Маркетинговая адаптационная стратегия развития региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного проекта состоит в том, чтобы, опираясь на теоретические основы маркетинговой программы развития региона − изучить основную концепцию социально-экономического развития Новгородской области, а также сделать выводы по реализации этой стратегии. Для достижения поставленной цели необходимо будет сделать сле-дующее:
- рассмотреть специфику и структуру программ регионального разви-тия
- изучить концепцию социально-экономического развития региона на примере Новгородской области, ее основные показатели, проблемы и пре-имущества.
- сформулировать научно-обоснованные выводы и предложения, на-правленные на решение экономических проблем.

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 289.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Обострение проблем регионального развития России связано с первоочередной необходимостью устранения неоправданной неравномерности социально-экономического положения регионов, потребностью освоения природных ресурсов, поддержания экологического равновесия, совершенствования территориальной структуры хозяйства, обеспечения занятости населения и т.д. В этих условиях оправдано использование новых эффективных методов воздействия на экономику, в частности программно-целевого прогнозирования, которое позволяет квалифицированно и надежно, в сжатые сроки решать стратегические проблемы развития отдельных районов с единой региональной политикой государства.

Актуальность данной темы заключается в том, что региональная маркетинговая программа - представляет собой разновидность целевых комплексных программ, которая служит инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов. Рассмотрение её позволит    решить все  неотложные, первоочередные  проблемы региона, который я буду анализировать в этом курсовом проекте.

Цель данного проекта  состоит в том, чтобы, опираясь на теоретические основы маркетинговой программы развития региона − изучить основную концепцию социально-экономического развития Новгородской области, а также сделать  выводы по реализации этой стратегии.

Для достижения поставленной цели необходимо будет сделать следующее:

- рассмотреть специфику  и структуру программ регионального  развития

-   изучить концепцию  социально-экономического развития  региона на примере Новгородской  области, ее основные показатели, проблемы и преимущества.

- сформулировать научно-обоснованные выводы и предложения, направленные на решение экономических проблем.

Данная работа выполнена в объеме стр., включая введение, 3 главы, заключение, список источников и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1:  Теоретические  основы региональных комплексных программ развития

1.1.Специфика  маркетинговых программ развития  региона

Различают следующие виды маркетинговых  региональных программ: межгосударственные, государственные (федеральные) и собственно региональные, формируемые и реализуемые по отраслевому признаку и комплексные. Узкоспециализированные программы, как правило, разрабатываются в составе целевых федеральных программ, например «Социально-экономическое развитие в России».1

Маркетинговые региональные программы классифицируются по следующим признакам: территориальная принадлежность, функциональная ориентация, содержание решаемых проблем, масштабность программной задачи, отраслевая локализация, характер возникновения проблем и др. Выделение признаков и соответствующих им классов программ служит условием поиска общих закономерностей в процессе их формирования и реализации. Классификационные признаки отражают содержание проблемы, характеризуют объекты программ, особенности управления ими и т.д..

Каждая маркетинговая региональная программа характеризуется одновременно несколькими классификационными признаками. Например, конкретная региональная (местная) программа может быть по территориальной принадлежности — областной; по функциональной ориентации — экологической; по масштабности проблемы — узкоспециализированной; по продолжительности — среднесрочной и т.д.

Специфика  маркетинговых региональных программ заключается в том, что они формируются и реализуются на уровне республик, краев, областей, городов федерального значения, обусловлены общегосударственными и территориальными интересами. Отбор региональных проблем для программирования проводится, как правило, территориальными органами власти и управления. Программные мероприятия осуществляются в границах географически ограниченного региона, единицы административно-территориального деления Российской Федерации (республика, край, область, города федерального значения). Управляют проектированием и реализацией программ структуры исполнительной власти региона.

Маркетинговые региональные программы отличаются относительно небольшими по сравнению с государственными программами объемами работ и ресурсных затрат и обладают строгой целевой направленностью, точной адресностью, конкретным ограничением временных интервалов и увязываются с общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политикой России.

