Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ЗАО «Очаково»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 12:36, курсовая работа

Краткое описание

Маркетинговая деятельность на предприятии актуальная тема на сегодняшний день. Процесс маркетинговой деятельностью подразумевает систему различных мероприятий, которые, необходимо проанализировать и выбрать оптимальный вариант.
Проблемы маркетинговой деятельностью в после перестроечные времена являются весьма актуальными, так как большинство государственных предприятий не имеют оптимальной системы организации маркетинга или вообще не имеют ее.
Целью работы является изучение и освоение методических основ управления маркетингов

Содержание

Введение …………………………………………………………………….
1. Теоретические основы маркетинговой деятельности предприятия…………………………………………………………….
1.1 Теоретические аспекты ведения маркетинговой деятельности предприятий - производителей товаров народного потребления.
1.2 Организация маркетинга на предприятии………………………..
1.3 Методика планирования маркетинговой деятельности на предприятии………………………………………………………...
1.4 Система маркетингового контроля………………………………..
2. Характеристика и анализ аспектов маркетинговой деятельности ЗАО «Очаково»………………………………………..
2.1 Организационная структура управления предприятием………...
2.2 Анализ конкурентной среды и конкурентоспособности товаров фирмы «Очаково»…………………………………………………..
2.3 Анализ сбытовой сети………………………………………….…..
2.4 Анализ рекламы как основного инструмента продвижения на рынке товаров народного потребления…………………………...
2.5 Оценка маркетинговых аспектов деятельности ЗАО «Очаково».
3. Разработка предложений по совершенствованию управления маркетинговой деятельностью ЗАО «Очаково»…………………...
3.1 Совершенствование системы управления маркетингом…………
Заключение ……………………………………...………………………….
Список использованной литературы…………………………………….
Приложения…………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

МАРК.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

   Радио: Русское радио, ГТРК "Кубань".

   Реклама на общественном транспорте: нанесение рекламы на трамвай.

   Наружная реклама

   Информационный листок.

Каждый тип различается по способности выполнения специфической рекламной задачи, например, специализированный журнал или газета дает более детальную информацию, чем телевидение, но телевидение привлекает гораздо большую аудиторию.

Выбор средства массовой информации делается так, чтобы оно было наиболее пригодным для достижения цели рекламы, но по минимальной цене. Анализируя затраты на проведение рекламы в 2010 и 2011 гг. и количеством реализуемой продукции в рублях можно сделать вывод, что с увеличением затрат на рекламу увеличилось и количество реализованной продукции.

Наименование

2010

2011

Реализовано продукции на тыс.р.

63155

 

74126

 

Затраты на рекламу

32

40

Основные цели рекламы - создать осведомленность, предоставить информацию, убедить, напомнить, склонить к решению по покупке. Реклама продукции ЗАО «Очаково»  предназначена информировать, но в тоже время увеличивать целевую аудиторию. Это связано с тем, что в жизненном цикле товара продукция ЗАО «Очаково» находится на стадии насыщенности, из этого следует, что основные функции, которые выполняет реклама таковы:

   информировать о качестве товара, его экономичности;

   формировать предпочтение к марке и изменению восприятия потребителем свойств товара, убеждение потребителя совершить покупку, не откладывая ее.

 

2.5 Оценка маркетинговых аспектов деятельности ЗАО «Очаково»

 

В настоящее время без системы маркетинговой службы, обеспечивающей проведение маркетинговых исследований по изучению перспектив спроса, требований потребителей к свойствам и качеству товара, производителю трудно выжить в конкурентной борьбе. Поэтому немаловажную роль в деятельности предприятия играет отдел маркетинга.

Основная цель управления маркетинговой деятельности – обеспечение ее максимальной эффективности, а через нее и эффективности функционирования всего предприятия. Если организация управления в том, числе управления маркетингом эффективна, то в процессе деятельности предприятия улучшаются такие показатели, как прибыль, объем продаж, доля рынка.

Управление маркетинговой деятельностью, направленной на решение проблем предприятия и организацию планомерного, целесообразного функционирования всей производственной системы – это сложный циклический процесс.

