Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 11:08, курсовая работа
В связи с этим цель данной курсовой работы: провести маркетинговое исследование потребительских предпочтений на товарном рынке сметаны города Сокол Вологодской области.
Задачи исследования:
познакомиться с продуктом, изучить его основные характеристики;
познакомиться с выбранным сегментом рынка;
определить необходимые инструменты и методы исследования, разработать план маркетингового исследования;
собрать и проанализировать информацию:
сделать выводы и разработать рекомендации.
Введение….………………………………………………..……………………...3
1. Цель и задачи исследования……………………………..…………………....5
2. Общая характеристика потребительского рынка
г. Сокол, Вологодская область………………………………………………..8
3. Характеристика выбранного сегмента рынка……………………………....12
4. Характеристика выбранного товара – сметана……………………………..14
5. Процедура маркетингового исследования……………………………….….16
5.1. Основные этапы маркетингового исследования………………………16
5.2. Методы сбора маркетинговой информации…………………………...19
5.3. Инструменты сбора первичной информации………………………….21
5.4. Способы связи с респондентами………………………………………..24
5.5 Планирование выборки…………………………………………………..26
6. План и инструментарий исследования……………………………...……….27
7. Результаты исследования и их анализ……………………………………….29
Выводы и предложения……….…………………………………………...……33
Список литературных источников……………………………………………..35
Приложения……………………………………………………………………...36
В состав Сокольского муниципального района входят: город Сокол, город Кадников и 11 сельсоветов.
Численность населения 58 тыс.человек, из них в городе Сокол - 46,13 тысячи.
Район имеет выгодное экономико-географическое положение, расположен в центральной части Вологодской области, в 35 км от областного центра г. Вологды.
Город Сокол стоит на пересечении трех важнейших транспортных артерий: Северной железной дороги, реки Сухона и автомагистрали Москва-Архангельск. Речной транспорт по реке Сухона имеет выход в Волго-Балтийскую и Северо-Двинскую системы через систему шлюзов.
Город Сокол относится к разряду малых городов, но его экономический потенциал ставит город на особое место среди других городов области.
Город Сокол - крупнейший в области центр деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.
Экономика Сокольского района обеспечена природными ресурсами:
Промышленность представлена предприятиями деревообработки: открытое акционерное общество "Сокольский деревообрабатыващий комбинат", закрытое акционерное общество "Солдек", общества с ограниченной ответственностью: "Сотамеко плюс" и "Соколдрев". Целлюлозно-бумажное производство представлено открытым акционерным обществом "Сокольский ЦБК", обществом с ограниченной ответственностью "Древплит" и обществом с ограниченной ответственностью «Сухонский ЦБК».
Предприятия лесопромышленного комплекса имеют возможность перерабатывать свыше 2 млн. кбм древесины в год.
Предприятия обладают высоким производственным потенциалом, позволяющим производить высокотехнологическую, конкурентоспособную продукцию для внутренних и внешних рынков.
Удельный вес продукции лесопромышленного комплекса в общем объеме производства района составляет 68%.
28% выпускаемой продукции
приходится на предприятия
Промышленными предприятиями производится в год: пиломатериалов 145 тыс.кбм, твердых древесно-волокнистых плит свыше 15 млн. кв. метров, различных видов бумаги 65 тыс.тонн, целлюлозы 58 тыс.тонн, строительного кирпича около 15 млн. штук условного кирпича, цельномолочной продукции 2,5 тыс.тонн, молочных консервов 28 млн. условных банок, хлебобулочных изделий свыше 5 тыс.тонн, сухих завтраков свыше 7 тыс. тонн, колбасных изделий 1,0 тыс. тонн.
В общем объеме промышленного производства Вологодской области удельный вес промышленности Сокольского района составляет 2,4% или 3 место.
