Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 13:51, курсовая работа
За последние несколько лет российская экономика изменилась в корне. Разрушена командно-административная система, строится новая экономическая система. Ее можно определить как многоукладную экономику с преимущественно рыночным типом производственных отношений.
Далеко не все руководители имеют четкое представление о рынке и о тех трудностях, с которыми они могут столкнуться. В условиях централизованного планирования, осуществляя плановые поставки выпускаемой продукции, руководители не задумывались о сбыте. Главной задачей руководителей предприятий являлось неукоснительное выполнение планов, в разработке которых они практически не принимали участия.
В связи с все более возрастающей значимостью этого сектора автомобильного производства, следует подробнее рассмотреть его структуру:
Структура производства иномарок в России в 2011 году.
№ |
Название предприятия |
Месторасположение производства |
Что производит |
Количество |
В % к объему |
1 |
GM-АвтоВАЗ |
г. Тольятти |
Шевроле-Нива |
25 235 |
44% |
2 |
Ford Motor Corp. |
г. Всеволожск |
Ford Focus |
16 261 |
28,5% |
3 |
Автотор |
г. Калининград |
2 модели BMW |
8 415 |
14,7% |
4 |
ТагАЗ |
г. Таганрог |
Hyundai Accent |
5 896 |
10,3% |
5 |
Автофрамос |
г. Москва |
Renault Clio Symbol |
1 343 |
2,3% |
Итого |
57 150 |
100% |
При этом при продвижении своих автомобилей иностранцы будут вовсю практиковать испытанные ими инструменты – кредиты, скидки, увеличенные сроки гарантии, льготы на страхование, сервисное обслуживание, выгодные программы смены старого автомобиля на новый – и делать ставку на развитие дилерских центров в регионах. Российские автозаводы ничего такого себе позволить не могут. Это еще раз подтверждает реальность угрозы перехода части рынка к иностранным авто-производителям на территории России.
2.2.2. SWOT-анализ.
Таблица . SWOT-анализ для (декабрь 2011 г.)
Сильные стороны (конкурентные преимущества компании, то, в чем она преуспела или чем обладает) |
Слабые стороны (отсутствие чего-то важного для функционирования компании) |
■ Наличие мощной производственной базы в России; ■ Наличие разветвленной дилерской сбытовой и сервисной сети на территории России; ■ Поддержка на уровне правительства страны (ограничение импорта подержанных импортных машин, беспроцентные кредиты и т.д.); ■ Устойчивый спрос на две новые модели («Лада Приора» и «Калина»), которые в 2008 г. принесли 20% продаж (прирост продаж в 2008 г. относительно 2007 г. составил 70% для «Лада Приора» и 24% для «Лада Калина»). |
■ Значительная
задолженность перед ■ Сокращение продаж устаревших моделей, составляющих 80% от всего объема сбыта, на 10% в 2008 г. по сравнению с 2007 г. ■ Замораживание средств как производителя, так и дилера из-за значительного объема складских запасов готовой продукции; ■ Падение рентабельности продаж и ухудшение имиджа торговой марки из-за скидок на новые автомобили для стимулирования сбыта |
Возможности развития (шансы, которые предоставляют компании уровень ее развития и внешняя среда) |
Угрозы (потенциальная опасность для компании со стороны внешней среды) |
■ Снижение задолженности перед поставщиками и кредиторами благодаря беспроцентным кредитам, полученным через «Ростехнологии» от государства; ■ Сбыт автомобилей по программе зачета стоимости подержанного автомобиля (50 тыс. руб.) в цене новой машины АвтоВАЗа; ■ Необходимость наладить сбыт продукции на новых рынках (по возможности на Дальнем Востоке) из-за введения запретительных пошлин в России в 2009 г. ив Белоруссии и Казахстане в 2010 г.; ■ Ожидаемое в 2010 г. снижение процентных ставок по автокредитам и рост доли автомобилей, продаваемых в кредит, почти в два раза |
■ Снижение спроса на новые автомобили, приводящее к убыткам и заставляющее компанию сокращать квалифицированный персонал; ■ Снижение покупательной
способности населения и ■ Банкротство
отягощенных кредитами ■ Значительные товарные запасы готовой продукции на складах ведущих конкурентов, что приводит к ценовому соперничеству; |
На данный момент Компания АвтоВАЗ использует следующие возможности для роста:
2.3. Исследование
маркетинговой деятельности
2.3.1. Потребители.
АвтоВАЗ выяснил, что его покупатель имеет ежемесячный доход до $400. Если человек в расчете на члена семьи зарабатывает больше, то он уже смотрит на «какие-то другие, более дорогие автомобили».
