Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 12:36, курсовая работа
Маркетинговая деятельность на предприятии актуальная тема на сегодняшний день. Процесс маркетинговой деятельностью подразумевает систему различных мероприятий, которые, необходимо проанализировать и выбрать оптимальный вариант.
Проблемы маркетинговой деятельностью в после перестроечные времена являются весьма актуальными, так как большинство государственных предприятий не имеют оптимальной системы организации маркетинга или вообще не имеют ее.
Целью работы является изучение и освоение методических основ управления маркетингов
Введение …………………………………………………………………….
1. Теоретические основы маркетинговой деятельности предприятия…………………………………………………………….
1.1 Теоретические аспекты ведения маркетинговой деятельности предприятий - производителей товаров народного потребления.
1.2 Организация маркетинга на предприятии………………………..
1.3 Методика планирования маркетинговой деятельности на предприятии………………………………………………………...
1.4 Система маркетингового контроля………………………………..
2. Характеристика и анализ аспектов маркетинговой деятельности ЗАО «Очаково»………………………………………..
2.1 Организационная структура управления предприятием………...
2.2 Анализ конкурентной среды и конкурентоспособности товаров фирмы «Очаково»…………………………………………………..
2.3 Анализ сбытовой сети………………………………………….…..
2.4 Анализ рекламы как основного инструмента продвижения на рынке товаров народного потребления…………………………...
2.5 Оценка маркетинговых аспектов деятельности ЗАО «Очаково».
3. Разработка предложений по совершенствованию управления маркетинговой деятельностью ЗАО «Очаково»…………………...
3.1 Совершенствование системы управления маркетингом…………
Заключение ……………………………………...………………………….
Список использованной литературы…………………………………….
Приложения…………………………………………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – УЧЕБНО-НАУЧНО- ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС
ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра «Предпринимательство и маркетинг»
Курсовая работа
По дисциплине «Маркетинг»
на тему: «Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ЗАО «Очаково»)»
Выполнил: студент гр. 31МЭ
Свирин И.А.
дата: _____________
подпись
Проверил: Ушакова И.В.
дата: _____________
подпись
Орел 2012
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – УЧЕБНО-НАУЧНО- ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС
ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра «Предпринимательство и маркетинг»
РЕЦЕНЗИЯ
На курсовую работу
по дисциплине «Маркетинг»
Курсовую работу выполнил (а) студент (ка) 3 курса, группы 31-МЭ Свирин И.А.
Курсовая работа по теме: «Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ЗАО «Очаково»)»
Общая характеристика работы: ______________________________
______________________________
Замечания: ______________________________
______________________________
Курсовая работа заслуживает оценки _______________
Рецензент:
Ушакова И.В.
Орел 2012
Содержание
Введение ……………………………………………………………………. 1. Теоретические основы маркетинговой деятельности предприятия………………………………………………… 1.1 Теоретические аспекты ведения маркетинговой деятельности предприятий - производителей товаров народного потребления. 1.2 Организация маркетинга на предприятии……………………….. 1.3 Методика планирования маркетинговой деятельности на предприятии………………………………………………… 1.4 Система маркетингового контроля……………………………….. 2. Характеристика и анализ аспектов маркетинговой деятельности ЗАО «Очаково»……………………………………….. 2.1 Организационная структура управления предприятием………... 2.2 Анализ конкурентной среды и конкурентоспособности товаров фирмы «Очаково»………………………………………………….. 2.3 Анализ сбытовой сети………………………………………….….. 2.4 Анализ рекламы как основного инструмента продвижения на рынке товаров народного потребления…………………………... 2.5 Оценка маркетинговых аспектов деятельности ЗАО «Очаково». 3. Разработка предложений по совершенствованию управления маркетинговой деятельностью ЗАО «Очаково»…………………... 3.1 Совершенствование системы управления маркетингом………… Заключение ……………………………………...…………………………. Список использованной литературы……………………………………. Приложения…………………………………………………… |
|
Введение
Маркетинговая деятельность на предприятии актуальная тема на сегодняшний день. Процесс маркетинговой деятельностью подразумевает систему различных мероприятий, которые, необходимо проанализировать и выбрать оптимальный вариант.
Проблемы маркетинговой деятельностью в после перестроечные времена являются весьма актуальными, так как большинство государственных предприятий не имеют оптимальной системы организации маркетинга или вообще не имеют ее.
Целью работы является изучение и освоение методических основ управления маркетинговой деятельности, выявление слабых сторон, их анализ и разработка.
Исходя из данной целевой установки необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические аспекты ведения маркетинговой деятельности на предприятии;
2) Изучить организацию маркетинга и методику планирования маркетинговой деятельности на предприятии;
3) Проанализировать конкурентоспособность товаров ЗАО «Очаково», а также рекламную деятельность предприятия;
4) Разработать предложения по совершенствованию управления маркетинговой деятельностью ЗАО «Очаково».
