Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 10:32, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение порядка и этапов проведения маркетинговых исследований.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучение теоретических аспектов организации маркетинговых исследований;
- изучение организации службы маркетинга на исследуемом предприятии;
- определение путей совершенствования маркетинговой деятельности и маркетинговых исследований.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и методы маркетинговых исследований……………………………5
1.1. Понятие и основные этапы проведения маркетинговых исследований…5
1.2 Маркетинговая информация и ее классификация…………………………..8
1.3. Методы маркетинговых исследований…………………………………….11
2. Проведение маркетинговых исследований сети магазинов «Магнит»……17
2.1. Краткая характеристика сети магазинов «Магнит»………………………17
2.2 Основные конкуренты сети магазинов "Магнит"…………………………19
2.3 Маркетинговое исследование предпочтений потребителей сети магазинов "Магнит"………………………………………………………………………….21
2.4. Рекомендации по продвижению товаров …………………………………32
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………………...37
Приложение………………………………………………………………………38
Сеть магазинов "Магнит" это:
- лидер на рынке по количеству торговых объектов и территории их покрытия в России - 56 филиалов, более 2592 магазинов в более чем 760 городах и населенных пунктах. В настоящее время открывается несколько десятков магазинов в месяц;
- более 55 000 сотрудников, которые своим трудом обеспечивают покупателям возможность приобретения качественных товаров повседневного спроса по доступным ценам;
- новейшие методы и технологии в области товародвижения, продаж, финансов и кадровой политики, позволяющие эффективно управлять компанией и снижать цену товара для конечного потребителя;
- сеть дистрибьюторских центров на всей европейской части России, получающих товар от крупных поставщиков и подготавливающих его для отправки в магазины;
- предприятие, имеющее крупный парк автомобилей и осуществляющее междугородние перевозки грузов по всей европейской части России;
- более 700 наименований товаров под частной маркой.
Стратегическое направление - открытие магазинов в городах с населением менее 500 тыс. человек - где проживает 73% городского населения России;
Целевая аудитория "магазина у дома" - покупатели со средним уровнем дохода, что дает возможность сети "Магнит" проникать в небольшие города и населенные пункты.
2.2 Основные конкуренты сети магазинов "Магнит"
Лента - крупнейшая сеть розничной торговли, основанная в 1993 году.
Все гипермаркеты Лента работают 7 дней в неделю и предлагают покупателям товары не менее чем на 5% ниже среднерыночных за счет использования преимуществ торгового формата, в котором работает Лента.
"ЛЕНТА" стала первой российской компанией, которая начала формировать культуру оптовой торговли по западным образцам. Все больше розничных покупателей приезжали в магазины "ЛЕНТА", чтобы совершить оптовые закупки для дома и семьи. "ЛЕНТЕ" очень скоро вновь потребовалось расширение ассортимента и торговых площадей.
Сегодня формат "Ленты" сочетает в себе элементы базовых форматов, принятых в мировом ритейле, - классический розничный крупноформатный (гипермаркет), оптовый (Cash&Carry) и дискаунтер.
Одно из основных достоинств "Ленты" в том, что это не просто некий формат, адаптированный для российского рынка, а проект "tailor made", т.е. "сшитый по индивидуальной мерке", сделанный именно для российского розничного рынка.
"Ноу-хау" - высокая технологичность бизнес-процессов. Каждый гипермаркет - это своего рода конвейерная лента, где все процессы четко взаимосвязаны и где нет ни одного лишнего элемента. За счет использования современных технологий достигается экономия, которая позволяет снижать цены, не теряя в прибыли. Оптимизация процессов позволяет решить главную задачу - довести продукцию до потребителя кратчайшим путем по доступной цене.
Основное преимущество этого формата - сокращение затрат на складские помещения за счет размещения запасов в самом торговом зале. Таким образом, работа в таком формате позволяет перенести в сферу розничной торговли все преимущества и методы, характерные для торговли оптом.
"Лента" стала одной из первых компаний, которая реализовала в России концепцию ONE-STOP SHOPPING: в гипермаркете не только продают товары, но и предоставляют услуги - в магазинах расположены: химчистка, театральная касса, офисы компаний, предоставляющих услуги сотовой связи, фото-услуги, кафе, аптека, туристическая компания. Под одной крышей покупатель может найти все, что ему необходимо каждый день.
