Маркетинговые исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 11:07, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы: получить теоретические и практические знания в области маркетинговых исследований, провести маркетинговое исследование рынка соков.
В соответствии с поставленной целью были выявлены следующие задачи:
- ознакомиться с сущностью маркетинговых исследований;
- дать характеристику рынку сока;
- провести сегментацию и описать структуру рынка;
- провести маркетинговое исследование рынка сока;
- проанализировать, полученные исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ МАРКЕНГОВЫХ ИСССЛЕДОВАНИЙ 3
Понятие, цели и задачи маркетинговых исследований 3
Процедура маркетингового исследования 4
ГЛАВА 2. СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТОВАРА 7
Понятие сегментирования рынка 7
Принципы сегментации рынка 7
Критерии сегментации потребительского рынка 9
Сегментация рынка соков 14
ГЛАВА 3. ТОВАР В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГА 19
Описание рынка соков 19
Основные количественные характеристики рынка соков 22
ГЛАВА 4. СБОР МАРКЕТИНГОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 24
Выбор методики опроса потребителей 24
Анкета в системе маркетингового исследования 24
Разработка опроса 25
Анализ и интерпретация полученных результатов 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 35

Вложенные файлы: 1 файл

kontrolnaya_marketing.docx

— 54.47 Кб (Скачать файл)

По данным Российского союза производителей соков, соковая продукция разделяется на сырье и готовую соковую продукцию. К сырью, в свою очередь, относятся соки/пюре: (натуральные и концентрированные), ароматообразующие вещества, мякоть, клетки цитрусовых веществ. К готовой продукции следует относить:

- соки

- нектары

- сокосодержащие напитки (в.т.ч. газированные)

- морсы

На мировом соковом рынке различают несколько категорий соков, а именно:

- свежеотжатые соки

- соки прямого отжима

- соки концентрированные

- соки восстановленные (изготовленные из концентрированного сока)

Соки не являются новой продукцией на российском рынке, они были известны потребителю и в советские времена. Сегодня российский рынок соков демонстрирует рост в районе 10% в год.
На российском рынке безалкогольных напитков, сок находится на третьем месте по объемам потребления после сладких газированных напитков.

Соки из фруктов и овощей являются неотъемлемой частью рациона здорового питания человека.

Причиной большого внимания к группе «Соки, нектары и сокосодержащие напитки» является то, что, помимо их хорошего вкуса и аромата, эффективного утоления жажды, они имеют высокую пищевую ценность за счет использования для их производства фруктов, ягод и овощей, значение которых для здорового питания исключительно положительно.

Натуральный сок, таким образом, представляет собой жизненно важный продукт питания, имеющий также и высокую стоимость, что весьма ограничивает объемы его потребления.

Главная задача для производителя - это прибыльность, но ее трудно решить, потому что цены на сырье рекордно высоки, а розница продавать товар по высоким ценам отказывается.

Потребители хотят оставаться здоровыми, потому что это - залог высокого уровня жизни, так что хорошее питание является необходимым. Однако изменения в стиле жизни усложняют достижение этих целей. Вот почему победят продукты, в которых сочетаются польза для здоровья и приятные вкусовые и визуальные ощущения, которыми и являются соки.

Высокой себестоимости сока является производство нектаров - жидких продуктов, полученных смешиванием фруктового сока или пюре с водой, сахаром или медом. В нектарах массовая доля сока в зависимости от его вида составляет не менее 25-50 %. Популярность таких напитков среди потребителей привела производителей соков к еще одному варианту решения обсуждаемой проблемы - снижения себестоимости соков за счет разработки и внедрения в коммерческую практику новой товарной группы - сокосодержащих напитков. Эти жидкие продукты, полученные смешиванием фруктового или овощного соков с водой, сахаром, лимонной кислотой и (или) поваренной солью, в которых массовая доля фруктового сока составляет не менее 10 %, а овощного - не менее 40 %.

Ключевым моментом является понимание потребителями разницы. Исследования показали, что, хотя только 30% потребителей действительно понимают разницу между соками из концентратов и соками не из концентратов, все знают, что это не одно и то же, и на основе этого делают выбор при покупке. Главной положительной чертой соков из концентратов является цена, а соки не из концентратов ценятся за качество и бренд.

