Маркетинговая деятельность на предприятии и пути ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 15:37, дипломная работа

Краткое описание

Главной целью настоящей дипломной работы выступает разработка рекомендаций по организации и улучшению службы маркетинга на конкретном предприятии с предварительным обоснованием необходимости и важности такого шага.
Для достижения поставленной цели нам необходимо последовательно и качественно решить следующие задачи:
 Рассмотреть маркетинг как концепцию рыночного управления;
 Обозначить тенденции развития маркетинга на современном рынке нашей страны;
 Раскрыть возможность реализации концепции маркетинга на предприятии;
 Изучить организационно-управленческую характеристику конкретного предприятия

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая печать.doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

Анализ деятельности предприятия непосредственно по его балансу – дело достаточно трудоемкое, т.к. существует слишком большое количество расчетных показателей, среди которых зачастую сложно выделить главные.

И все же в данной дипломной  работе анализ основных экономических показателей деятельности ЧТПУП «МиксТелСервис» проведен нами на основании статей бухгалтерского баланса.

Суммы, отраженные в статьях  баланса анализируемого предприятия, конечно же, впечатляют. Стоит только рассмотреть такой показатель, как  прибыль. На протяжении анализируемых лет она представлена довольно весомой суммой.

Несомненно, что в современных  условиях рыночной экономики прибыль  составляет основу экономического развития предприятия. Она создает финансовую базу для самофинансирования, расширения и модернизации производства, решения проблем, социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. За счет прибыли частично осуществляется выполнение обязательств перед бюджетом и банком, другими предприятиями. Показатели прибыльности характеризуют степень деловой активности и финансового благополучия.

Более, чем какой либо другой показатель, прибыль отражает результаты всех сторон деятельности предприятия. На ее величину влияет объем  продукции, ее ассортимент, качество, уровень  себестоимости, штрафы, неустойки и другие факторы.

Прибыль влияет на такой  обобщающий показатель, как рентабельность, состояние собственных оборотных  средств, платежеспособность и размеры  поощрительных фондов.

Выявление резервов роста  прибыли и рентабельности может  быть установлено через систему взаимосвязанных направлений экономического анализа.

Задача экономического анализа состоит в том, чтобы

    • Дать оценку общей величины прибыли и ее состава;
    • Проверить обоснованность плана;
    • Проверить его выполнение по величине прибыли к уровню рентабельности;
    • Раскрыть влияние ряда факторов на отклонение фактической величины прибыли от плановой;
    • Выявить резервы роста прибыли и рентабельности.

Основным источником данных для анализа является приведенная  в приложениях таблица «Отчета  о прибылях и убытках» ЧТПУП «МиксТелСервис» за 2008 год.

При проведении анализа  использовались также плановые калькуляции  себестоимости и финансовые результаты деятельности предприятия.

Для оценки платежеспособности и ликвидности ЧТПУП «МиксТелСервис» применим методы расчета следующих показателей:

  • Финансовая независимость или надежность;
  • Финансовая устойчивость;
  • Ликвидность общая;
  • Ликвидность текущая;
  • Ликвидность абсолютная;
  • Обеспеченность недвижимости;
  • Удельный вес дебиторской задолженности в оборотном капитале.

Под финансовой независимостью понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Анализ финансовой независимости является ключевым звеном в системе анализа производственно-хозяйственной деятельности, ведь именно его результаты показывают конечный итог функционирования фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ЧТПУП «МиксТелСервис»

 

 

    3.1. Обоснование структуры маркетинговой службы предприятия и ее возможная альтернатива

 

Мировой опыт показывает, что перестройка организационных структур управления с ориентацией всей производственно-сбытовой деятельности на маркетинг – это сложный процесс, который требует тщательной подготовки и участия всего персонала предприятия.

Такое развитое предприятие, как ЧТПУП «МикстелСервис» должно пережить процесс переориентации на концепцию маркетинга, весьма безболезненно. Ведь даже при отсутствии службы маркетинга, проявление самого маркетинга как такового на предприятии, конечно же, есть. Только это проявление частично, рассредоточено и не скоординировано.

