Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:14, курсовая работа
Цель данного проекта состоит в том, чтобы, опираясь на теоретические основы маркетинговой программы развития региона − изучить основную концепцию социально-экономического развития Новгородской области, а также сделать выводы по реализации этой стратегии. Для достижения поставленной цели необходимо будет сделать сле-дующее:
- рассмотреть специфику и структуру программ регионального разви-тия
- изучить концепцию социально-экономического развития региона на примере Новгородской области, ее основные показатели, проблемы и пре-имущества.
- сформулировать научно-обоснованные выводы и предложения, на-правленные на решение экономических проблем.
Коэффициент смертности в 2011 году уменьшился до 18,4 умерших в расчете на 1000 населения с максимального значения 23,5 в 2003 году. За последние 13 лет в области зарегистрировано наименьшее число умерших - 11,6 тысячи человек.
Анализ естественного движения населения области показывает, что естественная убыль населения, максимальный уровень которой наблюдался в 2003 году (14,3 на 1000 человек), ежегодно сокращается. В 2011 году за счет продолжающегося роста рождаемости и снижения смертности естественная убыль сократилась к уровню 2003 года в 2,2 раза.
Миграционные процессы с 1999 года существенного влияния на изменение численности населения области не оказывали. В 2011 году миграционный прирост компенсировал естественную убыль населения на 32,5 процента. Это наибольший показатель за последние 13 лет.
Многоотраслевая хозяйственная структура, наличие в области крупных, средних и мелких промышленных и сельскохозяйственных предприятий, привлечение инвестиций обуславливают образование значительного количества и разнообразия отходов производства и потребления.
По данным государственной статистической отчетности ежегодно в области образуется более 1 млн. тонн отходов производства и потребления (в 2011 году - 1,307 млн. тонн), при этом захоранивается на полигонах и санкционированных свалках бытовых отходов и объектах размещения отходов, принадлежащих предприятиям, примерно 300 тыс. тонн отходов, в основном бытовой мусор 4 и 5 классов опасности. Таким образом, в области достигнут один из самых высоких показателей по использованию и переработке отходов в Российской Федерации. Это в первую очередь предприятия по переработке отходов деревообработки, макулатуры, ломов цветных металлов. Переработка бытовых отходов с помощью даже самых современных мировых технологий оказывает на население и окружающую среду значительно большее негативное воздействие. Наиболее безвредным и выгодным способом захоронения отходов для государств, имеющих свободную территорию, является захоронение на специальных полигонах твердых бытовых отходов.
Стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, поддержания и восстановления природы, оптимизация сетей особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ), повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности.
На первый план выдвинуты задачи, которые касаются вопросов нормативного правового обеспечения ведения ООПТ, а также обеспечения квалифицированными кадрами по вопросам охраны живой природы в области.
Объем валового регионального продукта (далее - ВРП) области ежегодно увеличивается. В 2010 году он составил 127,3 млрд. рублей и по сравнению с предыдущим годом увеличился на 2,3 процента.
Основу экономического потенциала области составляют промышленность (доля в структуре ВРП 35 процентов), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (9,3 процента), транспорт и связь (10,7 процента), строительство (8,4 процента), оптовая и розничная торговля (13,8 процента). Их суммарная доля составляет 77,2 процента. На сферу услуг (образование, здравоохранение, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом и др.) приходится 22,8 процента.
Промышленность области представлена в основном обрабатывающими производствами, в состав которых входят следующие виды экономической деятельности:
●производство пищевых продуктов;
●текстильное и швейное производство;
●обработка древесины и производство изделий из дерева;
●целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность;
●химическое производство;
●производство резиновых и пластмассовых изделий;
●производство прочих неметаллических минеральных продуктов;
●металлургическое производство и производство готовых металлических изделий и т.д;
Сельское хозяйство является одним из основных направлений развития экономики области. Внедрение новых технологий, повышение эффективности сельского хозяйства оказывают влияние на развитие производства в смежных секторах экономики.
В области производством сельскохозяйственной продукции по состоянию на 01.01.2012 занимается 160 организаций, 409 крестьянских (фермерских) хозяйств и более 180 тысяч личных подсобных хозяйств.
Валовая продукция сельского хозяйства области в хозяйствах всех категорий в 2011 году составила 18166 млн. рублей, при этом на долю сельскохозяйственных организаций приходится 53,3 процента. Рост производства в 2011 году в хозяйствах всех категорий составил 16,1 процента, в основном за счет увеличения производства мяса (120,6 процента к уровню 2010 года) и картофеля (138,8 процента). Доля производства продукции отраслей животноводства в общем объеме производства продукции сельского хозяйства составила 58,7 процента.
В области действуют 856 строительных организаций. В строительстве области занято 7 процентов от численности занятых в экономике области.
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство», в 2011 году составил 15,8 млрд. рублей (78,5 процента к 2010 году).
В 2011 году введено в действие жилых домов за счет всех источников финансирования 272,5 тыс. кв.м. Ввод жилья относительно 2010 года увеличился на 12,2 процента, по индивидуальным застройщикам - на 7,1 процента. Ввод в действие жилых домов на душу населения достиг 0,43 кв.м (в 2010 году - 0,38 кв.м).
