Международный маркетинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 12:29, курсовая работа

Краткое описание

Процессы, происходящие на мировых рынках, имеют безусловно универсальный характер. И хотя естественным представляется утверждение о том что, чем более развитым и высоко конкурентным является рынок, тем большее значение приобретают маркетинговые, международно-маркетинговые критерии предпринимательского поведения, можно с уверенностью утверждать следующее: рассматриваемый вопрос затрагивает перспективные и насущные жизненные проблемы участников рыночных отношений как и в индустриально развитых странах, так и в государствах, которые только лишь стремятся наладить эффективные экономические механизмы, основанные на принципах свободы реализации спроса и предложения, регулирования путем обратных хозяйственных взаимосвязей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….
2
1. Сущность и задачи международного маркетинга ……………………………………..
4
1.1.
Понятие и сущность международного маркетинга …………………………….
5
1.2.
Принципы и методы международного маркетинга …………………………….
7
1.3.
Цели, задачи и функции международного маркетинга ………………………..
9
2. Риски предприятий в международном маркетинге …………………………………..
12
2.1.
Сущность и виды рисков в международном маркетинге ………………………
12
2.2.
Зоны допустимого риска в международном маркетинге ………………………
16
2.3.
Процессы управления рисками …………………………………………………..
17
2.4.
Факторы снижения риска в международном маркетинге и методы
управления риском ………………………………………………………………...

18
2.5.
Риски в международного бизнеса на примере предприятия Газпрома ………..
21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………...
30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………………...
32

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 83.00 Кб (Скачать файл)

Среди методов управления рисками во внешней экономической  деятельности значительное место отводят  страхованию.

По своей природе страхование  — форма предварительного резервирования ресурсов, предназначенных для компенсации  ущерба от ожидаемого проявления различных  рисков. В принципе, это также  передача риска. Стороной, принимающей  финансовые риски в данном случае, выступает страховая компания. Цель страхования субъекта экономики  – защита от финансовых последствий (имущественного ущерба) вследствие наступления неблагоприятных событий. Экономическая сущность страхования заключается в создании резервного (страхового) фонда, отчисления в который для отдельного страхователя устанавливаются на уровне, значительно меньшем сумм ожидаемого убытка и, как следствие, страхового возмещения.

Наряду со страхованием применяют  также другие методы управления рисками. Для управления рисками, связанными с падением цен на биржевые товары, фондовые ценности, а также неблагоприятным  падением курса валют, широко применяются  различные методы хеджирования.

Преимущество хеджирования – возможность оперативного принятия решений, сравнительно невысокая стоимость. К недостаткам следует отнести  относительно узкий спектр действия (только ценовые параметры сделок на товары, фондовые ценности и валюту), сложность используемых приемов, которые  требуют высокого уровня квалификации специалистов. Это позволяет использовать этот метод, как правило, на крупных  предприятиях и при больших объемах  внешнеэкономических операций (на российских предприятиях практически не используется).

Отдельная область управления рисками в международном маркетинге связана с расчетно-кредитными отношениями и предполагает использование довольно большого разнообразия форм и методов. К основным из них относятся:

  • применение безотзывного подтвержденного документарного аккредитива при расчетах за поставку товара;
  • использование банковских гарантий (например, авалирование переводных векселей – тратт и др.).

Преимущество данного  механизма снижения рисков – простота и доступность использования  для участников внешней экономической деятельности, недостаток – относительная дороговизна данного типа услуг.

Способы  противостояния  рискам:                    

1.   Разбиение  риска  на  составляющие  (деление  риска).

2.   Переложение   ответственности  за  риск  на  других  лиц.

3.   Упреждение  риска.

4.   Ликвидация  риска  (по  возможности)

Перечисленные способы не в состоянии обеспечить абсолютную защиту от возможных рисков, хотя и  могут существенно их уменьшить. В значительной мере риски могут  быть предотвращены путем эффективного внутрифирменного управления (например, диверсификацией деятельности и  др.). Наибольший эффект может быть достигнут  за счет сочетания, комбинации различных  методов управления рисками: страхованием, хеджированием, применением современных  методов управления, форм и методов  расчета во внешнеэкономических  операциях.

