Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 10:32, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение порядка и этапов проведения маркетинговых исследований.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучение теоретических аспектов организации маркетинговых исследований;
- изучение организации службы маркетинга на исследуемом предприятии;
- определение путей совершенствования маркетинговой деятельности и маркетинговых исследований.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и методы маркетинговых исследований……………………………5
1.1. Понятие и основные этапы проведения маркетинговых исследований…5
1.2 Маркетинговая информация и ее классификация…………………………..8
1.3. Методы маркетинговых исследований…………………………………….11
2. Проведение маркетинговых исследований сети магазинов «Магнит»……17
2.1. Краткая характеристика сети магазинов «Магнит»………………………17
2.2 Основные конкуренты сети магазинов "Магнит"…………………………19
2.3 Маркетинговое исследование предпочтений потребителей сети магазинов "Магнит"………………………………………………………………………….21
2.4. Рекомендации по продвижению товаров …………………………………32
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………………...37
Приложение………………………………………………………………………38
ФГОУ ВПО «Астраханский
государственный технический
Институт экономики
Курсовая работа
по дисциплине «Маркетинг»
на тему:
«Маркетинговые исследования предприятия»
(на примере сети магазинов «Магнит»)
Астрахань 2011 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие и методы
маркетинговых исследований…………
1.1. Понятие и основные этапы
проведения маркетинговых
1.2 Маркетинговая информация и ее классификация…………………………..8
2. Проведение маркетинговых исследований сети магазинов «Магнит»……17
2.1. Краткая характеристика
сети магазинов «Магнит»…………………
2.2 Основные конкуренты
сети магазинов "Магнит"…………………
2.3 Маркетинговое исследование
предпочтений потребителей сети магазинов "Магнит"…………………………………………………………
2.4. Рекомендации по продвижению товаров …………………………………32
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Приложение……………………………………………………
Введение
Как правило, потребность в проведении маркетингового исследования возникает в случаях, когда:
1) фирма не достигла
поставленных маркетинговых
2)фирма уступает позиции конкуренту;
3) фирма собирается диверсифицировать свою деятельность;
4) фирма готовит новый бизнес-план;
5) любые другие случаи, когда менеджеры затрудняются в выборе действий или предполагают значительные инвестиции.
Что дают маркетинговые исследования? Они позволяют фирмам увеличить свои знания о стоящих перед ними проблемах маркетинга, то есть уменьшить неопределенность при принятии маркетинговых решений. Очень часто основной целью маркетинговых исследований является стремление дать адекватную характеристику рыночных процессов и явлений, отразить позицию и возможности фирмы на рынке. Обычно маркетинговым исследованиям подвергаются рынок, конкуренты, потребители, товары, среда
маркетинга, цена товаров, продвижение товаров. Результатом маркетингового исследования являются разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии и тактики маркетинга.
В настоящее время не одно предприятие в системе рыночных отношений не может нормально функционировать без разработки маркетинговых исследований. Это происходит потому, что потребности людей, как известно, безграничны, а ресурсы предприятия ограничены. Каждый субъект имеет свои потребности, удовлетворить которые не всегда качественно удается. К каждому необходим свой индивидуальный подход. Поэтому, в новых условиях выживает то предприятие, которое может наиболее точно выделять и улавливать разнообразие вкусов. В сложившейся рыночной ситуации, эта тема является наиболее актуальной [6. 82]. В связи с мировым финансовым кризисом, все рынки "лихорадят", но как ни странно акции "ЗАО Тандер", работающей под торговой маркой сети магазинов "Магнит" поднялись, но в целом цены остались на прежнем уровне.
В качестве объекта исследования выступает сеть магазинов "Магнит" в городе Астрахань, так как магазин "Магнит" является одним из самых посещаемых магазинов в нашем городе.
Предметом исследования является порядок и организация проведения маркетинговых исследований.
Целью написания данной курсовой работы является изучение порядка и этапов проведения маркетинговых исследований.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучение теоретических
аспектов организации
- изучение организации
службы маркетинга на
- определение путей
совершенствования
В работе проведен анализ сбытовой среды, анализ конкурентной
среды, приведены данные по обшей характеристике предприятия.
Гипотеза данной работы заключается в том, что проведение маркетинговых исследований способствует формированию цен, продвижению товаров на рынке, конкурентоспособности предприятия.
Практическая
значимость данной работы
1. Понятие и методы маркетинговых исследований
1.1. Понятие и основные этапы проведения маркетинговых исследований
Маркетинговое исследование (англ. marketing research) — форма бизнес-исследования и направление прикладной социологии, которое фокусируется на понимании поведения, желаний и предпочтений потребителей, конкурентов и рынков в диктуемой рынком экономике.
Маркетинговое исследование — это сбор, обработка и анализ информации с целью уменьшения неопределённости при принятии управленческих решений.
Область маркетинговых исследований как статистическая наука была инициирована Артуром Нильсоном (Arthur Nielsen) вместе с созданием компании ACNielsen Company в 1923 году.
Процесс маркетинговых исследований включает несколько стадий (рис. 1).
Рис. 1. Процесс маркетинговых исследований
Нельзя начинать какие-либо исследования до тех пор, пока не определена суть (природа) проблемы. Невыполнение задач по сбыту, растущее число неоплаченных счетов и низкий оборот — все это сигналы или симптомы более серьезных проблем. Исследователи должны распознать и определить проблемы, скрывающиеся за этими симптомами. Неправильное определение проблемы может привести к неправильному решению.
