Маркетинговые исследования потребительского спроса на рынке плиточного шоколада г. Вологды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ ситуации, сложившейся на рынке плиточного шоколада России и г. Вологды в настоящий момент, дать характеристику товара, проанализировать поведение потребителей на данном рынке.
Для достижения цели постараемся выполнить следующие задачи:
Дать определение и сущность маркетинговых исследований и потребительского спроса.
Характеристика товара и его производителей.
Характеристика рынка г. Вологды.
Выявление предпочтений потребителей с помощью анкетирования.
Анализ проведенного анкетирования

Содержание

Введение…………………………………………………………………. 3
Глава 1.Теория маркетинговых исследований, исследований потребительского спроса………………………………………………………………… 5
Глава 2. Характеристика товара………………………………………....11
Глава 3. Характеристика рынка плиточного шоколада г. Вологды
Глава 4. Исследование потребительского спроса на рынке плиточного шоколада………………………………………………………………………...17
Выводы и предложения………………………………………………….26
Список используемых источников………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

kursovik.docx

— 58.45 Кб (Скачать файл)

 

2.1 Классификации  плиточного шоколада.

По содержанию какао - порошка  шоколад делится на:

  • горький - более 60%;
  • полугорький (десертный) - около 50%;
  • молочный - около 30%.

 Плитка молочного шоколада  содержит 15% какао-масла, 35% сахара и  20% молочного порошка, полугорького - 45% сахара и до 5% какао-масла, а горького - 40% сахара.

 Что касается белого  шоколада, то он не обладает характерным шоколадным цветом, так как в нем отсутствует какао тертое, а имеет белый цвет с желтоватым оттенком. В такой шоколад вводят более 20% сухого молока, а в качестве какао-продукта используют только какао-масло. В России белый шоколад практически не выпускают: во-первых, это очень дорого, поскольку в нем большая доля какао-масла, стоимость которого велика, а во - вторых, россияне привыкли считать, что шоколад должен быть темным.

 Для разных категорий  потребителей изготавливают различные  сорта шоколада. Например, для детей  выпускается шоколад со значительным  введением молока и других молочных продуктов и с уменьшенной долей какао тертого. Для людей, больных диабетом вырабатывают шоколад без сахара. Также выпускают специальные сорта с добавкой витаминов, ореха кола, который обладает тонизирующим эффектом.

 Горький шоколад относится  к диетическим сортам шоколада. Из-за низкого содержания сахара, он обладает горьким вкусом  с едва ощутимым солоноватым  привкусом. В состав такого  шоколада входят максимально  обезжиренные молочные продукты. В качестве начинки в него  могут быть добавлены орехи.  Сладкие же добавки в такой  шоколад не вводят.

По форме и консистенции шоколад подразделяют на:

 • шоколад в плитках,  шоколадки,

 • фигурный шоколад,

 • в виде шоколадной  глазури.

 Последнее применяют  для изготовления глазированных  конфет, печенья и других сладостей с использованием шоколада. Согласитесь, глазированные шоколадом кондитерские изделия приобретают особый вкус и внешне более привлекательны.

 По содержанию какао  продуктов:

 Шоколад с содержанием  какао-продуктов в диапазоне от 25% до 99%. Выделяют обыкновенный, горький  и белый виды шоколадов. Обыкновенный  или классический шоколад –  это шоколад с содержанием  какао-продуктов от 35 до 55-60%. А вот  в горьком шоколаде содержание  какао продуктов превышает 55%. Горький шоколад считается самым полезным, так как именно в нем содержится максимум какао продуктов. Другими словами, изменяя соотношение между какао продуктами и остальными составляющими, можно изменять вкусовые особенности получаемого шоколада — от горького до сладкого. Чем больше в шоколаде какао тёртого и/или какао масла, тем более горьким вкусом и более ярким ароматом обладает шоколад и тем более он ценится. Что касается белого шоколада, то это полноценный представитель шоколадной империи, а белый он только потому, что в нем отсутствует какао порошок и/или какао тертое, а какао масла в нем не меньше чем в обычном темном шоколаде.

В зависимости от содержания добавок:

 • шоколад без добавлений,

 • шоколад с добавлениями,

 • шоколад с начинками.

 Шоколад без добавлений  – шоколад в классическом его  понимании, изготовляют из какао  тёртого, сахарной пудры и масла  какао. Такой шоколад обладает  специфическими свойствами, присущими  какао-бобам.