Сегодняшний потребитель продукции тольяттинского автозавода выглядит примерно так: семейный человек, средний состав его семьи – три человека, уровень дохода на одного члена семьи примерно у половины превышает $150, у трети потребителей доходы близки к $250-300 на человека. У части потребителей они составляют более $300 на человека.
Основная потребность, удовлетворяемая компанией АвтоВАЗ - потребность в свободе передвижения; ее специфика заключается в том, что кому-то автомобиль нужен для: работы, семьи, поездки по бездорожью или выезда за город, на природу.
2.3.2. Сегментация рынка.
Осуществляя сегментацию,
предприятие делит рынок на отдельные
сегменты, которые вероятнее всего
будут характеризоваться
Таблица Сегментация потребителей по географическим признакам.
Признаки сегментации |
Возможные сегменты |
Деление по климату |
Центральная часть Сибирь Дальний Восток Север Юг |
Место жительства и плотность населения |
Город Пригород Сельская местность |
Численность населения для городов |
До 5 тыс.; 5-20 тыс.; 20-50 тыс.; 50-100 тыс.; 100-500 тыс.; 500тыс.- 1 млн.; более 1 млн. |
Таблица Сегментация потребителей по демографическим признакам.
Признаки сегментации |
Возможные сегменты |
Возраст |
22-29; 30-39; 40-59, 60 и старше |
Пол |
Мужской Женский |
Размер семьи (человек) |
1-2; 3-4; 5 и более |
Уровень доходов (в месяц на человека) |
До $150 150-300 300-450 Более 450 |
Таблица Сегментация потребителей по поведению потребителей на рынке
Признаки сегментации |
Возможные сегменты |
Мотивы покупок |
Экономия Статус Надежность Престиж |
Поиск выгод |
Поиск на рынке: товаров высокого качества хорошего обслуживания более низкой, чем обычно, цены |
Чувствительность к цене |
Безразличен Предпочитает низкие цены Предпочитает высокие цены (как показатель качества) Избегает очень высоких цен |
Чувствительность к рекламе |
Безразличен Чувствителен к небольшой рекламе Чувствителен к сильной рекламе |
Степень нуждаемости в товаре |
Нужен постоянно Нужен время от времени Никогда не требуется |
2.3.3. Ценовая политика компании.
В системе образования цен на продукцию Волжского автозавода заложены следующие принципы:
В конце каждого
года на АвтоВАЗе составляется и утверждается
маркетинг-план на следующий год. Основой
для составления этого
Дельта между отпускной ценой, розничной ценой и прогнозируемой должна выполнять ряд задач:
При разработке политики ценообразования, АвтоВАЗ считает важным также учитывать, что цены на автомобили должны расти медленнее инфляции.
2.3.4. Сервисно-сбытовая сеть.
На конец 2011 года в компании осуществлен переход к двухуровневой системе сбыта товарной продукции.
Рисунок 1. Трехуровневая система сбыта.
Рисунок 2. Новая двухуровневая система сбыта.
В течение 2011 года АвтоВАЗом утверждены требования к предприятиям сервисно - сбытовой сети (дилерам) по наличию:
Кроме того, разработаны
рекомендации по структуре персонала,
месторасположению дилерской
Одной из главных задач АвтоВАЗа является развитие сервисно-сбытовой сети и увеличение продаж на рынке Дальнего Востока. На сегодняшний день здесь действует уже пять управлений региональных поставок автомобилей.
2.3.5. Оценка рекламной компании АвтоВАЗа
Непосредственно рекламой занимаются дилеры АвтоВАЗа наиболее крупные из них Инком-Лада, Авто-реал, Восток лада, Гермес лада, Лада-Фаворит. Данные дилеры проводят различные рекламные акции на ТВ, в СМИ, реализуют программы стимулирования сбыта путем введения различных скидок, бонусов, продажи в кредит и в обмен на старые автомобили (trade-in). Частью рекламной кампании АвтоВАЗа является участие в различного рода выставках автомобилей и автошоу, подготовка и участие фирменной команды в шосейно-кольцевых гонках (Формула 2000).
Рекламная политика компании направлена на среднестатистического гражданина Российской Федерации в возрасте от 22 до 39 лет, имеющего семью от 3 до 4 человек со средним доходом 300-400 долларов США на человека.
Однако по активности рекламы и продвижения компания пока проигрывает своим конкурентам. Особенно сильная реклама потребуется АвтоВАЗу при выведении на рынок новых моделей, таких, как «Лада Калина».