Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:32, реферат
Маркетинговый аудит- это то средство, с помощью которого предприятие получает исходные данные для стратегического маркетингового планирования. Также, можно определить маркетинговый аудит, как систематическую оценку всех внутренних и внешних факторов, которые могут оказать существенное влияние на функционирование предприятия в заданный период времени.
Важно, что маркетинговый аудит не должен считаться лишь средством для выявления специфических маркетинговых «проблем». Маркетинговый аудит должен применяться на систематической и регулярной основе, независимо от того успешной или неуспешной является деятельность предприятия.
Введение …………………………………………………………………….....3
Глава I. Объекты маркетингового аудита…………………………………….5
1. .Объекты маркетингового аудита…………….………………………….…6
2. . Маркетинговый самоаудит……………………………………………....12
3. . Привлечение внешнего консультанта по маркетингу…………………..13
4. . Критерии выбора исполнителей………………………………………….14
5. . Ограничения маркетингового аудита…………………………………....15
1.6. Договор на проведение маркетингового аудита………………………...16
1.7. Этапы проведения маркетингового аудита…………………………...…17
1.8. SWOT – анализ…………………………………………………………….20
1.9. Составление бизнес-портфеля……………………………………………21
Глава II. Аспекты проведения маркетингового аудита на ОАО «Система Плюс»………………………………………………………...23
2.1. Паспорт ОАО«СистемаПлюс»………………………………………........23
2.2. Проведение АВС-анализа…………………………………………………26
2.3. SWOT-анализ……..………………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………...31
Список литературы……………………………………………………………..32
Задача маркетолога в этом процессе - предоставить набор альтернативных решений проблемы с учетом сложившейся рыночной ситуации. Маркетологи не принимают решений в масштабах фирмы, они только дают рекомендации для их принятия, а тот, кто принимает решения, либо учитывает эти рекомендации, либо нет. И если рекомендации хорошие и их учитывают, фирма начинает лучше работать.
1.3 Привлечение
внешнего консультанта по
Выражение
"внешний консультант" может
обозначать как конкретное
Каким образом
можно найти консультанта? Первый
и самый распространенный
Второй источник - это личное общение с консультантом в процессе проведения каких-либо мероприятий. Это выставки, конференции, тренинги. Не исключается, конечно, и вариант рекламного контакта.
Кто может
выступать внешним
К внешним
консультантам относятся также
маркетинговые агентства,
Какие плюсы имеет независимый консультант?
Во-первых, его
услуги стоят дешевле, потому
что в их стоимость не
Во-вторых, независимый консультант более оперативен. В-третьих, он всегда выступает лично, и вы не рискуете нарваться на стажера.
Теперь - плюсы консалтинговой компании. Прежде всего, это финансовая устойчивость и надежность, в отличие от некоторых независимых консультантов. У фирмы есть адрес, офис, как правило, она стабильна. Ещё один плюс - она предоставляет комплексные услуги, предлагая и организационный, и финансовый аудит в дополнение к маркетинговому. Но при этом консалтинговая компания дороже, бюрократичней, есть риск получить в исполнители не ведущего специалиста фирмы, а стажера или новичка. Что касается зарубежных консультационных агентств, то их расценки по карману только очень крупным вертикально-интегрированным структурам, в основном - из сырьевых отраслей.
1.4 Критерии выбора исполнителей
Главный критерий - наличие средств на оплату работы. Если средства на исследования есть - работу необходимо заказывать, потому что консалтинговая фирма - все-таки профессиональный исполнитель, и можно предположить, что работа будет качественной. Если средств нет, тогда проведение аудита надо поручать отделу маркетинга.
Здесь главным критерием становится опыт проведения подобных исследований. Если маркетолог уже занимался такими исследованиями, то нет смысла привлекать сторонних исполнителей. Но если маркетолог их не проводил, лучше обратиться к стороннему наблюдателю. Конечно, в процессе исследовательских работ маркетолог повышает свою квалификацию, но руководство предприятия не всегда может позволить себе такое "обучение". Эффективнее будет поручить работу консалтинговой фирме или консультанту. При этом маркетолог может выступить в роли стажера на фирме - исполнителе, то есть повысить квалификацию за счет своей компании. Более того, при проведении подобных работ, всегда участие маркетологов предприятия в маркетинговом аудите, поскольку без них и без их баз данных работа будет менее качественной.
Степень конфиденциальности. Может показаться, что выполнение работы сотрудниками фирмы обеспечивает большую конфиденциальность, чем работа с участием сторонних специалистов.
Практика показывает, что это не совсем так. Потому что рядовой маркетолог, проводя исследование, довольно часто становится обладателем большого количества конфиденциальной информации. И эта информация, безусловно, распространяется на предприятии, что иногда негативно сказывается на уровне корпоративной культуры. Например, негативная оценка рыночных перспектив фирмы, став известной "в массах", может породить панические слухи. Не все из того, что выявляется во время маркетинговых исследований, положено знать рядовым сотрудникам, даже среднему менеджменту. Руководство должно иметь дополнительный информационный ресурс по сравнению с рядовыми сотрудниками, что позволит ему эффективнее управлять предприятием. Напротив, сторонний консультант профессионально выполняет свою работу и уходит. Гарантии конфиденциальности, безусловно, выше. Есть понятие аудиторской этики - профессиональный консультант дорожит своим именем. Российский рынок консалтинговых услуг, особенно в сфере маркетинга, пока ещё не велик, и информация распространяется очень быстро. Уличенный в некорректности по отношению к клиенту консультант может твердо знать - работы в области консалтинга ему уже не найти. Тем более что в договоре на проведение работ оговариваются санкции за нарушение конфиденциальности.
