Маркетинговые исследования цен и ассортимента продуктов питания на потребительском рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 13:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является получение информации о состоянии потребительского рынка макаронных изделий, проведение анализа состояния рынка и предоставление выводов и предложений по улучшению спроса на данный вид товара.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Цели и задачи исследований…………………………………………...5
Общая характеристика потребительского рынка г. Вологда….…...8
Характеристика выбранного сегмента рынка……………………….10
Характеристика исследуемого товара ……………………………….12
План маркетингового исследования…………………………………17
5.1. Методы сбора информации………………………………………17
5.2. Инструмент сбора информации………………………………….19
5.3. Способ связи с респондентами…………………………………...21
5.4. Способ составления выборки……………………………………..22
Инструментарий и методика исследования………………………….24
Анализ результатов исследования……………………………………26
Выводы и предложения…………………………………………………..29
Список литературных источников………………………………………31
Приложение……………………………………………………………….32

Вложенные файлы: 1 файл

маркетинг Аня.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)


 

    

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине Маркетинг 

Тема: Маркетинговые исследования цен и ассортимента продуктов питания на потребительском рынке города Вологды (детское питание)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              г. Вологда 2012 г.

 

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

  1. Цели и задачи исследований…………………………………………...5
  2. Общая характеристика потребительского рынка г. Вологда….…...8
  3. Характеристика выбранного сегмента рынка……………………….10
  4. Характеристика исследуемого товара ……………………………….12
  5. План маркетингового исследования…………………………………17
  6.           5.1. Методы сбора информации………………………………………17
  7.      5.2. Инструмент сбора информации………………………………….19
  8.     5.3. Способ связи с респондентами…………………………………...21
  9.     5.4. Способ составления выборки……………………………………..22
  10. Инструментарий и методика исследования………………………….24
  11. Анализ результатов исследования……………………………………26

Выводы и предложения…………………………………………………..29

Список литературных источников………………………………………31

Приложение……………………………………………………………….32

 

 

 

 

 

 

                                                        Введение

Бизнес и коммерция  в России в настоящее время  развиваются очень стремительно. Решающий фактор успеха в бизнесе – эффективное применение маркетинговых исследований.

Маркетинговые исследования служат основой маркетинга, они включают изучение внешней маркетинговой  среды рынка, мотивации потребителей, а также внутренней маркетинговой среды, то есть оценку производственно-сбытовых возможностей самой фирмы, строящей свою деятельность на принципах маркетинга. Такие маркетинговые исследования позволяют выбрать оптимальный рынок сбыта, осуществить планирование, то есть обоснованное, согласно результатам маркетинговых исследований, предвидение, прогноз развития рыночной ситуации и разработку соответствующих мер маркетингового воздействия на рынок с целью обеспечения эффективности предпринимательской деятельности фирмы и реализации ее стратегических направлений.

Маркетинговые исследования создают научно и практически  обоснованную базу для принятия квалифицированных  решений управленческим аппаратом  фирмы и ее высшим руководством.

Маркетинговые исследования используются всеми типами организаций для решения самых разнообразных задач: малым бизнесом, крупными корпорациями, производственными предприятиями, компаниями, занятыми в сфере технологий, предприятиями сферы услуг, некоммерческими организациями и др. [2]

Целью  данной  курсовой  работы  является  получение  информации  о  состоянии потребительского рынка макаронных изделий, проведение  анализа состояния рынка и предоставление  выводов и предложений по  улучшению спроса на данный вид товара.

Задачи курсового проектирования:

-   рассмотреть цели и задачи маркетинговых исследований;

- дать характеристику исследуемого потребительского рынка( потребительский рынок г. Вологда) - описать выбранный сегмент рынка домохозяйки от 25 до 55 лет.

- дать характеристику  исследуемого товара (детские каши);

- познакомиться с планом  маркетингового исследования, рассмотреть  методы, инструменты сбора информации, способы связи с респондентами,  способ составления выборки;

- описать инструментарий  и методику исследования;

- провести анализ результатов проведенного исследования.

