Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 20:59, реферат
В настоящее время, резко возросла роль маркетинга в повышении эффективности деятельности предприятий. Его рассматривают как ”управленческий процесс, посредством которого ресурсы всей организации используются для удовлетворения потребностей выбранных групп заказчиков, чтобы достигнуть целей обеих сторон”[1,с.25]. То есть маркетинг
Олигополистическая конкуренция является частным случаем монополистической конкуренции. На рынке остается 3— 7 очень крупных компаний. Доля каждой из них — от 7 до 40%. Входные барьеры в отрасль очень высоки. Конкуренция брэндов и товарных линий. Информация распространяется достаточно равномерно, поскольку все участники в силу своей экономической мощи имеют равный доступ ко всем источникам и средствам передачи информации. Капитал диверсифицируется и охватывает как производственную сферу, так и финансы, и сферу услуг (торговля, сервисное обслуживание). Национальные границы тесны, и самые крупные участники переходят к операциям в мировом масштабе.
Чистая монополия — это ситуация, когда одна компания контролирует более 50% отраслевого выпуска продукции, в предельном случае - 100%. Это возможно в случае, если у товара нет близких субститутов.
Монопсония — это монополия покупателя. Производить различные виды вооружений в принципе могут многие компании, но покупать их будет только государство.
Как определить состояние конкуренции на рынке?
Для этого существует достаточно простая формула — индекс Герфендаля[5, с. 172]:
G = (q1)2 + (q2)2 + (q3)2 + (q4)2 + ... (1.7)
где G — значение индекса Герфендаля,
q — доля компании на рынке в %.
Если значение индекса меньше 400 — свободная конкуренция.
Значение индекса от 400 до 1000 говорит о монополистической конкуренции.
От 1000 до 3000 — олигополия.
Свыше 3000 — монополия.[6, с. 172]
Результаты маркетинговых исследований используются для принятия маркетинговых стратегических решений. Завершается процесс принятия маркетингового исследования разработкой и принятием маркетинговых решений, призванных решить существующую проблему.
1.3.2 Аудит маркетингового потенциала
Одним из методов оценки маркетинга на предприятии является аудит. Аудит – (в переводе с латинского означает “слушание”) обозначает всякую выполняемую независимым экспертам проверку какого-либо явления или деятельности [8]. В настоящее время существует различное множество методов проведения аудита.
Один из подходов к проведению аудита маркетинговой деятельности представлен в книге Идрисова А.Б. “Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций” (приложение А). В аудите принимают участие, как руководители, так и специалисты предприятия. Выполняется он с помощью опросных листов по пяти основным направлениям рыночной ориентации [9,с.46]:
- степень ориентации на заказчика;
- уровень организации маркетинговой деятельности на предприятия;
- уровень информационного обеспечения маркетинговой деятельности;
- реализация стратегического подхода к развитию маркетинговой деятельности на предприятии;
- операционная эффективность проведенной работы;
Каждый из вопросов оценивается по трехбалльной шкале. Затем все баллы суммируются, и дается оценка меры эффективности маркетингового потенциала. На основании этой маркетинговой оценки можно сделать вывод, в каком состоянии находится маркетинговый потенциал анализируемого предприятия. Если он неудовлетворительный, проводится маркетинговое исследование, после чего разрабатываются и принимаются маркетинговые решения.
Мы принципиально ориентируемся на этот подход. Однако, поскольку нашим непосредственным объектом исследования является маркетинговый потенциал, мы предлагаем его проведение с помощью экспертной оценки по направлениям, обозначенным в параграфе 1.2, таким как:
- организационное построение отдела маркетинга;
- качество маркетинговой информации;
- качество выполнения основных функций маркетинга;
-кадровое обеспечение маркетинговой деятельности (службы);
- использование современного инструментария маркетинга;
- уровень разработанности элементов маркетинга – микс (товарная политика, сбытовая политика, ценовая политика, политика продвижения).
Каждая составляющая оценивается по пятибалльной шкале:
1 балл – фактор, оценивается очень низко, по нему никакой работы не проводится;
2 балла - фактор, оценивается низко, работа проводится, но не является эффективной;
3 балла - фактор, оценивается на среднем уровне, проведенная работа приносит положительные результаты;
4 балла – фактор, оценивается как “хорошо”, результаты положительные, но есть некоторые недостатки;
5 баллов - фактор, оценивается на “отлично”, результаты положительные, недостатков нет.
Мы предлагаем пятибалльную
шкалу оценки, так как большая
градация позволит в большей степени
оценить маркетинговый
Таблица 1.2. Вербально-числовая шкала Харрингтона
Содержательное описание градаций |
Численное значение |
|
0,8 – 1 |
2. Высокая |
0,64 – 0,80 |
3. Средняя |
0,37 – 0,64 |
4. Низкая |
0,20 – 0,37 |
5. Очень низкая |
0,0 – 0,20 |
Источник: [10,с.120]
На основании этой
оценки можно сделать вывод, в
каком состоянии находится
Проведение маркетингового исследования и аудит маркетинга будут применены на примере филиала РУПП “Витебскхлебпром” Новополоцком хлебозаводе и рассмотрены во второй главе.
Выводы: при рассмотрении составляющих современного инструментария управления маркетингом, было отмечено, что его использование способствует повышению маркетингового потенциала предприятия. Проведение маркетингового аудита совместно с исследованием, помогает в ходе самого исследования найти и оценить слабые и сильные места маркетинговой деятельности предприятия. На основании оценки полученных результатов принимается решение по разработке необходимых мероприятий, призванных решить существующую проблему. Разработанные мероприятия будут приведены в третьей главе данной работы.