Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 13:51, курсовая работа
За последние несколько лет российская экономика изменилась в корне. Разрушена командно-административная система, строится новая экономическая система. Ее можно определить как многоукладную экономику с преимущественно рыночным типом производственных отношений.
Далеко не все руководители имеют четкое представление о рынке и о тех трудностях, с которыми они могут столкнуться. В условиях централизованного планирования, осуществляя плановые поставки выпускаемой продукции, руководители не задумывались о сбыте. Главной задачей руководителей предприятий являлось неукоснительное выполнение планов, в разработке которых они практически не принимали участия.
- привлечение специалистов в области маркетинга на постоянную работу;
- повышение заработной платы работникам маркетингового отдела с целью стимулирования их деятельности;
- премирование работников маркетингового отдела за своевременное и правильное выполнение своей работы;
- совершенствование структуры маркетингового отдела;
- проводить постоянный контроль за деятельностью маркетингового отдела;
- своевременное составление плана маркетинга;
- обеспечивать всей необходимой информацией работников маркетингового отдела и т. д..
Управление экономикой и финансами предприятия невозможно без хорошо работающих маркетинговых служб. Необходимо всегда контролировать рынок на котором действует предприятие. Надо всегда знать какие соотношения цены, качества, сервиса и объема продаж существуют на рынке, каковы его тенденции и объемы, что предпринимают конкуренты, в чем они сильнее или слабее.
Предприятие должно постоянно что-то совершенствовать в системе маркетинга, для того чтобы достичь поставленных целей. Руководство или специалисты по маркетингу должны постоянно разрабатывать мероприятия с целью улучшения системы сбыта продукции или услуг. Это такие мероприятия как:
- анализ рынка, на который планирует выйти предприятие;
- более тщательное изучение потребностей потребителей;
- расширение круга предлагаемых услуг и продукции;
- постоянное обновление ассортимента;
- сделать большой упор на рекламу продукции;
- мероприятия по улучшению системы распределения и сбыта продукции.
При совершенствовании маркетинговой системы необходимо пересмотреть цели маркетинга для того чтобы понять что именно необходимо изменить что получить положительный результат.
Для реализации целей маркетинга формируется маркетинговая стратегия, которая самым тесным образом связана с общей стратегией. Стратегия маркетинга – принципиальные, средние или долгосрочные решения, дающие ориентиры и направляющие отдельные мероприятия маркетинга на достижения поставленных целей. Стратегия разрабатывается на основе поставленных целей, прогноза долгосрочных перспектив развития рынка (рынков), анализ потребностей покупателей, оценки ресурсов и возможностей предприятия.
Разработка стратегии маркетинга – программно-целевой подход к деятельности предприятия. Глобальными базовыми направлениями маркетинговой стратегии являются: Стратегия сегментации – углубление степени насыщения предлагаемыми товарами и услугами всех групп потребителей, выбор максимальной глубины рыночного спроса;
Стратегия диверсификации – освоение производства новых товаров, новых рынков, включая не просто диверсификацию товаров, но и распространение предпринимательской деятельности на совершенно новые и не связанные с основными видами деятельности фирмы области;
Стратегия интернационализации – освоение новых, зарубежных рынков.
В рамках общей стратегии разрабатываются более конкретные частные стратегии, которые могут быть различными. Для их описания используются следующие стратегические определяющие:
- пространственное выделение рынка (локальный, региональный, национальный),
- знакомство с рынком (старый рынок, родственный рынок, новый рынок),
- степень обработки рынка (дифференцированный, недифференцированный),
- отношение к конкурентам (пассивное, нейтральное, агрессивное),
- отношение к темпам роста (быстрый рост, умеренные темпы, сокращение производства).
Таким образом, при правильной постановки маркетинговой цели, выборе оптимальной стратегии и проведении конкретных корректирующих мероприятий в системе маркетинга предприятие сможет получить положительный результат. Самое главное чтобы руководство предприятие смогло правильно организовать все мероприятия по совершенствованию и проводило контроль за их выполнением.
Так как маркетинг является одной из важных функций на предприятии, следует помнить что управление экономикой и финансами предприятия невозможно без хорошо разработанной системы маркетинга. Если предприятие будет мало уделять внимания этому факту, то перспектив на процветающее развитие у нее останется очень мало.
Глава 2. Анализ маркетинговой деятельности ОАО «АвтоВАЗ».
2.1. Общие сведения о компании.
5 апреля 1966 года
Председатель Совета Министров
СССР Косыгин Алексей
ОАО «АвтоВАЗ» - крупнейший производитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе. Его доля в валовом внутреннем продукте нашей страны составляет около 1%.