В целях развития малого и среднего бизнеса на территории области реализуется областная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства на 2008-2012 годы». В рамках реализации мероприятий этой программы:
1) создан областной Совет по развитию малого и среднего предпринимательства при Губернаторе области;
2) сформирована необходимая нормативная правовая база;
3) осуществляется финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства: субсидирование части лизинговых платежей по договорам лизинга, субсидирование части расходов экспортно-ориенти-рованных компаний, субсидирование части производственных затрат инновационных компаний, субсидирование выставочной деятельности, субсидирование затрат по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность;
4) на базе Новгородского фонда поддержки малого предпринимательства созданы структурные подразделения: фонд содействия кредитованию, фонд микрофинансирования для предоставления льготных займов субъектам малого предпринимательства, центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства;
5) бюджетам муниципальных
районов области
В Новгородской области в государственной системе здравоохранения осуществляет деятельность 81 медицинская организация. По учреждениям здравоохранения процент обеспеченности по большинству показателей близок к нормативному, однако отмечается, что удовлетворенность населения качеством медицинского обслуживания находится на невысоком уровне по причине низкого развития материально-технической базы и информатизации учреждений здравоохранения, а также дефицита кадров отдельных специальностей.
С целью улучшения
инвестиционного климата в
●совершенствование стимулирования притока частного капитала;
●поиск новых форм совместного (государственного-частного) инвестирования в перспективные проекты;
●привлечение финансовых ресурсов для реализации значимых инвестиционных проектов путем развития деловых контактов с финансово-кредитными институтами;
●укрепление взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления для оказания поддержки инвесторам в ходе реализации инвестиционных намерений, сопровождение и мониторинг значимых для экономики области инвестиционных проектов;
●предоставление инвесторам мер государственной поддержки в соответствии с областным законодательством;
●использование конкурентных преимуществ области, характеризующих ее привлекательность для обеспечения притока внешних ресурсов, в частности благоприятное расположение, созданную дружественную к инвесторам деловую среду и др.;
Цель внешнеэкономической деятельности области должна заключаться во встраивании экономики региона в мировое хозяйство и процессы глобализации, обеспечивающие условия для максимального использования внешнеэкономических факторов в интересах успешного социально-экономического развития региона.
На данный момент основная задача органов государственной власти области состоит в том, чтобы обеспечить открытость экономики субъекта для привлечения внутренних и внешних инвестиций, в том числе от иностранных инвесторов, для обеспечения структурной перестройки экономики.
2.2.Основные
показатели социально-
В промышленном комплексе
области объем отгруженных
Индексы производства промышленной продукции
Индекс производства в обрабатывающих производствах составил 112,3% к соответствующему периоду 2011 года, в добыче полезных ископаемых – 108,2%, в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды – 110,8 %.
Значительное увеличение отмечено в видах экономической деятельности:
●производство транспортных средств и оборудования (134%);
●производство резиновых и пластмассовых изделий (139%);
●добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических (121,7%);
●производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (171,3%);
●производство прочих неметаллических минеральных продуктов (105,4%);
●химическое производство (107,8%).
В хозяйствах всех категорий области производство скота и птицы на убой в живом весе увеличилось на 8,8 % по сравнению с аналогичным периодом 2011 года и составило 83,6 тыс.тонн, молока - снизилось на 1,2 % и составило 66,8 тыс.тонн, яиц - увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 13 % и составило 129,3 млн.штук.
Средний надой молока на одну корову в сельскохозяйственных организациях области увеличился на 8,9 % в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года и составил 2878 килограммов.
Объём работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», составил 8,2 млрд. рублей, индекс физического объема к соответствующему периоду прошлого года составил 111,5%.
Введено в действие жилых домов 83,7 тыс.кв.м, 86,7 % к соответствующему периоду прошлого года.
Оборот розничной торговли составил 48,4 млрд. рублей, что выше уровня аналогичного периода предыдущего года на 8%.
Динамика
товарооборота розничной
Крупные и средние организации обеспечили 56,1% оборота розничной торговли, малые организации – 19,2%, розничные рынки и ярмарки – 11,3%, индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю вне рынка – 13,4%.
В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий в январе – августе 2012 года составил 49,2%, непродовольственных товаров – 50,8%.
В августе 2012 года в сравнении с декабрем 2011 года продовольственные товары подорожали на 4,9%, и непродовольственные - на 4%, услуги – на 7,1 %.
За восемь месяцев 2012 года овощи стали дороже на 57,7%, сахар - на 20,5%, мясо птицы - на 14,2%, соль, соус, специи, концентраты, напитки безалкогольные, фрукты и цитрусовые, мороженое, мясопродукты, общественное питание, консервы фруктово-ягодные, сельди, алкогольные напитки, мука пшеничная - на 4,5 - 8,7%, консервы овощные, рыбопродукты, кондитерские изделия, хлеб и хлебобулочные изделия, чай, кофе, колбасные изделия, консервы мясные, рыбные - на 1,4 - 3,7%.
Одновременно цены на яйца и крупу и бобовые снизились на 15,4% и 10,7%, сыр - на 3,5%, масло и жиры - на 2,2%.
С января по август т, г, ювелирные
изделия подорожали на 17,2%, стеклянная посуда, табачные изделия, спички
- на 11,8 - 15,3%, чулочно-носочные изделия,
бельевой трикотаж, игрушки, мебель, бумажно-беловые
товары, меха и меховые изделия, легковые
автомобили, галантерея, обувь домашняя,
строительные материалы, медикаменты,
металлическая посуда и металлические
предметы домашнего обихода, фарфоро-фаянсовая
посуда, полотенца - на 3,2 - 6,8%, средства
связи, трикотажные изделия, обувь детская,
часы, обувь кожаная, текстильная и комбинированная,
парфюмерно-косметические товары, нефтепродукты,
одежда детская, женская, мужская, школьно-письменные
принадлежности и канцелярские товары
- на 1,1 - 2,8%. Вместе с тем товары садоводства
и прочие культтовары стали дешевле на
2,6% и 3,8%, ткани, обувь резиновая, товары
для животных
- на 0,6 - 0,7%.
Информация о работе Маркетинговая адаптационная стратегия развития региона