Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 13:30, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является получение информации о состоянии потребительского рынка макаронных изделий, проведение анализа состояния рынка и предоставление выводов и предложений по улучшению спроса на данный вид товара.
Введение…………………………………………………………………….3
Цели и задачи исследований…………………………………………...5
Общая характеристика потребительского рынка г. Вологда….…...8
Характеристика выбранного сегмента рынка……………………….10
Характеристика исследуемого товара ……………………………….12
План маркетингового исследования…………………………………17
5.1. Методы сбора информации………………………………………17
5.2. Инструмент сбора информации………………………………….19
5.3. Способ связи с респондентами…………………………………...21
5.4. Способ составления выборки……………………………………..22
Инструментарий и методика исследования………………………….24
Анализ результатов исследования……………………………………26
Выводы и предложения…………………………………………………..29
Список литературных источников………………………………………31
Приложение……………………………………………………………….32
- количественно измеряемыми;
- используемыми в течение
достаточно длительного
В качестве исследуемого сегмента были выбраны, домохозяйки от 25 до 55 лет. Данный сегмент достаточно весомый, что говорит о существенном влиянии его на потребительский рынок населения села в общем.
4. Характеристика исследуемого товара
Каши промышленного производства
Современная детская
пищевая промышленность
Виды каш промышленного производства и ассортимент
Каши делятся на:
молочные, безмолочные;
моно-, многокомпонентные;
безглютеновые (низкоаллергенные) и глютеновые;
имеющие в своем составе различные, добавки;
лечебно – профилактические.
Другие виды зернового
мюсли;
растворимое печенье.
Молочные каши содержат в своем составе адаптированный заменитель женского молока (искусственная смесь) и предназначены для здоровых детей. Безмолочные каши разработаны для детей с различными заболеваниями и их обычно назначает врач. Монокомпонентные – это каши, которые производят из одного вида круп. Многокомпонентные - с использованием 2 круп и более. Безглютеновые каши (не содержат глютен) – рис, гречка, кукуруза, относят к низкоаллергенными крупам. Глютеновые каши - манная, овсяная, пшеничная. Каши с различными добавками выпускаются с добавлением сухих порошков фруктов, овощей, карамели, меда, шоколада, какао, лесных орехов, йогурта. Это не только улучшает вкус продукта, но и увеличивает его пищевую ценность. Но в рацион детей, страдающих аллергией, такие каши следует с осторожностью вводить. Очевидно, что каши с какао, медом, шоколадом, орехами, цитрусовыми - не для них. Фруктовые и овощные добавки могут быть тоже аллергенными. Здоровым детям каши с различными добавками из фруктов, овощей – рекомендуются не ранее 6-7 месяцев, с цитрусовыми и медом - не ранее 8 месяцев, а с какао и шоколадом - не ранее 9 месяцев. В последнее время получили распространение «готовые каши» - оригинальные консервированные продукты, сочетающие в себе ингредиенты из трех групп продуктов - молока, круп, и фруктов (молочные) или из двух групп - круп и фруктов (безмолочные). Эти продукты фасуют в баночки и стерилизуют, их удобно использовать в дороге. Лечебно–профилактические каши. К этой группе можно отнести уже рассмотренные безмолочные и безглютеновые каши. Как было сказано, они подходят для детей с различными заболеваниями (пищевая аллергия, лактазная недостаточность и др.). Каши, содержащие пищевые волокна (например, инулин), будут полезны малышам с нарушением микрофлоры кишечника, а также с наклонностью к запорам. Каши, содержащие лакто- и бифидобактерии, также помогут малышам улучшить микрофлору кишечника. Если кроха достиг 8–11месяцев, можете побаловать его мюсли, растворимым печеньем и кашами из цельномолотых зерен, специально предназначенных для детского питания. Это не только разнообразит рацион ребенка, но и приучает его жевать. Растворимое печенье можно превратить практически в кашу, если добавить к нему воду или молочную смесь. С какой каши начать? Первой должна быть монокомпонентная, низкоаллергенная каша без каких-либо добавок: рисовая или гречневая, или кукурузная. Как приготовить кашу? Большинство современных каш промышленного производства не требуют варки. Такие каши называются инстантными. Для их приготовления достаточно взять указанное на коробке количество крупы и развести водой для детского питания, имеющей температуру 40-45°С. Не следует разводить каши примерно, «на глазок». Необходимо соблюдать инструкции по способу приготовления, указанные на упаковке. Безмолочные каши, при искусственном вскармливании, разводят водой или смесью, которую получает ребенок. При естественном вскармливании - грудным молоком или водой. В кашу допустимо добавлять овощное или фруктовое пюре для детского питания. Недопустимо дополнительно вводить сахар, масло, они уже содержатся в продукте. Необходимо соблюдать сроки и условия хранения как вскрытых, так и невскрытых упаковок с кашами.