"Лента" прежде всего, ориентирована на конечного покупателя, можно приходить за покупками каждый день, потому что уделяется большое внимание удобству покупателей. В сети "Лента" осуществляют и оптовые закупки. Таким покупателям "Лента" предоставляет услугу быстрого получения счетов-фактур и сертификатов на все виды товаров.
Группа компаний "Гастроном "Михайловский" представлена на Астраханском рынке с 1995 года, состоящая из нескольких гастрономов-супермаркетов и цехов по производству продуктов питания.
"Гастроном "Михайловский"
всегда предлагает своим
"Перекресток" - ведущая
национальная сеть
2.3 Маркетинговое исследование
предпочтений потребителей
Маркетинговое исследование представляет собой систематическое и объективное выявление, сбор, анализ, распространение и использование информации для повышения эффективности и идентификации и решения маркетинговых проблем. Учитывая общеэкономическую ситуацию, сложившуюся во всем мире, повышение акций ЗАО "Тандер", работающей под торговой маркой "Магнит" выглядит необычно. Предполагается, что люди в целях экономии начали чаще посещать «Магнит», так как в глазах многих потребителей данный магазин относится к группе магазинов низких цен. Для проверки данного предположения решено было провести маркетинговое исследование. В силу невозможности опросить большое количество потребителей во всей территории нахождения магазинов данной сети, решено было ограничиться г. Астрахань. На карте в системе 2Gis было определено местонахождение всех магазинов Магнит и решено было выбрать по одному магазину с каждого района Астрахани для проведения опроса.
Целью исследования стало выявление предпочтений потребителя продуктов сети магазинов "Магнит".
Для проведения данной работы было выбрано описательное, полевое исследование.
Исследование проводилось с 10.03. 2011г. по 24.03. 2011г. в Астраханской области, у магазинов "Магнит", по улицам Хибинская 49, Бертюльская 7, Софьи Перовской 84, Ахшарумова 78.
В нашем случае, методом сбора первичной информации является наблюдение и опрос.
Наблюдение носило косвенный характер и являлось не включенным, так как не было прямого вмешательства в выбор товаров потенциального покупателя.
Орудием сбора первичной информации являлась анкета. Анкета - инструмент очень гибкий в том смысле, что вопросы можно задавать множеством разных способов. Анкета требует тщательной разработки, опробования, и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого использования.
В разработанной анкете предлагается ответить на 13 вопросов. Анкета разделена на 3 части. Вступительная, которая включает в себя обращение и цель исследования. Дальше следует основная часть - вопросы, направленные на выявление особенностей предпочтений потребителей магазинов "Магнит". И последняя заключительная часть, где опрашиваемого просят указать его основные социально-демографические характеристики (пол, возраст, род занятий и доход).
В анкете использовались открытые и закрытые типы вопросов: вопрос с дихотомическим делением, альтернативный, вопрос-меню, простой свободный вопрос.
Участниками исследования стали 103 человека. Целевой аудиторией, стали посетители магазинов "Магнит". В процессе исследования на улице Бертюльская 7 было опрошено 38 человек, на улице Ахшарумова 78 - 20, на улице Софьи Перовской 84 - 22, и на улице Хибинская 49 - 23 человека.
В процессе обработки информации было отбраковано 15 анкет. И для дальнейшей обработки информации осталось 88 анкет.
Следующим этапом исследования стала систематизация и анализ данных. Для удобства все анкеты были пронумерованы.
Рис.4. Предпочтение потребителями магазинов, % от числа опрошенных
На рис.4. показано, что большинство опрошенных отдают предпочтение магазину "Магнит". На втором месте гастроном "Михайловский", в качестве своего ответа опрашиваемые так же отдавали предпочтения Ленте, местным базарам и обычным магазинам и это составило 16%. Затем следует Сеть магазинов "Городок"-11%, и на последнем месте супермаркет "Даир", его посещают лишь 5% опрашиваемых. Столь большой процент посещаемых магазин "Магнит" обуславливается тем, что он находится во всех районах нашего города, и цены в сравнении с конкурентами наиболее приемлемы, в сложившейся экономической ситуацией.
Рис.5. Частота посещения магазина магнит, % от числа опрошенных
Исследование показало, что большинство опрашиваемых, а именно 32% посещают магазин "Магнит" несколько раз в неделю.23% посещают магазин каждый день, что говорит о его необходимости.17% опрашиваемых покупают товары магазина "Магнит" один раз в неделю, 16% ответили - несколько раз в месяц, и 12% из опрашиваемых посещают его раз в несколько месяцев.
