Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 11:08, курсовая работа
В связи с этим цель данной курсовой работы: провести маркетинговое исследование потребительских предпочтений на товарном рынке сметаны города Сокол Вологодской области.
Задачи исследования:
познакомиться с продуктом, изучить его основные характеристики;
познакомиться с выбранным сегментом рынка;
определить необходимые инструменты и методы исследования, разработать план маркетингового исследования;
собрать и проанализировать информацию:
сделать выводы и разработать рекомендации.
Введение….………………………………………………..……………………...3
1. Цель и задачи исследования……………………………..…………………....5
2. Общая характеристика потребительского рынка
г. Сокол, Вологодская область………………………………………………..8
3. Характеристика выбранного сегмента рынка……………………………....12
4. Характеристика выбранного товара – сметана……………………………..14
5. Процедура маркетингового исследования……………………………….….16
5.1. Основные этапы маркетингового исследования………………………16
5.2. Методы сбора маркетинговой информации…………………………...19
5.3. Инструменты сбора первичной информации………………………….21
5.4. Способы связи с респондентами………………………………………..24
5.5 Планирование выборки…………………………………………………..26
6. План и инструментарий исследования……………………………...……….27
7. Результаты исследования и их анализ……………………………………….29
Выводы и предложения……….…………………………………………...……33
Список литературных источников……………………………………………..35
Приложения……………………………………………………………………...36
в) заключительная часть (дополнения): приложения, содержащие добавочную информацию для более глубокого осмысления представленных результатов, сопутствующие выводы и предложения по смежным проблемам, возможные перспективы дальнейших исследований. [1]
5.2. Методы сбора маркетинговой информации
Выявив проблему и определив цели исследования, можно приступать к сбору информации. Как правило, это самый дорогой и самый чреватый ошибками этап. Здесь необходимо определить вид интересующей информации и пути ее наиболее эффективного сбора.
Исследователь может собирать вторичные или первичные данные или те и другие одновременно.
Вторичные данные – информация, которая уже где-то существует, будучи собранной для других целей.
Первичные данные – информация, собранная впервые для какой-либо конкретной цели.
Вторичные данные служат
отправной точкой. Они помогают
исследователю более глубоко
ознакомиться с ситуацией в
отрасли, с тенденциями
Получают ее из внутренних и внешних источников. Внутренними источниками служат годовые отчеты компании, финансовая документация, программы развития компании и т.д. Внешними являются различные периодические издания, справочники, законы, постановления государственных органов, компьютерные информационные системы, рекламные материалы и другое.
Однако эти данные могут не содержать нужных сведений либо содержать информацию уже устаревшую, неточную, неполную, ненадежную. В этом случае исследователю придется с гораздо большими затратами средств и времени собирать первичные данные, которые, вероятно, окажутся и более актуальными и более точными.
Деление маркетинговой информации на две группы предопределяет и два метода ее сбора. Выделяют кабинетные и полевые исследования.
Метод кабинетных исследований предполагает изучение вторичных данных и задействует следующие варианты анализа документов:
1) традиционный (классический)
Материалы анализируются с конкретной точки зрения. Выделяются основные мысли и идеи, прослеживается логика связей, противоречия, но метод обладает субъективностью и трудоемкостью.
2) информативно-целевой
Анализируется информативность материалов, способность автора реализовать коммуникативные намерения.
3) контент-анализ
Анализируются определенные смысловые категории в содержании материалов, проводится статистическая обработка. Условием применения является большой массив информации.
Первичную информацию получают методами полевых исследований. Поскольку сведения предоставляет непосредственно сам объект исследования, то возможно выяснить его эмпирические характеристики в соответствии с поставленными целями исследования. Методика сбора информации и выполнения полевых процедур контролируется самой фирмой, поэтому она имеет реальное представление о качестве собранных данных. Результаты исследования недоступны для конкурентов, так как являются собственностью организации, инициировавшей исследование.
Однако сбор полевыми методами – длительный, дорогостоящий и трудоемкий процесс. Подход фирмы к изучению объекта может носить ограниченный характер, возможны ошибки непрофессионализма, а некоторые виды информации (например, данные переписи) не могут быть получены самостоятельно. Но данные, собранные этим методом, представляют особый интерес для организаций, он используется в большинстве маркетинговых исследований.
Полевые исследования включают три основных способа сбора первичных данных, а именно наблюдение, эксперимент, опрос.
Наблюдение – метод сбора первичной информации путем пассивной регистрации исследователем определенных процессов, действий, поступков людей, событий, которые могут быть выявлены органами чувств.
Условия для проведения наблюдения:
Эксперимент – метод
сбора первичной информации путем
активного вмешательства
В ходе эксперимента исследователь активно вмешивается в процесс появления данных, поскольку манипулирует воздействием отдельного фактора с целью выявления его влияния на состояние исследуемого объекта. Таким образом, на основе изолированных изменений переменных осуществляется проверка причинно-следственных связей между событиями.
