Методологические основы бенчмаркинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является обобщение рекомендаций по использованию бенчмаркинга в организациях. Согласно цели можно выделить следующие задачи:
1.)Изучить теоритические основы бенчмаркинга.
2.)Освоить методологию бенчмаркинга.
3.)Исследлвать опыт пркатического применения бенчмаркинга на примере ОАО «Свересталь».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………5
1 Теоретические основы бенчмаркинга……………………………………….7
1.1.Сущность, цели и роль бенчмаркинга в управлении организацией…….7
1.2 . Классификация видов бенчмаркинга…………………………………..13
1.3. Принципы концепции бенчмаркинга…………………………………....16
2 Методологические основы бенчмаркинг………………………………….20
2.1. Процесс бенчмаркинга…………………………………………………...20
2.2. Оптимальная методика бенчмаркинга для развитых компаний………25
2.3. Этапы бенчмаркнга………………………………………………………30
3 Анализ бенчмаркинга в компаниях………………………………………37
3.1.Опыт применения технологии бенчмаркинга в России и за рубежом...37
3.2. Реализация приемов бенчмаркинга на примере ОАО «Северсталь»…41
Заключение…………………………………………………………………….46
Список использованных источников………………………………………...50

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент курсовик.docx

— 159.05 Кб (Скачать файл)

Принцип 4 – Систематическое проведение внешнего бенчмаркинга

Как только персонал организации поймет необходимость непрерывного, всестороннего и тщательного изучения как основных конкурентов организации, так и лучших примеров и образцов мировой практики, и осознает важность внутренних бизнес-процессов, необходимо объединить эти два аспекта деятельности организации в единую систему и систематически, скрупулезно анализировать внутренние процессы, технологии, механизмы, сопоставляя их с внешними бенчмарками. Только систематический сопоставительный анализ позволяет создать основу для последовательной реализации процесса улучшения (усовершенствования).[22]

Принцип 5 – Бенчмаркинг — основа выживания

 

Пятый и последний принцип бенчмаркинга гласит: без бенчмаркинга выживание организации в условиях агрессивной внешней среды невозможно, о чем наглядно свидетельствует успешный опыт корпорации Xerox в области внедрения бенчмаркинга. Тем не менее, для того чтобы начать действовать, нет необходимости доводить ситуацию до критического момента, как это было в случае с Xerox.[22]

 

Итак, бенчмаркинг - это метод копирования преимуществ у своих конкурентов. Это сбор и анализ информации о деятельности лучших предприятий партнеров и конкурентов, об используемых ими методах управления.

Его целью является повышение эффективности собственной деятельности и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе.

Бенчмаркинг является новым направлением развития бизнеса. Он связан с поиском и изучением наилучших методов и способов предпринимательства, чтобы осуществлять собственный бизнес еще лучше и производительнее. Обычно он опирается на лидеров рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Методологические основы бенчмаркинга

 

2.1. Процесс бенчмаркинга

        Рассмотрим принципы, объекты исследования, основные правила анализа и этапы процесса бенчмаркинга, основные правила анализа и этапы процесса бенчмаркинга, основные источники информации, контроль в системе бенчмаркинга, а также подходы к обучению на основе бенчмаркинга.Факторы успеха, которые определяют этот процесс, можно классифицировать следующим образом:

1) “жестские” (объективные) факторы:

· определение четких границ проекта;

· точное планирование времени;

· соблюдение стандартов качетва;

· принятие во внимание бюджетных ограничений.

2) “мягкие” (субъективные) факторы:

· благоприятный климат для сотрудничества;

· положительный настрой – ориентация на достижение результата;

· осознание важности качества;

· заинтересованность;

· творческий подход;

· этика предпринимательства (анализ превосходства – это непромышленный шпионаж). [3,с.34]

Эта концепция является вспомогательным средством для сбора информации, требующейся предприятию, чтобы постоянно повышать производительность улучшать качество и быть впереди конкурентов. Анализ превосходства используется как рычаг, чтобы сломать закостенелую структуру предпринимательства, ориентируясь, например, на лучшие результаты других предприятий.