Объектом исследованием является ЗАО "Очаково» - предприятие выпускающее слабоалкогольную и безалкогольную продукцию.
В работе проведен анализ сбытовой среды, анализ конкурентной среды, приведены данные по обшей характеристике предприятия.
В курсовой работе использован ряд схем организованных структур применяемых в маркетинговой деятельности, проанализировав которые можно выбрать оптимальный вариант.
1. Теоретические основы маркетинговой деятельности предприятия
1.1 Теоретические аспекты ведения маркетинговой деятельности предприятий - производителей товаров народного потребления
Обеспечение эффективного развития и функционирования, как больших предприятий, так и молодых фирм в условия рыночной системы хозяйствования в настоящее время является сложной комплексной проблемой. В первую очередь это касается таких ее сторон, как менеджмент и маркетинг.
Как показывает практика, в условиях трансформации отечественной экономики в рыночную маркетинг нередко является наиболее «узким местом». При неэффективной маркетинговой системе невостребованными остаются гибкость и ресурсные возможности производственной, финансовой и других подсистем фирм.
Маркетинговый подход – общепризнанное направление в создании и реализации фирмами продукции и услуг различного направления. В странах с развитой рыночной экономикой маркетинговой сфере уделяется большое внимание, поскольку неэффективная маркетинговая система предприятия может привести не только к потерянной прибыли, но и прямым убыткам. Маркетинговая система как подсистема организационного управления существует в любой фирме, однако, степень ее развития и эффективности может иметь значительные различия. В организационном отношении в крупных и средних фирмах управляющее звено маркетинговой системы – специальные службы и подразделения. В малой фирме это может быть непосредственно один из руководителей. [1]
На многих отечественных предприятиях в настоящее время медленно реализуются настоящие маркетинговые мероприятия и исследования. Однако, на ряду с этим отсутствует нередко отсутствует правильно понимание самого понятия «маркетинговая деятельность», «маркетинговая система», «управление маркетингом», «маркетинговой управление», как о целостной подсистеме управления фирмой. Объективные причины этого связаны с тем, что маркетинг соприкасается и пересекается с самыми различными сторонами деятельности предприятия, но в тоже время не дублирует их. Маркетинг , в широком смысле этого понятия, понимается как система реализации следующих принципов: ориентация на потребителя, экономическая эффективность как основа деятельности фирмы; координация усилий всех служб и подразделений для достижения поставленных целей. Здесь маркетинг берет на себя некоторые функции менеджмента. [2]
Маркетинг и менеджмент являются основой любой деятельности любого предприятия или фирмы. Функции менеджмента и маркетинга отражают разные объекты их приложения (персонал, финансы, строительство, страхование, торговля, производство, инвестиции, инновации, проекты, информация, знания и др.), а так же различные концепции, отражающие технологические аспекты самого менеджмента и маркетинга как способа управления (методологические, организационные, инструментальные, информационно-правовые, информационные и др.). Мы знаем, что в менеджменте один из подходов в управлении носит название «маркетинговый», что подразумевает маркетинговое управление фирмой, предприятием, то есть это такое управление, которое ориентировано на потребителя, в соответствии с их нуждами, потребностями, запросами. Но, к сожалению, не во многих учебных пособиях, статьях можно найти четкое определение понятий «маркетинговой управление» и «управление маркетингом».
По логике приведенных выше рассуждений будет целесообразно дать определения этим двум понятиям:
управление маркетингом;
маркетинговое управление;
В теории и практики ведения маркетинговой деятельности эти два понятия нередко наделяются равноправными характеристиками и выполняют одинаковые функции. Итак, попытаемся разобраться, в чем же сходство и отличие этих понятий.
Итак, управление маркетингом – это целенаправленная деятельность по регулированию позиций фирмы на рынке, по средствам планирования, организации, учета, контроля, исполнения каждой фазы позиционно - деятельностного поведения фирмы, с учетом влияния закономерностей развития рыночного пространства, конкурентной среды для достижения прибыльности и эффективности деятельности субъекта на рынке.[3]
Сфера управления маркетингом, занимая определенное место в общей системе маркетинговых знаний, включает анализ, планирование, контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов посредством решения определенных задач организации, таких как получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т.д. В сфере менеджмента непосредственно соприкасающимися с управлением маркетингом на фирме и маркетинговым управлением фирмой выступают мотивация фирмы, оценка хозяйственных решений, стратегическое планирование, выбор формы хозяйствования, структура управления, управление персоналом, имитационное моделирование и др.
Следовательно, функции менеджмента представляют собой виды деятельности, необходимые для осуществления управления (воздействия).
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод, что понятия «управление маркетингом» и «маркетинговое управление» входят в набор инструментов менеджмента и вытекают из общего понятия управления предприятием.
