Лекции по "Маркетингу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 22:39, курс лекций

Краткое описание

Под маркетинговыми исследованиями обычно понимается целенаправленное изучение проблем и разработка на этой основе рекомендаций по обеспечению их решения.
Основные направления маркетинговых исследований
исследование рынка (изучение конъюнктуры рынка);
исследование потребителей (сегментация рынка);
изучение конкурентов (разработка конкурентной политики);
исследование предложения (разработка стратегии качества);
исследование товара (разработка товарной политики);
изучение цены (разработка ценовой политики);
изучение эффективности продвижения товаров (разработка
исследование эффективности рекламной политики (эффективность средств рекламы, размещения рекламы, эффективности рекламных объявлений).

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по маркетингу.doc

— 1.56 Мб (Скачать файл)

3. Расширенные характеристики продукта (доставка и кредит, цена, упаковка, сервис, гарантии)

4. Характеристики продукта, обусловленные  личностными особенностями потребителя  (общественное признание, новые  перспективы), «делает хорошую покупку».

Мезомаркетинг – совместная деятельность производителей и перерабатывающих предприятий.

 

Микромаркетинг -  деятельность одного товаропроизводителя или предприятия.

5. Товарная политика фирмы

 

 

Разработка эффективной товарной политики фирмы связано с двумя  крупными проблемами.

 Фирма должна рационально  организовывать работу в рамках имеющейся номенклатуры товаров с учетом стадий жизненного цикла;

 во-вторых, - заблаговременно осуществлять  разработку новых товаров для  замены товаров, подлежащих снятию  с производства и выводу с  рынка.

Таким образом, фирме необходимо иметь  и постоянно совершенствовать товарную стратегию, что позволит ей обеспечить устойчивую структуру ассортимента, постоянный сбыт и стабильную прибыль.

Товарная стратегия разрабатывается  на перспективу и может включать три стратегических направления  по улучшению привлекательности имеющегося на фирме товарного микса (рис.):

инновация товара;

 вариация  товара;

элиминация  товара

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маркетинговые (операционные) товарные стратегии фирмы 

 

 

Способы проведения диверсификации

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Достоинства и недостатки различных способов диверсификации

Факторы

Способы диверсификации

Развитие товара

Покупка лицензии

Покупка предприятия

Кооперация

Объем необходимых  инвестиций

Высокий

Отсутствует

Высокий

Высокий, зависит  от мощности предприятия

Скорость реализации

Малая

Большая

Большая

Различная

Риск

Большой

Незначительный

Различный

Различный

Зависимость от бизнес партнера

Отсутствует

Большая

Отсутствует

Большая

Возможность получения  прибыли

Большая

Незначительная

Большая

Средняя

Затраты

Высокие

Небольшие

Различные

Небольшие


 

 

Методы исследования рынка:

Логико-систематические методы:

а. техника анкеты свойств и характеристик  товара

б. метод вынужденных отношений

в. морфологический метод

Интуитивно-творческие методы:

а. метод мозговой атаки

б. синектика

в. метод Дельфи

 

Техника анкеты свойств и характеристик  товара используется для поиска творческих идей по улучшению товара.

Все свойства характеристики и признаки объекта обобщаются и излагаются в письменном виде. Создание новой  идеи осуществляется путем изменения или замены одного или нескольких признаков объекта и их последующего объединения в виде новой комбинации свойств.

 

Метод вынужденных отношений (сочетаний) – рождается, как результат обдуманного знания о предметах, которые первоначально не входили в одну группу.

 

Морфологический метод

Базируется на принципах структурного анализа. В соответствии с этим методом  все важнейшие параметры товара исследуются по отдельности и  в комбинации их возможных сочетаний.

 

Метод мозговой атаки

Базируется на принципах свободной ассоциации мышления и творческих рассуждениях участников группового обсуждения о той или иной идее и способах.

Синектика

Является достаточно результативным методом поиска идей. Он был предложен  В.Гордоном и основан на принципе систематического отчуждения от исходной проблемы.

Метод Дельфи отбор, селекция идей о товаре

Цель отбора идей – выявить и  отсеять непригодные решения. При  этом устанавливается соответствие идеи целям фирмы, возможности реализации идеи имеющимся на предприятии ресурсам.

Методы планирования нового товара

Этап планирования

Методы планирования

Поиск идей

Исследование рынка

Творческие методы

Отбор идей

Методы оценки

Чек-лист

Экономический анализ

Сравнение прибыли

Метод оценки безубыточности

Анализ риска

Разработка товара

Методы разработки товара

Разработка прототипов

Техника разработки марки товара

Испытания товара в условиях рынка

Методы тестирования товара

Методы тестирования рынка

Внедрение на рынок

Техника сетевого планирования

Маркетинговый инструментарий

Контроль за внедрением на рынок

Методы расчета издержек

Исследование рынка


 

Процесс морфологического анализа включает пять основных этапов:

  1. Описание проблемы, без продолжения каких-либо решений.
  2. Разложение проблемы на отдельные компоненты, которые могут влиять на решение.
  3. Альтернативные решения для каждого компонента. Компоненты проблемы и альтернативные решения сводятся в матрицу, которая называется морфологическим ящиком.
  4. Комбинация альтернативных решений по отдельным компонентам проблемы. Различные комбинации дают альтернативные общие решения.
  5. Выбор и реализация альтернативы, оптимальной с точки зрения выгоды предприятия.