То есть
можно сделать вывод, что
Таблица 1 – Основные демографические, социальные и экономические показатели г. Сокол, Вологодской области за 2009 год
Показатель |
2009 |
Демография | |
Число родившихся, на 1000 населения |
12,1 |
Число умерших, на 1000 населения |
18,1 |
Естественный прирост (убыль), на 1000 населения |
-6 |
Уровень жизни населения и социальная сфера | |
Среднемесячная номинальная |
6852 |
Площадь жилищ, приходящаяся в среднем на жителя (на конец года), кв.м |
23,2 |
Число дошкольных учреждений, шт. |
20 |
Число детей в дошкольных учреждениях, тыс. человек |
2,3 |
Число дневных общеобразовательных учреждений (на начало учебного года), шт. |
8 |
Число учащихся дневных общеобразовательных учреждений, тыс. человек |
5,3 |
Численность врачей, чел. |
132 |
Численность среднего медицинского персонала, чел. |
412 |
Число больничных учреждений, шт. |
4 |
Число больничных коек, тыс. шт. |
0.6 |
Число врачебных амбулаторно- |
3 |
Мощность врачебных |
1.4 |
Число зарегистрированных преступлений, шт. |
1563 |
Экономика, промышленность | |
Число предприятий и организаций (на конец года), шт. |
373 |
Строительство | |
Объём работ выполненных по виду деятельности "Строительство" (до 2004 - объём работ, выполненных по договорам строительного подряда), млн. руб. |
89,3 |
Продолжение таблицы 1
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв.м общей площади |
6,3 |
Ввод в действие жилых домов, квартир |
140 |
Транспорт | |
Число маршрутов автобусов (во внутригородском сообщении), шт. |
5 |
Число перевезенных за год пассажиров автобусами (во внутригородском сообщении), млн. чел. |
4.9 |
Связь | |
Число квартирных телефонных аппаратов городской телефонной сети общего пользования, тыс. шт. |
3.9 |
Торговля и услуги населению | |
Оборот розничной торговли (в фактически действовавших ценах), млн. руб. |
689.7 |
Оборот розничной торговли (в фактически действовавших ценах), на душу населения, руб. |
17095 |
Оборот общественного питания (в фактически действовавших ценах), млн. руб. |
14.2 |
Объём платных услуг населению (в фактически действовавших ценах), млн. руб. |
103,9 |
Объём платных услуг населению (в фактически действовавших ценах), на душу населения, руб. |
2048 |
Объём бытовых услуг населению (в фактически действовавших ценах), млн. руб. |
2.9 |
Объём бытовых услуг населению (в фактически действовавших ценах), на душу населения, руб. |
66 |
Сравнив
данные таблицы 1 с аналогичными
показателями других городов
области, можно сделать вывод,
что г. Сокол намного отстает
в экономическом,
Таблица 2 - Половозрастной состав населения г. Сокол, Вологодская область
Возрастная категория |
Всего |
Мужчины |
Женщины |
0-10 |
3221 |
1600 |
1621 |
11-20 |
6802 |
3700 |
3102 |
21-30 |
9236 |
4456 |
4708 |
31-40 |
7852 |
4115 |
3737 |
41-50 |
9456 |
4685 |
4771 |
51-60 |
4588 |
2336 |
2252 |
61-70 |
1954 |
1011 |
943 |
Более 70 |
3021 |
1685 |
1336 |
Всего % |
46130 100,0 % |
23588 51,13 % |
22542 48,87 % |
Исходя из таблицы 2, можно сделать вывод, что в структуре населения г. Сокола по половому признаку преобладают мужчины (51,13 %), а женщины составляют 48,87 %. По возрастному признаку можно сказать, что преобладает население в возрасте от 41 до 50 лет и от 21 до 30 лет. То есть преобладающая часть населения находится в трудоспособном возрасте.[3]
Потребительский рынок города представлен более 150 продовольственными и 50 хозяйственными магазинами, небольшими рынками, торговыми павильонами, 10 средними супермаркетами и 3 крупными, торговыми центрами. Очень разнообразный рынок услуг (парикмахерские, печать фотографий, лечебно-оздоровительные центры, мастерские и т.д.).
Несколько магазинов представляют
продукцию ПК «Сокольский мясокомбинат»,
ОАО «Сокольский хлебокомбинат»
3. Характеристика выбранного сегмента рынка
Любой рынок с точки зрения маркетинга состоит из покупателей, которые отличаются друг от друга вкусами, желаниями, потребностями. Любая фирма, стремящаяся к завоеванию рынка, должна осознавать, что она не в силах обслужить всех без исключения клиентов. Потребителей слишком много, а их желания и потребности подчас диаметрально противоположны. Не стоит даже пытаться завоевать сразу весь рынок, разумнее выделить только ту его часть, которую именно эта компания именно в это время и в этом месте способна эффективно обслужить. Для идентификации целевых рынков и завоевания доверия потребителей необходимо обращаться к сегментированию.
