 < ЕI < 1), должно существовать благо с ЕI > 1 для конкретного потребителя, называется законом Энгеля.    Эта закономерность была выявлена еще в XIX в. немецким статистиком Эрнстом Энгелем, который обнаружил, что доля расходов на питание в семейных бюджетах снижается по мере роста доходов потребителей. В развитых странах рост доходов приводит к возрастанию потребностей в услугах, предметах роскоши, а в развивающихся — в товарах длительного пользования.

Поэтому эластичность спроса по доходу можно разделить на три основные формы:

1) положительная. Здесь  объем спроса растет с ростом  дохода – это нормальные блага;

2 ) отрицательная. Здесь  объем спроса падает с ростом  дохода – это блага низшего  качества;

3 ) нейтральная (нулевая). Здесь объем спроса не чувствителен  к изменению дохода – это  товары первой необходимости.

На Рис.4  изображены графики зависимости QD от I при различных значениях эластичности спроса по доходу : а) качественные неэластичные блага; б) качественные эластичные блага; в) некачественные блага.                                                                                 Спрос на неэластичные блага увеличивается с ростом дохода лишь при низких доходах домохозяйств. Затем начиная с некоторого уровня I1 спрос на эти блага начинает сокращаться. Спрос на эластичные блага (например, предметы роскоши) до некоторого уровня I2 отсутствует, поскольку домохозяйства не имеют возможности приобретать их, а затем увеличивается с увеличением дохода. Спрос на некачественные блага вначале увеличивается, но начиная со значения I3 сокращается.

Для определения степени влияния  изменения цены одного товара на изменение  спроса на другой товар используется понятие перекрестной эластичности.

Перекрёстная эластичность – это отношение процентного изменения объема спроса на один товар к процентному изменению цены на другой товар.

Формула перекрестной эластичности выглядит так:

 

 

где  QB1 , QB 0 - величина спроса на благо B до и после изменения цены блага "А";

PA1 ,  PA 0 – цена блага "А" до и после изменения.

С помощью коэффициента   эластичности можно определить следующие виды перекрестной эластичности:

а) E (k) > 0  для товаров-субститутов;

б) E (k) < 0 для товаров- комплементов;

в) E (k) = 0 для индифферентных (независимых) товаров.

Положительная перекрестная эластичность спроса по цене относится к взаимозаменяемым товарам (товарам-субститутам). Например, масло и маргарин являются товарами-заменителями, они конкурируют на рынке. Повышение цены на маргарин, которое удешевляет масло по отношению к новой цене маргарина, вызывает рост спроса на масло. В результате увеличения спроса на масло кривая спроса на него сместится вправо и его цена поднимется. Чем больше взаимозаменяемость двух благ, тем больше величина перекрестной эластичности спроса по цене.

Отрицательная перекрестная эластичность спроса по цене относится к взаимодополняемым  благам (сопутствующим, комплементарным  благам). Это блага, которые используются совместно. Например, обувь и гуталин являются взаимодополняемыми благами. Повышение цены на обувь вызывает сокращение спроса на нее, что, в свою очередь, уменьшит спрос на гуталин. Следовательно, при отрицательной перекрестной эластичности спроса с ростом цены одного блага сокращается потребление другого блага. Чем больше взаимодополняемость благ, тем больше будет абсолютное значение отрицательной перекрестной эластичности спроса по цене.

Нулевая перекрестная эластичность спроса по цене относится к благам, которые не являются ни взаимозаменяемыми, ни взаимодополняемыми. Этот вид перекрестной эластичности спроса по цене показывает, что потребление одного блага не зависит от цены на другое.

Значения перекрестной эластичности спроса по цене могут изменяться от "плюс бесконечности" до "минус бесконечности".

Чем выше эластичность спроса на благо  Х, тем выше степень заменяемости благ (в крайнем случае, когда  Е = + ∞, товары – совершенные субституты) и, наоборот, чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость (если Е = -∞, то это пример жесткой взаимодополняемости). Однако это правило может использоваться лишь при небольших ценовых изменениях. Например, если цена на хлеб значительно снизится, то это повлечет повышение спроса не только на хлеб, масло, но и на др. товары, в т. ч. и на мебель. Тогда Ес < 0 для хлеба и мебели, что не характеризует их взаимодополняемость, а отражает лишь эффект дохода. Значения перекрестной эластичности спроса по цене могут изменяться от "плюс бесконечности" до "минус бесконечности".

Таким образом, определив значение коэффициента перекрестной эластичности, можно узнать, считаются ли выбранные  товары взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми, и соответственно, как изменение  цены на один вид продукции, который производится фирмой, может отразиться на спросе на другие виды продукции той же фирмы. Такие расчеты помогут фирме при принятии решений по ценовой политике на выпускаемую продукцию. Также перекрестная эластичность спроса по цене применяется при осуществлении антимонопольной политики. Чтобы доказать, что та или иная фирма не является монополистом какого-то блага, она должна обосновать, что выпускаемое этой фирмой благо обладает положительной перекрестной эластичностью спроса по цене по сравнению с благом другой конкурирующей фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Роль эластичности спроса в принятии экономических решений.