 

 

 

 

Процесс синектического поиска идей включает следующие этапы 

 

  1. Изучение проблемы
  2. Анализ проблемы и разъяснение ее экспертам
  3. Тестирование понимания проблемы
  4. Формирование спонтанных решений
  5. Оценка руководителя понимания проблемы
  6. Образование аналогии
  7. Создание связей между аналогией и проблемой
  8. Переход к проблеме
  9. Разработка решения

 

Процесс отбора идей включает две  стадии:

    • проверка соответствия принципам, требованиям фирмы;
    • проверка шанса идеи в рыночных условиях.

 

 

Марка

 

Это название, знак, символ, рисунок, термин или их комбинация, предназначенные  для идентификации продукта одного или нескольких производителей (продавцов) и отличия его от товаров конкурентов. Марка служит для отличия, распознавания и дифференциации товара на рынке. Марка может включать марочное имя, марочный знак и товарный знак.

Марочное имя – часть марки в виде букв, слов и/или их комбинаций, которые могут быть произнесены.

Марочный знак – часть марки, которая является узнаваемой, но не произносимой. Он представляет собой символ, рисунок, имеет отличительные цвета и шрифтовое оформление.

Марка или ее часть, защищенная юридически, что дает продавцу исключительное право использовать марочное имя  и марочный знак. Товарный знак выполняет функции гарантии качества, индивидуализации, рекламы и охраны марки.

Марка производителя  – марка, созданная производителем или взятая в аренду у другого производителя.

Частная марка – марка, разработанная торговыми (оптовыми или розничными) предприятиями. Она иногда называется посреднической маркой, маркой дистрибьютора, маркой дилера.

Упаковкой называют тару или оболочку товара. Она служит для сохранности продукта, удобства обращения с продуктом и его транспортировки, а также выполняет такие важные маркетинговые функции, как привлечение внимания потребителей, идентификация товара, реклама и информационное оповещение, формирование имиджа.

 

Метод простого рейтинга основан на выявлении предпочтений потребителя к новому товару. Будучи простым, данный метод не позволяет, оценить степень предпочтения и неприменим к большому числу объектов.

Метод парного сравнения предполагает, что потребителю представляются варианты новых товаров попарно. Из каждой пары товаров потребитель должен выбрать один товар, который он считает наиболее предпочтительным.

Метод шкальных оценок применяется при необходимости тестирования большого количества новых товаров одного назначения.

 

Контрольное тестирование рынка

 

 

Управляемый пробный маркетинг  проводится в специально созданных  панелях магазинов, где за определенную плату испытываются различные методы продажи нового товара. Предварительно фирма, осуществляющая тестирование, определяет число и географическое местонахождение магазинов, а затем контролирует размещение товара в торговом зале, цены, выбранные методы продвижения товара. В результате контрольного тестирования устанавливается, какое влияние могут оказывать перечисленные факторы на спрос нового товара.

 

 

Вывод товара на рынок

 

 

При выводе товара на рынок необходимо установить: Когда, в какой момент следует вывести товар на рынок? Где, на какой рынок можно выпустить товар? Какой группе покупателей должен быть предложен товар? Как организовать и координировать мероприятия по выводу товара на рынок?

Метод сетевого планирования

 

Сущность сетевого планирования заключается  в составлении сети всех возможных  работ по выводу товара на рынок  с указанием затрат времени работ  по выводу товара на рынок с указанием  затрат времени и других ресурсов по их выполнению, в поиске критического пути, который показывает необходимые действия до выхода на рынок и продолжительность выполнения всех видов работ.

 

 

 

 

 

 

Вариация товара

 

Модификация товара – наиболее часто употребляемая форма активизации товарной политики. Она является одной из стратегий увеличения продолжительности этапа зрелости товара в его жизненном цикле.

 

Элиминация товара. Объективными причинами снижения объема продаж являются старение товара, изменение вкуса потребителей и обострение конкуренции на товарном рынке. Устранение этих причин требует, как правило, значительных затрат. Если фирме не удается стабилизировать положение своего товарного предложения на рынке, то она должна разработать стратегию элиминации товара.

 

Сервис и гарантийное  обслуживание

 

Сервис и гарантийное обслуживание являются неотъемлемыми элементами товарной политики. Они представляют собой услуги, которые предоставляются  покупателям до и после приобретения того или иного товара.

Сервис рассматривается как система обслуживания покупателей. Цель сервиса – предложить покупателям имеющийся товар и оказать им помощь в получении наибольшей пользы от приобретенного товара.

 

 

Техническое обслуживание

Заключается в осуществлении услуг по восстановлению функций товара, в оказании помощи покупателю при решении проблем эксплуатации товара, в проверке совместимости товара или его элементов с другими изделиями и системами, а также в предоставлении консультаций по надежной эксплуатации и сохранности товара.

 

Гарантийное обслуживание

 

Осуществляется в рамках документального поручительства (гарантии) фирмы – производителя товара за выполнение ею в гарантийный срок обязательств по обслуживанию покупателей, которые приобрели этот товар.

 

Разработка и внедрение  нового товара на рынок

 

Разработка и внедрение на рынок  новых товаров осуществляются в соответствии с принципами и методами инновационной политики, в частности процесса инновации товара.

 

 

Задача планирования нового товара

Состоит в поиске и разработке альтернативных вариантов товарной политики, обоснования их возможных шансов и рисков. Для планирования нового товара применяются различные методы.

 

Этапы планирования нового товара

1.Поиск идей

  • Исследование рынка
  • Творческие методы

2.Отбор идей 

  • Методы оценки
  • Чек-лист

3.Экономический  анализ 

  • Сравнение прибыли
  • Метод оценки безубыточности
  • Анализ риска

4.Разработка  товара

  • Методы разработки товара
  • Разработка прототипов
  • Техника разработки марки товара

Информация о работе Лекции по "Маркетингу"