Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:19, курсовая работа
Целью работы является выявление необходимости создания в городе молодежного печатного издания и возможной информационной наполняемости Новоуральского СМИ.
Для этого поставлены задачи:
1) Изучение рынка СМИ в г. Новоуральске;
2) Проведение анкетирования среди молодежи;
3) Обработка результатов анкетирования.
Введение………………………………………………………………….………………….. 4
1 Анализ рынка печатных СМИ г. Новоуральска…………………….………………….. 6
1.1 Печатные СМИ России……………………………………..………………………. 6
1.2 Печатные СМИ Новоуральска…………………………….……………………….. 12
1.3 Молодежные СМИ г. Новоуральска………………………….…………………… 14
2 Маркетинговые исследования потребительского рынка г. Новоуральска в разрезе молодежного СМИ……………………………….…………………………………………. 17
2.1 Определение проблемы и целей исследования……………………………………. 17
2.1.1 Определение потребности в проведении маркетинговых исследований…... 17
2.1.2 Определение проблемы………………………………………………………... 17
2.1.3 Формулирование целей маркетинговых исследований……………………... 17
2.2 Разработка плана исследований………………………………............................... 18
2.2.1 Выбор методов проведения маркетинговых исследований…………………. 19
2.2.2 Определение типа требуемой информации и источники ее получения…… 20
2.2.3 Определение метода сбора необходимых данных…………………………… 21
2.2.4 Разработка форм для сбора данных…………………………………………... 22
2.2.5 Разработка выборочного плана и определение объема выборки…………… 22
2.3 Реализация плана исследований……………………………………………………. 22
2.3.1Сбор данных………………………………......................................................... 22
2.3.2 Анализ данных…………………………………………………………………. 23
3 Рекомендации по открытию молодежного издания в г. Новоуральске……………… 30
Заключение…………………………………………………………………………………. 32
Список литературы………………………………………………………………………… 33
При составлении анкеты следует придерживаться ряда общих правил и принципов:
– формулировка вопросов должна быть ясной и точной, их содержание понятным отвечающему, соответствующим его знаниям и образованию;
– сложные и многозначные слова должны исключаться;
– вопросов не должно быть слишком много, поскольку теряется интерес из-за возрастающей усталости;
– включать вопросы, проверяющие степень искренности.
Преимущества метода:
- относительно невысокие материальные затраты;
- отсутствует влияние личности интервьюера;
- возможно использование визуальных средств;
- у респондента достаточно времени на обдумывание вопросов.
Недостатки метода:
- риск невозврата анкет, пропусков в ответах на вопросы;
-
отсутствует возможность разъяснения
сложных моментов.
2.2.4
Разработка форм для
сбора данных
Для опроса молодежи была выбрана форма письменного и электронного анкетирования.
Письменный опрос бывает двух видов – почтовое анкетирование, при котором анкеты в прямом смысле рассылаются по почте, и анкетирование в аудитории. Основными достоинствами почтового анкетирования являются: большое количество вопросов, включаемых в анкету, широкая география охвата с возможностями региональной сегментации, большое количество потенциальных респондентов, относительно небольшие затраты из расчета на одну анкету. Основными недостатками, при данном способе сбора информации, принято считать небольшой возврат анкет (5 – 6 % вернувшихся, от общего числа, считается хорошим результатом), длительный срок ожидания возврата анкет (до 3 - 4 месяцев), невозможность уточнить ответ, если имеет место, некорректный ответ.
Анкетирование в аудитории (по месту жительства, работы, учебы, или при специальном подборе респондентов) дает организаторам право рассчитывать на весьма полное получение информации, при этом респондентов всегда можно подбирать по узким целевым аудиториям, что всегда ценится рекламодателями. В то же время данный способ сбора информации существенно ограничивает общее количество опрашиваемых (для этого анкетирования необходимо большое число респондентов во множестве различных мест, что связано с серьезными организационными проблемами).
Электронное
анкетирование – это опрос
посредством сети Интернет – через
электронную почту, ICQ и создание на
сайте дополнительной функции для простого
прохождения анкеты, Данный способ пользуется
особой популярностью – респондент кликом
мыши, выбирая нужный ответ на вопрос,
прилагает минимум усилий, а готовые результаты
автоматически приходят на электронный
адрес, внесенный в шаблон разработки
электронной анкеты.
