Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 19:02, курсовая работа
Цель данной работы состоит в оценке состояния маркетинговой деятельности предприятия и разработке рекомендаций по ее эффективности.
Поставленная цель определяет главные задачи, которые подлежат решению в данной работе:
• раскрытие теоретических основ маркетинговой деятельности предприятий;
• анализ маркетинговой среды предприятия;
• анализ состояния маркетинговой деятельности;
• разработка мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………3
1. ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Сущность, значение и содержание маркетинговой
деятельности предприятия ………………………………………..…5
1.2. Направления и особенности использования маркетинга
в деятельности российских предприятий ……………………….....13
1.3. Хлебопекарная промышленность ……………………………….….20
2 . ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в ООО «СИТНО» 2.1 Среда маркетинга предприятия .…....………….…………………..….22
2.2. Анализ маркетинговой деятельности предприятия...........................26
2.3. Маркетинговое исследование выпускаемой продукции ……….…31
3. ГЛАВА III. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1. Пути повышения эффективности маркетинговой
деятельности предприятия ………………………………………....42
3.2. Стратегия маркетинговой деятельности на предприятии ………...45
Заключение ……………………………………………………………….....49
Список использованной литературы ………………………………….…..51
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Данная таблица
является основой для расчета
ряда аналитических показателей
– коэффициентов ликвидности
и платежеспособности. Основными
коэффициентами ликвидности являются:
коэффициент текущей
КЭР2005 = Д / ЗПР = 0 / 0 = - (2.1)
Коэффициенты КЭР2006 > 1, это означает то, что предприятие работает с прибылью, и имеются возможности для расширения производственной и коммерческой деятельности.
Соотношение численности аппарата управления ЧВУ к численности промышленного, производственного, коммерческого персонала ИППК показывает коэффициент КЭ:
Показатель данного
2.2. Анализ маркетинговой деятельности ООО «Ситно»
Чтобы оценить конкурентоспособность фирмы целесообразно провести сравнительный анализ по основным образующим факторам относительно ведущих конкурентов. Подобная процедура является важным элементом конкурирующего маркетинга.
.Анализируя каналы распределения продукции ООО «Ситно» можно сказать, что канал сбыта идет не только от изготовителя к потребителю, но и охватывает также взаимодействие производителя с поставщиками сырья, материалов, комплектующих. Это характерно для неразвитых рынков, где слабы товарно-денежные отношения и распространен бартер: в этом случае поставщик материалов одновременно является и покупателем конечной продукции. Рассмотрим каналы распределения потребительских товаров (рис. 3).
Рис. 3. Каналы распределения продукции фирмы ООО «Ситно».
Здесь выделяются четыре канала:
1. Канал нулевого уровня. Достоинством этого канала распределения является то, что на продаваемый товар не накладываются торговые наценки, транспортные затраты на доставку продукции минимальна.
Основная часть всей продукции ООО «Ситно» осуществляется через продуктовые магазины.
40% – люди со средним достатком, рабочие и служащие, с доходом до 1000 рублей в месяц на члена семьи;
Рыночная характеристика сегментов рынка представлена в таблице 3.
Реклама для продукции ООО «Ситно» является основным инструментом продвижения их на рынке. Реклама – неперсонированное сообщение, направленное на целевую аудиторию при помощи различных средств массовой информации для представления и продвижения продукции. Выбор средства массовой информации делается так, чтобы оно было наиболее пригодным для достижения цели рекламы, но по минимальной цене. Анализируя затраты на проведение рекламы в 2010 и 2011 г.г. и количеством реализуемой продукции в рублях (табл. 4.) можно сделать вывод, что с увеличением затрат на рекламу увеличилось и количество реализованной продукции.
Таблица 4.
Соотношение между затратами на рекламу и реализуемой продукции
Наименование |
2010 |
2011 |
Реализовано продукции на тыс.руб. |
1284 |
1953 |
Затраты на рекламу |
4,6 |
10 |
Основные цели рекламы – создать осведомленность, предоставить информацию, убедить, напомнить, склонить к решению по покупке. Реклама продукции ООО «Ситно» предназначена информировать, но в тоже время увеличивать целевую аудиторию. Это связано с тем, что в жизненном цикле товара продукция ООО «Ситно» находится на стадии насыщенности, из этого следует, что основные функции, которые выполняет реклама таковы:
В настоящее время без системы маркетинговой службы, обеспечивающей проведение маркетинговых исследований по изучению перспектив спроса, требований потребителей к свойствам и качеству товара, производителю трудно выжить в конкурентной борьбе. Поэтому немаловажную роль в деятельности предприятия играет отдел маркетинга.
Основная цель управления
маркетинговой деятельности – обеспечение
ее максимальной эффективности, а через
нее и эффективности
– разработка краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной стратегии маркетинга;
– исследование факторов, определяющих структуру и динамику потребительского спроса на продукцию предприятия;
– исследование потребительских
свойств производимой продукции
и предъявляемых к ней
– ориентация разработчиков и производства на выполнение требований потребителей к выпускаемой продукции;
– исследование потребительских
свойств производимой продукции
и сбор информации об удовлетворении
ими покупателей. Анализ соответствия
выпускаемой продукции
– подготовка предложений
по привлечению сторонних
– выявление системы взаимосвязи между различными факторами, влияющими на состояние рынка и объем продаж;
– сбор, систематизация и анализ всей коммерческо-экономической информации о потенциальных рынках сбыта продукции предприятия;
– разработка стратегии рекламы по каждому товару и плана проведения рекламной кампании;
– организация рекламы при помощи СМИ;
– обеспечение наружной рекламы;
– организация участия предприятия в выставках;
– разработка предложений по формированию фирменного стиля.