Условия проведения эксперимента:
- изменению подвергается
только одна независимая
- внешние условия проведения стабильны;
- период проведения
должен быть достаточным для
получения достоверных
Опрос – метод сбора первичной информации путем выяснения субъективных мнений, предпочтений, установок людей в отношении какого-либо объекта.
Безусловно, информация, полученная этим методом, отражает реальность через призму сознания людей, поэтому к опросу чаще всего обращаются в случаях, когда респондент является необходимым, а иногда и единственным источником сведений об изучаемых явлениях и процессах (например, когда необходимо выяснить причины наблюдаемого поведения, получить пояснения о предпочитаемых образцах поведения, выявить отношение к чему-либо или кому-либо, изучить потребности, интересы.
Респондент – это обследуемое лицо, субъект, отвечающий на вопросы.
В практике маркетинговых исследований различают множество форм проведения опроса.
Некоторые формы опроса получили самостоятельные названия.
Фокусирование (фокус-группа) – форма опроса, в основе которой лежит всестороннее обсуждение проблемы с подобранной группой людей с целью установления качественных параметров поведения потребителей.
Панельные исследования (панель) – форма опроса, предполагающая повторяющийся сбор данных в одной и той же группе людей на одну и ту же тему через равные промежутки времени с целью контроля происходящих изменений в поведении потребителей под воздействием внешней среды.
Глубинное интервью – форма опроса, при которой задаются вопросы по определенной теме с целью понять, почему человек ведет себя определенным образом, что он думает по определенной теме, как может обосновать ответы и какие приводит аргументы.
Анкетирование – опрос с помощью анкеты.
Существует очень много
5.3. Инструменты сбора первичной информации
Сбор информации может осуществляться с помощью механических устройств или рабочих документов.
Механические устройства
фиксируют реакцию людей на различные
продукты, ситуации, рекламу и т.п.
Для замеров интенсивности
Под рабочими документами подразумеваются анкеты, бланки наблюдений, дневники регистрации покупки и другие формы, предназначенные для фиксирования сведений в момент их возникновения. Они должны учитывать состав и характер собираемой информации, проблемы, присущие коммуникации, так как рабочие документы представляют исходную информацию для дальнейшего анализа.
В маркетинговых изысканиях самым распространенным орудием исследования является анкета.
Анкета – это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен ответить.
В ходе ее разработки исследователь маркетинга вдумчиво отбирает вопросы, которые необходимо задать, выбирает форму этих вопросов, их формулировки и последовательность.
Начнем с последнего. Существует два основных подхода к последовательности вопросов в анкете:
В структуре анкеты выделяют три части:
1) Вводная часть
Носит подготовительный характер. Здесь содержится обращение к опрашиваемому, в котором указывается, кто проводит опрос, для чего, в каких целях, подчеркивается важность и значимость достоверных ответов, дается инструкция по заполнению, при необходимости гарантируется анонимность полученных сведений.
2) Основная часть
Состоит из вопросов, ответы на которые раскрывают содержание опроса; сюда же включают контрольные вопросы, которые проверяют достоверность и искренность респондентов, и вопросы, снимающие психологическое напряжение.
3) Структурная часть (паспортичка)
Включает вопросы, непосредственно не относящиеся к теме опроса, а характеризующие такие признаки опрашиваемых, по которым затем будет составляться группировка анкетных данных. Это сведения о доходах, возрасте, месте жительства, профессиональном, семейном, социальном статусе и т.д.
Правильность, а значит и эффективность анкеты будет выше, если при определении последовательности вопросов следовать следующим рекомендациям:
- последовательность
вопросов должна
- не допускать влияния одного вопроса на другой. Респондент, опасаясь показаться непоследовательным, может ответить на данный вопрос под влиянием ответа на предшествующий;
- необходимо постепенно подготавливать респондента к ответу на основные вопросы, которые задаются в середине анкеты. К этому моменту опрашиваемый психологически подготовлен к ответу на них и еще не утомлен процедурой опроса;
- не следует задавать
вопросы на осведомленность
- вопросы личного характера
следует задавать в конце основ
Одной из наиболее сложных процедур разработки анкеты является формулировка вопросов.
Здесь необходимо соблюдать следующий минимум требований:
Самые распространенные ошибки – постановка вопросов, на которые невозможно ответить, на которые не захотят отвечать, которые не требуют ответа, и отсутствие вопросов, на которые следовало бы обязательно получить ответы.
Возможно сочетание этих форм. В таком случае опрашиваемому предлагаются варианты ответа, среди которых есть такой, как «свой вариант».
Также можно представить еще одну классификацию, которая выделяет вопросы:
- о фактах или действиях;
- о мнениях и намерениях.
Таким образом, в руках
Самым распространенным из них является анкета. Это не просто список вопросов, а весьма тонкий и гибкий инструмент. Она требует тщательной проработки. Все важно: типы и формы вопросов, их последовательность и количество, корректность и уместность.