Таким образом, рынок соков в настоящее время представлен тремя структурными однородными товарными группами: соки натуральные, нектары и сокосодержащие напитки.

 

 

3.2. Основные количественные  характеристики рынка соков
Производство на Рынке
По данным Роспотребнадзора, на территории российской Федерации функционирует 230 предприятий, производящих соковую продукцию. В общем объеме потребления готовой соковой продукции отечественная соковая продукция в Российской Федерации составляет более 98%.
Импорт и экспорт на Рынке
По данным ФТС импорт алкогольных и безалкогольных напитков в январе 2010 года уменьшился на 45,3%.
Объем Рынка
По данным РБК, оборот российского рынка безалкогольных напитков составляет 6,18 млрд. литров.
Что касается рынка соковой продукции, в 2007 году стали особенно очевидны отрицательные факторы, влияющие на Рынок, в частности, на себестоимость и качество продукции. Объем рынка соков в 2008 году в России в натуральном выражении составил 2,1 млрд. литров, сократившись на 45% по сравнению с предыдущим годом. Отрицательная динамика Рынка была обусловлена введением заградительных пошлин на импорт сокового сырья, переключением потребителей на альтернативные сокам безалкогольные напитки, а также ростом курса доллара в конце 2008 года. По данным исследования BusinesStat, стоимостной объем рынка соков в 2008 году составил 88 млрд. рублей, снизившись на 40% по сравнению с 2007 годом.
По оценкам аналитиков, в декабре 2009 года объем Рынка составил около 1,76 млрд. литров в натуральном выражении, сократившись на 16%, и 82,4 млрд. рублей в стоимостном выражении (сокращение объема составило около 6,4%).
Темпы роста Рынка
По данным РБК, в 2009 году ситуация по разным сегментам рынка безалкогольных напитков отличалась. Рынок минеральных вод стагнировал, на рынке безалкогольных напитков наблюдалось небольшое снижение (около 4%), в сегментах кваса и энергетических напитков - рост. До 2013 г. ожидается среднегодовой рост рынка безалкогольных напитков на 3 и 2% соответственно в натуральном и стоимостном выражении.
Особенно следует отметить, что рост рынка обеспечивается, в первую очередь, развитием среднеценового сегмента. Эксперты считают, что в нынешних условиях среднеценовой сегмент продолжит свой рост.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4. СБОР МАРКЕТИНГОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

4.1. Выбор методики опроса  потребителей
В современной методологической литературе указывают, как правило, на существование трех основных методов сбора первичной социологической информации. К ним относят метод прямого наблюдения, метод анализа документов и метод опроса.

 

 В комплексе перечисленных социологических методов в настоящее время наиболее популярен опрос. Его специфика состоит, прежде всего, в том, что источником первичной социологической информации является человек (респондент) - непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. В основе опросного метода лежит совокупность предлагаемых опрашиваемым вопросов, ответы на которые и образуют первичную информацию.

Обычно выделяют два больших класса опросных методов - анкетирование и интервьюирование, связанные с письменной или устной формой общения с респондентами. 
В данной контрольной выбран метод анкетирования.

 

4.2. Анкета в системе маркетингового исследования
Анкета - это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответ. Анкета - инструмент очень гибкий в том смысле, что для получения необходимой информации могут использоваться вопросы, отличающиеся формой, формулировками и последовательностью, то есть вопросы можно задавать множеством разных способов. Хорошая анкета должна: облегчить ответ опрашиваемого лица; сформулировать вопрос с учётом его влияния на ответ опрашиваемого; позволить легко провести анализ. При этом анкета должна быть апробирована, и в ней должны быть устранены все выявленные недостатки.
Анкетирование на современном этапе применяется не только для исследования потребительских предпочтений, запросов, нужд, но и для отслеживания мнений экспертов. Часть специалистов области маркетинга сходятся во мнении, что экспертный метод даёт возможность получения разнообразной информации высокой прогностической ценности, что очень важно в области маркетинга, который, как известно, является сферой быстрого устаревания информации.  

