Маркетинговая адаптационная стратегия развития региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного проекта состоит в том, чтобы, опираясь на теоретические основы маркетинговой программы развития региона − изучить основную концепцию социально-экономического развития Новгородской области, а также сделать выводы по реализации этой стратегии. Для достижения поставленной цели необходимо будет сделать сле-дующее:
- рассмотреть специфику и структуру программ регионального разви-тия
- изучить концепцию социально-экономического развития региона на примере Новгородской области, ее основные показатели, проблемы и пре-имущества.
- сформулировать научно-обоснованные выводы и предложения, на-правленные на решение экономических проблем.

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 289.50 Кб (Скачать файл)

Развитию промышленности будет способствовать реализация проекта  по строительству Пестовского целлюлозного комбината с объемом производства целлюлозы до 300 тыс. тонн ежегодно и объемом инвестиций более 30 млрд. рублей или реализация другого крупного проекта в сфере лесопереработки, ввиду наличия в области больших запасов древесного сырья.

За период реализации Стратегии предполагается организовать и запустить производственную деятельность инвестиционных проектов (промышленных объектов) в области освоения лесов с биоэнергетической направленностью (или составляющей). На действующих деревообрабатывающих производствах запланирована модернизация энергетических мощностей уже работающих на древесном топливе.

2. Анализ  потенциала развития агропромышленного   сектора области 

Основной стратегический потенциал области - земельные ресурсы. Доля сельскохозяйственных угодий в области невелика и составляет 15,2 процента от общей площади региона. При этом распаханность сельскохозяйственных угодий около 62 процентов.

Основными направлениями  развития сельского хозяйства области  являются: развитие сельскохозяйственного производства на основе модернизации сельского хозяйства и ускоренного развития приоритетных подотраслей, улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства и улучшение жилищных условий сельского населения, развитие инженерной инфраструктуры сельских поселений, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции.

Область обладает следующим  потенциалом развития сельского  хозяйства:

●полное обеспечение местных потребностей населения региона продуктами питания собственного производства;

●повышение роли региона на общероссийском рынке зерна, технических культур, овощей, молока, мяса и продукции их переработки;

●создание инфраструктуры сбыта продукции;

●увеличение экспортного потенциала области;

●производство экологически чистой продукции;

●стимулирование рационального использования земель;

●системная государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей и т.д

Реализация инвестиционных проектов, модернизация сельскохозяйственного производства позволит создать в отрасли более 5 тысяч новых рабочих мест к 2030 году, обеспечить рост производительности труда к 2030 году в 2,3 раза относительно уровня 2011 года.

Уровень обеспечения  населения продуктами питания за счет местного производства - основной показатель эффективности работы агропромышленного комплекса.

К 2030 году обеспеченность потребностей населения области  может быть достигнута по всем видам сельскохозяйственной продукции.

Среди наиболее успешных предприятий, функционирующих в  настоящее время, можно выделить сельскохозяйственный производственный кооператив «Левочский» (Хвойнинский), сельскохозяйственный производ-ственный кооператив «Россия» (Солецкий район), ООО«Передольское» (Батецкий район), ООО«Новгородский бекон» (Новгородский район), ООО«Прожектор» (Шимский район), ОАО«Ермолинское» (Новгородский район).

Основным элементом  сдерживания развития сельского  хозяйства является нехватка собственных средств для расширенного воспроизводства. Возможности местных бюджетов незначительны в силу их дотационности. По этим и другим причинам агропромышленный комплекс будет еще продолжительное время нуждаться в системной государственной поддержке.

3.Анализ  потенциала внешнеэкономической деятельности области

Решение стратегической задачи социально-экономического развития региона в современных условиях будет осуществляться на базе перехода к использованию новых или существенной модернизации применяемых технологий при создании валового регионального продукта.

В зависимости от фирм, участвующих во внешнеэкономической  деятельности, их отраслевой принадлежности и географической сферы деятельности выделяются следующие основные блоки внешнеэкономической стратегии:

●товарная и географическая диверсификация экспорта, создание форм и механизмов диверсификации;

●создание структуры привлечения инвесторов в экономику региона (развитие отдельных этапов технологического цикла, развитие экономических зон);

●создание эффективной структуры интеллектуальной деятельности (международный обмен интеллектом и результатами его труда, международный лицензионный обмен, повышение роли университетов);

●развитие импортозамещающих производств (ввоз технологического оборудования, стимулирование развития импортозамещения);

●проведение мероприятий по увеличению занятости населения.

Предполагается активное участие региона в двухсторонних международных переговорах, заключение соглашений о партнерстве, участие в региональных интеграционных процессах. Двухсторонняя региональная либерализация является в настоящее время эффективным инструментом повышения международной конкурентоспособности.

4.Анализ транспортного потенциала области

Основным видом транспорта на территории области является автомобильный. Через территорию региона проходит автомагистраль Скандинавия - Центр. Основные направления грузопотоков - Финляндия, Германия, Швеция.

В 2011 году автомобильным  транспортом организаций всех видов  экономической деятельности (без субъектов малого предпринимательства) перевезено 12,8 млн. тонн грузов, 111,4 процента к уровню 2010 года, грузооборот составил 814,4 млн. тонно-км, 141,9 процента.

Автобусами общего пользования  и городским электрическим транспортом перевезено 89,4 млн. пассажиров, пассажирооборот составил 810,3 млн. пассажиров, меньше на 1,9 процента.

По территории области  проходят электрифицированная железная дорога и шоссе Санкт-Петербург - Москва. Железнодорожные магистрали, проходящие по территории области, связывают ее с другими регионами России, государствами СНГ, Балтии, Европы и Скандинавии.