 

2.1.    Ценовая  политика в маркетинге, ценообразование

 

Понятие эластичности спроса имеет прямое отношение к ценовой политике производителей. При установлении цены на свой товар, а также при определении ценовых надбавок или скидок, производитель должен улавливать те изменения, которые происходят на рынке и имеют какое-либо отношение к изменению эластичности спроса на его товар. Если у него не будет возможности учесть в ценах происходящие на рынке изменения, это может привести к потере им части прибыли, а то и рынка. Поэтому, чтобы знать каким образом сбыт отреагирует на эти изменения, и правильно выбрать ценовую стратегию предприятия, надо определить эластичность  спроса на данный товар. Расчет ценовой эластичности спроса на продукцию фирмы довольно сложен, так как необходимо принимать во внимание и реакцию конкурентов на повышение или понижение фирмой цены, использовать математические модели или опыт руководителей фирмы.

Главным фактором, учитываемым при  установлении цены, является изучение цен конкурентов. Реальные и потенциальные  конкуренты всегда пытаются оценить структуру цен и прибыли производства. Реальные конкуренты будут стремиться предлагать такую же или лучшую продукцию, а потенциальные – стремиться выйти на рынок, если, по их мнению, прибыль может быть высокой.

Цена является наиболее заметной из всех составляющих конкурентоспособности и, следовательно, её изменения быстрее обнаруживаются и вызывают ответную реакцию. Изменения других элементов маркетинга могут быть менее заметными, их труднее обнаружить и организовать ответные действия. При установлении цены необходимо учитывать и возможную реакцию основных групп потребителей. Она тесно связана с ожиданиями потребителя и репутацией производителя. Потребитель скорее предпочтёт приобрести продукцию по более высокой цене, но с хорошо зарекомендовавшей себя маркой. Но при этом следует избегать формирования неблагоприятного общественного мнения о так называемой “избыточной прибыли”, даже при хорошей репутации производителя. Это может подтолкнуть Потребителя сделать заказ туда, где появится приемлемая альтернатива.

Попытки максимально увеличить  прибыль любыми способами всегда связаны с большим риском. Справедливо  считается, что лучше довести риск до минимума, чем довести прибыли до максимума. В тоже время некоторые производители первоначально предпочитают ошибиться в сторону назначения на новую продукцию более высокой цены по следующим причинам:

  • новая продукция должна иметь уникальные преимущества, за которую Потребитель заплатит больше;
  • высокая цена, особенно там, где трудно сравнивать конкурирующие виды продукции, создаст впечатление о качестве, которое может остаться о продукции, даже при дальнейшем снижении ёё;
  • производитель не стремится к большому начальному объёму.

Если цена устанавливается на самом  высоком уровне, соответствующем  достижению запланированного объёма продаж, такая политика называется "снятием сливок". Она может быть рекомендована только тогда, когда есть уверенность, что уникальность продукции не будет скопирована прежде, чем удастся овладеть значительной долей рынка. Другие производители, наоборот, предпочитают ошибиться в сторону низкой цены. Она им кажется менее рискованной, так как снижает до минимума вероятность переоценки и должна помочь продукции сразу перейти в стадию роста. Однако если спрос не чувствителен к цене и себестоимость единицы продукции постепенно уменьшается по мере увеличения объёма, тогда выгоды от низкой цены становятся практически не ощутимыми. Более того, она может ассоциироваться и с низким качеством продукции.

Если можно было бы отобразить на графике зависимость цены от объёма реализации, то ценообразование стало бы простой арифметической задачей. При определенном диапазоне цен и объёмах можно было бы элементарно подсчитать прибыль. Но в том то и дело, что спрос на продукцию не имеет линейную зависимость с ценой. В целом спрос будет эластичным, если Потребители не смогут найти существенные различия между конкурирующими видами продукции, если частота покупок высока, если высока стоимость единицы продукции. Спрос будет неэластичным, если продукция уникальна и потребители видят в ней большую необходимость, а спрос опережает предложение. Однако надо быть очень осторожными с использованием меры эластичности спроса. Этот показатель эффективен для анализа в рамках диапазона цен, так как построение графика эластичности спроса (ось Х- Цена, ось У –Объём продаж) представляет большие трудности. Можно, конечно же, сделать это относительно продукции конкурентов, но это тоже будет в достаточной степени субъективно.

На практике принято проводить  специальные опросы постоянных и потенциальных потребителей с целью получения ответа на вопрос: купили бы они продукцию, если бы она продавалась по цене “С”? Процент опрошенных, которые готовы приобрести продукцию по этой цене наносится на график по оси У, а по оси Х откладывается соотношение запрашиваемой цены к рыночной. Хотя полученная в результате опроса кривая не отражает реального соотношения между ценой и объёмом, она даёт представление о чувствительности продукции к цене как таковой. Очень чувствительная продукция имеет узкий максимум с резким спадом, а менее чувствительная - широкий максимум с пологим спадом. Этот метод можно рекомендовать по продукции, которую можно продемонстрировать потребителю, а не по той, для принятия решения о приобретении которой он должен больше доверять её описанию.

Информация о работе Концепция эластичности спроса и её роль в принятии экономических решений