Значение и пищевая ценность каш
Особое место среди
различных видов прикорма
Когда вводить?
Сейчас педиатры и диетологи рекомендуют первым вводить в рацион крохи овощное пюре (не ранее 4-5 месяцев жизни), а затем примерно через 1 месяц - кашу. Это связано, во-первых, с тем, что при введении в питание сначала «сладкой» каши, ребенок затем неохотно привыкает к овощному пюре, а во-вторых, раннее введение каши может способствовать избыточной массе тела, особенно если такая наклонность уже имеется. Но существуют индивидуальные показания, по которым специалисты могут рекомендовать малышу кашу в качестве первого прикорма. Это случаи когда ребенок плохо прибавляет в массе, росте, или имеет неустойчивый стул (введение овощного пюре может усугубить ситуацию).
С какой каши начать?
Первыми малышу рекомендуют давать каши, не содержащие растительный белок глютен, входящий в состав оболочек таких злаков, как пшеница, рожь, овес, ячмень. Данный белок достаточно трудно переваривается, может вызвать нарушение перистальтики (волнообразных сокращений) кишечника, изменение частоты и цвета стула, аллергические реакции, поскольку у малышей существует дефицит фермента пептидазы, расщепляющей этот белок. Каши, не содержащие глютен - рисовая, гречневая, кукурузная. Это так называемые безглютеновые каши, еще их называют низкоаллергенными. Детям с наклонностью к неустойчивому стулу можно начать с рисовой каши, если же ребенка беспокоят запоры, то с гречневой или кукурузной. Предлагать малышу овсяную кашу можно только после 6 месяцев, а манную – только после года. Это так называемые глютеновые каши. Начинают прикорм в утренние часы перед кормлением грудью с 5-10 г (1-2 чайные ложки). На 2-й день количество каши увеличивают до 30-50 г, и за неделю доводится до объема одного кормления 130-150 г. Вторая неделя отводится для полного привыкания к новому продукту. Объем разовой порции каши для детей разных возрастных групп: 5-6 мес. – 150 мл 6-7 мес.- 160-170 мл 8-9 мес. - 170-180 мл 9-12 мес. – 180 – 200 мл. После года на завтрак, не включая гарниры детям до 3 лет можно предложить порцию каши в объеме 150-200 мл, в 4-6 лет - 200-220 мл.
5. План маркетингового исследования
5.1 Методы сбора информации
Сбора маркетинговой информации может осуществляться либо кабинетными методами, либо полевыми, либо их комбинацией.
Методы кабинетных исследований предполагают сбор вторичной информации, получаемой не от первоисточника (потребителя или покупателя) и не подготовленной для решения задач, связанных непосредственно с целями данного маркетингового исследования. Вторичная информация представлена внутренней информацией (отчетами по сбыту, прибылям и т.д. самой фирмы) и внешней информацией (публикуемыми данными справочников, периодических изданий, газет, журналов и др.). Вторичная информация отличается дешевизной, объективностью, качеством содержания и простотой сбора. Но в то же время она не дает конкурентного преимущества, поскольку доступна всем участникам рыночных отношений и характерна устаревшими и запоздавшими данными.
Методы полевых (вне кабинетных) исследований предполагают сбор первичной информации, получаемой непосредственно от потребителя и покупателя или другого исследуемого субъекта. Первичная информация собирается согласно целям данного маркетингового исследования, ее содержание своевременно и, как правило, конфиденциально, что создает определенные конкурентные преимущества для фирмы, его осуществляющей. Но сбор первичной информации связан со значительными затратами, уязвимым с точки зрения субъективизма и возможных ошибок непрофессионализма. Методы полевых исследований подразделяются на опрос, наблюдение, эксперимент, имитацию.
Опрос – это метод сбора информации путем выяснения субъективных мнений, предпочтений людей в отношении какого-либо объекта. Достоинства опроса – гибкость формы проведения, возможность выяснить суждения, мысли, идеи, мотивацию, привычки покупателей, статистически обработать данные. Недостатки состоят в субъективности полученной информации, зависимости ее качества от способа исследования и от желания участников опроса высказывать свое мнение.
Фокусирование (фокус-группа) – это форма опроса, предполагающая всестороннее дискуссионное обсуждение проблемы с отобранной группой людей, проводимое модератором с целью установления качественных параметров поведения потребителей.