 

4.3. Разработка опроса
Для проведения маркетингового исследования рынка соков, была составлена анкета.

Анкета

1) Употребляете ли Вы соки  и нектары?

· да

· нет

2) Как часто Вы пьете соки  и нектары?

· раз в месяц и реже

· 2-3 раза в месяц Г раз в неделю

· 3 раза в неделю

· 4-6 раз в неделю

· каждый день

3) Вы обычно покупаете упаковку соков и нектаров объемом:

· 0,2 литра

· 0,5 литра

· 1 литр

· 1,5 литра

· 2 литра

· 3 литра

· затрудняюсь ответить

4) Вы употребляете соки и нектары, потому что хотите:

· побаловать себя, доставить удовольствие

· получить необходимые витамины

· утолить жажду

· приглушить чувство голода

· запить еду затрудняюсь ответить

5) В какое время суток Вы потребляете соки или нектары?

· до завтрака

· во время завтрака

· вместо завтрака

· между завтраком и обедом

· во время обеда

· вместо обеда

· между обедом и ужином

· во время ужина

· вместо ужина

· после ужина

· перед сном

· затрудняюсь ответить

6) Вы чаще всего покупаете:

· 100% соки

· нектары

· соковые напитки

· нет определенных предпочтений

· затрудняюсь ответить

7) Где Вы предпочитаете приобретать соки и нектары?

· продуктовый магазин

· супермаркет

· рынок или мини рынок

· павильон

· киоск

· контейнерная ярмарка

· затрудняюсь ответить

8) Вы выбираете сок или нектар этой марки, потому что он:

· не содержит консервантов

· отечественного производства

· имеет красивую упаковку

· первым попался на глаза

· удобство упаковки в виде крышечки

· был рекомендован

· подходит для детей

· увидел/(услышал) рекламу

· имеет приемлемую цену

· имеет хорошие вкусовые качества

9) Что для Вас наиболее важно при покупке сока или нектара?

· цена

· качество

· затрудняюсь ответить

10) Соки и нектары, с каким вкусом Вы предпочитаете покупать?

· банановый

· тыквенный

· грушевый

· гранатовый

· морковный

· вишневый

· грейпфрутовый

· ананасный

· виноградный

· мультифруктовый

· томатный

· абрикосовый

· персиковый

· апельсиновый

· яблочный

· другое

· затрудняюсь ответить

11) Какие марки соков и нектаров Вы знаете?

· Добрый

· Любимый сад

· Фруктовый сад

· J-7

· Моя семья

· Я

· Rich

· Сокос

· Иваныч

· Чемпион

· Niko

· Да

· Тонус

· Привет

· Caprice

· Другие

12) К какой возрастной группе Вы относитесь?

· 7-10 лет

· 11-20 лет

· 21-30 лет

· 22 31 лет

· 40 лет

· 41-50 лет

· 51-60 лет

13) Каков ваш пол?

· мужчина

· женщина

14) К какой социальной группе  Вы относитесь?

· школьник

· студент

· рабочий

· обслуживающий персонал

· специалист

· руководитель

· пенсионер

15) Ваше семейное положение?

· женат (замужем)

· холост (не замужем)

16) Уровень Ваших доходов в  месяц?

· до 3 тыс. руб.

· 3-6 тыс. руб.

· 6-10 тыс. руб.

· выше 10 тыс. руб.

Первым вопросом анкеты мы разделяем респондентов на тех, кто употребляет соки и тех, кто не употребляет (дальнейшее их анкетирование не проводится).

Второй вопрос определяет - частоту употребления продукта.

Третий вопрос анкеты определяет предпочитаемый покупателями объем упаковки соков и нектаров.

Четвертый вопрос позволяет выяснить побуждающий мотив употребления данного продукта.

Пятый вопрос задается с целью определения времени, в которое покупатели потребляют соки или нектары.

Шестой вопрос выявляет процентное соотношение употребления соков (от соковых напитков до 100%-х соков)

Информация о работе Маркетинговые исследования