Характеристики транспортного потенциала области:

●потенциал существует в виде значительного транзитного транспортного потока по автомобильным дорогам федерального значения, проходящим через область в направлениях Псковской, Ленинградской, Вологодской и Тверской областей. Основной грузопоток идет по меридиональному направлению «Север-Юг» (магистраль М10 «Россия»);

●транзитный транспортный поток не входит в показатели грузооборота области и, соответственно, не может учитываться при оценке нагрузок на региональные автомобильные дороги и улицы населенных пунктов (при следовании через населенные пункты);

●по территории области проходит железнодорожная магистраль Санкт-Петербург - Москва. Одним из направлений развития транспортной инфраструктуры на железнодорожном транспорте станут строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Санкт-Петербург - Москва и развитие скоростного движения на направлении Санкт-Петербург - Москва.

5.Анализ потенциала развития рынка труда в области

В области отмечались положительные тенденции: увеличение численности экономически неактивного населения, уменьшение неполной занятости населения, уменьшение безработных граждан, повышение спроса на рабочую силу.

По данным Федеральной службы государственной  статистики численность экономически активного населения на конец декабря 2011 года составила 334,3 тысячи человек (53 процента от общей численности населения), в их числе 321,2 тысячи человек или 96,1 процента экономически активного населения были заняты в экономике и 13,2 тысяч человек (3,9 процента) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные).

На долю населения  в трудоспособном возрасте приходится 60,1 процента от численности постоянного населения (или 385 тыс. человек), моложе трудоспособного - 14,9 процента (95,7 тыс. чел.), старше трудоспособного - 25 процентов (159,9 тыс. человек).

Важным фактором, определяющим дальнейшее развитие рынка труда, станет реализация политики органов государственной  власти области по привлечению инвесторов для организации производства в области, развитие малых предприятий, частного предпринимательства.

Поддержание и расширение занятости населения будет осуществляться, в том числе за счет организации общественных работ в  соответствии с нормативами доступности (обеспеченности) государственных услуг определенными на федеральном уровне (45 процентов от среднемесячной численности зарегистрированных безработных) в соответствии с положением об организации общественных работ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 875 от 14 июля 1997 года.

Основной целью и  стратегической задачей является обеспечение  наиболее полной занятостью населения с учетом повышения качества рабочей силы, трудовой мобильности и снижение уровня безработицы до 0,7 процента к 2030 году.  

6. Анализ туристского потенциала области  

 Новгородская область,  занимая выгодное положение на  Северо-Западе России, является одной  из наиболее привлекательных  территорий с точки зрения  развития туризма, благодаря богатому историческому и культурному наследию в сочетании с природными ресурсами. Ряд тенденций, которые наблюдаются в сфере туризма, оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на развитие данной сферы в регионе.

Одной из основных задач  стратегического планирования развития сферы туризма и рекреационного комплекса области является определение приоритетов перспективного территориального развития системы туристско-рекреационных объектов, транспортных связей и иной сопутствующей инфраструктуры во взаимосвязи с комплексной оценкой территории и предлагаемым развитием системы расселения.

При условии выполнения указанной выше задачи, увеличения финансирования развития сферы туризма из областного и муниципальных бюджетов, а также привлечения средств федерального бюджета рост туристского потока к 2030 году составит не менее чем в 2,6 раза (760 тысяч человек). 

 

7.Комплексная оценка факторов, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие области

Привлекательными факторами  области являются транспортно-географическое положение и туристско-рекреационный потенциал региона.

Природные условия и  ресурсы являются главным фактором, определяющим туристскую специализацию и основные конкурентные преимущества региона. При всей важности объектов истории и культуры, социальных объектов в рекреационно-ресурсной составляющей природные блага занимают преобладающее место, являясь одной из основных материальных предпосылок рекреации и туризма.

На территории области  имеется большое количество рек  и озер, что делает ее особо привлекательной для разных направлений спортивного и оздоровительного туризма, а также прибрежного отдыха с возможностями купания и рыбной ловли.

Стратегической задачей  по развитию образования в рамках национальной образовательной стратегии являются инициативы «Наша новая школа»:

1) обеспечение доступности  дошкольного образования для  детей в возрасте от трех до семи лет;

2) обновление содержания  образования, поэтапное введение  федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного, среднего (полного) общего образования;

3) поиск, поддержка  и сопровождение талантливых  детей;

4) развитие дистанционного  образования для отдаленных населенных  пунктов и детей-инвалидов;

5) укрепление и поддержка  здоровья школьников;

6) создание современной школьной инфраструктуры и зданий школ (умной школы); и т.д.

Влияние внешних факторов проявляется и в распространении  на систему образования области отдельных мероприятий федеральных целевых программ, приоритетного национального проекта «Образование», проекта модернизации региональных систем общего образования, Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года, а также в предоставлении субвенций и субсидий бюджету области на цели развития образования за счет средств федерального бюджета.

Основными внутренними  факторами развития системы образования  области являются:

1) обеспечение образовательного  процесса педагогическими кадрами  соответствующей квалификации;

2) усиление механизмов  зависимости заработной платы работников образования от качества и результативности труда;

3) обеспечение образовательного  процесса современной материально-технической  базой и учебной литературой;

4) внедрение в образовательный  процесс новых образовательных  технологий, в том числе информационно-коммуникативных;

5) укрепление связи  образовательных учреждений с  потенциальными работодателями;

6) переход образовательных  учреждений на электронный документооборот.

Ключевым фактором, существенно  влияющим на социально-экономическое  развитие области будет развитие электронного информационного пространства.

В этом плане, необходимо в краткосрочной перспективе  принять комплекс мер для предотвращения отставания в следующих областях:

Информация о работе Маркетинговая адаптационная стратегия развития региона