 А вот шоколад с  добавлениями, отличается, прежде всего,  содержанием добавок, определяющие вкус и «изюминку» конечного продукта. В качестве добавок чаще всего выступают молоко, сливки, орехи, изюм, кусочки фруктов, какао-крупка, крошка вафель и их сочетание. Шоколад, содержащий молочные продукты принято называть молочным. Какао продуктов в молочном шоколаде, часто не превышает 35%.

 Шоколад с начинкой  – обычный шоколад с начинкой  внутри. Начинка в таком шоколаде  составляет не более 50% продукта. Наиболее популярна помадная  начинка, однако широкое распространение  получили также ореховая, шоколадная, сливочная или молочная, кремовая, желейная начинки или их сочетание.

В зависимости от рецептуры  и способа обработки шоколад  подразделяется на:

  • обыкновенный;
  • десертный;
  • пористый;
  • шоколад с начинкой.

 Основное отличие десертного  шоколада от обыкновенного состоит  в более тонком измельчении массы и обязательной продолжительной обработке в специальных машинах, называемых коншмашинами.

 Обыкновенный, десертный  и пористый шоколад вырабатывают  без добавок и с добавками.  В качестве добавок в шоколад  вводят сухое молоко, сухие сливки, обжаренные ореховые ядра, кофе, вафли, цукаты и т. п.

 Начинки представляют  собой различные конфетные массы  - ореховую, фруктовую, помадную, их  комбинацию и др.

 Шоколад без добавок  представляет собой продукт, приготовленный  из какао тертого, какао-масла  и сахара. Такой шоколад иногда  называют натуральным. Шоколад с добавками - это продукт, который, помимо какао тертого, какао-масла и сахара, включает в себя различные вкусовые и ароматизированные компоненты.

 

2.2 Упаковка плиточного  шоколада.

Шоколад обязательно должен быть завернут в упаковку. Это предохраняет его от вредного влияния окружающей среды (воздуха, света, влаги, загрязнений и механических повреждений), увеличивает срок его хранения, а также придает привлекательный внешний вид. В соответствии со стандартом шоколад, выпускаемый в плитках, должен быть завернут в алюминиевую фольгу и художественно оформленную этикетку. Допускается завертывать шоколад в фольгу с рисунком без этикетки. Мелкие плитки (менее 50 граммов) вместо красочной этикетки могут быть обернуты лишь художественным пояском фабричной марки. Мелкие плитки (массой 15 граммов и менее) допускается заворачивать вместе по несколько штук. Шоколадные плитки заворачивают конвертом или бандеролью. Наиболее распространен второй способ.

 

 

 

2.2 Российский  рынок плиточного шоколада, производители.

Российский рынок шоколада и шоколадных изделий в высокой  степени консолидирован – продажи  пяти крупнейших компаний в 2010 году составили порядка 66% объема розничного рынка в денежном выражении.

Безусловный лидер рынка  – холдинг «Объединенные кондитеры», рыночная доля которого по итогам 2010 года составляет около 20% в стоимостном выражении. Среди фабрик Холдинга такие крупные предприятия как ОАО «РОТ ФРОНТ», ОАО «Красный Октябрь», ОАО «Кондитерский концерн «Бабаевский» и другие.

На втором месте располагается  Mars–Russia с долей рынка 15%. Компанией производятся такие известные продукты, как шоколадные батончики Snickers, Mars, Bounty, Nuts, шоколад Dove. В 2008 году концерн приобрел компанию Wrigley, которая в свою очередь, двумя годами ранее приобрела Одинцовскую кондитерскую фабрику и вместе с ней шоколадный бренд «А.Коркунов». Благодаря этому Mars теперь представлен в традиционно популярном в России сегменте шоколадных конфет в коробках.

Доля компании Nestle с брендами «Золотая марка», «Путешествие», «Российский», «Сударушка» составляет порядка 11%. В 2007 году компания приобрела Рузскую кондитерскую фабрику, владеющую брендами «Комильфо» и «Рузанна», усилив, тем самым, свои позиции на шоколадном рынке России.

Компания Kraft Foods, выпускающая шоколад под такими брендами как Alpen Gold, Cote D’Or, Milka, Toblerone и «Воздушный» занимает около 11% рынка.

Доля итальянской компании Ferrero, выпускающей шоколад в премиальном ценовом сегменте (Kinder, Rafaello, Ferrero Rocher) составляет приблизительно 9%. В 2008 году Ferrero приступила к реализации инвестиционного проекта по строительству первой в России собственной фабрики во Владимирской области, открытие которой состоялось во второй половине 2010 года.

В феврале 2011 года Норвежский концерн Orkla Foods объявил о слиянии двух своих российских кондитерских компаний — ОАО «Кондитерская фабрика имени Н. К. Крупской» и ОАО «Кондитерское объединение «СладKo» — в единое подразделение Orkla Brands Russia.

