Для музеев Петербурга создается
единая компьютерная информационная сеть;
активно используются компьютерные технологии
для взаимодействия с музеями других регионов
России и зарубежных стран.
На основе развития межмузейных
связей, проектов, выставок, конференций,
фестивалей формируется единое музейное
пространство Санкт-Петербурга.
Развитию интереса публики
к музеям и устойчивому росту
посещаемости способствуют освоение новых
экспозиционных площадей, консервация
и реставрация фондов, закупка музейных
ценностей, изготовление экспозиционного
и фондового оборудования, а также активизация
различных форм публикации музейных коллекций
с использованием современных технологий.
Сложившийся стереотип образа
музеев оказывает большое влияние
на их посещение. Интересен факт, что
число людей с положительным
образом музея было немногим более половины.
Это говорит о том, что
музеям необходимо активно формировать
спрос на свои услуги за счет
изменения экспозиционной политики, изменения
концепции качества обслуживания и формирования
необходимого имиджа.
Одним из условий обеспечения
развития музеев является разработка
стратегии позиционирования на рынке
музейных услуг. Отсутствие стратегий
позиционирования приводит, во-первых,
к работе на одних и тех же целевых рынках
и конкурентной борьбе между музеями,
что и наблюдается в настоящее время, во-вторых,
к безликости и непривлекательности музеев
для публики и, таким образом, снижению
посещаемости.
В отличие от маркетинга
в коммерческих учреждениях музейный
маркетинг привлекает ресурсы в
двух формах:
- Прямой – за счет продажи потребителям своих товаров и услуг;
- Опосредованной – за счет привлечение внешних ресурсов: бюджетных средств, грантов, спонсорской поддержки, частных пожертвований. Эти средства используются для реализации социально значимых культурных проектов и программ.
Маркетинг музея всегда включает
два стратегических направления:
- Презентацию и продвижение музея и его деятельности;
- Презентацию и продвижение конкретных товаров и услуг.
В последнее время развития
добились такие виды музеев как:
В них основной акцент сделан
на объединении изолированных друг
от друга областей знаний, отдельных
наук и мира искусства, с тем, чтобы
преодолеть культурную разобщенность
и сблизить людей и социальные
группы.
Предназначаются исключительно
для детской аудитории, и создается
с учетом своеобразия процесса приобретения
знаний ребенком.
С каждым десятилетием набирала
все большую силу тенденция к
сохранению in situ исторического окружения
– архитектурных памятников, ансамблей,
фрагментов культурно-исторической среды.
В сочетании с идеями регионального развития
и поисками путей к обновлению и демократизации
традиционного музея она и привела к появлению
нового типа музейного учреждения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ознакомившись в процессе
написания работы «Маркетинговые исследования
рынка музейных услуг Санкт-Петербурга»,
с нормативными правовыми актами, учебными
пособиями, печатными и Интернет изданиями,
изучив практический опыт, можно сделать
следующие выводы:
- На примере музеев видно, что развитие российской культуры скорее инициируется сверху, нежели является следствием повышения интереса со стороны населения. Рост числа театров и музеев происходит на фоне невысокой посещаемости.
- Существующий уровень спроса на музейные услуги не соответствует ни потенциальному спросу потребителей, ни возможностям музеев. Такая ситуация обусловлена социально-экономическими факторами: низким уровнем заработной платы, отсутствием свободного времени, образом жизни.
- Для таких музейных гигантов, как Русский музей, Эрмитаж, Петергоф, Царское Село, Петропавловская крепость, на долгие годы одним из основных источников дохода будет оставаться входная плата от иностранных туристов.
- Следует также отметить, что посещаемость музея туристическими группами практически на 100% зависит от того, включена ли подобного рода услуга в «турпакет».
- Музеи Санкт-Петербурга довольно успешно занимаются развитием самостоятельной финансовой деятельности, куда входит издание альбомов, производство сувениров, реализация специальных программ для туристических фирм, образовательные программы в различных областях, выставочная деятельность и другие виды платных услуг, которые приносят немалую долю совокупного дохода. Значительно увеличились доходы от входной платы, от продажи лекционных и экскурсионных циклов. Вместе с тем остается еще целый ряд нерешенных проблем, которые требуют решения в ближайшем будущем.
- Несмотря на общий рост показателей, проблема, которая характеризует данную ситуацию в современном музейном деле, может быть обозначена как проблема усложнения системы социальных взаимодействий музея и отсутствия каналов эффективного взаимодействия между музеями и их потенциальными партнерами, действующими как по соседству, так и на значительном удалении.
- Целевой сегмент рынка музейных услуг составляют в основном молодые люди до 40 лет, достаточно образованные, чаще – женщины, люди разного достатка и социального положения.
- Сложившийся стереотип образа музеев оказывает большое влияние на их посещение. Интересен факт, что число людей с положительным образом музея было немногим более половины.
- Это говорит о том, что музеям необходимо активно формировать спрос на свои услуги за счет изменения экспозиционной политики, изменения концепции качества обслуживания и формирования необходимого имиджа.
- Одним из условий обеспечения развития музеев является разработка стратегии позиционирования на рынке музейных услуг. Отсутствие стратегий позиционирования приводит, во-первых, к работе на одних и тех же целевых рынках и конкурентной борьбе между музеями, что и наблюдается в настоящее время, во-вторых, к безликости и непривлекательности музеев для публики и, таким образом, снижению посещаемости.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
- Абанкина Т. Социальный маркетинг в «цивилизации досуга» // Музеи. Маркетинг. Менеджмент. С. 38 – 39.
- Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. – М.: “Ростинтэр”, 1996. – 704 с.
- Риньярд С. Коммерческая деятельность музеев // Музеи. Маркетинг. Менеджмент. С. 174 – 175.
- Юренева Т.Ю. Музееведение: учебник для высшей школы. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Академический проект, 2006. – 560 с.
- Данченок Л.А., ред. Маркетинг по нотам. Практический курс на российских примерах. – М., 2004. – 248 с.
- Маркетинговое исследование и анализ рынка туристических услуг. МА «Step by Step», М.2007 – 214 с.
- Россия в цифрах. 2007: Краткий статистический сборник / Росстат – М., 2007. – 494 с.
- Калякина, А.В. Маркетинг в музее: Основные этапы разработки и осуществления маркетинговой политики /А.В. Калякина //Справочник руководителя учреждения культуры. - 2004. - № 2. - C.60 - 66.
- Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной педагогике // Министерство культуры РФ. Российский институт культурологии. – М., 2001. – С. 53.
- http://www.madrace.ru/muzeevedenie/kurs-muzeevedenie/muzeyniy-marketing – [Электронный ресурс]
- http://rostourunion.ru/pages/rus/ob_rst/novosti/turbiznes_sankt-peterburga_podvodit_itogi_letnego_sezona-2010/index.html – [Электронный ресурс]
- http://base.garant.ru/123168/5/ – [Электронный ресурс]