Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 11:08, курсовая работа
В связи с этим цель данной курсовой работы: провести маркетинговое исследование потребительских предпочтений на товарном рынке сметаны города Сокол Вологодской области.
Задачи исследования:
познакомиться с продуктом, изучить его основные характеристики;
познакомиться с выбранным сегментом рынка;
определить необходимые инструменты и методы исследования, разработать план маркетингового исследования;
собрать и проанализировать информацию:
сделать выводы и разработать рекомендации.
Введение….………………………………………………..……………………...3
1. Цель и задачи исследования……………………………..…………………....5
2. Общая характеристика потребительского рынка
г. Сокол, Вологодская область………………………………………………..8
3. Характеристика выбранного сегмента рынка……………………………....12
4. Характеристика выбранного товара – сметана……………………………..14
5. Процедура маркетингового исследования……………………………….….16
5.1. Основные этапы маркетингового исследования………………………16
5.2. Методы сбора маркетинговой информации…………………………...19
5.3. Инструменты сбора первичной информации………………………….21
5.4. Способы связи с респондентами………………………………………..24
5.5 Планирование выборки…………………………………………………..26
6. План и инструментарий исследования……………………………...……….27
7. Результаты исследования и их анализ……………………………………….29
Выводы и предложения……….…………………………………………...……33
Список литературных источников……………………………………………..35
Приложения……………………………………………………………………...36
Если сметана по каким-либо причинам исчезнет с рынка, то 93,3% респондентов начнут использовать товар заменитель, на 6,7% респондентах это никак не отразится.
Посредством открытого вопроса, применяемого в анкете, выяснилось, что женщины отдают предпочтение следующим маркам сметаны: ОАО «Сухонский молочный комбинат» – 56,7% респондентов, «Вологжанка» ВМК – 30% респондентов, Сметана, г. Великий Устюг – 10% респондентов, Сметана ЧМК – 3,3% респондентов.
Предложенную в открытом
вопросе фразу «Когда я выбираю
сметану, то обращаю внимание на…»
респонденты закончили
производителя – 66,7% женщин (20 человек);
сроки годности – 50% женщин (15 человек);
качество – 36,7% женщин (11 человек);
жирность – 26,7% женщин (8 человек);
упаковку – 16,7% женщин (5 человек);
консистенцию – 10% женщин (3 человека);
состав – 3,3% женщин (1 человек);
цену – 3,3% женщин (1 человек);
вкус – 3,3% женщин (1 человек).
40% респондентов (12 человек) покупают сметану два раза в неделю, по 26,7% составляют респонденты, которые покупают метану один раз в неделю и ежедневно, по 3,3% составляют респонденты, которые покупают метану один раз в две недели и через день. При этом разовая покупка обходится 46,7% опрошенным (14 женщинам) в денежную сумму от 20 до 40 руб., 40% опрошенным (12 женщинам) – до 20 руб., а 13,3% опрошенным (4 женщинам) – от 40 до 60 руб. Причем объем разовой покупки для 16 человек (53,3%) составляет 200 г., для 1 человека (3,3%) – 250 г., для 3 человек (10%) – 300 г., для 6 человек (20%) – 400 г., для 4 человек (13,3%) – 500 г.
При анализе ответов респондентов на вопросы об их действиях при повышении цены на сметану на 25% выяснилось, что у 70% (21 человека) объем покупки составит 200 г., у 3,3% (1 человека) – 250 г., по 10% (по 3 человека) – 300 г. и 400 г. и у 6,7% (2 человек) – 500 г. При снижении цены на 25% - у 10 человек (33,3%) объем покупки составит 200 г., у одного человека – 300 г. и 250 г. (по 3,3%), у 12 человек (40%) – 400 г. и у 6 человек (20%) – 500 г.