Рассмотрим основные задачи отдела маркетинга на предприятии ЗАО «Очаково»

Основные задачи отдела маркетинга:

      разработка краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной стратегии маркетинга;

      исследование факторов, определяющих структуру и динамику потребительского спроса на продукцию предприятия;

      исследование потребительских свойств производимой продукции и предъявляемых к ней требований со стороны потребителей;

      ориентация разработчиков и производства на выполнение требований потребителей к выпускаемой продукции;

      исследование потребительских свойств производимой продукции и сбор информации об удовлетворении ими покупателей. Анализ соответствия выпускаемой продукции потребностям покупателей;

      подготовка предложений по привлечению сторонних организаций по решению проблем маркетинга, изучение спроса на продукцию;

      выявление системы взаимосвязи между различными факторами, влияющими на состояние рынка и объем продаж;

      сбор, систематизация и анализ всей коммерческо-экономической информации о потенциальных рынках сбыта продукции предприятия;

      разработка стратегии рекламы по каждому товару и плана проведения рекламной кампании;

      организация рекламы при помощи СМИ;

      обеспечение наружной рекламы;

      организация участия предприятия в выставках;

      разработка предложений по формированию фирменного стиля.

 


3.      Разработка предложений по совершенствованию  маркетинговой деятельностью на ЗАО "Очаково"

 

3.1 Совершенствование системы управления маркетингом

 

Проведенный анализ деятельности предприятия и структуры рынка позволил достаточно точно определить направления совершенствования  маркетинговой деятельности ЗАО "Очаково": совершенствование организационной структуры, планирования, системы обеспечения кадрами, информационной системы предприятия.

Предприятию необходимо продумывать маркетинговый план, который предусматривает особое обслуживание нескольких крупных заказчиков, которые составляют большую часть бизнеса, то есть тех 20%, которые дают возможность предприятию  поддерживать свой бизнес на должном уровне. Менеджеры высшего звена часто поддерживают личные контакты с менеджерами фирмы –покупателя одного с ними ранга и на постоянной основе курируют отношения с этими заказчиками. При потере крупного клиента пива за это непосредственно возлагается на высшее руководство фирмы. Чтобы избежать таких потерь, необходимо принять к действию следующие меры.

1.                  Расширение сбытовой команды.

2.      Подготовка и обучение сбытового персонала.

3.      Приобретение более полных знаний по существующим рынкам, на которых работает фабрика.

4.      Изучение и анализ потенциальных рынков.

5.      Ежеквартально проводить опросы покупателей, как в крупных универмагах, так и в магазинах для выявления покупательских предпочтений.

6.      Отделу маркетинга и сбыта необходимо вести учет спроса на каждый вид товара и принимать план, опираясь на полученную статистику.

7.      Отсутствие информации о предприятии в СМИ неблагоприятно сказывается на её имидже, а так же влияет на спрос товаров , поэтому перед выводом на потребительский рынок новых товаров необходимо провести широкомасштабную рекламную кампанию.

8.      При затаривании складов выпущенной продукцией провести  1-2 недельную распродажу со снижением цен, можно приурочить распродажу к какому – либо празднику или событию в общественной жизни города, страны и т.д., обязательно используя информационную поддержку СМИ.

9.      Разработка новых товаров с предварительным изучением нужд и потребностей потенциальных клиентов.

10. Ежемесячно выделять средства для проведения рекламных мероприятий.              [14]

Расширение сбытовой команды.

Службу сбыта можно организовывать по-разному – по виду товара, географическим регионам, заказчикам или фазам процесса продаж. Независимо от того, какой подход используется, руководство должно определить размер каждой территории и назначить продавцов, отвечающих за эти территории, так как организация службы сбыта по типу товара или заказчикам резко снижает эффективность использования рабочего времени службы, если только типы заказчиков или товара не сгруппированы по территориям. Такая картина очень хорошо видна на ЗАО "Очаково".