2. 5. Риски в международного бизнеса на примере предприятия Газпрома

В 2003 году Правительством РФ была утверждена Энергетическая стратегия  России на период до 2020 года. Россия обладает на сегодняшний день очень крупными запасами энергетическогосырья. И если по запаса нефти страна находится примерно на 8 месте в мире (60,0 млрд. барр.), то по запасам природного газа – она безоговорочный лидер. Россия соперничает с Саудовской Аравией за первую строчку в табели о рангах крупнейших производителей нефти (от 8,7 до 8,9 млн. барр/сут) и является единоличным лидером по добыче газа (в среднем 1,74 млрд. куб.м/сут).

Благоприятное для России положение на сырьевом энергетическом рынке позволило стране восстановить золотовалютный резерв, превышающий  внешний долг государства. Сегодня  Россия стремительно превращается из крупного должника в крупного кредитора и инвестора, причём, в такую, например, ликвидную, но ранее практически закрытую для нас экономику, как европейская.

Этому способствует один важнейший  фактор - географическое положение, позволяющее граничить непосредственно с «потребителями» энергетических ресурсов: с одной стороны Европа, с другой – Китай, Япония, Ю. Корея. Доставшаяся с советских времён в наследство разветвлённая трубопроводная система (последнее время активно развивающаяся) позволяет объединить мощь России как «поставщика» с возможностями «транзитёра» и играть двойную роль.

ОАО «Газпром» – российская интегрированная газовая компания и крупнейшая газодобывающая компания в мире. Газпром занимает более 88% внутреннего рынка РФ. Газпром является монополистом по продаже природного газа в РФ и экспортирует через трубопроводы 66% от общего объема экспорта газа в Европу. Государство контролирует финансирование и деятельность газового монополиста. Экспорт – основной источник прибыли Газпром специализируется на четырех основных видах деятельности: добыча, транспортировка, реализация и переработка газа.

Основные факторы риска ОАО  «Газпром»

  1. Стратегические и страновые риски:
  • Риски процесса глобализации.

Глобализация экономической деятельности – одна из основных тенденций развития современного мира. Последствия глобализации отражаются на экономическом развитии России, которая активно интегрируется  в мировую экономику. В эпоху  глобализации высокая взаимозависимость  рынков приводит к синхронизации  экономик стран и, как следствие, к возможности быстрого переноса спадов либо кризисов из одной страны в другую. В таких условиях могут  возрастать рыночные риски Газпрома. В настоящее время наблюдается  угроза стагнации мировой экономики, что может привести к снижению темпов потребления ТЭР и / или  падению цен на них, а следовательно, к росту инвестиционных рисков, связанных  с созданием избыточных мощностей  в добыче и транспорте, и рыночных рисков Газпрома.

  • Риски международного регулирования энергетической отрасли.

Регулирование энергетической отрасли  осуществляется по различным направлениям. Наиболее важными сферами являются либерализация, таможенное и налоговое  законодательство, природоохранное  законодательство и энергетическая безопасность. Вопрос обеспечения энергетической безопасности заключается в стимулировании эффективного использования энергии, а также снижении зависимости  от импорта энергоносителей из одного источника. Такая политика активно  проводится в странах Западной Европы и закреплена в Зеленой книге  ЕС. Поскольку Газпром является крупнейшим внешним поставщиком энергоносителей  в регион, данная реформа касается его в первую очередь. Следствием этого может стать снижение доли Группы на европейском рынке, являющемся ее традиционным экспортным регионом.

  • Риски государственного регулирования отрасли.

Право собственности на контрольный  пакет акций позволяет государству  оказывать влияние на деятельность Газпрома. Контроль за движением финансовых потоков ОАО «Газпром» со стороны  государства осуществляется его  представителями в Совете директоров, к компетенции которого относится  утверждение финансового плана  и инвестиционной программы. Государство  регулирует оптовые цены на газ, по которым Газпром реализует основной объем газа на внутреннем рынке; тарифы на оказываемые независимым производителям услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам; тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям; плату  за снабженческо-сбытовые услуги; розничные  цены на газ.

  • Риски выхода в новые регионы и на новые рынки.

Выход на новые рынки всегда связан как с возможностью получения дополнительных преимуществ, так и с риска ми недооценки экономической и политической ситуации в странах региона. При реализации инвестиционных проектов и выходе Газпрома могут возникнуть риски, связанные с недостаточным опытом ведения деятельности в рыночном сегменте сжиженого природного газа и высокой конкуренцией со стороны работающих на этом рынке поставщиков данного вида топлива.

  • Риски транзита природного газа.

В сфере экспорта газа существует зависимость Газпрома от транзитных стран. Транзитные риски связаны с несанкционированным отбором газа странами, по территории которых осуществляется транзит газа. Были отмечены случаи, когда часть природного газа направлялась не по назначению при транспортировке через Украину. Газпром предпринимает меры по минимизации рисков, связанных с транзитом природного газа. Подписан пакет документов, определяющих условия сотрудничества России, Украины и Беларуси в области поставок и транзита природного газа. Задача Газпрома заключается в диверсификации экспортных маршрутов и переходе на коммерческие условия поставок и транзита со странами СНГ.

  • Географические и погодные риски.

 Значительная доля добычи газа Газпрома приходится на Западную Сибирь, где суровый климат осложняет добычу и увеличивает себестоимость природного газа. Существенная географическая удаленность разрабатываемых западносибирских месторождений от основных регионов реализации продукции требует значительных затрат на транспортировку газа. Существенное влияние на отбор газа и поступление валютной выручки Газпрома могут оказать погодные условия как кратковременного характера, так и в длительной перспективе.

  1. Финансовые риски
  • Риски изменения валютных курсов и инфляции.

Значительная часть выручки  Газпрома номинирована в долларах или  евро, тогда как большая часть затрат номинирована в рублях. В связи с этим существенное влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности оказывает изменение темпов инфляции и обменных курсов. В частности, на показатели прибыли Газпрома негативное влияние оказывает повышение курса рубля к доллару или евро, поскольку это приводит к росту затрат относительно выручки. Дальнейшее повышение курса рубля в реальном выражении к доллару или евро может оказать неблагоприятное воздействие на финансовое положение и результаты деятельности Газпрома.

  • Риски изменения процентных ставок.

Часть долгового портфеля ОАО «Газпром»  составляют синдицированные кредиты  западных банков. Процентная ставка по обслуживанию многих из этих кредитов базируется на основе ставок по межбанковским кредитам LIBOR / EURIBOR. Увеличение данных процентных ставок может привести к удорожанию обслуживания долга ОАО «Газпром». Компания стремится поддерживать соотношение валют в долговом портфеле, близкое к соотношению валют в выручке, и регулирует долю заимствований с фиксированной ставкой в зависимости от динамики межбанковских процентных ставок, что позволяет осуществлять естественное хеджирование рисков рыночных изменений валютных курсов и снизить риск увеличения процентных выплат в случае повышения межбанковских ставок.

  • Риски изменения цен на газ на европейском рынке.

Газпром реализует значительную часть  природного газа в Европе. Экспортные продажи газа формируют основную часть выручки. Экспорт природного газа в европейские страны осуществляется Газпромом преимущественно в рамках долгосрочных контрактов по ценам, индексируемым в соответствии с изменением мировых цен на конкурирующие нефтепродукты. Эти цены могут испытывать ощутимые колебания под влиянием факторов, не контролируемых Газпромом. При снижении мировых цен на нефтепродукты произойдет понижение цен на природный газ, что приведет к сокращению доходов Газпрома от экспорта. Это окажет неблагоприятное воздействие на результаты операционной деятельности, денежные потоки и финансовое положение, а также на способность профинансировать запланированные капиталовложения.

  1. Риски таможенного, валютного и налогового регулирования
  • Риски изменения режима валютного регулирования.

Газпром является участником внешнеэкономических  отношений. Часть активов и обязательств Газпрома выражена в иностранной валюте, имеются счета в иностранной валюте в иностранных банках, следовательно компания подвержена рискам, связанным с изменением валютного регулирования. На фоне продолжающейся либерализации валютного законодательства Правительством Российской Федерации и Центральным банком России осуществляются мероприятия по усилению контроля за проведением валютных операций. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2007 г. № 98 утверждены Правила представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков. Восстановление ограничений, сокращающих возможности конвертации рублевых доходов в иностранную валюту и обратной конвертации рублей в силу требований об обязательной репатриации и конвертации, может оказать неблагоприятное влияние на результаты деятельности и способность ОАО «Газпром» осуществлять выплаты по кредитам и займам. Рубль не является конвертируемой валютой за пределами СНГ, поэтому возможности ОАО «Газпром» по страхованию рисков, связанных с изменением валютных курсов, посредством конвертации в другие валюты, значительно ограничены.

Информация о работе Международный маркетинг