При ответе на вопрос о возможных действиях при увеличении их дохода на 30%: объем покупки в 200 г наблюдается у 23,3% респондентов (у 7 человек), в 250 г – у 3,3 % или у 1 человека, в 300 г – у 3,3% или у 1 человека, в 400 г – у 43,3% или у 13 человек, в 500 г – у 26,7% или у 8 человек. А если доход уменьшится на 30%, то у 70% респондентов (у 21 человека) покупка составит 200 г, у 3,3% или у 1 человека – 250 г, у 3,3% или 1 человека – 300 г, у 13,3% или 4 человек – 400 г, у 10% или 3 человек – 500г.
Эластичность спроса – это изменение объема спроса на товар под воздействием определенных факторов.
Для построения графика зависимости спроса на сметану от цены находим три точки: А (251,667; 30,838) – при увеличении цены на 25 %; Б (291,667; 24,67) – при средней цене и объеме разовой покупки; В (345; 18,503) – при уменьшении цены на 25 %. График представлен на рис. 2
Рис. 2 Эластичность спроса по цене
При увеличении цены на 25% (30,8378 руб.) объем потребления уменьшится с 291,667 г до 251,667 г, а при ее снижении на 25% – возрастет до 345 г. Рассчитав коэффициент эластичности по цене по формуле (1) (Приложение В) получили, что при увеличении цены он равен 0,662, а при снижении – 0,588. В обоих случаях Ер <1, что говорит о неэластичном спросе, то есть объем спроса изменяется на меньший процент, чем цена. Это может быть обусловлено тем, что покупатели считают – повышенная цена оправдана повышением качества товара, ростом инфляции и т.п., они медленно меняют свои покупательские привычки и не торопятся искать более дешевые товары.
Для построения графика зависимости спроса на сметану от дохода также находим три точки: А1 (261,667; 8960) – при снижении дохода на 30%; Б1 (291,667; 12800) – при среднем доходе и объеме разовой покупки; В1 (371,667; 16640) – при увеличении дохода на 30%. График представлен на рис. 3.
Рис. 3 Эластичность спроса по доходу
При уменьшении дохода на 30% (8960 руб.) объем потребления сметаны уменьшится с 291,667 г. до 261,667 г., а при его увеличении на 30% - увеличится до 371,667 г. Рассчитав по формуле (2) коэффициент эластичности по доходу (Приложение В), получили, что при увеличении дохода он равен 0,932, а при уменьшении - 0,315, то есть в обоих случаях ЕI > 0. Это указывает на то, что сметана – нормальный товар, то есть объем спроса на товар и доход прямо пропорциональны. А так как коэффициент эластичности находится в пределах от 0 до 1, то сметану можно отнести к товарам первой необходимости.
Емкость рынка, которую нашли по формуле (3) (Приложение В), составляет 15471,015 руб. Это возможный объем спроса на сметану при данном уровне цен и в данном временном интервале. При этом допускают, что потребление товара равно его производству.
Выводы и предложения
Маркетинговые исследования – систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах. Маркетинговые исследования применяются, когда необходима определенная информация для принятия решения, их цель – создать развернутую информационно-аналитическую базу для принятия управленческого решения.
Данное исследование призвано отразить состояние спроса на сметану, выявить главные факторы, определяющие выбор сметаны и способные повлиять на поведение потребителей.
В результате маркетингового исследования потребительских предпочтений на рынке сметаны города Сокол Вологодской области, проводимого полевым методом (методом опроса с помощью анкетирования) выяснилось, что 100% опрошенных женщин покупают сметану и на основе их ответов были сделаны следующие выводы:
Во-первых, сметана является товаром повседневного спроса, такие товары характеризуются постоянным спросом на них, чаще всего ежедневным потреблением, поэтому покупатели предпочитают приобретать сметану в упаковках, чаще всего небольшого объёма (200 грамм), такой объём вполне устраивает покупателей и по цене и по сроку потребления. Потребление данного товара зависит в основном от собственных вкусов, предпочтений, желаний и личного опыта предыдущих покупок. Но при этом потребители также прислушиваются к мнениям и советам знакомых, обращают внимание на рекламу, поэтому для увеличения спроса и сбыта сметаны производителям необходимо обратить внимание именно на этот момент.