Основные задачи маркетинговых региональных программ:

  • выравнивание межрайонных различий по показателям экономического, социального и научно-технического развития;
  • формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики;
  • сбалансированное (бездефицитное) региональное хозяйствование в условиях рынка;
  • максимально полное и эффективное использование природных, материальных и трудовых ресурсов региона;
  • развитие производств и сфер в соответствии с государственной селективной структурной политикой;
  • охрана окружающей среды;
  • преодоление последствий стихийных бедствий и техногенных аварий;
  • формирование инфраструктуры информационного обеспечения органов управления и хозяйствующих субъектов;
  • духовное возрождение регионов, сохранение их исторического наследия, укрепление культурного потенциала, стабилизация общественно-политической и правовой обстановки.

1.2.Структура маркетинговой программы регионального развития

Состав и структура  комплексной программы социально-экономического развития региона представляют собой  перечень и взаиморасположение разделов, отражающих содержательную и функциональную характеристики принятого к реализации программного проекта.

Разделы программы коплексного развития региона:

1. Анализ и оценка сложившейся социально-экономической ситуации региона.

2. Оценка природных ресурсов и состояния окружающей среды.

3. Состояние демографической ситуации и рынок труда в регионе.

4. Концепция социально-экономического развития региона.

Выполненные в предыдущих разделах анализ социально - экономического развития региона и оценка природных ресурсов, состояния окружающей среды, демографической ситуации и рынка труда дают представление о современных масштабах и структуре хозяйства региона, его материально-производственной базе, выявленных диспропорциях в экономике, а также дают прогноз численности трудовых ресурсов и возможностей использования природно-ресурсного потенциала, позволяют с учетом тенденций технического прогресса и выдвигаемых перед регионом хозяйственных задач выработать и сформулировать концепцию (прогнозный замысел) социально-экономического развития региона на расчетную перспективу. Главным содержанием концепции должны быть принципиальное (вариантное) определение направлений наиболее рационального использования крупных и эффективных ресурсов, оценка на этой основе сравнительной экономичности различных отраслей и установление путей правильного формирования всего хозяйственного комплекса.

1.Основные целевые подпрограммы. Выделяются основные для региона целевые подпрограммы, которые могут формироваться по отраслевому, функциональному и проблемному признакам.

2.Механизм осуществления программы. Излагается взаимоувязанный комплекс мер и действий, экономических рычагов, обеспечивающих решение проблемы.

3.Ресурсное обеспечение программы. Содержит расчеты предстоящих затрат (финансовых — по источникам поступления; материальных — по видам продукции; природных условий и ресурсов — по климатическим условиям, земельным, водным, растительным, топливно-энергетическим и минерально-сырьевым ресурсам; трудовых ресурсов — по профессионально-квалификационным группам; информационных — по видам; временных — по срокам). Из общего объема ресурсов выделяется та их часть, которая поступает из собственных источников.

4.Координация программных мероприятий. Обеспечивается согласование действий всех организаций, участвующих в осуществлении программы.

5.Оценка эффективности осуществления программы. Проводятся расчеты экономической эффективности программы.

6.Организация, формы и методы управления программой. Разрабатываемая организационно-функциональная структура управления формируется с учетом специфики программы и региона.

Разделы программы содержат необходимые обоснования и пояснения. Они формируются в целом на весь период реализации программы и по годам. Для долгосрочных программ первоначальная разбивка осуществляется по годам, последующая — по более продолжительным срокам.

Оформление каждой программы  является стандартным: на титульном листе указываются соответствующая краевая, областная, городская администрация; дата выпуска; на листе согласования — утверждающая инстанция и организация, согласование с которыми необходимо.

