Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 11:07, контрольная работа
Цель контрольной работы: получить теоретические и практические знания в области маркетинговых исследований, провести маркетинговое исследование рынка соков.
В соответствии с поставленной целью были выявлены следующие задачи:
- ознакомиться с сущностью маркетинговых исследований;
- дать характеристику рынку сока;
- провести сегментацию и описать структуру рынка;
- провести маркетинговое исследование рынка сока;
- проанализировать, полученные исследования.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ МАРКЕНГОВЫХ ИСССЛЕДОВАНИЙ 3
Понятие, цели и задачи маркетинговых исследований 3
Процедура маркетингового исследования 4
ГЛАВА 2. СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТОВАРА 7
Понятие сегментирования рынка 7
Принципы сегментации рынка 7
Критерии сегментации потребительского рынка 9
Сегментация рынка соков 14
ГЛАВА 3. ТОВАР В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГА 19
Описание рынка соков 19
Основные количественные характеристики рынка соков 22
ГЛАВА 4. СБОР МАРКЕТИНГОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 24
Выбор методики опроса потребителей 24
Анкета в системе маркетингового исследования 24
Разработка опроса 25
Анализ и интерпретация полученных результатов 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 35
По данным Российского союза производителей соков, соковая продукция разделяется на сырье и готовую соковую продукцию. К сырью, в свою очередь, относятся соки/пюре: (натуральные и концентрированные), ароматообразующие вещества, мякоть, клетки цитрусовых веществ. К готовой продукции следует относить:
- соки
- нектары
- сокосодержащие напитки (в.т.ч. газированные)
- морсы
На мировом соковом рынке различают несколько категорий соков, а именно:
- свежеотжатые соки
- соки прямого отжима
- соки концентрированные
- соки восстановленные (изготовленные из концентрированного сока)
Соки из фруктов и овощей являются неотъемлемой частью рациона здорового питания человека.
Причиной большого внимания к группе «Соки, нектары и сокосодержащие напитки» является то, что, помимо их хорошего вкуса и аромата, эффективного утоления жажды, они имеют высокую пищевую ценность за счет использования для их производства фруктов, ягод и овощей, значение которых для здорового питания исключительно положительно.
Натуральный сок, таким образом, представляет собой жизненно важный продукт питания, имеющий также и высокую стоимость, что весьма ограничивает объемы его потребления.
Главная задача для производителя - это прибыльность, но ее трудно решить, потому что цены на сырье рекордно высоки, а розница продавать товар по высоким ценам отказывается.
Потребители хотят оставаться здоровыми, потому что это - залог высокого уровня жизни, так что хорошее питание является необходимым. Однако изменения в стиле жизни усложняют достижение этих целей. Вот почему победят продукты, в которых сочетаются польза для здоровья и приятные вкусовые и визуальные ощущения, которыми и являются соки.
Высокой себестоимости сока является производство нектаров - жидких продуктов, полученных смешиванием фруктового сока или пюре с водой, сахаром или медом. В нектарах массовая доля сока в зависимости от его вида составляет не менее 25-50 %. Популярность таких напитков среди потребителей привела производителей соков к еще одному варианту решения обсуждаемой проблемы - снижения себестоимости соков за счет разработки и внедрения в коммерческую практику новой товарной группы - сокосодержащих напитков. Эти жидкие продукты, полученные смешиванием фруктового или овощного соков с водой, сахаром, лимонной кислотой и (или) поваренной солью, в которых массовая доля фруктового сока составляет не менее 10 %, а овощного - не менее 40 %.
Ключевым моментом является понимание потребителями разницы. Исследования показали, что, хотя только 30% потребителей действительно понимают разницу между соками из концентратов и соками не из концентратов, все знают, что это не одно и то же, и на основе этого делают выбор при покупке. Главной положительной чертой соков из концентратов является цена, а соки не из концентратов ценятся за качество и бренд.
