Маркетинговое исследование потребительских предпочтений на рынке сметаны г.Сокол Вологодской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 11:08, курсовая работа

Краткое описание

В связи с этим цель данной курсовой работы: провести маркетинговое исследование потребительских предпочтений на товарном рынке сметаны города Сокол Вологодской области.
Задачи исследования:
познакомиться с продуктом, изучить его основные характеристики;
познакомиться с выбранным сегментом рынка;
определить необходимые инструменты и методы исследования, разработать план маркетингового исследования;
собрать и проанализировать информацию:
сделать выводы и разработать рекомендации.

Содержание

Введение….………………………………………………..……………………...3
1. Цель и задачи исследования……………………………..…………………....5
2. Общая характеристика потребительского рынка
г. Сокол, Вологодская область………………………………………………..8
3. Характеристика выбранного сегмента рынка……………………………....12
4. Характеристика выбранного товара – сметана……………………………..14
5. Процедура маркетингового исследования……………………………….….16
5.1. Основные этапы маркетингового исследования………………………16
5.2. Методы сбора маркетинговой информации…………………………...19
5.3. Инструменты сбора первичной информации………………………….21
5.4. Способы связи с респондентами………………………………………..24
5.5 Планирование выборки…………………………………………………..26
6. План и инструментарий исследования……………………………...……….27
7. Результаты исследования и их анализ……………………………………….29
Выводы и предложения……….…………………………………………...……33
Список литературных источников……………………………………………..35
Приложения……………………………………………………………………...36

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovik_po_marketingu.doc

— 1.56 Мб (Скачать файл)

Если сметана по каким-либо причинам исчезнет с рынка, то 93,3% респондентов начнут использовать товар заменитель, на 6,7% респондентах это никак не отразится.

Посредством открытого вопроса, применяемого в анкете, выяснилось, что женщины отдают предпочтение следующим маркам сметаны: ОАО «Сухонский молочный комбинат» – 56,7% респондентов, «Вологжанка» ВМК – 30% респондентов, Сметана, г. Великий Устюг – 10% респондентов, Сметана ЧМК – 3,3% респондентов.

Предложенную в открытом вопросе фразу «Когда я выбираю  сметану, то обращаю внимание на…» респонденты закончили следующим  образом:

производителя – 66,7% женщин (20 человек);

сроки годности – 50% женщин (15 человек);

качество – 36,7% женщин (11 человек);

жирность – 26,7% женщин (8 человек);

упаковку – 16,7% женщин (5 человек);

консистенцию – 10% женщин (3 человека);

состав – 3,3% женщин (1 человек);

цену – 3,3% женщин (1 человек);

вкус – 3,3% женщин (1 человек).

40% респондентов (12 человек) покупают сметану два раза в неделю, по 26,7% составляют респонденты, которые покупают метану один раз в неделю и ежедневно, по 3,3% составляют респонденты, которые покупают метану один раз в две недели и через день. При этом разовая покупка обходится 46,7% опрошенным (14 женщинам) в денежную сумму от 20 до 40 руб., 40% опрошенным (12 женщинам) – до 20 руб., а 13,3% опрошенным (4 женщинам) – от 40 до 60 руб. Причем объем разовой покупки для 16 человек (53,3%) составляет 200 г., для 1 человека (3,3%) – 250 г., для 3 человек (10%) – 300 г., для 6 человек (20%) – 400 г., для 4 человек (13,3%) – 500 г.

При анализе ответов  респондентов на вопросы об их действиях  при повышении цены на сметану на 25% выяснилось, что у 70% (21 человека) объем покупки составит 200 г., у 3,3% (1 человека) – 250 г., по 10% (по 3 человека) – 300 г. и 400 г. и у 6,7% (2 человек) – 500 г. При снижении цены на 25% - у 10 человек (33,3%) объем покупки составит 200 г., у одного человека – 300 г. и 250 г. (по 3,3%), у 12 человек (40%) – 400 г. и у 6 человек (20%) – 500 г.

При ответе на вопрос о возможных действиях при увеличении их дохода на 30%: объем покупки в 200 г наблюдается у 23,3% респондентов (у 7 человек), в 250 г – у 3,3 % или у 1 человека, в 300 г – у 3,3% или у 1 человека, в 400 г – у 43,3% или у 13 человек, в 500 г – у 26,7% или у 8 человек. А если доход уменьшится на 30%, то у 70% респондентов (у 21 человека) покупка составит 200 г, у 3,3% или у 1 человека – 250 г, у 3,3% или 1 человека – 300 г, у 13,3% или 4 человек – 400 г, у 10% или 3 человек – 500г.

Эластичность спроса – это изменение объема спроса на товар под воздействием определенных факторов.