Маркетинговое исследование проводилось с описательными  целями, в качестве объекта выступил товарный рынок макаронных изделий. В ходе работы использовались полевые методы исследования, в качестве инструментария применялось анкетирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      

                                  1. Цели и задачи исследования

Маркетинговые исследования – вид деятельности, который с  помощью информации связывает потребителя, покупателя и общественность с маркетологом. Получаемая информация служит для выявления и определения маркетинговых возможностей и проблем, выработки, совершенствования и оценки маркетинговых действий, отслеживания результатов маркетинговой деятельности, а также для улучшения понимания процесса управления маркетингом.

Цель маркетинговых  исследований – создать развернутую  информационно-аналитическую базу для принятия управленческих решений  и тем самым снизить сопутствующий  им уровень неопределенности и рыночных рисков. Цели исследования могут быть поисковыми (разведочными), описательными, экспериментальными (казуальными). Поисковые цели предусматривают сбор информации для предварительной оценки проблемы, помогающей выработать определенную гипотезу. Генерировать идею нового продукта. Описательные цели предусматривают описание определенных явлений. Экспериментальные цели направлены на проверку гипотезы о наличии какой-либо причинно-следственной связи между явлениями.[6]

К важнейшим задачам  маркетингового исследования относятся:

  • сбор маркетинговой информации, ее  обработка и хранение;
  • выявление и оценка воздействия факторов макросреды маркетинга на результаты деятельности компании;
  • выявление и оценка факторов внутренней среды компании (микросреды маркетинга) на рыночные возможности фирмы;
  • выявление существующих и потенциальных конкурентов компании и оценка уровней конкуренции компании на конкретных товарных рынках;
  • анализ объемов и рентабельности реализации рыночных продуктов компании на различных этапах жизненного цикла;
  • изучение и прогнозирование конъюнктуры на товарных рынках в краткосрочном периоде;
  • прогнозирование емкости рынка в целом и спроса на конкретные товарные позиции фирмы в среднесрочном (а по мере развития рыночных отношений и накопления информации и в долгосрочном) периоде;
  • оценка эффективности проводимых компанией маркетинговых мероприятий.[8]

Маркетинговые исследования связаны с принятием решений  по всем аспектам маркетинговой деятельности, они касаются всех элементов комплекса  маркетинга и его внешней среды  по тем ее компонентам, которые оказывают влияние на маркетинг определенного продукта на конкретном рынке.

К основным направлениям маркетинговых исследований относятся:

- исследования рекламы  (мотивационные исследования, исследования  коммуникационных каналов, изучение  эффективности рекламы, изучение рекламы конкурентов и др.);

- исследования экономики  бизнеса (изучение направлений  изменения бизнеса, изучение цен,  экспорт и международный бизнес, информационная система управления  и др.);

- исследования продукта (реакция на новый продукт и  его потенциальные возможности, изучение конкурентоспособности товара);

- исследования сбыта  и рынка (измерение рыночного  потенциала, анализ рыночной доли, определение характеристик рынка,  анализ сбыта, изучение каналов  товародвижения и т. п.). [1]

Исследование рынка проводится  с целью получения данных о рыночных условиях для определения деятельности предприятий.

Исследований потребителей позволяет определить и изучить  весь комплекс побудительных факторов, которыми руководствуются потребители  при выборе товаров.

Исследование конкурентов  заключается в том, чтобы получить необходимые данные для обеспечения  преимущества на рынке, а также найти  способы сотрудничества и кооперации с возможными конкурентами.

Исследование товаров  нацелено на определение соответствия их технико-экономических показателей и качесва запросам и требованиям покупателей, а также анализ конкурентоспособности.

Исследование цены направлено на определение уровня и соотношения  цен, чтобы иметь возможность  получать наибольшую прибыль при  наименьших затратах.