Анализ превосходства – это взгляд на внутренние функции, деятельность, опыт со следующими целями:

· определить лучшие результаты;

· проанализировать свою работу;

· выявить недостатки в функционировании;

· устранить слабые места;

· создать мотивацию к постоянному изучению. [16,c.33]

Чтобы предприятие чувствовало себя успешным в окружении множества противников и при ужесточении конкурентной борьбы, подразделения организации должны подвергаться конкуренции для повышения производительности труда. Следовательно, общая цель звучит так: “Постоянное обеспечение выживаемости предприятия с целью создания покупательской полезности, превышающей затраты на ее производство”. [7,c.24]

 

Таким образом, существует возможность выявить, проанализировать и устранить слабые места на своем предприятии. Такое определение своего уровня по сравнению с конкурентами можно применить практически ко всему: начиная с базовых покупателей (например, товарооборот на одного работника) и до удовлетворенности покупателя. Итак, анализ превосходства:

· непосредственно нацелен на повышение оперативной/стратегической производительности предприятия;

· ведет к ориентации культуры предпринимательской деятельности на такие ценности, как способности к обучению, повышение собственного потенциала и достижений, что, в свою очередь, является толчком для процесса развития.

 

Успешность предприятия можно принимать как функцию “покупательской полезности” и “производительности”. При этом, первостепенные цели анализа превосходства не связаны со “слабыми” субъективными факторами на предприятии, так как трудовые взаимоотношения предпринимательстве являются вторичными, подчинены целям, а значит, не занимают центральное положение в анализе. Анализ всегда отражает точку зрения покупателя. Кроме того, эта концепция устанавливает равновесие между стабильностью и обновлением. Она показывает, как другие организации эффективно осуществляют свои права и функции. Отсюда вытекают те цели, которые определяют, что должно быть изменено, а что сохранено.

 

Исследование нескольких отраслей, проведенное Университетом Эрланген-Нюрнберг, выявило цели, которые преследуют немецкие предприятия при помощи инструментария анализа превосходства:

 - улучшить позицию по отношению к конкурентам – 28%;

- снизить затраты – 26%;

- укрепить конкурентную  позицию – 12%;

- повысить степень удовлетворенности  покупателей 12%;

- увеличить эффективность  – 9%;

- определить слабые места  процесса – 7%;

- разработать новые идеи  – 5%;

- улучшить организацию  – 5%.

 

Выбор объектов исследования определяется самим предприятием и его сотрудниками. Анализ производства можно применить к товарам, функциям, стратегиям, процессам и т.д. Если речь идет о стратегических вопросах, то необходимо выяснить, какие факторы особенно важны для реализации конкурентных преимуществ, установить критерии измерения, полностью описывающие эти факторы, и выделить фирмы, явно добивающиеся наилучших результатов в этом секторе. Затем нужно найти те методы, которые приводят к наилучшим результатам. Так, для типографии может быть интересно узнать, как в других отраслях подготавливают и существляют охрану окружающей среды или мероприятия по связям с общественностью. [7,c.28]

С аналитической точки зрения различают три основных типа анализа:

1) внутренний анализ превосходства (сравнение внутри организаций, например, между отделами, подразделениями  или товарными группами);

2) внешний анализ превосходства (сравнение сходных видов деятельности  в различных областях, например, между конкурентами или коллегами, работающими на различных рынках);

3) функциональный анализ  превосходства – это третья  и, вероятно, самая интересная разновидность. Здесь сравнивают похожие функции  или процессы в различных отраслях.

Идея заключается в том, чтобы искать наилучшие результаты везде, где они встречаются. Возможности практического применения этой концепции в систематической форме наглядно отражает ниже приведенная табл.1.1.

Помимо необходимости осуществить проект по анализу превосходства планомерно и шаг за шагом, следует также обязательно соблюдать следующие правила:

- руководители предприятия  должны быть поглощены идеей  анализа превосходства;

- сотрудники должны быть  проинформированы о целях и  необходимости проекта.

