Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 15:08, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении маркетинговой стратегии предприятия, её особенностей, и разработке рекомендаций по совершенствованию маркетинговой стратегии.
Основными задачами выполнения курсовой работы являются следующие:
рассмотреть сущность маркетинговой стратегии и её основные составляющие;
изучить классификацию маркетинговых стратегий;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ СТРАТЕГИЙ…………….………………………………………………………...6
1.1 Сущность и разработка маркетинговых стратегий……………………...6
1.2 Виды маркетинговых стратегий…………………………………………..8
1.3 Методы разработки маркетинговых стратегий……..……………………14
2. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ООО «САНАТОРИЙ ИМ. ЧЕРНЯХОВСКОГО»……………………………18
2.1 Производственно-экономическая характеристика санатория………...18
2.2 Особенности маркетинговой деятельности санатория…………………..23
2.3 Анализ маркетинговой стратегии санатория.…………………………….33
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ООО «САНАТОРИЙ ИМ.
ЧЕРНЯХОВСКОГО»……………………………………………………………37
3.1 Рекомендации по совершенствованию действующей маркетинговой стратегии санатория……………………………………………………………..37
3.2 Проектирование маркетинговых стратегий санатория на основе СВОТ-анализа……………………………………………………………………………41
3.3 Разработка и экономическое обоснование маркетинговой стратегии внедрения новой услуги……………………………………………….………...44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Санаторий «Моква»
узкий
Рисунок 4 – Карта позиционирования ООО «Санаторий им. Черняховского» относительно конкурентов
Таблица 4 - SWOT-анализ ООО «Санаторий им. Черняховского»
Сильные стороны: |
S |
Слабые стороны: |
W | ||
медицинского оборудования;
медицинского персонала;
большинства потребителей;
|
и, как следствие, отсутствие ясной стратегии поведения на рынке курортных услуг;
| ||||
Возможности: |
O |
Угрозы: |
T | ||
расширения ассортимента предоставляемых услуг;
потенциальных групп потребителей санаторных услуг;
технического оснащения служебных помещений;
различными турагенствами и туроператорами;
преимущества и занятие |
экономической и политической ситуации;
|
Исходя из полученных данных таблицы 4, необходимо отметить, что влияние таких факторов внешней среды как нестабильная политическая ситуация страны, ужесточение налогообложения предприятий, изменение предпочтений потребителей оказывают отрицательное влияние на эффективность деятельности санатория. Преобразовать данное негативное воздействие санаторий может, используя следующие сильные стороны:
Как видно из SWOT-анализа, сильные стороны санатория превосходят слабые, а рынок предоставляет больше возможностей, нежели образует угроз. В такой ситуации санаторий должен применять активные действия для укрепления позиций на рынке путем расширения своей части, дифференциации услуг. Устойчивое финансовое состояние дает возможность выделить ресурсы на научно-исследовательские работы, увеличивать инвестиционный портфель, преодолевать конкурентов.
Основной проблемой на предприятии является износ материально-технической базы, которая не обновлялась несколько лет. Этот фактор оказывает значительное влияние на качество предлагаемых услуг. Поэтому предприятие в краткосрочной перспективе должно принять решение о проведении косметического ремонта номерного фонда и замене устаревшего оборудования. В то же время для преобразования слабых сторон деятельности санатория преимущества следует использовать возможности внешней среды, а именно: привлечение молодых перспективных специалистов; повышение уровня качества обслуживания; расширение спектра предоставляемых услуг; привлечение новых групп потребителей.
Слабые стороны: слабая рекламная политика санатория заключается в первую очередь, в отсутствии в штате специалиста по рекламе.
Ассортиментная политика. Номерной фонд составляет: 91 номер.
Кроме того, санаторий предлагает широкий спектр основных и дополнительных услуг.
К услугам отдыхающих оказание терапевтических услуг по процедурному кабинету (медикаментозное лечение по сопутствующим заболеваниям).