Исследование продвижения  товара и продаж преследует цель определить наиболее эффективные пути, способы  и средства быстрейшего доведения  товара до потребителя и его реализации.

Исследование системы  стимулирования сбыта и рекламы  проводится для того, чтобы выявить, как, когда и с помощью каких средств лучше стимулировать сбыт, повысить авторитет товаропроизводителя на рынке, успешно осуществлять рекламные мероприятия и т. п. [2]]

Проведение маркетинговых  исследований – непрерывный процесс, так как рынок подвержен постоянным изменениям, требующим анализа. Результаты исследований – основа для корректировки планов и текущей производственно-сбытовой деятельности организации, формирования текущего и будущего спроса  на продукцию, прогнозирования тенденций развития и сферы деятельности организации, выбора и реализации стратегии и тактики маркетинга.

Необходимость маркетинговых  исследований обусловлена процессами расширения производства, появлением новых технологий, информатизацией  производства и распределения товаров и услуг, ростом социальных и культурных запросов потребителей. [6]

2. Общая характеристика потребительского рынка г. Вологда

Потребительский рынок - это совокупность индивидов и семей, покупающих товары и услуги для личного потребления. Он характеризуется наличием массового потребителя, разнообразной конкуренцией, децентрализованной структурой.

Чтобы дать наиболее полную характеристику потребительского рынка  рассмотрим половозрастной и трудоспособный состав населения города Вологда.

Численность постоянного населения г. Вологда составляет 301,6 тысяч человек (мужчин - 134,0 тыс., а женщин - 167,6 тыс.) Половозрастной состав жителей г. Вологда представлен в таблице 2.1., а состав трудоспособного населения – в таблице 2.2

Таблица 2.1

Половозрастной состав жителей города Вологда

Всего

Мужчины

Женщины

301.600

134.0  (44,3%)

167.6   (55,7 %)


 

Таблица 2.2

Трудоспособный состав населения города Вологда

Возрастная категория

Всего

Моложе трудоспособного возраста

15,2%

Трудоспособный возраст

66,2%

Старше трудоспособного возраста

18,6%


 

Данные половозрастного  состава населения позволяют  сделать вывод о преобладании доли женской части населения.

В городе расположены  продовольственные и  хозяйственные  магазины, небольшие рынки, торговые павильоны, супермаркеты, гипермаркеты которые предлагают самые необходимые товары для населения и составляют друг другу конкуренцию на данном рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Характеристика  выбранного сегмента рынка

Сегментация  рынка  заключается в разделении рынка на четкие группы потребителей (рыночные сегменты), которым следует адресовать разные продукты и разные маркетинговые усилия.

Рыночный сегмент –  это группа потребителей, характеризующаяся  однотипной реакцией на предлагаемый продукт и на набор маркетинговых  стимулов.

При сегментации рынка  потребительских товаров используются такие показатели, как: географические, демографические, социально-экономические, психографические, поведенческие и др.

К  географическим  признакам  относятся: величина  региона, плотность  и  численность населения, климатические условия, удалённость от  предприятия-производителя.

Демографическая сегментация  – это деление рынка на группы в зависимости и таких характеристик, как: возраст, пол, семейное положение, социальный класс, религия, национальность и др.

Социально-экономическая  сегментация предполагает деление  потребителей по уровню доходов, роду занятия, уровню образования.

Психографическая сегментация  – деление рынка на различные  группы в зависимости от социального  класса, жизненного стиля или личностных характеристик потребителей.[1]

Сегменты, полученные в  результате сегментации, должны:

- определенными, то  есть иметь четкий набор потребностей  и реагировать схожим образом  на предлагаемый товар;

- достаточно существенными  по размеру;

- доступными для эффективной маркетинговой деятельности;

Информация о работе Маркетинговые исследования цен и ассортимента продуктов питания на потребительском рынке