Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:51, курсовая работа
Целью работы является исследование роли маркетинга на рынке музейных услуг и тенденции развития музейных услуг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Изучить характеристику и структуру рынка музейных услуг Санкт-Петербурга.
• Дать оценку конъюнктуры рынка музейных услуг Санкт-Петербурга.
• Изучить сегментацию рынка музейных услуг Санкт-Петербурга.
• Определить тенденции развития рынка музейных услуг Санкт-Петербурга.
ВВЕДЕНИЕ
Музей — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. Музеи становятся интерпретаторами и хранителями ресурсов, которые, приходя из прошлого, часто помогают людям найти вдохновение в настоящем, вселяют уверенность в будущем.
Учитывая традиции, музеи адаптируются к требованиям XXI столетия. Новые факторы начинают определять условия деятельности музеев. Музеям необходимо пережить те кардинальные перемены, которые произошли в сфере культуры в целом, научиться проявлять предприимчивость и самостоятельность в добывании дополнительных средств к государственному финансированию. Чтобы избежать финансовых неудач, эффективно конкурировать на рынке досуга, привлекать внимание туристов, создавать дополнительные возможности для образования, музеям необходимо использовать технологии деловой активности. Новая стратегия выживания принесла в традиционный музейный язык новые понятия: менеджмент и маркетинг, которые способствуют организации современного музейного дела и управлению музейной деятельностью.
Музеи в последние годы нередко выступают лидерами инновационных процессов в культуре, но они же в настоящий момент испытывают самое сильное давление новых рыночных реалий, обнаруживая свою рыночную неконкурентоспособность. В такой ситуации исследование рынка музейных услуг становится особенно актуальным, так как позволяет проанализировать ситуацию на рынке музейных услуг и рассмотреть перспективы развития рынка музейных услуг Санкт-Петербурга.
Целью работы является исследование роли маркетинга на рынке музейных услуг и тенденции развития музейных услуг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СТРУКТУРА
РЫНКА МУЗЕЙНЫХ УСЛУГ
Музей – это постоянное некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, хранением, популяризацией и экспонированием музейных предметов с целью удовлетворения духовных потребностей населения.
1.1. РАБОТА МУЗЕЕВ
1.1.1. Организационная форма
Музеи являются субъектами обеспечения политики государства в сфере культуры на территории Санкт-Петербурга.
Музеи обеспечивают конституционные права граждан на равный доступ к участию в культурной жизни и пользованию культурными благами.
Музеи создаются в форме учреждений.
Учреждение – это форма некоммерческой организации, отличительными чертами которой являются:
- создание в управленческих, социальных, научных и культурных целях;
- наличие учредителя в лице собственника имущества и финансовых средств;
- закрепление имущества
собственником на праве
Целями создания музеев являются:
- хранение музейных предметов и музейных коллекций;
- выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций;
- изучение музейных предметов и музейных коллекций;
- публикация музейных
предметов и музейных
Музеи предоставляют услуги всем гражданам вне зависимости от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии.
Музеи являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в полном соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В настоящее время существует множество различных музеев, в каждом из которых хранятся шедевры мирового или регионального масштаба. По тематике музеи делятся на следующие:
По цели посещения можно определить три типа музеев:
По преобладающему виду коллекций музеи выделяются следующие типы музеев:
1.1.2. Услуги, предоставляемые музеем
Музей предоставляет Российской Федерации и муниципальному образованию следующие услуги:
Музей предоставляет населению следующие услуги:
Услуги музея носят интегрированный характер и могут быть представлены в различной форме (массовой, камерной, индивидуальной, интерактивной) и на демонстрационной площадке с условиями, обеспечивающими сохранность экспонируемых предметов (в выставочном зале, в учебном заведении и т.д.).
Услуги музея предоставляются населению на бесплатной основе (за счет бюджетного финансирования) и на платной основе (за счет средств потребителей).
Основными требованиями к информированию пользователей являются:
Информирование пользователей об услуге может быть как индивидуальным, так и публичным, в устной и письменной форме.
Что может предложить музей своим потребителям в качестве «товара»? Это, прежде всего экспозиции и выставки, различные формы культурно-образовательной деятельности. Книги, каталоги, буклеты и другая полиграфическая продукция, связанная непосредственно с тематикой музея или близкая ней, а также видеофильмы, слайды и другие издания, использующие современные информационные технологии, также могут стать одной из статей доходной части музея. Но для того чтобы издаваемые тиражи оказались коммерчески целесообразными, необходима финансовая поддержка спонсоров.
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА КОНЪЮКТУРЫ РЫНКА УСЛУГ
2.1. МАСШТАБ РЫНКА
Санкт-Петербург – город музей. Музеи Петербурга, постоянно действующие и сезонные выставки, музейные комплексы и архитектурные памятники — более 200 объектов историко-культурного наследия представлено в Северной столице и Ленинградской области.
Для большинства музеев входная плата и членские взносы «друзей музеев» составляют самую существенную часть зарабатываемого дохода и могут достигать 20% стоимости содержания музея. Исследования последних лет показывают, что ключ к доходам – внушительные показатели по количеству посещений музея.
В моей работе мы исследуем конъюктуру музеев Санкт-Петербурга. Одним из источников пополнения доходов музея может быть продажа права на производство репродукций, особенно если музей пользуется известностью. Некоторые музеи имеют прибыли от сдачи своих помещений в аренду для проведения приемов и мероприятий. Например, Музей политической истории в Санкт-Петербурге успешно организует в своих стенах празднование детских дней рождений.
Магазин, предлагающий подарочные и сувенирные изделия, отражающие профиль музеев, может не только приносить доход, но и привлекать посетителей. Ручки, блокноты, календари, закладки, косметички, сумки и другие товары с символикой или названием музея служат неплохой рекламой. Важным элементом сервисной инфраструктуры музея являются кафе, кафетерии, бары, рестораны. Их организация приносит деньги лишь незначительному числу музеев, но они необходимы, чтобы сделать посещение музея более приятным. Кроме того, существует немало примеров того, как открытие при музее кафе или бара привлекало дополнительное число посетителей.
Существует два разветвления музеев: государственные музеи и частные. Ниже приведены некоторые из них.
Государственные:
Частные:
Музеи и центры с выставками, постоянными и непостоянными:
2.1.1. Музейный маркетинг
Музейный маркетинг и является тем действенным инструментом, который позволяет не только определять, прогнозировать и удовлетворять нужды потребителей музейных услуг, но в ряде случаев эффективно влиять на формирование этих нужд и даже непосредственно их формировать. Грамотный маркетинг может также помочь выявить, удовлетворить и воздействовать на потребности финансирующих музей организаций и потенциальных спонсоров.
В настоящее время многие
даже успешно работающие музеи имеют
в своем составе отдел
Информация о работе Маркетинговые исследования рынка музейных услуг Санкт-Петербурга