Служба маркетинга призвана согласовать, увязать отдельные  разбросанные частички маркетинга предприятия, отредактировать их, внося свежие идеи и предложения, и выстроить  сильную и результативную концепцию  маркетинга.

Служба маркетинга, независимо от своей структуры, должна основываться на следующих принципах построения:

    • Соответствия структуры деятельности и возможностям предприятия;
    • Гибкости – возможности быстрой перестройки или корректировки  в связи с изменениями условий на рынке;
    • Надежности – структура управления должна обеспечивать бесперебойность и достоверность передачи информации;
    • Экономичности – обеспечение наилучшего эффекта при наименьших затратах;
    • Оптимальности – количество звеньев структуры должно обеспечивать эффективность работы службы. Но здесь не стоит забывать о принципе гибкости: чем проще маркетинговая структура, тем мобильнее служба маркетинга.

Вид структуры маркетинга на предприятии зависит от следующих  факторов:

    • Масштаб деятельности на рынке, который измеряется показателями контролируемой предприятием доли рынка, объемом продаж;
    • Финансовые возможности предприятия;
    • Специфика маркетинговой деятельности: стратегии на рынке, долгосрочные и краткосрочные цели маркетинга. [11, с. 207]

Относительно рассматриваемого предприятия, опираясь на стратегию его деятельности на рынке, широкий ассортимент товаров и услуг, которому просто необходимо грамотное продвижение, предлагается следующая схема, соответствующая функционалу маркетинга ЧТПУП «МикстелСервис»:

 

 

    Рисунок  1.2. Организационная структура службы маркетинга и ее состав

                 Примечание. Источник: собственная разработка

 

          Специалисты должны находиться в непосредственном подчинении руководителя службы маркетинга. Он должен поддерживать и развивать непрерывную связь в области обмена маркетинговой информацией как с сотрудниками маркетингового отдела, так и с иными специалистами других отделов.

Маркетинговая информация направлена на изучение состояния рынка  услуг и производства товаров  с целью выявления потребностей рынка и удовлетворения запросов потребителей, что повлечет за собой получение максимальной прибыли.

Для успешного функционирования необходимо накапливать, анализировать  и использовать маркетинговую информацию для принятия правильных решений. Ведь основной целью использования маркетинговой информации является снижение неопределенности в процессе принятия управленческих решений.

Все специалисты службы маркетинга должны тесно и активно  сотрудничать между собой, а вся  служба маркетинга должна быть открытой для сотрудничества со всеми составными частями предприятия.

Специалисты в области  маркетинга занимают в компании особое положение, поскольку призваны обеспечивать связь с внешней средой, рынком. [25, с. 250]

К каждому специалисту  предъявляются определенные требования в зависимости от функций, выполняемых данным специалистом на предприятии. Но рассмотрим их несколько позже.

Сейчас же обозначим  общие профессиональные требования к специалистам в области маркетинга. Это:

    • Наличие определенных знаний;
    • Владение необходимыми навыками;
    • Компетентность.

Среди приведенных требований выделяют три уровня:

    • Необходимые знания, навыки и уровень компетенции для выполнения своих функциональных задач;
    • Желательные знания, навыки и уровень компетенции для аналитической работы и принятия необходимых и своевременных решений по реализации маркетинговых усилий предприятия;
    • Возможные знания, навыки и уровень компетенции в области деловой информированности, выходящей за пределы текущих локальных интересов предприятия и связанных с перспективами экономического, технического и социального развития. [25, с. 250]

Рассмотрим теперь основные функциональные требования к специалистам, которые составляют предложенную для  предприятия службу маркетинга.

Руководитель  службы маркетинга должен планировать, координировать, контролировать работу специалистов вверенной ему службы и нести ответственность за ее выполнение. Он должен содействовать следствию и развитию составляющих выбранной концепции маркетинга в компании:  маркетингу взаимоотношений, интегрированному маркетингу, внутреннему маркетингу и социально-ответственному маркетингу. Установить и поддерживать действенные связи с другими подразделениями предприятия.