Такие функции управления как целеполагание, прогнозирование, планирование, представляют собой по сути, обоснование и принятие управленческих решений, реализуемых в рамках информационно – аналитических задач, маркетинга. Не все менеджеры способны самостоятельно решить эти вопросы, и в сложных случаях это маловероятно. В крупных и средних предприятиях эти задачи возлагаются на специальные организационные звенья – маркетинговые подразделения, службы. Они выполняют роль внутренних консультантов, осуществляя подготовку решений (для этого могут привлекаться и внешние консультанты). Взаимоотношения менеджмента и маркетинга определяются следующим образом. С одной стороны, к ним можно относится как к двум отдельным смежным сферам. С другой стороны, маркетинг можно рассматривать как часть менеджмента, ориентированную на отслеживание макроэкономической среды, внешних факторов, внутренних изменений, выработку адекватной реакции на них в виде индикативных управленческих решений. Чем сложнее система управления предприятием, тем целесообразнее четкое разделение задач менеджмента и маркетинга. Тогда процесс принятия решений становятся более наблюдаемыми и управляемыми, а сами решения обоснованными и адекватными. [4]
Менеджмент может быть ориентирован на человека и на проблему. В первом случае важнейшей стороной менеджмента как вида профессиональной деятельности субъектов (менеджеров) является умение управлять персоналом. Во втором случае речь идет о деловой интуиции, которая определяется умением менеджеров осуществлять (самостоятельно или при поддержке специалистов) постановку и решение задач управления. При этом менеджмент фирмы может рассматриваться как адекватная и своевременная ее реакция на изменения макроэкономической ситуации, внешние и внутренние перемены в фирме. В частности, если менеджмент понимают как управление бизнесом, то в любых условиях он должен быть нацелен на извлечение прибыли.
Маркетинг в широком понимании связан именно со вторым случаем. При этом различие между менеджером и специалистом по маркетингу имеет конкретный смысл: специалист принимает индикативные (рекомендательные) решения, а менеджер – директивные (непосредственно исполняемые). Таким образом, в конкретных случаях один и тот же субъект может выступать в разном качестве.[5]
Основные задачи отдела маркетинговой информации в соответствии с основными стратегическими целями фирмы и ее текущими задачами, отраженными в бизнес планах и документах об учреждении данного предприятия отдел маркетинговой информации в своей повседневной деятельности обязан реализовывать следующие основные задачи:
Обеспечение руководства фирмы необходимой маркетинговой информацией в интересах разработки стратегии и тактики развития и рыночного поведения фирмы. Отдел обязан при необходимости уточнять и дополнять указанную информацию, а также выполнять все необходимые работы по анализу и оценке различного рода текущих и перспективных рыночных ситуаций.
Проведение всего комплекса рыночных исследований, связанных с рынком, товаром и потребителями как по утвержденному плану исследований маркетинга, так и по специальным указаниям руководства и по заданиям других подразделений фирмы. Для определения целей и функций отдела маркетинга необходимо провести полный анализ деятельности фирмы и выявить узкие места и диспропорции в ее функционировании. На основании полученных данных построить гипотезу разрешения данных проблем силами создаваемого отдела маркетинга, т.е. разработать план маркетинга. Исходя, из стратегии маркетингового развития и из целей отдела маркетинга мы можем построить гипотезу о рациональной структуре отдела маркетинга. В данном случае она будет выглядеть так: директор отдела маркетинга подчиняется непосредственно генеральному директору и/или Совету Директоров. Он координирует и несет ответственность за работу отдела в целом. Оптимальный размер отдела - 7 сотрудников. [6]
Постоянное участие в разработке стратегии и тактики рыночного поведения фирмы посредством: формирования товарной, ценовой, сбытовой, рекламной и сервисной стратегии маркетинга; консультационной помощи руководству фирмы и другим подразделениям, участвующими в разработке стратегии и тактики рыночного поведения фирмы. Организация рекламной деятельности, а также разработка комплекса мероприятий по формированию и поддержанию связей с общественностью, обеспечивающих как необходимую доходность и прибыльность деятельности фирмы, так и поддержание ее доброго имени в глазах общественности. Постоянный анализ и оценка эффективности маркетинга в фирме и соответственное развитие службы. Оказание помощи и обеспечение консультаций по маркетингу всем подразделениям фирмы. Методическое руководство (и частичное осуществление собственными силами) и обучение всего персонала фирмы основам маркетинга. Оценка психологического соответствия, принимаемых на работу в фирму сотрудников претендуемой должности. Анализ общего психологического состояния групп, коллективов и отдельных работников фирмы. Разработка новых изделий на основе получаемой маркетинговой информации, дизайнерских разработок и стоимостно-функционального анализа.[7]
Информация о работе Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ЗАО «Очаково»)