Таким образом, рынок соков в настоящее
время представлен тремя структурными
однородными товарными группами: соки натуральные, не
В комплексе перечисленных социологических методов в настоящее время наиболее популярен опрос. Его специфика состоит, прежде всего, в том, что источником первичной социологической информации является человек (респондент) - непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. В основе опросного метода лежит совокупность предлагаемых опрашиваемым вопросов, ответы на которые и образуют первичную информацию.
Анкета
1) Употребляете ли Вы соки и нектары?
· да
· нет
2) Как часто Вы пьете соки и нектары?
· раз в месяц и реже
· 2-3 раза в месяц Г раз в неделю
· 3 раза в неделю
· 4-6 раз в неделю
· каждый день
3) Вы обычно покупаете упаковку соков и нектаров объемом:
· 0,2 литра
· 0,5 литра
· 1 литр
· 1,5 литра
· 2 литра
· 3 литра
· затрудняюсь ответить
4) Вы употребляете соки и нектары, потому что хотите:
· побаловать себя, доставить удовольствие
· получить необходимые витамины
· утолить жажду
· приглушить чувство голода
· запить еду затрудняюсь ответить
5) В какое время суток Вы потребляете соки или нектары?
· до завтрака
· во время завтрака
· вместо завтрака
· между завтраком и обедом
· во время обеда
· вместо обеда
· между обедом и ужином
· во время ужина
· вместо ужина
· после ужина
· перед сном
· затрудняюсь ответить
6) Вы чаще всего покупаете:
· 100% соки
· нектары
· соковые напитки
· нет определенных предпочтений
· затрудняюсь ответить
7) Где Вы предпочитаете приобретать соки и нектары?
· продуктовый магазин
· супермаркет
· рынок или мини рынок
· павильон
· киоск
· контейнерная ярмарка
· затрудняюсь ответить
8) Вы выбираете сок или нектар этой марки, потому что он:
· не содержит консервантов
· отечественного производства
· имеет красивую упаковку
· первым попался на глаза
· удобство упаковки в виде крышечки
· был рекомендован
· подходит для детей
· увидел/(услышал) рекламу
· имеет приемлемую цену
· имеет хорошие вкусовые качества
9) Что для Вас наиболее важно при покупке сока или нектара?
· цена
· качество
· затрудняюсь ответить
10) Соки и нектары, с каким вкусом Вы предпочитаете покупать?
· банановый
· тыквенный
· грушевый
· гранатовый
· морковный
· вишневый
· грейпфрутовый
· ананасный
· виноградный
· мультифруктовый
· томатный
· абрикосовый
· персиковый
· апельсиновый
· яблочный
· другое
· затрудняюсь ответить
11) Какие марки соков и нектаров Вы знаете?
· Добрый
· Любимый сад
· Фруктовый сад
· J-7
· Моя семья
· Я
· Rich
· Сокос
· Иваныч
· Чемпион
· Niko
· Да
· Тонус
· Привет
· Caprice
· Другие
12) К какой возрастной группе Вы относитесь?
· 7-10 лет
· 11-20 лет
· 21-30 лет
· 22 31 лет
· 40 лет
· 41-50 лет
· 51-60 лет
13) Каков ваш пол?
· мужчина
· женщина
14) К какой социальной группе Вы относитесь?
· школьник
· студент
· рабочий
· обслуживающий персонал
· специалист
· руководитель
· пенсионер
15) Ваше семейное положение?
· женат (замужем)
· холост (не замужем)
16) Уровень Ваших доходов в месяц?
· до 3 тыс. руб.
· 3-6 тыс. руб.
· 6-10 тыс. руб.
· выше 10 тыс. руб.
Первым вопросом анкеты мы разделяем респондентов на тех, кто употребляет соки и тех, кто не употребляет (дальнейшее их анкетирование не проводится).
Второй вопрос определяет - частоту употребления продукта.
Третий вопрос анкеты определяет предпочитаемый покупателями объем упаковки соков и нектаров.
Четвертый вопрос позволяет выяснить побуждающий мотив употребления данного продукта.
Пятый вопрос задается с целью определения времени, в которое покупатели потребляют соки или нектары.
Шестой вопрос выявляет процентное соотношение употребления соков (от соковых напитков до 100%-х соков)