Решения по территориям рекомендуется принимать в нескольких случаях:

1.      Организация нового подразделения

2.      Освоение новой продукции

Следующим шагов в совершенствовании управления маркетинговой деятельностью на ЗАО "Очаково" может быть  - подготовка и обучение сбытового персонала, т.е.это  - приобретение более полных знаний по существующим рынкам, на которых работает предприятие; изучение и анализ потенциальных рынков.

Чтобы изучение и анализ спроса на товары ЗАО «Очаково»  были как можно более продуктивны, необходимо разработать систему изучения спроса.

1.   Для начала нужно провести сегментирование рынка, каждый сегмент постараться разбить на подсегменты и затем изучить потребности, нужды, мотивации, перспективы. Необходимо сегментировать рынок, исходя из нескольких признаков сегмента.

Такая информация может быть полезна при планировании рекламной кампании – зная, какой сегмент является потребителем тех или иных видов продукции, мы продвигаем для соответствующего сегмента соответствующий класс продукции. А при выпуске нового товара на рынок  мы узнаем, кто является потенциальным потребителем, что позволит более точно «подогнать» характеристики продукта под требования покупателей.

Сегментирование желательно проводить по следующим критериям:

   Возраст и пол

   Образование

   Уровень дохода

   Стиль, образ жизни

   Затраты на пиво: частота  покупок, средняя сумма разовой покупки

   Потребительские предпочтения:

(a)         Требования к качеству, внешнему виду

(b)        ценовые предпочтения

(c)         место приобретения

2.                      Одним из методов определения приоритетности изделия с точки зрения интересов покупателей является анкетирование, которое позволяет выяснить степень и мотивы предпочтения при выборе товара. Здесь можно применить следующие методы изучения спроса:

I. Опрос посетителей на выставках – продажах и специализированных выставках, распродажах.  Эффективен для опроса покупателей по новым моделям для определения приоритетов ассортиментной политики. Этот метод помимо изучения спроса способствует увеличению продаж.

КАК? Выставке-продаже, распродаже предшествует мощная рекламная кампания, центральная лаборатория  представляет новые модели для изучения спроса. Непосредственно на самом мероприятии проводится опрос посетителей. Все пожелания записываются в специально составленную таблицу:

II.  Опрос населения каждые 8 – 10 месяцев для отслеживания тенденций в изменении предпочтений.

КАК? Разрабатывается, затем распечатывается анкета. Процесс анкетирования стимулируется проведение лотереи с выигрышем призов, получением ценных подарков. Такое исследование очень эффективно, но не рентабельно ввиду высокой стоимости и длительности процесса получения всей необходимой информации.

III.                  Метод регистрации заявок, возвратов – эффективен для изучения спроса на модели в потоке, применяется для планирования ассортимента.

КАК? Регистрируются неудовлетворенные заявки, анализируются движения товара по складу, выносятся предложения об уценки.

Метод пробных продаж – наиболее эффективный и объективный метод изучения спроса на новые модели. Опытная партия около 50 штук  реализуется как в магазине, так и на выездной торговле. Опрашиваются покупатели, товароведы.

Все эти методы дополняют друг друга и для всестороннего изучения спроса необходимо им  постоянно пользоваться.

Для того чтобы ежеквартально проводить исследования покупательского спроса достаточно стандартизировать несколько анкет и работать по ним постоянно, тем самым отслеживая изменения спроса и предпочтений покупателей.

Отделу маркетинга и сбыта необходимо вести учет спроса на каждый вид товара и принимать план, опираясь на полученную статистику.

Также для того, чтобы  улучшить маркетинговую деятельность на предприятии  я предлагаю в отделе маркетинга разработать специальную компьютерную  программу для того, чтобы данные от маркетинговых исследований  учитывались централизованно и можно было проследить изменение покупательского предпочтения, спроса, цена на продукцию фирмы ЗАО «Очаково». Это позволит предприятию с более полной точностью отслеживать изменения на рынке пива и  реагировать на изменения происходящие на рынке.[15]

Информация о работе Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ЗАО «Очаково»)