2.2.5
Разработка выборочного
плана и определение
объема выборки
Для разработки плана выборки были взяты цифры, предоставленные Комитетом по делам молодежи, семьи, спорту и социальным программам Администрации НГО.
Численность
экономически активного населения:
54,9 тыс. человек
Численность студентов: 3570
человек
Трудоспособного возраста: 60,7 тыс. человек
Численность молодежи в Новоуральске – 30 160 чел.
Для
анкетирования была охвачена молодежная
аудитория (предположительно от 14 до 35
лет), а для расчета был выбран метод Валерия
Паниотто. Это означает, что, взяв цифру
30160 человек, следует опросить 358 молодых
людей и учесть 5% ошибку.
2.3.1
Сбор данных
Молодежью считаются лица в возрасте от 14 до 35 лет, и следующим этапом маркетинговых исследований являются способы и источники получения информации. Предполагалось опросить молодежь различных категорий: школьников, студентов, работающую и временно не работающую молодежь. Опрос проводился в учебных заведениях, в молодежных клубах, кружках, а также посредством сети Интернет. В наше время очень популярными являются социальные сети. Через сайт «Вконтакте» было запущено объявление для участия в анкетировании (в этой сети зарегистрировано 10519 новоуральцев), но как показала практика, опрос через социальную сеть не всегда является эффективным. Во-первых, молодежь может не читать объявления. Во-вторых, респонденты не находят времени, чтобы ответить на представленные вопросы или просто не обладают таким желанием. Помимо этого, были опрошены молодые люди и девушки через ICQ и электронную почту, через молодежные форумы и чаты. На портале molodoi-nsk.ru создана электронная анкета, позволяющая быстро пройти опрос, результаты которого автоматически отсылались на электронный ящик исследователя.
Письменное анкетирование занимает у респондента в среднем 2 минуты, но является затратным методом как в материальном, так и во временном плане.
Для
молодежи было предложено 12 несложных
вопросов разных видов: открытые, закрытые
и смешанные, структура которых проста
и понятна.
2.3.2
Анализ данных
Результаты
анкетирования приведены на рисунке 1-12.
Рисунок
1 – Российские издания, предпочитаемые
опрашиваемыми
Как оказалось, молодежь интересует не только развлечения и материалы, касающиеся их увлечений. Многие интересуются политикой, экономикой, Российскими новостями и выпущенной государственной документацией. Это объясняет заинтересованность в «Российской газете», официального публикатора документов, издание Правительства Российской Федерации, ведущими российскими изданиями «Комсомольская правда» и «Аргументы и факты». Помимо интеллектуалов, многие представительницы женского пола предпочитают журнал «Cosmopolitan» как развлечение и источник актуальной для девушек информации. Настораживает тот факт, что значительный процент опрошенных вообще не читает российскую прессу – они либо ограничиваются городскими изданиями, либо активно пользуются Интернетом и черпают информацию оттуда, либо не интересуются Российской общественной жизнью и довольствуются тем, что их окружает.
Рисунок
2 – Предпочитаемые новоуральские издания
Несколько
удивительно, что молодежную газету
«5 углов» читает лишь 27% опрашиваемых.
Это можно объяснить низким тиражом
газеты и распространением. Возможно,
стоит расширить круг распространения
– не только в учебных заведениях и заведениях
отдыха молодежи, но и в специализированных
магазинах, куда может заходить молодежь:
спортивные, модные, компьютерные и музыкальные
отделы. Лидером среди читаемых новоуральцами
газет стала «Наша городская газета»,
возможно, потому, что является независимой
и имеет оппозиционную точку зрения относительно
городского управления, вставая тем самым
на сторону читателя. «Нейва» же полностью
зависит от городской администрации и
УЭХК, и поэтому является не просто конкурентом
«НГГ», но и полной ей противоположностью.
Тем не менее, часть молодого населения
приобретает и «Нейву», возможно потому,
что в этой газете публикуется документация
и официальная часть Администрации и Думы
НГО, а кА мы поняли из предыдущего вопроса,
интеллектуальную молодежь это очень
интересует.