Таким образом, можно заключить, что, с точки зрения конкуренции, рынок шоколада испытывает влияние  такой тенденции как постепенная  «олигополизация» рынка, которая выражается в доминировании на рынке небольшого числа производителей.

Продвижение и реклама  относятся к ключевым факторам развития большинства товарных рынков, и рынок  шоколада и шоколадных изделий не является исключением. Шоколадная продукция  входит в ТОП-10 категорий по объему рекламных бюджетов на национальном телевидении и является категорией-лидером  по объемам бюджетов среди продовольственных  товаров. (http://abrikosov-sons.ru/obzor_rossiyskogo_rynka)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Характеристика рынка г. Вологды.

Рынок плиточного шоколада г. Вологды весьма разнообразен. Здесь представлены как отечественные, так и зарубежные производители. Наиболее известными из них являются:

  • КФ «Красный октябрь»;
  • КК «Бабаевский»;
  • КФ «Рот Фронт» ;
  • «Alpen Gold»;
  • КФ «России»; 
  • Ritter Sport;
  • Вдохновение; 
  • фабрика им. Крупской
  • и др.

Данный вид товара представлен, в широком ассортименте, во многих

продовольственных магазинах г. Вологды. Например: «Золотой ключик»,

«Макси», « Гурман», «Магнит», «Аллея», а так же мелкие торговые точки и специализированные магазины шоколада.

Ценовой диапазон варьируется  от 30 рублей и выше, в зависимости  от марки шоколада. Цена, вполне доступна для всех желающих приобретать этот товар.

Конечными потребителями  плиточного шоколада являются люди различных возрастов и пола. Уровень их дохода также разнообразен.

Конечные потребители, выбирая  шоколад, чаще всего руководствуются  следующими мотивами:

  • вкусом шоколада;
  • качеством;
  • ценой;
  • упаковкой;
  • маркой;
  • из-за рекламы;
  • по рекомендации друзей и знакомых;
  • просит ребенок.

Крупными производителями и поставщиками плиточного шоколада на территории Вологды являются:

    • Фирма «Шоколад»

Фирма «Шоколад» является одной из ведущих дистрибьюторской компанией на территории Вологодской области. Основная деятельность - поставка на Вологодский рынок продуктов питания ведущих российских и западных фирм-производителей.

На данный момент компания является официальным представителем более чем 40 компаний, крупнейшими  из которых являются:  ОАО «Лебедянский», ОАО «ПРОГРЕСС», «Нутриция», «Юнимилк», «Нутритек», «Ферреро», «Нестле» (корма, вес, мороженое, шоколад), «Объединенные кондитеры», «Конти», «Рошен», «Победа» и т.д.

 

    • ЗАО «Кондитерская фабрика»

Кондитерская фабрика  города Вологды является одним из крупнейших производителей сладостей на Северо-западе.

Направление деятельности: производство кондитерских изделий, оптовая и розничная торговля. Предприятие успешно развивается, с каждым годом наращивая объемы производства и увеличивая ассортимент продукции, который насчитывает около 300 наименований: плиточный шоколад, зефир, мармелад, пастила, карамель, драже, конфеты, ирис, желе и сувенирная продукция из шоколада.

 

    • Гулливер плюс, ООО

Работают на рынке шоколада, кондитерских изделий более 15 лет и сотрудничают со многими фабриками России.

Глава 4. Исследование потребительского спроса.

Для исследования потребительского спроса на территории г. Вологда была разработана следующая анкета, состоящая из 12 вопросов, которые помогли выявить отношение потребителей к плиточному шоколаду, а так же какой потребитель чаще всего приобретает данный вид товара, чем руководствуется при выборе и какую сумму готов тратить на покупку товара.

Анкета

  1. Приобретаете ли Вы плиточный шоколад?
    • Да;
    • Нет.
  1. Для кого Вы покупаете плиточный шоколад?
    • Для себя;
    • Для членов семьи;
    • Для друзей;
    • Другой вариант       ____
  1. Какой вид шоколада Вы предпочитаете?
    • Горький;
    • Молочный;
    • Пористый;
    • Белый.
  1. Какие начинки (наполнители) Вы выбираете при покупке плиточного шоколада?
    • Фундук;
    • Изюм;
    • Арахис;
    • Орехи + изюм;
    • Миндаль;
    • Воздушный рис;
    • Кокосовая стружка;
    • Печенье;
    • Другое.
  1. На что Вы обращаете внимание при покупке (выбор нескольких вариантов)

Информация о работе Маркетинговые исследования потребительского спроса на рынке плиточного шоколада г. Вологды