Рис. 6. Наиболее посещаемое время магазина "Магнит"
На вопрос в какое время Вы чаще всего посещаете магазин «Магнит» - 36% опрашиваемых затруднились назвать время посещения и отвечали - когда получиться, 25% - отвечали в вечернее время, так как это наиболее удобно для рабочего населения.23% опрашиваемых ответили - после обеда, в основном это люди преклонного возраста. Многие жаловались на позднее открытии магазина "Магнит", особенно в Трусовском районе, а так же Жилгородке, поэтому количество посещаемых в первой половине дня составило 7% опрашиваемых.
Рис.7. Продукция, приобретаемая в сети магазинов "Магнит"
В процессе наблюдения было отмечено, что первой на полках магазинов заканчивается именно молочная продукция, что позволяет на следующий день выложить свежую, обеспечивая потребителя здоровой и свежей молочной продукцией. Мучная продукция также пользуется спросом, что отвечает культурным традициям страны. Практически в каждой семье активно потребляется хлеб или иная мучная продукция. Бакалейные товары приобретают 13% респондентов, это объясняется тем, что в наше время нельзя обойтись без круп и бобовых и на них не слишком высокие цены. Так же был дан свой вариант ответа: фрукты, овощи, напитки, алкоголь, сигареты.
Рис.8. Отношение к ценам на товары магазина "Магнит".
Как известно, девиз сети магазинов "Магнит" - "Всегда низкие цены". В "Магнит" приходят за покупками люди со средним уровнем доходов, которых притягивает низкий уровень цен.
Это подтверждает столь высокий процент опрашиваемых, которых полностью устраивают цены в магазине - 53%. Как известно в сложившейся экономической ситуации, магазин "Магнит" не значительно поднял цены на товары, но тем не менее 28% опрашиваемых желают, что бы цены были ниже на определенные группы товаров: молочные продукты, многие жалуются на постоянное колебание цен. Но всё равно эти продукты остаются востребованными, так как они необходимы каждому человеку. Но не обошлось без тех, кого цены на товары не устраивают-19%, в основном это пенсионеры и люди с маленьким заработком.
Опрос показал, что 51% покупателей устраивает качество товаров, 43% ответили, что могло бы быть и лучше, например, на такие товары, как молочные продукты, колбасные изделия. И лишь 7% опрашиваемых не довольны качеством товара. Такие показатели служат основанием полагать, что качество товаров в магазине устраивает покупателей.
Рис.9. Отношение к качеству товаров магазина "Магнит".
Рис.10. Выкладка товаров
На вопрос ‘’Устраивает ли вас выкладка товаров в магазине "Магнит"’’ - 76% опрашиваемых ответили, что они довольны выкладкой товара, 17% не устраивает то, как лежит товар на прилавке, многие не могут ознакомиться с товаром, из за узких проходов и низких прилавках, и 7% указали, что очень часто ценники не соответствуют товарам, это может вызвать конфликтные ситуации на кассе (Рис.10.).
Рис.11. Обслуживающий персонал магазина "Магнит"
Обслуживание является важной составляющей работы магазина. Из рис.11. мы видим, то, что 54% опрашиваемых нравится обслуживание в магазинах "Магнит".36% не устраивает обслуживание персонала, они считают, то, что продавцы-консультанты не достаточно вежливы, аккуратны и квалифицированны. 10% покупателей отметили, что на кассах создаются большие очереди, это связано с тем, что не все кассиры находятся на рабочем месте. Это очень замедляет процесс расчета за покупки.
Рис.12. Количество и размещение магазинов "Магнит" по городу
Одним из преимуществ сети магазинов "Магнит" является, что они расположены во всех районах нашего города, и не ограничиваются на одном магазине в районе. Соответственно, 73% опрашиваемых устраивает количество и размещение магазина "Магнит" по городу.16% считает, что нужно увеличить их количество.4% не задумывались о количестве и размещении магазинов по городу, так как они предпочитают посещать "Магнит" рядом с домом.
Нашей целевой
аудиторией были посетители
Рис. 13. Пол респондентов
Рис. 14. Возраст опрошенных людей
Из выбранной целевой аудитории, преобладающим количеством опрошенных оказались граждане 31-40 лет, что составило 30%. затем шли, те кому больше 50, в основном пенсионеры.21% составили люди в возрасте 21-30 лет.18% -41-50 лет, и 7% составили студенты и учащиеся, до 20 лет.