Количество процедур варьируется в зависимости от заболевания, особенностей его течения, необходимости лечения сопутствующих заболеваний на момент лечения. Это физиотерапевтические методы лечения, светотеплолечение, водолечение, массаж, вибромассаж, гидромассаж, ингаляторий, иглорефлексотерапия, стоматология (терапевтическая помощь), лечебная физкультура, фитолечение, минеральная вода. Дополнительные платные медицинские услуги представлены зубопротезированием.
В лечебном процессе для грязевых ванн используется привозная Липецкая грязь. В лечении используются: высокоэффективные сухие углекислые ванны, показанные при многих заболеваниях сердечно сосудистой системы, дающие также омолаживающий эффект; ванны хлоридонатриевые, йодобромные, жемчужные, хвойные, с лавандой; лечебные души; Шарко, циркулярный, восходящий; грязелечение; озокеритолечение; ингаляции; лазеротерапия; иглорефлексотерапия; традиционные массажа, нугабест; новейшие методы электросветолечения.
Одним из самых любимых
мест в системе оздоровительных
мероприятий санатория-
При необходимости в объем
дополнительных медицинских услуг входят:
лабораторные методы обследования, УЗИ-диагностика,
компьютерное электропунктурное сканирование
и диагностический
комплекс "Валента", позволяющие
проводить диагностику и лечение
различных органов и систем кровообращения
и дыхания на современном
уровне, зубопротезирование.
Ценовая политика санатория основывается на уровне доходов целевой аудитории предприятия – это люди с достатком средний и выше среднего. Скидки на проживание в санатории предусмотрены только для детей от 4 до 14 лет с двумя родителями. Стоимость такой путевки составляет 20% от стоимости взрослой путевки на дополнительное место в номере.
Стоимость санаторно-курортной путевки в ООО «Санаторий им. Черняховского» представлена в таблице 3.
Таблица 3 - Цена в зависимости от длительности лечения на 2011 год в руб.
Категория |
21 день |
18 дней |
14 дней |
10 дней |
7 дней |
Взрослые |
21000 |
18000 |
14000 |
10000 |
7000 |
Дети |
15000 |
12600 |
9800 |
7000 |
4900 |
Категория номера |
Стоимость за номер в сутки | |
Стандартный |
При проживании 2 |
1000 |
Полулюкс |
При проживании 2 |
1200 |
Люкс |
При проживании 2 |
1500 |
Семейный |
При проживании 2 |
1500 |
Дополнительное место |
дети от 3 до 12 лет |
700 |
Дети до 3-х лет с питанием
- бесплатно (без отдельного спального
места)
В стоимость при проживании в номерах
входит: трехразовое питание (комплексное),
проживание, автостоянка.
В стоимость при проживании в коттеджах входит: проживание, автостоянка.
Ценовая политика санатория основывается на уровне доходов целевой аудитории предприятия – это люди с достатком средний и выше среднего.
Рассмотрим ценовую политику на примере санатория им. Черняховского»» и сравним с конкурентами.
Цена на проживание и услуги санатория им. Черняховского выше, чем у его ближайших конкурентов. К примеру, стоимость лечебно-оздоровительной программы в санатории «Соловушка» составляет 12600 руб., что на 8400 руб. дешевле, чем в санатории им. Черняховского. Высокие цены на лечение обусловлены лучшим оснащением и комплектацией предоставляемых лечебных услуг.
Санаторий им. Черняховского применяет и прямой сбыт (нулевой канал товародвижения), но также стабильно применяются услуги посредников.
Продвижение. Рекламную информацию о санатории размещают в газетах и журналах Центрально – Черноземного округа, Курска, и областей, в местах проживания целевой аудитории санатория.
Распространяется печатная продукция санатория в туристических фирмах, с которыми заключен договор о реализации путевок санатория. Это проспекты, выполненные на глянцевой бумаге, формата А4, с яркими фотографиями, с полной информацией о предоставляемых услугах санаторием и его отличительными особенностями. А также обычные листы формата А4 с полной информацией об услугах санатория и прайс-листом.
Сайт санатория: www.san-chern.
