Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 15:57, курс лекций
1.1. Эволюция управления персоналом. Современные подходы к управлению персоналом.
1.2. Развитие управления персоналом в Республике Беларусь.
1.3. Особенности человеческих ресурсов. Модель управления человеческими ресурсами.
ВВЕДЕНИЕ
6
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
7
ТЕМА 1
СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
9
1.1. Эволюция управления персоналом. Современные подходы к управлению персоналом
9
1.2. Развитие управления персоналом в Республике Беларусь
11
1.3. Особенности человеческих ресурсов. Модель управления человеческими ресурсами
12
ТЕМА 2
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ (ОСУ) СИСТЕМЫ ПЕРСОНАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
14
2.1. Роль кадровой службы в общей системе управления организацией. Основные направления совершенствования деятельности кадровой службы
14
2.2. Проектирование организационной структуры управления системы персонального менеджмента: подходы, этапы
16
2.3. Базовые функции управления персоналом и их содержание
19
ТЕМА 3
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
20
3.1. Правовое и нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом
20
3.2. Документы, регламентирующие управление персоналом в организации: состав, перечень, содержание
21
3.3. Информация о персонале: системы информации о персонале в организации, критерии оценки качества информации
22
ТЕМА 4
ПОЛИТИКА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ
24
4.1. Понятие управления персоналом. Структура персонала
24
4.2. Система управления персоналом: понятие, задачи, требования, содержательная структура
27
4.3. Принципы и методы системы управления персоналом
28
4.4. Эффективность системы управления персоналом
30
4.5. Понятие и роль политики управления персоналом в политике организации
31
ТЕМА 5
КАДРОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ
33
5.1. Кадровое планирование: сущность, основные подходы
33
5.2. Стратегия управления персоналом: сущность, элементы (составляющие). Формирование стратегии управления персоналом
35
5.3. Базовые (эталонные) стратегии управления человеческими ресурсами
36
5.4. Виды планов по персоналу. Оперативный план работы с персоналом
38
5.5. Определение потребности в персонале
40
ТЕМА 6
ОТБОР ПЕРСОНАЛА ПРИ ПРИЁМЕ НА РАБОТУ
45
6.1. Отбор персонала при приеме на работу: сущность, принципы, этапы
45
6.2. Маркетинг персонала: источники набора персонала и критерии их выбора, реклама вакансий
47
6.3. Первичный отбор персонала: цель, методы, критерии, правила
50
6.4. Отборочное собеседование: назначение, требования, подготовка, проведение, принятие решения
52
ТЕМА 7
АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА
55
7.1. Трудовая адаптация персонала: сущность, показатели, стадии, виды
55
7.2. Управление адаптацией
56
ТЕМА 8
ДЕЛОВАЯ ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА (ОЦЕНКА ИСПОЛНЕНИЯ)
58
8.1. Деловая оценка персонала: сущность, назначение, условия эффективности. Методика деловой оценки
58
8.2. Аттестация персонала: сущность, требования, этапы
61
8.3. Нетрадиционные методы деловой оценки персонала
63
ТЕМА 9
РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА
65
9.1. Развитие персонала: понятие, основные тенденции
65
9.2. Профессиональное обучение: понятие, цели, требования, формы, основные этапы
67
9.3. Повышение квалификации персонала
68
9.4. Профессиональная переподготовка персонала
70
9.5. Деловая карьера: понятие, направления, виды, этапы. Управление развитием карьеры. Планирование и реализация карьеры
72
ТЕМА 10
ОПЛАТА ТРУДА ПЕРСОНАЛА
74
10.1. Сущность, функции и принципы оплаты труда
74
10.2. Тарифная система: сущность, элементы, область применения
75
10.3. Система доплат и надбавок: сущность, область применения
77
10.4. Формы и системы заработной платы
78
ТЕМА 11
УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ
81
11.1. Построение работ и организация труда в фирме
81
11.2. Разделение труда. Недостатки и преимущества разделения труда
82
11.3. Характеристика профессионально-квалификационной структуры работников. Модели построения работ
83
11.4. Управление рабочими группами
85
11.5. Управление неформальными группами
87
11.6. Конфликты и их регулирование. Причины конфликтов
87
11.7. Типы конфликтов. Стадии и фазы протекания конфликтов
89
11.8. Управление конфликтами
91
11.9. Последствия и профилактика конфликтов
93
ТЕМА 12
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПЕРСОНАЛА
95
12.1. Социально-психологическая поддержка персонала: цели, задачи, требования
95
12.2. Управление социально-психологическим климатом в коллективе
97
12.3. Социальное партнёрство
98
ТЕМА 13
ВЛАСТЬ В ФИРМЕ: УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
102
13.1. Источники и формы власти. Механизм делегирования полномочий в фирме
102
13.2. Стиль руководства. Основные и дополнительны стили руководства в фирме
105
14
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
108
14.1. План проведения практических занятий
108
14.2. Перечень вопросов к зачету и экзамену
112
14.3. Управляемая самостоятельная работа для студентов дневной и заочной форм обучения
114
14.4. Задания для самопроверки
116
14.5. Учебно-методические материалы по дисциплине
128
Деление на руководителей высшего (организации в целом), среднего (основных структурных подразделений) и низового звеньев (работающих непосредственно с исполнителями) обусловлено уровнем иерархии в системе управления. Широта их функциональных обязанностей зависит от этого уровня. Диапазон обязанностей широк и колеблется от общего руководства предприятием (директор) до руководства первичным трудовым коллективом, например, бригадой рабочих.
Вторая группа – непроизводственный персонал, представлена работниками, которые не принимают участия в выпуске продукции. Их целевая установка – обеспечение и обслуживание коллектива предприятия. Это – работники принадлежащих предприятию медицинских, детских дошкольных, культурно-просветительных учреждений, подразделений бытового, жилищно-коммунального хозяйства, капитального ремонта зданий и сооружений предприятия.
4.2. Система управления персоналом: понятие, задачи, требования, содержательная структура
Совокупность применяемых методов, процедур, программ, специально выделенных сотрудников и финансовых средств в единстве взаимосвязанных элементов представляет собой систему управления персоналом. В ней выделяют подсистему общего управления и подсистемы функционального управления персоналом.
Общее управление (руководство) осуществляют все линейные руководители, начиная от генерального директора до мастера, т.е. на всех уровнях управления.
В функциональных подсистемах объединены однородные функции. Так, например, подсистема обучения и развития кадров включает в себя обучение, повышение квалификации, формирование кадрового резерва и работу с ним, планирование и контроль деловой карьеры. Активизация потенциала человеческих ресурсов объединяет функции разработки систем оплаты, материального и морального стимулирования труда, систем социальной защиты и льгот, формирования и поддержания организационной культуры и т.д.
Формирование системы управлени
Существо любой деятельности может быть охарактеризовано конкретным перечнем составляющих её работ или её основными элементами. Содержательную структуру управления персоналом составляют: