Маркетинг интеллектуального продукта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2014 в 12:36, курсовая работа

Краткое описание

Основным стимулом для создания интеллектуального продукта для автора является, как правило, стремление получить материальную выгоду, прибыль. Для этого необходимо обеспечить продвижение товара на рынке интеллектуальной собственности и продать его с максимальной для автора выгодой. Так возникает следующая проблема - проблема продвижения сбыта товара на рынке интеллектуальной собственности.
Особую нишу на рынке интеллектуальной собственности занимают «исключительные имущественные права». К ним можно отнести право на воспроизведение, на распространение, на использование и т.д. Юридическое регулирование этих прав зачастую вызывает сложности, так как, законодательство в этой отрасли продолжает развиваться и дорабатываться. В настоящий момент, судебных разбирательств между претендентами на правообладание меньше не становится.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ И ЕГО КЛАССИФИКАЦИЯ 5
2.ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ Р.Ф. ЮРИДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 7
3.МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПРОДУКТА НА РЫНОК. 10
4.МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПРОДУКТА НА РЫНОК НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ «APPLE» 14
5.ПРОБЛЕМА ПИРАТСТВА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Вложенные файлы: 1 файл

Маркетинг интеллектуального продукта.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ивановский государственный политехнический университет»

ТЕКСТИЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

(Текстильный институт ИВГПУ)

Кафедра банковского дела, учета и аудита

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАРКЕТИНГ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПРОДУКТА

 

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 3 курса

Факультета экономики и управления

гр. 3Э1

Бадайкин Константин Николаевич

Научный руководитель:

кандидат экономических наук, доцент

Шеина Лариса Александровна

                       

 

 

Иваново 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современной рыночной экономике продукты интеллектуальной собственности имеют большую ценность и способны приносить владельцам огромный доход. Для многих физических и юридических лиц создание и продажа интеллектуальной собственности является основным видом деятельности и главным источником дохода. Таким образом, в экономике развитых стран появляется новый вид рынка – рынок интеллектуальных продуктов.

Рынок интеллектуальных продуктов сформировался сравнительно недавно, отсюда вытекает ряд нерешенных проблем, которые могут помешать эффективному развитию этой отрасли.

Интеллектуальная собственность создается в процессе интеллектуальной и (или) творческой деятельности автора, таким образом, возникает неразрывная связь между результатом труда и именем автора. Появляется проблема защиты прав интеллектуальной собственности.

Основным стимулом для создания интеллектуального продукта для автора является, как правило, стремление получить материальную выгоду, прибыль. Для этого необходимо обеспечить продвижение товара на рынке интеллектуальной собственности и продать его с максимальной для автора выгодой. Так возникает следующая проблема - проблема продвижения сбыта товара на рынке интеллектуальной собственности.

Особую нишу на рынке интеллектуальной собственности занимают «исключительные имущественные права». К ним можно отнести право на воспроизведение, на распространение, на использование и т.д. Юридическое регулирование этих прав зачастую вызывает сложности, так как, законодательство в этой отрасли продолжает развиваться и дорабатываться. В настоящий момент, судебных разбирательств между претендентами на правообладание меньше не становится.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что документы, касающиеся авторских прав на интеллектуальную собственность необходимо дорабатывать, дополнять, совершенствовать, изменять таким образом, чтобы повышалась эффективность их практического применения.

Развитие рынка и появление новых технологий не способствуют уменьшению проблем, связанных с интеллектуальной собственностью. Наоборот появляются новые вопросы, требующие юридического и экономического решения.

Интеллектуальная собственность специфична и сильно отличается от вещной собственности, что усложняет задачи маркетинга. Опираясь на закон, маркетинг должен наиболее полно удовлетворить потребительский спрос, при этом, не нарушая права владельцев интеллектуального продукта.

Отсюда можно сделать вывод о необходимости изучения вышеперечисленных проблем, поиска их решений и актуальности выбранной для курсового проекта темы.

 

1.ИНТЕЛЛКТУАЛЬНЫЙ  ПРОДУКТ И ЕГО КЛАССИФИКАЦИЯ

 

Интеллектуальный продукт (от лат. intellectus - ум) - результат духовной, мыслительной, интеллектуальной деятельности. Включает изобретения, открытия, патенты, научные отчеты и доклады, проекты, описания технологий, литературные, музыкальные, художественные произведения, творения искусства [1].

Виды интеллектуального продукта:

1. Интеллектуальный продукт в науке и образовании:

- научные достижения,

- результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ,

- инжиниринговые услуги,

- услуги по обработке информации,

- образовательные услуги,

- образовательные продукты,

- консультационные услуги,

- научные публикации;

2. Интеллектуальный продукт в коммерческой деятельности:

- изобретения,

- полезные модели,

- промышленные образцы,

- товарные знаки,

- знаки обслуживания,

- наименования мест происхождения,

- фирменные наименования;

3. Интеллектуальный продукт в искусстве, кинематографии, эфирном и кабельном вещании:

- литературные произведения,

- драматические произведения,

- музыкальные произведения,

- сценарные произведения,

- аудиовизуальные произведения,

- произведения декоративного и  прикладного искусства;

- исполнение и постановка произведений  литературы и искусства,

- фонограммы,

- радио- и телепередачи;

4. Интеллектуальный продукт в сфере промышленности:

- сведения коммерческого характера,

- «ноу-хау» [2].

Классификация интеллектуального продукта в западной экономике представлена следующим образом.

Группировка интеллектуальной собственности действующих промышленных компаний в США представлена тремя категориями: маркетинговый блок, технический блок и блок, отражающий производственный и профессиональный опыт. Каждая категория обладает реальной и определяемой стоимостью и может подвергаться значительным колебаниям в различных компаниях: в одних превалирует значимость маркетингового блока, в других - технического, в третьих наибольшую ценность представляет управленческий и профессиональный опыт коллектива.

Маркетинговый блок включает в себя: фирменное наименование и логотип; маркетинговый зонтик и брэнд; брэнды, относящиеся к номенклатуре товаров, внешнее оформление; товарные знаки, зарегистрированные во многих странах; авторские права; второстепенные товарные знаки; потребительская реклама; маркетинговая стратегия; гарантии качества продукции; графическая информация; концепции продвижения продукции; общественная информация; дополнительные материалы (в том числе графические); этикетки (ярлыки) и авторские права; упаковки и авторские права.

Технический блок включает: деловые секреты; формулы; пакеты технических услуг и источники снабжения; формы и размеры продукции; процедуры приобретения собственности; патенты; технологические процессы; технологии, относящиеся к охране окружающей среды; технологии дизайна; обмен техническим опытом; преемственность продукции; техническое обучение; технологическая модернизация; новые технологии производства продукции; вторичные исследования; секретные технологии; таблицы технических данных; оценочные данные; результаты проверки патентного профиля; результаты испытания машин и оборудования; чертежи оборудования и продукции; конструкторская документация.

Практический (управленческий и профессиональный) блок: предложения, не связанные с конкуренцией; списки рассылки; данные о реализации продукции; управленческие базы данных; общие базы данных; списки потребителей; рекомендации по продажам; связи с потребителями; система управления; руководства, распоряжения, инструкции; правила; система закупок; профессиональное обучение, подготовка персонала вне компании; изучение круга потребителей, метода производства; обмен технологическими идеями; стандарты контроля качества; обучение в области маркетинга; торговые связи; Международный исследовательский клиринговый центр; политика ценообразования; схема уплаты пошлин и налогов; процесс управления активами; регулирование подачи заявок; система обеспечения безопасности; системы бухгалтерского учета; лицензии на право заниматься определенным видом деятельности [3].

 

2.ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ Р.Ф. ЮРИДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

 

Согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации (глава 69, статья 1225) результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:

1) произведения науки, литературы  и искусства;

2) программы для электронных  вычислительных машин (программы  для ЭВМ);

3) базы данных;

4) исполнения;

5) фонограммы;

6) сообщение в эфир или по  кабелю радио- или телепередач (вещание  организаций эфирного или кабельного  вещания);

7) изобретения;

8) полезные модели;

9) промышленные образцы;

10) селекционные достижения;

11) топологии интегральных микросхем;

12) секреты производства (ноу-хау);

13) фирменные наименования;

14) товарные знаки и знаки  обслуживания;

15) наименования мест происхождения  товаров;

16) коммерческие обозначения.

На территории Российской Федерации интеллектуальная собственность охраняется законом.

В Гражданском Кодексе также дано следующее определение прав на интеллектуальную собственность (глава 69, статья 1226). На результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие).

Также в Гражданском Кодексе прописано кто и когда признается автором результата интеллектуальной деятельности (глава 69, статья 1228).

1.Автором результата интеллектуальной  деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат.

Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ.

2. Автору результата интеллектуальной деятельности принадлежит право авторства, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, право на имя и иные личные неимущественные права.

Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен.

Авторство и имя автора охраняются бессрочно. После смерти автора защиту его авторства и имени может осуществлять любое заинтересованное лицо, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 1267 и пунктом 2 статьи 1316 настоящего Кодекса.

3. Исключительное право на результат  интеллектуальной деятельности, созданный  творческим трудом, первоначально  возникает у его автора. Это  право может быть передано  автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом.

4. Права на результат интеллектуальной  деятельности, созданный совместным  творческим трудом двух и более  граждан (соавторство), принадлежат  соавторам совместно [4].

 

3.МАРКЕТИНГОВАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПРОДУКТА НА РЫНОК.

 

Выведение интеллектуального продукта на рынок интеллектуальной собственности это сложная операция, которая включает в себя множество этапов. Данный процесс требует от маркетинговых служб большого опыта в изучении рынка,  юридической подкованности в вопросах прав собственности, и умения определить и наиболее полно удовлетворить потребительской спрос на рынке с максимальной отдачей для предприятия.

1. Первым делом организации необходимо провести маркетинговые исследования, т.е. исследовать ситуацию на рынке интеллектуального продукта. Определить какими товарами рынок переполнен (падающий спрос), выходить на рынок с этим товаром, как правило, не рационально, а какие не могут удовлетворить объемы потребительского спроса (чрезмерный спрос), в данном случае имеет смысл предложить потребителям аналогичный товар. Может сложиться такая ситуация, что на рынке существует спрос на такой товар, который еще не произведен (скрытый спрос). В таком случае предприятию необходимо выявить скрытый спрос и создать товар, который будет удовлетворять требованиям потребителей.

Организация маркетинговых исследований подчинена ее целям и функциям. Она тесно связана с деятельностью маркетинговой службы, ее численностью и состав, набором функций маркетинга, степенью автономности и т.д. В маркетинговых исследованиях выделяются два типа организации:

- входящие в структуру маркетинговых фирм и входящие в их состав на правах исследовательских подразделений;

Информация о работе Маркетинг интеллектуального продукта