Основными формами прямого  участия государства в регулировании регионального развития станут осуществление государственных региональных программ, финансируемых за счет госбюджета, отдельных структурообразующих инвестиционных проектов, размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд (в том числе для поддержки проблемных регионов) посредством контрактной системы.

Число федеральных региональных программ должно быть невелико; они  разрабатываются и финансируются только для регионов с особо сложными (критическими) социально-экономическими и экологическими проблемами, например для зоны Севера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2: Программа  комплексного развития региона. Концепция  социально-экономического развития региона  на примере Новгородской области

2.1.Стратегический  анализ социально-экономического  развития Новгородской области до 2030 года

Новгородская область - одна из древнейших историко-культурных территорий Российской Федерации. Административный центр области - Великий Новгород, основан в 859 году. Область насчитывает 10 городов, 11 поселков городского типа и 3728 сельских населенных пунктов. Городское население составляет 71 процент всего населения области. Численность трудоспособного населения - около 400 тысяч человек. Средний возраст работающих - 40 лет, практически каждый второй из них имеет высшее или среднее профессиональное образование.2

Сегодня область - экономически развитый регион Северо-Запада России, привлекательный для инвесторов и партнеров не только субъектов Российской Федерации, но и из стран ближнего и дальнего зарубежья. Глубокие исторические традиции, историко-культурное наследие, географическое положение Новгородской земли, темпы экономического развития являются тем естественным потенциалом, который определяет сегодня основы экономического и культурного развития области.

Область выгодно расположена между двумя крупными городами - в 100 км от Санкт-Петербурга и в 400 км от Москвы, имеет близкий доступ к портам, аэропортам, таможенным терминалам.

Через территорию области  пролегают основные железнодорожные  и автотранспортные магистрали, соединяющие Москву с Санкт-Петербургом, странами Балтии и Скандинавии. С точки зрения логистики это позволяет обеспечить самые удобные способы транспортного сообщения.

На территории области  имеются разнообразные полезные ископаемые нерудного происхождения. Наибольшее промышленное значение имеют разведанные месторождения огнеупорных глин, известняков, строительных и кварцевых песков, валунно-гравийно-песчаного материала.

Общая площадь лесов  области составляет 4,1 млн. га, в том  числе покрытая лесной растительностью - 3,5 млн. га.

В составе лесов области  преобладают мягколиственные насаждения - 65 процентов, доля хвойных - 35 процентов, твердолиственные породы практически отсутствуют, их доля - 0,07 процента.

За последние 5 лет  в среднем за год заготовка древесины по области составляла 3,5 млн. куб. м, или 40 процентов от расчетной лесосеки.  

 Население области на 1 января 2012 года составляет 629,7 тыс. человек. По численности населения область занимает 10-е место в Северо-Западном федеральном округе и 68-е место по России.

Плотность населения - 11,6 человека на кв. км (55-е место в  России).

Великий Новгород концентрирует  в себе 34,9 процента населения области.

Область относится к  числу регионов с пониженным уровнем  урбанизации - 70,6 процента при среднем по Российской Федерации - 73,9 процента (40-е место в России).

Плотность сельского  населения увеличивается вблизи городов и основных транспортных коридоров. Там же концентрируется более 80 процентов всех крупных сельских поселений области.

Население области представлено более чем 100 национальностями: русские - 95,1 процента, украинцы - 1,2 процента, белорусы и цыгане - по 0,6 процента, другие национальности - 2,5 процента.

Рождаемость в области  в 2011 году составила 11,3 родившихся в  расчете на 1000 человек населения, что соответствует уровню 2010 года и является наибольшим значением за последние 20 лет.

Улучшение демографической  ситуации в последние годы определяется рождением вторых и последующих детей. Так, за последние 10 лет рост рождаемости напрямую связан с увеличением рождения в семье вторых детей на 81,5 процента и третьих детей - на 62 процента при одновременном снижении доли женщин детородного возраста.

Информация о работе Маркетинговая адаптационная стратегия развития региона