За период 1970 – 2009 годов предприятием выпущено более 21 млн. автомобилей. Существующий производственный потенциал автомобильного комплекса позволяет выпускать свыше 700 000 автомобилей в год.
ОАО «АвтоВАЗ»
является градообразующим предприятием
для почти миллионного
Сборка малолитражных автомобилей по лицензии ОАО «АвтоВАЗ» организована в городах Сызрань, Ижевск (Россия), Луцк, Херсон, Запорожье, Кременчуг (Украина), Кито (Эквадор), Каир (Египет), Монтевидео (Уругвай). В Серпухове и Набережных Челнах собирают «Оку» ВАЗ-1111.
Миссия ОАО «АвтоВАЗ–удовлетворение широкого круга потребителей практичными легковыми автомобилями.
Стратегическая цель – сохранить бесспорное долгосрочное лидерство на российском автомобильном рынке, предлагая качественные автомобили по доступным ценам, а затем активно войти в мировую автомобильную элиту.
Корпоративный лозунг - Работать на благо россиян и во славу России!
2.2. Оценка конкурентоспособности предприятия.
Автомобильный рынок России является открытым и на нем реально присутствуют все крупнейшие мировые производители. Продукция предприятий автомобильной промышленности России сталкивается на всех сегментах внутреннего рынка с четырьмя группами конкурентов.
Таблица 2. Автомобильный рынок России на конец 2011 года.
Кол-во, шт. |
Доля рынка, % | |
Подержанные иномарки (более 3 лет) |
288 316 |
19,61% |
Новые иномарки (до 3 лет) |
226 534 |
15,41% |
Новые отечественные автомобили |
898 000 |
61,09% |
Иномарки, собираемые в России |
57 150 |
3,89% |
Итого |
1 470 000 |
100,00% |
1. Новые отечественные автомобили (с ними практически нет конкуренции). Автомобильный рынок России по своим объемам значительно превышает производственные возможности действующих отечественных предприятий, что практически исключает для последних конкуренцию между собой.
2. Новые импортные автомобили (c ними слабая конкуренция). Новые импортные автомобили достаточно дороги. Самые дешевые из них в 1,3-1,5 раза дороже российских аналогов. Так, основное количество автомобилей иностранного производства - конкурентов продукции ОАО «АвтоВАЗ» сосредоточено в ценовом диапазоне от 11 до 15 тыс. долл. США. В частности, «оппонентами» ВАЗа выступают автомобили таких марок, как: «Hyundai»; «Kia»; «Рено»; «Peugeot»; «ФИАТ»; «Шкода»; «Volkswagen»; «Ford».
3. Подержанные импортные автомобили (c ними сильная конкуренция). Основным конкурентом для продукции отечественных предприятий является импортируемая подержанная автомобильная техника. Основная масса присутствующих на российском рынке подержанных импортируемых автомобилей со сроком службы 5-6 лет располагается в ценовом диапазоне в зависимости от класса от 3 до 8 тыс. долл. США, перекрывая всю шкалу цен новых отечественных автомобилей. Подержанные импортные легковые автомобили со сроком службы порядка 5-6 лет по потребительским качествам выигрывают у отечественных машин, а по затратам на ремонт и обслуживание проигрывают им.
4. Автомобили
автосборочных предприятий,
2.2.1. Тенденции рынка.
В новом 2012 году наблюдается следующие тенденция изменения рынка:
1) За первый
квартал текущего года впервые
в истории России ввезено
2008 год |
1 квартал 2009 года | |
До 3 лет |
44 % |
53,8 % |
Более 3 лет |
56 % |
46,2 % |
Причем по данным Государственного таможенного комитета России, с января по март 2004 года импорт иномарок увеличился на 17% по сравнению с тем же периодом прошлого года. «Рост связан с двумя факторами, – считает начальник аналитического управления инвестиционной компании «ОЛМА» Владимир Детинич. – Первый – увеличение количества денег в стране, что, в свою очередь, привело к увеличению платежеспособного спроса на автомобили.
Поскольку спрос не может быть удовлетворен внутренними производителями, растет интерес к иномаркам. Второй фактор – относительное укрепление рубля, которое привело к тому, что импортные автомобили стали дешевле».
По данным «АвтоВАЗа»,
до 2008 года большинство потенциальных
покупателей могли реально
1 квартал 2010 года |
1 квартал 2011 года |
Изменение | |
Ввезено, шт. |
80 000 |
93 800 |
+17,25% |
2) Сегодня наблюдается
начало массированной