Коммуникацию между
Стимулирование сбыта в санатории развито слабо. Предлагаемые санаторием скидки и бесплатные услуги неразнообразны, например: договорные отношения, скидки для организаций, например, заводы (для юридических лиц).
Анализ деятельности предприятия показал, что предприятие находится в процессе непрерывного развития. Несмотря на высокую конкурентную среду санаторий им. Черняховского справляется с ней.
2.3 Анализ маркетинговой стратегии ООО «Санаторий им. Черняховского»
Одним из видов маркетинговой стратегии, которую принимает ООО «Санаторий им. Черняховского» - стратегия социально-этического маркетинга, которая предполагает ведение лечебно-профилактической деятельности, продажи товаров и услуг для отдельных специальных групп населения (пенсионеров, ветеранов войны и труда, блокадников, одиноких, малообеспеченных, многодетных, лиц с социально значимыми заболеваниями и др.). Санаторий предусматривает программы спонсорства, бесплатности, снижения цен, благотворительности, честности, этической направленности.
Поскольку ООО «Санаторий им. Черняховского» предлагает несколько видов продукта, и для определения их оценки и наиболее подходящей рекламы для каждого продукта, сделан анализ по матрице БКГ (Бостонской Консалтинговой Группы).
Матрица БКГ основана на динамике (темп роста рынка) и эффективной опыта (относительная доля рынка).
Доля рынка | ||||
большая |
маленькая | |||
Рост объёма рынка |
быстрый |
«Звезды» Путёвка «на отдых» и путёвка «на лечение» |
«Дикий ребёнок» Путёвка «выходного дня»
| |
медленный |
«Дойные коровы»
Путёвка на отдых и лечение в летний период |
«Дохлая собака»
Путёвка на отдых и лечение в межсезонный период |
Рисунок 4 - Матрица БКГ для продуктов, предлагаемых ООО «Санаторий им. Черняховского»
У ООО «Санаторий им. Черняховского» существует несколько предложений продукта, которые наиболее привлекательны в разное время года, т.к. гостинично-санаторное предприятие имеет сезонный характер спроса.
«Трудный ребёнок» - на стадии высокого темпа роста и малой доли рынка находится продажа путёвок «Выходного дня».
«Звезда» - на стадии высокой доли рынка и высокого темпа роста рынка находиться такой продукт, как «Путёвка на отдых» и «Путёвка на лечение» в праздничные и каникулярные дни (такие как новогодние каникулы). Путёвки предлагаются на весь праздничный период (восемь десять дней).
«Дойная корова» - на стадии высокой доли рынка и низкого темпа роста рынка находиться такой продукт, как «Путёвка на отдых» и «Путёвка на лечение» в летний период отпусков. Путёвки, как правило, реализуются на длительный период, не менее четырнадцати дней.
«Дохлая собака» - на стадии снижения темпов роста рынка и малой доли рынка находятся «Путёвки на отдых и лечение» в межсезонный период: осень, зима, весна.
ООО «Санаторий им. Черняховского» находится на стадии жизненного цикла - зрелость, где главная стратегия - закрепить завоеванную долю рынка, за счет возобновления интереса к гостинице постоянных клиентов, а также нахождение новых потребителей услуг.
По отношению к конкурентам, санаторий применяет стратегию фланговой обороны: все силы брошены на защиту наиболее уязвимых мест в позиции компании на рынке, куда в первую очередь могут направить свои атаки конкуренты. Эта стратегия хороша тем, что из неё можно без проблем «перейти наступление».
Стратегия положения санатория на рынке. Здесь основная стратегия ООО «Санаторий им. Черняховского» - стратегия расширения рынка. Это старый товар на старом рынке, цель его продвижения - это расширение доли рынка и стимулирование сбыта. Санаторно-курортный отдых с каждым годом набирает обороты. Активно работающие люди желают получить санаторное лечение и отдых в экологически чистой зоне, с целью улучшения своего здоровья и продолжения активной жизнедеятельности. Руководители некоторых предприятий, заботясь о своих сотрудниках, выкупают для них путёвки. Товар, который по сути своей остаётся неизменным - путёвка, предлагается на старом и новом рынке.