Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 18:18, курсовая работа
Целью исследования является анализ ситуации, сложившейся на рынке плиточного шоколада России и г. Вологды в настоящий момент, дать характеристику товара, проанализировать поведение потребителей на данном рынке.
Для достижения цели постараемся выполнить следующие задачи:
Дать определение и сущность маркетинговых исследований и потребительского спроса.
Характеристика товара и его производителей.
Характеристика рынка г. Вологды.
Выявление предпочтений потребителей с помощью анкетирования.
Анализ проведенного анкетирования
Введение…………………………………………………………………. 3
Глава 1.Теория маркетинговых исследований, исследований потребительского спроса………………………………………………………………… 5
Глава 2. Характеристика товара………………………………………....11
Глава 3. Характеристика рынка плиточного шоколада г. Вологды
Глава 4. Исследование потребительского спроса на рынке плиточного шоколада………………………………………………………………………...17
Выводы и предложения………………………………………………….26
Список используемых источников………………………………………27
2.1 Классификации плиточного шоколада.
По содержанию какао - порошка шоколад делится на:
Плитка молочного шоколада
содержит 15% какао-масла, 35% сахара и
20% молочного порошка,
Что касается белого шоколада, то он не обладает характерным шоколадным цветом, так как в нем отсутствует какао тертое, а имеет белый цвет с желтоватым оттенком. В такой шоколад вводят более 20% сухого молока, а в качестве какао-продукта используют только какао-масло. В России белый шоколад практически не выпускают: во-первых, это очень дорого, поскольку в нем большая доля какао-масла, стоимость которого велика, а во - вторых, россияне привыкли считать, что шоколад должен быть темным.
Для разных категорий
потребителей изготавливают
Горький шоколад относится
к диетическим сортам шоколада.
Из-за низкого содержания
По форме и консистенции шоколад подразделяют на:
• шоколад в плитках, шоколадки,
• фигурный шоколад,
• в виде шоколадной глазури.
Последнее применяют
для изготовления
По содержанию какао продуктов:
Шоколад с содержанием
какао-продуктов в диапазоне от
25% до 99%. Выделяют обыкновенный, горький
и белый виды шоколадов.
В зависимости от содержания добавок:
• шоколад без добавлений,
• шоколад с добавлениями,
• шоколад с начинками.
Шоколад без добавлений
– шоколад в классическом его
понимании, изготовляют из
А вот шоколад с добавлениями, отличается, прежде всего, содержанием добавок, определяющие вкус и «изюминку» конечного продукта. В качестве добавок чаще всего выступают молоко, сливки, орехи, изюм, кусочки фруктов, какао-крупка, крошка вафель и их сочетание. Шоколад, содержащий молочные продукты принято называть молочным. Какао продуктов в молочном шоколаде, часто не превышает 35%.
Шоколад с начинкой
– обычный шоколад с начинкой
внутри. Начинка в таком шоколаде
составляет не более 50% продукта.
Наиболее популярна помадная
начинка, однако широкое
В зависимости от рецептуры и способа обработки шоколад подразделяется на:
Основное отличие десертного
шоколада от обыкновенного
Обыкновенный, десертный
и пористый шоколад
Начинки представляют
собой различные конфетные
Шоколад без добавок
представляет собой продукт,
2.2 Упаковка плиточного шоколада.
Шоколад обязательно должен быть завернут в упаковку. Это предохраняет его от вредного влияния окружающей среды (воздуха, света, влаги, загрязнений и механических повреждений), увеличивает срок его хранения, а также придает привлекательный внешний вид. В соответствии со стандартом шоколад, выпускаемый в плитках, должен быть завернут в алюминиевую фольгу и художественно оформленную этикетку. Допускается завертывать шоколад в фольгу с рисунком без этикетки. Мелкие плитки (менее 50 граммов) вместо красочной этикетки могут быть обернуты лишь художественным пояском фабричной марки. Мелкие плитки (массой 15 граммов и менее) допускается заворачивать вместе по несколько штук. Шоколадные плитки заворачивают конвертом или бандеролью. Наиболее распространен второй способ.
2.2 Российский рынок плиточного шоколада, производители.
Российский рынок шоколада и шоколадных изделий в высокой степени консолидирован – продажи пяти крупнейших компаний в 2010 году составили порядка 66% объема розничного рынка в денежном выражении.
