Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:51, курсовая работа
Целью работы является исследование роли маркетинга на рынке музейных услуг и тенденции развития музейных услуг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Изучить характеристику и структуру рынка музейных услуг Санкт-Петербурга.
• Дать оценку конъюнктуры рынка музейных услуг Санкт-Петербурга.
• Изучить сегментацию рынка музейных услуг Санкт-Петербурга.
• Определить тенденции развития рынка музейных услуг Санкт-Петербурга.
В отличие от маркетинга в коммерческих учреждениях, музейный маркетинг привлекает ресурсы в двух формах:
• прямой – за счет продажи потребителям своих товаров и услуг;
• опосредованной – за счет привлечения внешних ресурсов: бюджетных средств, грантов, спонсорской поддержки, частных пожертвований. Эти средства используются для реализации социально значимых культурных проектов и программ.
Обе формы некоммерческого маркетинга тесно взаимосвязаны: чем выше социальная значимость музея и общественная привлекательность его программ и проектов, тем больше у него возможностей получать средства из «внешних» источников. В отличие от коммерческого сектора, где потребитель и плательщик выступают в одном лице, в некоммерческом маркетинге потребители и финансовые ресурсы разъединены, но взаимосвязаны: доступ к деньгам открывают общественный интерес и признание.
Сведения об общей характеристике
музейного рынка Санкт-
Характеристика |
Ед. измерения |
Данные |
Посетители |
чел. |
16 365 000 |
Музейные выставки (в том числе выездные) |
ед. |
853 |
Объем музейного фонда |
ед. |
7 833 690 |
Сотрудники |
чел. |
10 343 |
Общая площадь парков культуры и отдыха |
га |
244 |
Табл.1. Общая характеристика музейного рынка Санкт-Петербурга
2.2. УРОВЕНЬ ЦЕН
Государственный Эрмитаж
Петропавловская крепость
Государственный Русский музей
Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор"
Государственный музей-памятник "Спас-на-Крови"
Этнографический музей
2.3. ДИНАМИКА РЫНКА
Чтобы оставаться востребованным, рынок музейных услуг должен непрерывно развиваться. Музеям следует идти в ногу с техническим прогрессом, чтобы посещение их было максимально удобным и интересным. Примером может служить Государственный Русский музей. Недавно наша группа была там на экскурсии. Мы заметили штрих-коды рядом со многими картинами. Позже мы узнали, что можно скачать себе на телефон специальное приложение, сфотографировать штрих-код и получить всю информацию о данной картине. Там предоставляются сведения об авторе произведения и самом произведении, кроме того можно воспользоваться аудиогидом.
Интернет становится все более действенным средством продвижения различного вида музейных услуг на рынке культуры, образования и досуга. Этому способствует открытие в Интернете так называемых гостевых сайтов, где каждый посетитель может вносить свои предложения и замечания. Подобная обратная связь – посетитель-музей – дает возможность музеям вести заочный диалог с широкой аудиторией, задавая темы для дискуссий, отвечая на вопросы и предложения. При этом расширение виртуальной аудитории в конечном счете ведет к увеличению числа реальных посетителей музея.
Существенно новым является и расширение сферы работы с посетителями. В число музейных услуг теперь почти повсеместно включена работа с индивидуальным посетителем. Она подразумевает удовлетворение спроса на разнообразные музейные услуги. Среди них такая востребованная как проведение экспертизы предметов, хранящихся у населения. Теперь каждый обладатель какого-либо произведения искусства (изобразительного, декоративно-прикладного, ювелирного) или редкой книги может в фиксированный день прийти в музей и за небольшую плату оценить имеющийся у него предмет, а также получить квалифицированное экспертное заключение об авторе, времени, месте его создания. Подобное экспертное заключение, заверенное печатью музея и содержащее фотографию экспертируемого предмета, принимается всеми государственными и негосударственными органами – таможней, нотариусами, антикварными магазинами и др.
2.4. СОСТОЯНИЕ КОНКУРЕНЦИИ
Современный этап развития музейного дела характеризуется нарастающей диверсификацией социальной среды, в которой функционируют музеи. Рост средового разнообразия выражается не только в умножении количества самих музеев, среди которых могут быть как партнеры, так и соперники, но и в увеличении числа других институтов, действующих в одной или в смежной с музеями сфере социальных отношений. Это: частные коллекционеры и коммерческие галереи, новые виды учреждений неформального и дополнительного образования, новые средства массовой информации, новые досуговые учреждения. Следовательно, конкуренция у музеев довольно высокая.
В связи с мировыми интеграционными процессами быть конкурентоспособным для музея сегодня означает, прежде всего, соответствовать мировому уровню, а именно:
- предлагать широкий спектр услуг;
- выполнять помимо основных, еще и рекреационную функцию;
- организовывать различные
встречи по обмену опытом (участие
в симпозиумах, конференциях, семинарах)
как на местном,
- быть интегрированными в сферу туризма;
- развивать коммерческую
деятельность с целью
Осуществлять свою коммерческую деятельность музеи могут через:
- организацию и проведение праздников;
- выставки-ярмарки, аукционы;
- открытие магазина по продаже сувенирной продукции;
- открытие кафе, ресторана;
- продажу печатной продукции, видеофильмов, рассказывающих о деятельности музеев мира и т.д.