Статус службы маркетинга на фирме. Если статус того, кто представляет результаты исследования на защите отчета, невысок, то и значимость представляемых им результатов, а также вероятность их использования, также будет невысока. Безусловно, статус стороннего консультанта (фирмы или специалиста), выполнившего за свою профессиональную деятельность ни один десяток проектов, будет выше.
1.5 Ограничения маркетингового аудита
Возможные ограничения:
Уровень наличия фактических
ресурсов. При разработке плана
по внедрению рекомендаций
Потенциальные навыки и способности фирмы. Может ли фирма реализовывать рекомендации аудита - по квалификационному набору своих менеджеров, по производственным возможностям? Вот типичный пример. "Оборонка": масса "мастеров - золотые руки", огромный технологический и конструкторский потенциал, вернее, то, что от него осталось. Но маркетинговый потенциал там практически нулевой, поскольку маркетинг спецтехники сосредоточен, как правило, в вышестоящих организациях. И поэтому, когда рынок выходит на рынок гражданской продукции, она испытывает очень серьезные трудности именно в квалифицированном маркетинге. Другой пример. Получены рекомендации, объективно обусловленные ситуацией и требующие определенного напряжения сил. Понятно, что необходимо всегда искать пути удешевления работ, и консультант обязан это делать.
Размер приемлемого
риска. Существует набор
1.6 Договор на проведение маркетингового аудита
Рассмотрим существенные разделы договора на проведение маркетингового аудита.
Предмет договора.
В краткой форме излагается
то, ради чего проводится работа.
Как правило, предмет договора
составляет предмет
Срок действия договора. Он определяется при подписании сторонами договора, вплоть до защиты отчета по маркетинговому аудиту. Период сопровождения может составлять от 6 до 12 месяцев.
Стоимость
и порядок оплаты работ.
Взаимные обязательства сторон. Главные обязательства - стандартные: каждая сторона должна добросовестно выполнять свои договорные обязательства, консультант должен добросовестно выполнить свою работу, фирма должна ему помогать и вовремя ему заплатить.
Условия конфиденциальности и не - конкуренции. В рамках договора всегда оговариваются условия конфиденциальности. Надо помнить, что любая маркетинговая информация, будучи собранной и обработанной, становится конфиденциальной. Консультант подписывает, если заказчик требует, соглашение о неразглашении информации. Заказчик сам определяет круг документов, которые он считает конфиденциальными.
Использование результатов. Результаты, полученные в ходе аудита, консультант не имеет права использовать в других консультационных и научных работах в течение не менее двух лет А ссылаться на них в статьях и других материалах можно только с письменного согласия заказчика. Считается, что через два года информация станет неактуальной.
Ответственность сторон. Существующее российское законодательство таково, что особого толку от этого пункта нет. Поэтому считается, что ответственность сторон базируется на добросовестности и имидже консультанта. Добросовестный консультант работает со всей ответственностью вне зависимости от формулировок договора, а недобросовестный сделает все не очень качественно, в независимости от условий договора.
Дополнительные
условия. Здесь оговариваются
технические стороны
1.7 Этапы
проведения маркетингового
1. Оценка состояния информационного обеспечения (причем не как наличие модного или мощного программного продукта, а как функционирование единой внутрифирменной информационно-аналитической системы). Также анализируется состояние клиентской базы данных (структура, возможность ее использования для оперативного проведения аналитической и отчетной работы по продажам); состояние системы управленческого учета и отчетности. Важной частью информационной системы является анализ:
продаж (по подразделениям, ассортименту, клиентам, регионам, менеджерам);
наличия и движения товаров;
эффективности
ведения бизнеса - систематизированные
данные по затратам, доходам, прибыли
и убыткам в разрезе товаров
и товарных групп,
конкурентов (списки и карты основных конкурентов по территориям, по товарам, информация о стратегии, ценовой политике компаний и т.п.).
Кроме того,
необходимо проанализировать
2. Важной частью деятельности фирмы на рынке является планирование, а именно уровень стратегического планирования (бизнес-план развития компании), состояние и традиции оперативного планирования (календарные планы работ менеджеров по продажам, руководителей подразделений), использование принципов бюджетирования.
3. Большое значение имеет SWOT-анализ (сильных и слабых сторон компании, возможностей и опасностей, возникающих на рынке).
4. Эффективность
работы компании во многом
зависит от работы подразделени
• закупки
• сбыт
• маркетинг
• складское хозяйство
• каналы сбыта
• логистика
• бухгалтерия, финансы.
5. Изучение
и анализ взаимодействия
Основной принцип маркетингового аудита - это комплексная оценка:
-используемой
предприятием маркетинговой
-принимаемых
на ее основании
Результатом аудита является:
-описание маркетинговой
информационной системы
-рекомендации
по устранению выявленных
Дополнительным результатом аудита маркетинга является определение ключевых бизнес-процессов компании, которые могут быть заложены в основу конкурентного преимущества компании.
В итоговый
материал аудита должны быть
включены и представлены