Таблица 2 – Рынок печатных изданий г. Новоуральска
Рисунок
3 – Целесообразен ли выпуск нового молодежного
издания в Новоуральске?
Поскольку
большинство опрашиваемых ответило
положительно на главный вопрос, то
маркетинговое исследование имеет
смысл, и можно продолжать изучать интересы
целевой аудитории. Из 11% отрицательно
ответивших респондентов аргументировали
свой ответ так:
Рисунок
4 - Причины нецелесообразности выпуска
нового издания
Подавляющее большинство опрашиваемых, считающих, что новая пресса в городе не нужна, аргументировали свой ответ тем, что нужно улучшать уже существующие издания: ввести в них больше информации о молодежной жизни. Но это не совсем целесообразно для самих печатных изданий, ориентированных общую целевую аудиторию.
Рисунок
5 – Периодичность выпуска издания
Под
пунктом «другое» понимались ответы: «1
раз в год», «1 раз в три месяца», которые,
на первый взгляд покажутся смешными.
Как видно из диаграммы, взгляды молодежи
на периодичность выпуска разделились,
но если подойти к проблеме с экономической
точки зрения, то молодежное издание лучше
все-таки начать выпускать с периодичностью
1 раз в месяц. 29% опрашиваемых поддерживают
эту точку зрения.
Рисунок
6 – Рекомендуемые формы печатного издания
Яркость, стильность, приятность на ощупь – скорее всего это главные критерии, по которым опрашиваемая молодежь выбирала издание, тем более, что в городе еще нет как такового информационного (не рекламного!) журнала. Именно журнал подчеркивает яркость молодежной жизни.
Рисунок
7 – Предпочитаемый формат издания
Привычный
для всех формат – это А4: в
таком виде сдаются отчеты, документы,
в таком виде в большинстве своем выпускаются
многие городские газеты и российские
журналы – это стандарт, от которого, по
всей видимости, опрашиваемые решили не
отходить.
Рисунок
8 – Объем издания
Однако, много информации новоуральский читатель не в силах преодолеть, и поэтому большинством было выбран объем 12-24 полосы. Возможно, опрашиваемые исходили из того факта, что в Новоуральске не происходит столько событий, чтобы описывать их, к примеру, на 36 страниц.
Рисунок
9 – Тематика публикаций
Актуальной
темой стали развлечния, молодежные направления
и субкультуры, новости общественной жизни,
отношения между людьми, политика. Меньше
всех молодежь Новоуральска волнует религиозная
тематика. Также респонденты предлагали
свои рубрики: автомобили, компьютеры
и Интернет, животные, рукоделие, гороскоп.
Рисунок
10 – Пол опрашиваемых
Из
358 опрашиваемых было 35% мужского и 65% женского
пола. Девушки охотно соглашались на проведение
опроса, а молодые люди часто отказывались,
поэтому опрос получился больше женским.
Рисунок
11 – Возраст опрашиваемых
Основной
возраст встречающихся опрашиваемых
– 18-25 лет. Эта категория молодежи является
более активной.
Рис. 12 –
Социальный статус опрашиваемых
Из 358 опрашиваемых под категорию студентов попало больше всего человек, 41% - работающая молодежь, 11% - школьники и 1% не отнесли себя ни к какой категории. Это временно не работающие и не учащиеся молодые люди.
3 Рекомендации по
открытию молодежного
издания в г. Новоуральске
Опрос молодежи показал, что молодежное издание в городе нужно, и одной ежемесячной газеты «5 углов» объемом 8 полос недостаточно. Предпочитаемое для них издание – журнал толщиной 12-24 полос формата А4. По содержанию более взрослую молодежь устраивает «Cosmopolitan». Этот журнал выпускается раз в месяц и содержит различную информацию для девушек от интервью со знаменитостями до рубрик сексуального характера. Стоит отметить дизайн журнала и «бонусы» для читателей: пробники, средства гигиены и косметика. Можно последовать примеру «Cosmopolitan» и выровнять информационную часть под менталитет Новоуральска. Мужчины в своих анкетах отмечали журнал «Maxim» и издания о компьютерах и компьютерных играх. Многие читают газеты «Российская газета», «Комсомольская правда», «Известия».