Для построения графика  зависимости спроса на сметану от цены находим три точки: А (251,667; 30,838) – при увеличении цены на 25 %; Б (291,667; 24,67) – при средней цене и объеме разовой покупки; В (345; 18,503) – при уменьшении цены на 25 %. График представлен на рис. 2

 

           Рис. 2 Эластичность спроса по цене

 

При увеличении цены на 25% (30,8378 руб.) объем потребления уменьшится с 291,667 г до 251,667 г, а при ее снижении на 25% – возрастет до 345 г. Рассчитав коэффициент эластичности по цене по формуле (1) (Приложение В) получили, что при увеличении цены он равен 0,662, а при снижении – 0,588. В обоих случаях Ер <1, что говорит о неэластичном спросе, то есть объем спроса изменяется на меньший процент, чем цена. Это может быть обусловлено тем, что покупатели считают – повышенная цена оправдана повышением качества товара, ростом инфляции и т.п., они медленно меняют свои покупательские привычки и не торопятся искать более дешевые товары.

Для построения графика  зависимости спроса на сметану от дохода также находим три точки: А1 (261,667; 8960) – при снижении дохода на 30%; Б1 (291,667; 12800) – при среднем доходе и объеме разовой покупки; В1 (371,667; 16640) – при увеличении дохода на 30%. График представлен на рис. 3.

 

          Рис. 3 Эластичность спроса по доходу

 

При уменьшении дохода на 30% (8960 руб.) объем потребления сметаны уменьшится с 291,667 г. до 261,667 г., а при его увеличении на 30% - увеличится до 371,667 г. Рассчитав по формуле (2) коэффициент эластичности по доходу (Приложение В), получили, что при увеличении дохода он равен 0,932, а при уменьшении - 0,315, то есть в обоих случаях ЕI > 0. Это указывает на то, что сметана – нормальный товар, то есть объем спроса на товар и доход прямо пропорциональны. А так как коэффициент эластичности находится в пределах от 0 до 1, то сметану можно отнести к товарам первой необходимости.

Емкость рынка, которую  нашли по формуле (3) (Приложение В), составляет 15471,015 руб. Это возможный объем спроса на сметану при данном уровне цен и в данном временном интервале. При этом допускают, что потребление товара равно его производству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы и  предложения

 

Маркетинговые исследования – систематическое определение  круга данных, необходимых в связи  со стоящей перед фирмой маркетинговой  ситуацией, их сбор, анализ и отчет  о результатах. Маркетинговые исследования применяются, когда необходима определенная информация для принятия решения, их цель – создать развернутую информационно-аналитическую базу для принятия управленческого решения.

Данное исследование призвано отразить состояние спроса на сметану, выявить главные факторы, определяющие выбор сметаны и способные повлиять на поведение потребителей.

В результате маркетингового исследования потребительских предпочтений на рынке сметаны города Сокол Вологодской области, проводимого полевым методом (методом опроса с помощью анкетирования) выяснилось, что 100% опрошенных женщин покупают сметану и на основе их ответов были сделаны следующие выводы:

Во-первых, сметана является товаром повседневного спроса, такие товары характеризуются постоянным спросом на них, чаще всего ежедневным потреблением, поэтому покупатели предпочитают приобретать сметану в упаковках, чаще всего небольшого объёма (200 грамм), такой объём вполне устраивает покупателей и по цене и по сроку потребления. Потребление данного товара зависит в основном от собственных вкусов, предпочтений, желаний и личного опыта предыдущих покупок. Но при этом потребители также прислушиваются к мнениям и советам знакомых, обращают внимание на рекламу, поэтому для увеличения спроса и сбыта сметаны производителям необходимо обратить внимание именно на этот момент.

Во-вторых, чаще всего покупатели делают покупки сметаны в супермаркетах, реже в продуктовых магазинах и специализированных магазинах производителей молочной продукции, поэтому для совершенствования сбыта производителям следует расширить свое сотрудничество именно с такими торговыми точками.

В-третьих, предпочтения, касающиеся жирности сметаны, варьируются от 15% до 25% , при этом весомого перевеса к тому или иному проценту жирности не наблюдается, поэтому производителям можно порекомендовать расширить ассортиментный ряд сметаны по критерию жирности.

В-четвёртых, существенное влияние при выборе сметаны оказывают такие факторы, как качество, сроки годности, жирность, упаковка и консистенция, поэтому производителям следует обратить особое внимание на контроль и совершенствование этих факторов для поддержания конкурентоспособности товара на рынке.

Таким образом, чтобы  увеличить спрос на сметану в нашем сегменте (женщины трудоспособного возраста города Сокол Вологодской области) производителям необходимо обратить внимание на качество, строго отслеживать соблюдение технологии и стандартов, также расширить ассортимент сметаны и разработать рекламную компанию. Чтобы увеличить спрос на сметану на всем рынке г. Сокол Вологодской области можно предложить производителям также расширить ассортимент выпускаемой продукции и улучшить ее качество.