К функциям обозначенного  нами специалиста  можно отнести  разрешение вопросов товара, продвижение в каналах сбыта, осуществление маркетинга в области продаж, работа с ключевыми клиентами и развитие партнерских отношений.

В блоке сбора информации, который составляют продавец-консультант и продавец, проводятся маркетинговые исследования, обработка документов для выявления наиболее продаваемых моделей, личные продажи и общение с покупателями, внос их в базу клиентов.

Как все красиво и  лаконично у нас сложилось. Вот  и пришла пора внести «ложку дегтя  в бочку с медом».

Речь ведется о слегка затемненной до этого момента стороне вопроса создания службы маркетинга на предприятии: хороший маркетинг – достаточно дорогое удовольствие, которое, конечно же, окупится, но, увы, никак ни в один момент. И не всегда будет возможным придерживаться «правила золотой середины», тратить придется где-то больше, где-то меньше. Но вот в чем проблема – как показал анализ основных экономических показателей деятельности ЧТПУП «МиксТелСервис» в динамике за три года, проведенный во второй главе данной работы, свободных денежных средств у предприятия нет. Ему итак следует пополнять фонд накопления.

В связи с этим разработана  определенная, менее затратная, альтернатива предложенной оптимальной структуре  службы маркетинга.

Заметим, что предложенный альтернативный вариант будет являться начальной стадией формирования рассмотренной выше службы маркетинга. Главное, чтобы было к чему стремиться.

Альтернативный вариант  предлагает не набирать в организацию  специально для маркетинга людей  со стороны. Необходимо лишь взять грамотного и компетентного организатора маркетинговых мероприятий. Остальными участниками так называемой альтернативной службы маркетинга будут сотрудники данного предприятия.

Основным моментом здесь  является открытость для принятия маркетинга всеми сотрудниками компании, их желание и видение выгоды в перспективе развития «под флагом определенной маркетинговой концепции».

При правильной работе организатора маркетинговых мероприятий может  и вовсе не потребоваться привлечение  людей извне. Он должен иметь возможность выполнять функции топ-менеджера маркетинга и, что совсем немаловажно, быть знающим маркетологом-исследователем и понимающим «рекламщиком-PR-щиком».

В этом случае организатору маркетинговых мероприятий будет  необходимо вести активную работу по следованию выбранной концепции маркетинга, умело оперировать инструментами маркетинга, а также уметь правильно организовать работу других сотрудников, которые направят свои усилия на развитие маркетинга на своем предприятии.

 

3.2. Направления по совершенствованию маркетинговой деятельности ЧТПУП «МиксТелСервис».

 

Положение о маркетинговой  службе предприятия необходимо для  того, чтобы описать как бизнес-процессы, происходящие в самой службе маркетинга, так и бизнес-процессы между этой службой и другими отделами фирмы.

Это даст возможность  при необходимости легко обосновывать потребность в привлечении новых  специалистов в маркетинговую службу и легко договариваться с сотрудниками компании о предоставлении требующейся  информации. [10, с. 68]

Предлагаемое к рассмотрению Положение о службе маркетинга ЧТПУП «МиксТелСервис» (см. Приложение В) является нормативно-методическим обеспечением деятельности службы маркетинга на предприятии. Оно составлено на основании рассмотренных типовых положений о маркетинговых подразделениях в Интернет-источниках, тематических книгах и журналах.

Структурно Положение  включает в себя следующие разделы: общие положения, цели и задачи, функции, структуру маркетинговой службы, взаимоотношения маркетинговой  службы с другими подразделениями, контрольные показатели.

Согласно общим положениям, маркетинговая служба создается  для совместной работы с другими  подразделениями компании в области  увеличения объема продаж путем выявления  потребностей потребителей и проведения практических мероприятий для удовлетворения этих потребностей.

Информация о работе Маркетинговая деятельность на предприятии и пути ее совершенствования