Безусловный лидер рынка
– холдинг «Объединенные
На втором месте располагается Mars–Russia с долей рынка 15%. Компанией производятся такие известные продукты, как шоколадные батончики Snickers, Mars, Bounty, Nuts, шоколад Dove. В 2008 году концерн приобрел компанию Wrigley, которая в свою очередь, двумя годами ранее приобрела Одинцовскую кондитерскую фабрику и вместе с ней шоколадный бренд «А.Коркунов». Благодаря этому Mars теперь представлен в традиционно популярном в России сегменте шоколадных конфет в коробках.
Доля компании Nestle с брендами «Золотая марка», «Путешествие», «Российский», «Сударушка» составляет порядка 11%. В 2007 году компания приобрела Рузскую кондитерскую фабрику, владеющую брендами «Комильфо» и «Рузанна», усилив, тем самым, свои позиции на шоколадном рынке России.
Компания Kraft Foods, выпускающая шоколад под такими брендами как Alpen Gold, Cote D’Or, Milka, Toblerone и «Воздушный» занимает около 11% рынка.
Доля итальянской компании Ferrero, выпускающей шоколад в премиальном ценовом сегменте (Kinder, Rafaello, Ferrero Rocher) составляет приблизительно 9%. В 2008 году Ferrero приступила к реализации инвестиционного проекта по строительству первой в России собственной фабрики во Владимирской области, открытие которой состоялось во второй половине 2010 года.
В феврале 2011 года Норвежский концерн Orkla Foods объявил о слиянии двух своих российских кондитерских компаний — ОАО «Кондитерская фабрика имени Н. К. Крупской» и ОАО «Кондитерское объединение «СладKo» — в единое подразделение Orkla Brands Russia.
Таким образом, можно заключить,
что, с точки зрения конкуренции,
рынок шоколада испытывает влияние
такой тенденции как
Продвижение и реклама
относятся к ключевым факторам развития
большинства товарных рынков, и рынок
шоколада и шоколадных изделий не
является исключением. Шоколадная продукция
входит в ТОП-10 категорий по объему
рекламных бюджетов на национальном
телевидении и является категорией-лидером
по объемам бюджетов среди продовольственных
товаров. (http://abrikosov-sons.ru/
Глава 3. Характеристика рынка г. Вологды.
Рынок плиточного шоколада г. Вологды весьма разнообразен. Здесь представлены как отечественные, так и зарубежные производители. Наиболее известными из них являются:
Данный вид товара представлен, в широком ассортименте, во многих
продовольственных магазинах г. Вологды. Например: «Золотой ключик»,
«Макси», « Гурман», «Магнит», «Аллея», а так же мелкие торговые точки и специализированные магазины шоколада.
Ценовой диапазон варьируется от 30 рублей и выше, в зависимости от марки шоколада. Цена, вполне доступна для всех желающих приобретать этот товар.
Конечными потребителями плиточного шоколада являются люди различных возрастов и пола. Уровень их дохода также разнообразен.
Конечные потребители, выбирая шоколад, чаще всего руководствуются следующими мотивами:
Крупными производителями и поставщиками плиточного шоколада на территории Вологды являются:
Фирма «Шоколад» является одной из ведущих дистрибьюторской компанией на территории Вологодской области. Основная деятельность - поставка на Вологодский рынок продуктов питания ведущих российских и западных фирм-производителей.
На данный момент компания является официальным представителем более чем 40 компаний, крупнейшими из которых являются: ОАО «Лебедянский», ОАО «ПРОГРЕСС», «Нутриция», «Юнимилк», «Нутритек», «Ферреро», «Нестле» (корма, вес, мороженое, шоколад), «Объединенные кондитеры», «Конти», «Рошен», «Победа» и т.д.
Кондитерская фабрика города Вологды является одним из крупнейших производителей сладостей на Северо-западе.
Направление деятельности: производство кондитерских изделий, оптовая и розничная торговля. Предприятие успешно развивается, с каждым годом наращивая объемы производства и увеличивая ассортимент продукции, который насчитывает около 300 наименований: плиточный шоколад, зефир, мармелад, пастила, карамель, драже, конфеты, ирис, желе и сувенирная продукция из шоколада.
Работают на рынке шоколада, кондитерских изделий более 15 лет и сотрудничают со многими фабриками России.
Глава 4. Исследование потребительского спроса.
Для исследования потребительского спроса на территории г. Вологда была разработана следующая анкета, состоящая из 12 вопросов, которые помогли выявить отношение потребителей к плиточному шоколаду, а так же какой потребитель чаще всего приобретает данный вид товара, чем руководствуется при выборе и какую сумму готов тратить на покупку товара.
Анкета