Спрос на сметану неэластичен во всех случаях (при увеличении и снижении цены и дохода), так как объем спроса изменяется на меньший процент, чем цена и доход. В случае повышения цены, это например может быть обусловлено тем, что покупатели считают – повышенная цена оправдана повышением качества товара, ростом инфляции и т.п., они медленно меняют свои покупательские привычки и не торопятся искать более дешевые товары.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературных источников

 

  1. Панкрухин А.П. Маркетинг: учебник для студентов, обучающихся по специальности «Маркетинг» - 6-е издание, - М.: Издательство «Омега-Л», 2009.
  2. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика – М: Издательство «Финпресс», 2003.
  3. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации: статистический сборник. Госкомстат России. - М:, 2009.
  4. Ерёмин В.Н. Маркетинг: основы и маркетинг информации: учебник / В.Н. Ерёмин. — М.: КНОРУС, 2006.
  5. Бронникова Т.С. Маркетинг: теория, методика, практика: учеб. пос. по спец. «Менеджмент организации» / Т.С. Бронникова. – М.: Кнорус, 2007.
  6. Горелова А. Маркетинговое исследование: многоаспектный взгляд//маркетинг, № 6, 2000.
  7. Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций – М: ЮНИТИ – ДАНА, 2001
  8. Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг – СПб: Питер, 2002.
  9. Уткин Э.А., Бутова Т.В. Маркетинг: вопросы и ответы – М: ИКФ «ЭКМОС», 2003
  10. Котлер, Филип. Основы маркетинга: краткий курс: [пер. с англ.] / Ф. Котлер. – М.: Вильямс, 2007

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  А

 

Географический признак:


(субъект федерации)

 




(административное

         деление)




(поселения)


Демографический признак:



(Пол)



(Возраст)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б

 

Таблица 4 - Сводная таблица результатов опроса (анкетирования)

 

Вопрос и  варианты ответа

Количество  человек

В % к итогу

1.Покупаете  ли Вы сметану?

  • Да
  • Нет

Если  нет, то перейти к вопросу № 23

 

30

0

 

100,0

0,0

2. Как часто Вы покупаете сметану?

  • Ежедневно
  • Один раз в неделю
  • Два раза в неделю
  • Один раз в две недели
  • Свой вариант – через день

 

8

8

12

1

1

 

26,7

26,7

40,0

3,3

3,3

3. Сметану какой жирности Вы предпочитаете?

  • 10%
  • 15%
  • 18%
  • 20%
  • 25%

 

0

8

6

7

9

 

0,0

26,7

20,0

23,3

30,0

4. Какую фасовку сметаны Вы предпочитаете?

  • На развес
  • В упаковках

 

5

25

 

16,7

83,3

5. Где чаще всего Вы приобретаете сметану?

  • В продуктовых магазинах
  • В супермаркетах,
  • В специализированных магазинах производителей молочной продукции

 

7

16

7

 

23,3

53,3

23,3

6. Обращаете ли Вы внимание при покупке на цену сметаны?

  • Нет, для меня цена не важна
  • Иногда, в зависимости от наличия денежных средств
  • Да, стараюсь купить подешевле

 

 

14

15

 

1

 

 

46,7

50,0

 

3,3

7. Имеет ли для Вас значение производитель сметаны?

  • Нет, производитель сметаны не имеет значения
  • Иногда это важно
  • Да, производитель сметаны играет большую роль

 

 

0

11

19

 

 

0,0

36,7

63,3


Продолжение таблицы 4

1

2

3

8. Обращаете ли Вы внимание на дизайн упаковки при выборе сметаны?

  • Для меня внешний вид упаковки не играет никакой роли
  • Иногда я обращаю на это внимание, но дизайн не является определяющим фактором при моём выборе
  • Дизайн упаковки играет важную роль при выборе сметаны

 

 

11

 

19

 

 

0

 

 

36,7

 

63,3

 

 

0,0

9. Имеет ли для Вас значение соответствие сметаны ГОСТу и другим стандартам качества?

  • Нет, для меня это не имеет никакого значения
  • Да, это очень важно

 

 

2

28

 

 

6,7

93,3

10. Довольны ли Вы ассортиментом сметаны в магазинах?

  • Довольна
  • Вполне довольна
  • Не довольна 

 

 

17

13

0

 

 

56,7

43,3

0,0

11. Если сметана по каким-либо причинам исчезнет с рынка, то…

  • На мне это никак не отразится
  • Я начну использовать товар заменитель

 

 

2

28

 

 

6,7

93,3

12. На какой источник информации Вы опираетесь при выборе сметаны?

  • Рекламу данной марки
  • Мнение и советы знакомых
  • Свой личный опыт

 

 

6

5

19

 

 

20,0

16,7

63,3

13. На Ваш взгляд марки сметаны достаточно разрекламированы в СМИ?

  • Да, рекламы предостаточно
  • Нет, хотелось бы, чтобы рекламы различных марок было больше

 

 

18

12

 

 

60,0

40,0

14. Что для Вас важно при выборе сметаны?

  • Качество
  • Цена
  • Пр<span class="dash0410_0431_0437_0430_0446_0020_0441_043f_0438_0441_043a_0430__Char" sty

Информация о работе Маркетинговое исследование потребительских предпочтений на рынке сметаны г.Сокол Вологодской области