Рис.2. Основные этапы проведения маркетинговых исследований
Цели маркетинговых исследований вытекают из сформулированных проблем. Цели должны быть ясно и четко сформулированы, быть достаточно детальными, должна существовать возможность их измерения и оценки уровня их достижения.
Когда определена проблема, можно сформулировать задачи исследования. Как правило, исследование включает решение одной из четырех задач: разработать, описать, проверить гипотезы и предсказать.
Исследование с целью разработки проводят, когда необходимо получить больше информации по данной проблеме, более четко сформулировать гипотезы или когда необходимы новые гипотезы. Исследования с целью описания проблем проводятся, когда нужно описать такие объекты, как рынок или его часть (сегмент), определяя их характеристики на основе статистических данных.
Если задача маркетинговых исследований — проверка гипотезы взаимосвязи между независимыми и зависимыми переменными, фирмы проводят исследования с целью выявления причин, вызвавших возникновение проблемы. Например, исследование, проведенное с целью описания проблемы, может выявить, что фирма снизила цены на свою продукцию, и одновременно с этим на рынке возрос спрос на нее, но оно не может определить, было ли снижение цены причиной роста объемов продаж. Объем продаж мог вырасти вследствие других факторов — увеличения покупательной способности потребителей или снижения маркетинговых усилий конкурентов. Исследования с целью определения причин, вызвавших возникновение проблемы, призваны показать, что снижение цены (независимая переменная) является причиной роста объемов продаж (зависимая переменная) или что снижение цены не является причиной роста объемов продаж.
Создание проекта исследования является, возможно, самой важной стадией процесса маркетинговых исследований. Проект исследования — это общий план проведения маркетинговых исследований; он определяй потребности в различных данных и процедуру сбора, обработки и анализа этих данных. Со стороны исследователя разработки плана требует больших способностей. Эта стадия включает не просто выбор определенных методов проведения маркетинговых исследований, а разработку в рамках маркетинговых исследований специфических задач.
На этом этапе также определяется потребность в информации, тип требуемой информации, источники и методы ее получения [3. 74].
С точки зрения организаций процесса существует, по крайней мере, три альтернативных подхода к сбору данных: силами сотрудников маркетинговой службы, силами специально созданной группы или с привлечением компаний, специализирующихся на сборе данных. Процесс сбора информации обычно — самый дорогостоящий этап исследования. Кроме того, при его реализации может возникнуть достаточно большое количество технических ошибок.
Начинается с преобразования исходных данных (введение в компьютер, проверка на наличие ошибок, кодирование, представление в матричной форме). Это позволяет перевести массу необработанных данных в осмысленную информацию. Далее проводится статистический анализ (рассчитываются средние величины, частоты, коэффициенты регрессии и корреляции, осуществляется анализ трендов и т.д.).
Полученные в результате проведенного исследования выводы оформляются в виде заключительного отчета и представляются руководству фирмы. Не всем менеджерам для принятия решений нужны все полученные результаты, их можно не посвящать в тонкости проведенного исследования, но доверять полученным результатам они должны. Поэтому отчет должен быть сжатым, наглядным и убедительным. Помимо письменного отчета возможна его устная презентация [2. 57].
1.2 Маркетинговая информация и ее классификация
Информация представляет собой определенный семантический ресурс, включающий в себя ранее неизвестные сведения и обладающий способностью ее передачи. Маркетинговая информация - это систематизированный набор количественных и качественных характеристик в отношении определенного рыночного параметра или группы параметров, описывающих рыночную ситуацию.
Маркетинговая информация по способу ее получения, анализа и передачи классифицируется в соответствии с четырьмя типами информационных потоков, отражая ее текущее состояние по отношению к отделу маркетинга (отделу маркетинговой информации):
- входящая информация - семантический ряд, подлежащий обработке, анализу или хранению;
- анализируемая информация - семантический ряд, кодируемый, декодируемый, математически или логически изменяемый для достижения определенного результата;
- выходящая информация - семантический ряд, преобразованный в коды диалогового общения пользователя информации;
- хранимая информация - семантический ряд, перекодированный для хранения на определенном носителе.
Вторичная классификация маркетинговой информации основана на принципах получения информации, соответственно, построена как система последовательного поиска источника в порядке увеличения его стоимости. Нижеприведенная классификация служит руководством к системе последовательного поиска источника "входящей" информации: первоначально выбираются самые недорогие источники (первые в списке), при отсутствии в них необходимого ресурса переходят к последующим, приведенным в классификационной схеме.
Внутренняя первичная информация - информация, находящаяся в фирме в различных ее отделах и не создаваемая специально для отдела маркетинга или лица, проводящего маркетинговое исследование.
Внутренняя вторичная информация - информация, полученная отделом маркетинга внутри самой фирмы из любого ее отдела специально по заказу отдела маркетинга.
Внешняя первичная информация - информация, полученная за пределами самой фирмы, но не подготовленная специально для отдела маркетинга фирмы.
Внешняя вторичная информация - информация, полученная за пределами фирмы и специально подготовленная для отдела маркетинга [4. 91].
На успешно функционирующих предприятиях маркетинговая информация собирается, анализируется и распределяется в рамках маркетинговой информационной системы (МИС), являющейся частью информационной системы управления предприятием.