- рабочая программа должна  иметь простую, пошаговую и понятную  структуру;

- ход проекта должен  быть подробно задокументирован. [1,c.89]

 

Таблица 3 Виды анализа превосходства

 

Виды

Объекты исследования

Возможные партнеры

Внутренний

отрасли промышленности;

оптимизация результатов;

производительность, отнесенная к основным фондам и численности сотрудников.

Предприятия, сопоставляющие показатели баланса

 

Эталонные предприятия полиграфической промышленности

 

Предприятия, сопоставляющие показатели баланса

Внешний

снижение риска по долговым обязательствам;

внедрение системы планирования и управления производством;

установление графика работы/ гибкость;

обучение внешнему обслуживанию;

внедрение стандартов ИСО, начиная с 9000 и дальше;

оптимизация политики закупок;

уменьшение выброса сточных вод;

использование внешних поставщиков (вместо производства на данном предприятии);

развитие организации;

введение бригадного метода работы;

повышение эффективности рекламных мероприятий непосредственно среди потребителей;

разделение обязанностей между сотрудниками;

Клиенты и поставщики, а также предприятия других отраслей, с которыми можно познакомиться на конгрессах и семинарах

Функциональный

система расчетов;

учет расходов на охрану окружающей среды;

контроль за сроками выполнения работ;

организация транспортного хозяйства;

улучшение процесса выписки счетов-фактур;

рассмотрение претензий;

 

сотавление экологического баланса.

Эталонные предприятия;

 

Целлюлозно-бумажная промышленность, изготовители красок;

Покупатели и поставщики

Поставщики;

Покупатели и поставщики;

Предприятия по оказанию услуг других отраслей.


 

 

 

Соблюдение такого порядка имеет такое большое значение потому, что анализ превосходства часто инициирует важные, а иногда даже драматические изменения на предприятии. Даже когда эти процессы в принципы выгодны, они всегда порождают некоторое беспокойство или сопротивление. Часто речь идет не о том, чтобы внедрить новую организационную модель, так как сами сотрудники и руководители предприятия становятся целью мероприятий по изменению структуры.

Кроме того, анализ превосходства дает инновационные импульсы для процесса разработки новых методов работы. И при этом происходит не реформа, а революция, которая создает новые организации - предприятия, которым по плечу требования конкуренции. Большое значение для получения способности побеждать в конкурентной борьбе имеет знание особых правил игры и условий в своей отрасли. Несмотря на это, можно выделить некоторые общие факторы успеха, которые действуют независимо от конкретной отрасли и характеризуют первоклассное предприятие:

ориентация на достижение результата;

внимание к затратам;

ориентация на покупателей и покупательскую полезность;

контакты с поставщиком;

повышение качества и производительности;

использование современных технологий;

концентрация на основной деятельности;

 

 

 Рисунок 4 – Место бенчмаркинга в формировании стратегии фирмы

 

В процессе разработки маркетинговых стратегий важен взгляд со стороны, так как он устанавливает стратегическое направление развития и содействует распределению ограниченных ресурсов. Знания о методах работы лучших фирм и потребностях покупателей, полученные в процессе бенчмаркинга, являются важной информацией, необходимой для развития предприятия и обеспечения его конкурентоспособности. На рис.4 представлена укрупненная схема разработки стратегии маркетинга с использованием бенчмаркингового подхода.

Реализация функции бенчмаркинга предполагает создание специализированных групп (команд), состоящих из представителей разных организаций. Применение бенчмаркинга, по нашему мнению, целесообразно и в организации деятельности предприятий трубопроводного транспорта, ибо данные предприятия также могут исследовать опыт производственной, маркетинговой, коммерческой и финансовой деятельности, управленческих решений лидеров конкурентной среды и адаптации этих решений к собственным задачам и условиям. При этом усиливается действие коммуникативных факторов, так как в процессе бенчмаркинга удается создать устойчивые коммуникативные связи между организаций, которые могут быть использованы и в других направлениях предпринимательской деятельности.[18,c.104]

Информация о работе Методологические основы бенчмаркинг