2.5. СТЕПЕНЬ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ РЫНКА
Существующий уровень
спроса на музейные услуги не соответствует
ни потенциальному спросу потребителей,
ни возможностям музеев. Такая ситуация
обусловлена социально-
Вторая группа факторов, снижающих спрос на музейные услуги, относится к проблемам собственно музейной деятельности: снижение финансирования из государственного бюджета; усиление конкуренции со стороны других учреждений культурных продуктов, таких, как телевидение, шоу-бизнес; изменение потребительского поведения на рынке культурных продуктов (желание потребителей, посещая учреждения культуры, не столько повышать свои знания, сколько отдыхать и развлекаться) сохранение старой концепции управления, отвергающей маркетинг как инструмент обеспечения привлекательности музеев для потребителей.
ГЛАВА 3. СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА МУЗЕЙНЫХ УСЛУГ
Согласно базовой схеме классификации спроса, потребители обычно делятся на четыре основные группы:
По наблюдению экспертов, в России очень велика доля тех, кто не знает о предлагаемом музейном продукте и по этой причине не становится его потребителем. Поэтому в музейном маркетинге особая роль должна отводиться так называемым «завоевательным» маркетинговым стратегиям, которые направлены на информирование потенциальной аудитории и рекламу музейного предложения.
По отношению к «тем, кто знает, но не потребляет» целесообразно применение «стимулирующей» маркетинговой стратегии, ориентированной на то, чтобы развеять устойчивое представление о музейном предложении как «скучном» и «устаревшем». Расширить спрос за счет «тех, кто потребляет конкурентные товары и услуги», позволяют «корпоративные» маркетинговые стратегии, которые направлены на формирование совместных проектов, программ и продукта с теми организациями, которые предлагают конкурирующие товары и услуги в сфере досуга. Как показывает практика, конкуренция в этой сфере часто носит искусственный характер, и в действительности существуют большие возможности для объединения усилий и сотрудничества.
В современной России перед
музеями стоят две ключевые задачи
в области коммуникативной
Согласно опросу, в большинстве случаев люди приходят в музеи, чтобы:
• привести детей или друзей;
• провести время с другом или подругой;
• отдохнуть в тиши музея;
• «подняться над обыденностью», и потому что им нравится атмосфера в музее;
• увидеть интересующую их коллекцию или выставку;
• познакомиться с музеем, потому что они – туристы.
Люди не приходят в музеи и галереи, потому что:
• не знают, что происходит в музеях;
• не разбираются в искусстве и стесняются этого;
• деловые люди считают, что они очень заняты, а в музее ничего нельзя посмотреть быстро;
• посетители с детьми считают, что в музеях не любят детей, поскольку им все время делают замечания по поводу поведения;
• инвалиды не хотят, чтобы на них обращали излишнее внимание;
• молодые люди чувствуют себя необразованными и стесняются этого.
Для того чтобы люди чувствовали себя в музее спокойно и уверенно, они должны получить предварительную дифференцированную информацию, развеивающую их предубеждения. Например, для деловых людей могут быть созданы специальные путеводители «Если у Вас всего 30 минут...»; для взрослых разрабатываются программы завуалированного обучения через открытые занятия с детьми, потому что взрослые, особенно пожилые люди, стесняются учиться.
Изучение групп потребителей не является идеальным средством решения проблемы определения их запросов и потребностей. Однако оно дает достаточно ценные результаты, чтобы заинтересовать предпринимателей концентрировать усилия в этом направлении.
При решении о посещении музея и выборе конкретного музея, большинство посетителей останавливается на нескольких факторах, которые представлены на рис. 1. В последние годы, наличие инновационных технологий становится наиболее привлекательным фактором для посещения музея.
Рис. 1. Привлекательность музея для посетителей, %
Музеям в числе посетителей удалось сохранить «школьников, студентов и семейную группу», что видно из рис. 2.
Рис. 2. Возраст посетителей музеев Санкт-Петербурга, %
В музеи ходят люди разного
достатка и социального положения,
но большую часть целевой
Рис. 3. Пол посетителей музеев, %
Таким образом, целевой сегмент рынка музейных услуг составляют в основном молодые люди до 40 лет, достаточно образованные, чаще – женщины, люди разного достатка и социального положения.
ГЛАВА 4. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНЫХ УСЛУГ
В настоящее время многие
даже успешно работающие музеи имеют
в своем составе отдел
В современную эпоху, характерной чертой которой является переход к информационному обществу, прогресс научных открытий и технологий, одним из ключевых сегментов растущего рынка информационных, научно-образовательных и других гуманитарных услуг становятся архивы, библиотеки, музеи.
Кроме того, в условиях сохранения угроз природных и техногенных катастроф повышается их ответственность за формирование и сохранение национальной памяти, культурного наследия и накопленных народами знаний.
Перспективы развития музейной сферы определяются, исходя из современных представлений о музее как о центре, реализующем информационную, просветительскую, образовательную, научно-исследовательскую, рекреативную функции с учетом необходимости радикального совершенствования экспозиционно-фондовой деятельности.
Информация о работе Маркетинговые исследования рынка музейных услуг Санкт-Петербурга