2.3. Маркетинговое исследование выпускаемой продукции
Крупные компании, небольшие фирмы, некоммерческие организации типа университетов, политические деятели стараются выяснить, каков их образ в глазах клиентов, для чего заказывают проведение исследований. Руководители, прибегающие к маркетинговым исследованиям, должны хорошо знать их специфику, чтобы получать нужную информацию по приемлемой цене. Иначе они могут допустить сбор ненужной информации или неправильно истолковать полученные результаты. Целесообразно привлекать высококвалифицированных исследователей, так как нужна информация, которая позволит принять эффективные решения. Обычно исследования включают пять основных этапов: выявление проблем и формирование целей исследования, отбор источников информации, сбор информации, анализ собранной информации и, наконец, представление полученных результатов.
На первом этапе директор и исследователь должны четко определить проблему и согласовать цели исследования. Если руководитель просто скажет исследователю: «Пойдите и соберите данные о рынке хлеба», – впоследствии он, вероятно, будет разочарован результатом работы. Ведь рынок можно исследовать по сотням разных параметров. Если от исследований ждут пользы, они должны иметь непосредственное отношение к проблеме, стоящей перед фирмой и требующей решения. Сбор информации обходится слишком дорого, и расплывчатое или неправильное определение проблемы ведет к непроизводительным затратам. Хорошо определенная проблема – это уже полпути к ее решению.
Цели исследований могут быть поисковыми, т.е. предусматривают сбор каких-то предварительных данных, проливающих свет на проблему, а возможно, и помогающих выработать гипотезу.
На втором этапе необходимо определить вид интересующей заказчика информации и пути ее наиболее эффективного сбора. Исследователь может собирать вторичные или первичные данные либо те и другие одновременно.
Условно выделяют три способа сбора данных, а именно: наблюдение, эксперимент, опрос.
Наблюдение – пассивный эксперимент – один из возможных способов сбора первичных данных, когда исследователь наблюдает за людьми и обстановкой, не вмешиваясь в события. Исследователи торговой фирмы могут обосноваться в торговых залах, делать замеры, слушать, что говорят люди о разных товарах, и подмечать, как продавцы справляются с оформлением и выдачей покупок. Они могут совершать покупки в своих магазинах и магазинах конкурентов, для того, чтобы узнать о качестве обслуживания. Такие наблюдения, возможно, натолкнут на полезные идеи, которые фирма могла бы оценить. Эксперимент предусматривает плановое воздействие на события. Это активный метод. Экспериментальные исследования требуют отбора сопоставимых между собой групп субъектов, создания для этих групп разной обстановки, контроля переменных составляющих и установления степени значимости наблюдаемых различий. Цель подобного исследования – вскрыть причинно-следственные отношения путем отсева тех объяснений результатов наблюдения, которые противоречат фактам.
Опрос наиболее удобен для поисковых и описательных исследований. Фирмы проводят опросы, чтобы получить информацию о знаниях и предпочтениях людей, о степени их удовлетворенности, а также оценить свое положение в глазах аудитории.
Допустим, исследователи хотят получить ответ на такой вопрос: как повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции ООО «Ситно»?
Наверное, для
ответа на данный вопрос необходимо изучить
ассортимент выпускаемой
Основным конкурентом ООО «Ситно» в производстве хлебобулочных изделий является ИП Белов В.П.
Начнем исследование с изучения ассортимента товаров.
Ассортимент товаров – совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку.
При изучении ассортимента проводят расчет ряда коэффициентов и на основании полученных данных делают выводы.
1) Коэффициент полноты отношение числа разновидностей товара, находящегося в продаже, к числу товаров, предусмотренных договорным обязательством (ассортиментным перечнем). Коэффициент полноты вычисляют по формуле:
где – фактическое количество разновидностей товаров в момент проверки; – количество разновидностей товаров, предусмотренных обязательным ассортиментным перечнем.
2) Коэффициент устойчивости отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей, к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же групп.
Коэффициент устойчивости вычисляют по формуле:
где – фактическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок; – количество разновидностей товаров, предусмотренных обязательным ассортиментным перечнем; – число проверок.
3) Новизна ассортимента – замена находящихся в продаже товаров изделиями с более высокими потребительскими свойствами. Коэффициент новизны определяют по формуле:
где Н – количество новых разновидностей товаров в продаже; – фактическое количество разновидностей товаров имеющегося в продаже.
Расчет производили по наличию ассортимента ржано-пшеничного хлеба в магазине «Хлеб».
Ассортиментный перечень составляет 4 наименования. Было проведено 3 проверки: 01.03.05, 01.04.05, 01.05.05.
1) Расчет полноты ассортимента:
Кп1 = 3/4 =0,83; Кп2 = 2/4 = 0,5; КпЗ = 2/4 = 0,5
Результаты расчетов полноты занесены в таблицу 5
Результаты расчетов полноты ассортимента
Торговое предприятие |
Наименование Товара |
Полнота ассортимента | ||
Кп 1 01.03.10 |
Кп 2 01.04.10 |
Кп З 01.05.10 | ||
Магазин «Хлеб» |
Ржано-пшеничный Хлеб |
0,83 |
0,5 |
0,5 |