Сегментация рынка – это процесс деления потребителей данного рынка на отдельные части (сегменты), каждый из которых предъявляет свой специфический спрос на рынке.
Сегмент рынка – это группа потребителей, обладающих одним или несколькими устойчивыми признаками, определяющими поведение потребителей данной группы на рынке. [4]
Для рынка товаров потребительского спроса наиболее распространена сегментация рынка по потребителям. Сегментирующими признаками при этом являются демографические, географические, социально-экономические, психографические, поведенческие, ситуационные и др.
Сегментирование по географическому принципу предполагает разбивку рынка на разные географические единицы: государства, штаты, регионы, округа, города, общины. Фирма может принять решение действовать: в одном или нескольких географических районах или во всех районах, но с учетом различий в нуждах и предпочтениях, определяемых географией.
Сегментирование по демографическому принципу заключается в разбивке рынка на группы на основе таких демографических переменных, как пол, возраст, размер семьи, этап жизненного цикла семьи, род занятий, образование, религиозные убеждения, раса и национальность. Демографические переменные — самые популярные факторы, служащие основой для различения групп потребителей. Одна из причин подобной популярности состоит в том, что потребности и предпочтения, а также интенсивность потребления товара часто тесно связаны как раз с демографическими признаками. Другая причина кроется в том, что демографические характеристики легче большинства других типов переменных поддаются замерам. [5]
Социально-экономические признаки предполагают разбивку рынка по социальной и профессиональной принадлежности, уровню дохода, роду занятий, уровню образования.
При психографическом сегментировании покупателей подразделяют на группы по признакам принадлежности к общественному классу, по образу жизни, поступкам, интересам, мнениям.
Поведенческие признаки характеризуют направления приверженностей потребителей. Французские маркетологи по этому признаку делят население на следующие группы: 1) люди, живущие сегодняшним днем; 2) авантюристы; 3) утилитаристы, пассивные в своем поведении, но относящиеся с уважением к материальным ценностям; 4) лица, стремящиеся в центр событий. По готовности пользоваться услугами потребители могут быть неосведомленными, осведомленными, информированными, интересующимися и желающими. Кроме того, поведенческими признаками могут быть: доверие к продавцу, приверженность к товару (услуге), уровень престижа и т. д.
Ситуационные признаки сегментации связаны с учетом реакции потребителей на предоставление различного рода льгот, выгод, удобств (сниженная цена, дополнительное обслуживание и др.).
Сегментация рынка по основным конкурентам представляет собой выделение тех или иных преимуществ деятельности фирмы по сравнению с основными конкурентами, что позволяет фирме занять определенное положение в том или ином рыночном сегменте. Могут быть использованы различные показатели: рыночные, производственные, финансовые, управленческие, сбытовые, ценовые, рекламные и др.
Сегментация рынка по параметрам продукции учитывает реакцию потребителей на определенные параметры конкретных товаров. Она приобретает особое значение при выпуске на рынок нового или существенно модифицированного товара. Сегментация рынка может быть проведена по одному ключевому потребительскому свойству товара (например, экономичность, дизайн, надежность и т.п.) или нескольким его свойствам. [6]
Сегментация рынка по
потребителям, сегментация по продуктам
и конкурентам взаимно
Для проведения маркетингового исследования потребительских предпочтений на товарном рынке сметаны, выделен сегмент на основе географического и демографического признаков (приложение А). Выбранным сегментом являются «женщины трудоспособного возраста города Сокол Вологодской области», он представлен 15468 женщинами от 18 до 55 лет. Данный сегмент подходит для исследования потребительских предпочтений на рынке сметаны, так как женщины являются хозяйками, поэтому зачастую именно они совершают покупки продуктов питания для себя и своей семьи; кроме того предполагается, что в данном возрасте они имеют собственный доход, который и идёт на оплату покупок.
Если проводить реальное
маркетинговое исследование, то необходимоопросить
10% данного сегмента, то есть 1546 женщин,
но из-за условий проведения данного исследования
объём выборки составит 30 человек.
4. Характеристика исследуемого товара
– сметаны