Во-вторых, чаще всего покупатели делают покупки сметаны в супермаркетах, реже в продуктовых магазинах и специализированных магазинах производителей молочной продукции, поэтому для совершенствования сбыта производителям следует расширить свое сотрудничество именно с такими торговыми точками.
В-третьих, предпочтения, касающиеся жирности сметаны, варьируются от 15% до 25% , при этом весомого перевеса к тому или иному проценту жирности не наблюдается, поэтому производителям можно порекомендовать расширить ассортиментный ряд сметаны по критерию жирности.
В-четвёртых, существенное влияние при выборе сметаны оказывают такие факторы, как качество, сроки годности, жирность, упаковка и консистенция, поэтому производителям следует обратить особое внимание на контроль и совершенствование этих факторов для поддержания конкурентоспособности товара на рынке.
Таким образом, чтобы увеличить спрос на сметану в нашем сегменте (женщины трудоспособного возраста города Сокол Вологодской области) производителям необходимо обратить внимание на качество, строго отслеживать соблюдение технологии и стандартов, также расширить ассортимент сметаны и разработать рекламную компанию. Чтобы увеличить спрос на сметану на всем рынке г. Сокол Вологодской области можно предложить производителям также расширить ассортимент выпускаемой продукции и улучшить ее качество.
Спрос на сметану неэластичен во всех случаях (при увеличении и снижении цены и дохода), так как объем спроса изменяется на меньший процент, чем цена и доход. В случае повышения цены, это например может быть обусловлено тем, что покупатели считают – повышенная цена оправдана повышением качества товара, ростом инфляции и т.п., они медленно меняют свои покупательские привычки и не торопятся искать более дешевые товары.
Список литературных источников
Приложение А
Географический признак:
(субъект федерации)
(административное
деление)
(поселения)
Демографический признак:
(Пол)
(Возраст)
Приложение Б
Таблица 4 - Сводная таблица результатов опроса (анкетирования)
Вопрос и варианты ответа |
Количество человек |
В % к итогу |
1.Покупаете ли Вы сметану?
Если нет, то перейти к вопросу № 23 |
30 0 |
100,0 0,0 |
2. Как часто Вы покупаете сметану?
|
8 8 12 1 1 |
26,7 26,7 40,0 3,3 3,3 |
3. Сметану какой жирности Вы предпочитаете?
|
0 8 6 7 9 |
0,0 26,7 20,0 23,3 30,0 |
4. Какую фасовку сметаны Вы предпочитаете?
|
5 25 |
16,7 83,3 |
5. Где чаще всего Вы приобретаете сметану?
|
7 16 7 |
23,3 53,3 23,3 |
6. Обращаете ли Вы внимание при покупке на цену сметаны?
|
14 15
1 |
46,7 50,0
3,3 |
7. Имеет ли для Вас значение производитель сметаны?
|
0 11 19 |
0,0 36,7 63,3 |
Продолжение таблицы 4
1 |
2 |
3 |
8. Обращаете ли Вы внимание на дизайн упаковки при выборе сметаны?
|
11
19
0 |
36,7
63,3
0,0 |
9. Имеет ли для Вас значение соответствие сметаны ГОСТу и другим стандартам качества?
|
2 28 |
6,7 93,3 |
10. Довольны ли Вы ассортиментом сметаны в магазинах?
|
17 13 0 |
56,7 43,3 0,0 |
11. Если сметана по каким-либо причинам исчезнет с рынка, то…
|
2 28 |
6,7 93,3 |
12. На какой источник информации Вы опираетесь при выборе сметаны?
|
6 5 19 |
20,0 16,7 63,3 |
13. На Ваш взгляд марки сметаны достаточно разрекламированы в СМИ?
|
18 12 |
60,0 40,0 |
14. Что для Вас важно при выборе сметаны?
|