Панельные исследования – это выборочная совокупность опршиваемых, подвергаемых повторяющимся исследованиям, предмет которых остается неизменным, проводится для установления тенденции и закономерностей развития изучаемых явлений.
Наблюдение – непосредственное изучение и фиксация поведения покупателей, как правило, в реальных ситуациях.
Эксперимент - это метод сбора информации путем активного вмешательства исследователя в определенные процессы с целью установления взаимосвязи между событиями.
Имитация представляет
собой разновидность
5.2. Инструмент сбора информации
Инструменты сбора первичных данных могут быть разбиты на два основных типа: анкеты и механические устройства.
Анкета – самое распространенное орудие исследования. В широком смысле анкета-это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы. Анкета – инструмент достаточно гибкий в том смысле, что вопросы можно задавать множеством разных способов. Анкета требует тщательной разработки, опробования, и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого использования.
При разработке анкеты необходимо обращать внимание на форму вопросов, их содержание и число, последовательность в анкете.
Анкета обычно состоит из трех частей: введения, основной части и реквизитной. Главная задача введения – убедить респондента принять участие в опросе. В нем поясняется цель проводимого опроса, для чего он проводится, как будут использованы данные, какую пользу получит респондент, приняв участие в опросе, содержится инструкция по заполнению анкеты и способу ее возврата. В основной части располагаются вопросы, касающиеся непосредственно исследуемой проблемы. Реквизитная часть помещается в конце анкеты, в ней содержатся вопросы о респонденте: возраст и социальный статус, профессия и квалификационный уровень, уровень дохода, указывают дату, время и место проведения опроса. [6]
Форма вопроса может повлиять на ответ. Существует три основных формата задаваемых вопросов: закрытые, открытые и вопросы со шкалой ответов. Закрытые вопросы включают перечень возможных ответов и требуют выбора одного из них. Открытые вопросы позволяют респонденту отвечать своими словами. Вопросы со шкалой содержат четкие, возможно количественные дескрипторы, определяющие отдельные градации шкалы или ее конечные точки.
Особого внимания требует и установление последовательности вопросов. Первый из них должен по возможности пробудить интерес у опрашиваемых. Трудные и личные вопросы следует задавать в конце интервью. Вопросы должны задаваться в логической последовательности.
Существует два специальных подхода к проектированию вопросника: туннельный и секционный.
При использовании туннельного подхода имеет место постепенный переход от широких, общих вопросов к узким, частным вопросам.
Секционный подход заключается
в том, что последовательно
Опрос может носить анонимный и конфиденциальный характер. В первом случае респондент должен быть уверен, что его имя и другие реквизиты не будут известны исследователям. Во втором случае предполагается, что имя респондента известно только исследователю, но не заказчику данного обследования.
5.3. Способ связи с респондентами
Информацию можно собирать по почте, телефону, посредством личного интервью и с помощью Internet.
Анкетирование по почте целесообразно использовать, если число опрашиваемых велико и требуется получить много разнообразных данных. К плюсам этого метода можно отнести его относительно низкую стоимость, возможность охвата труднодоступных районов, отсутствие влияния интервьюера на опрашиваемого, анонимность респондента, время на обдумывание ответа. К минусам анкетирования по почте следует возвращение небольшого числа анкет, меньшую гибкость процесса опроса, чем при личном интервью, возможность ответов «ради шутки».
Телефонное интервью считается целесообразным, если требуется задать несколько простых вопросов, оперативно провести анализ рынка или предварительное исследование перед персональным интервьюированием. Стоимость телефонного опроса значительно превышает стоимость почтового анкетирования, особенно в случае ведения международных переговоров. Плюсом этого метода связи с аудиторией является его высокая результативность (на вопросы отвечают обычно 80-90% респондентов) и возможность быстрого получения ответов.
Личное собеседование – самый универсальный метод, характеризующийся высокой степенью гибкости и подгоняемости под респондента. Кроме того, интервьюер не только задаем собеседнику больше вопросов, но и дополняет результаты беседы личными впечатлениями. В то же время этот метод требует тщательного планирования, контроля и больших затрат. Кроме того, на его результаты влияют взгляды и предубеждения интервьюера. Личное собеседование может проходить форме индивидуального и группового интервью. В первом случае предполагается посещение респондентов на дому, по месту работы, встреча на улице. Во втором – 6-10 человек приглашаются для беседы со специально подготовленным интервьюером. В ряде случаев в качестве компенсации за потраченное время опрашиваемому вручается небольшая денежная сумма или подарок.[4]