Методологические основы бенчмаркинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является обобщение рекомендаций по использованию бенчмаркинга в организациях. Согласно цели можно выделить следующие задачи:
1.)Изучить теоритические основы бенчмаркинга.
2.)Освоить методологию бенчмаркинга.
3.)Исследлвать опыт пркатического применения бенчмаркинга на примере ОАО «Свересталь».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………5
1 Теоретические основы бенчмаркинга……………………………………….7
1.1.Сущность, цели и роль бенчмаркинга в управлении организацией…….7
1.2 . Классификация видов бенчмаркинга…………………………………..13
1.3. Принципы концепции бенчмаркинга…………………………………....16
2 Методологические основы бенчмаркинг………………………………….20
2.1. Процесс бенчмаркинга…………………………………………………...20
2.2. Оптимальная методика бенчмаркинга для развитых компаний………25
2.3. Этапы бенчмаркнга………………………………………………………30
3 Анализ бенчмаркинга в компаниях………………………………………37
3.1.Опыт применения технологии бенчмаркинга в России и за рубежом...37
3.2. Реализация приемов бенчмаркинга на примере ОАО «Северсталь»…41
Заключение…………………………………………………………………….46
Список использованных источников………………………………………...50

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент курсовик.docx

— 159.05 Кб (Скачать файл)

 

2.2   Оптимальная методика  бенчмаркинга для развитых компаний

         Успех проекта бенчмаркинга заключается в строгом соблюдении и ответственном выполнении каждого из его этапов. Алгоритм эталонного сопоставления не имеет строгой регламентации. Самая распространенная методика бенчмаркинга для развитых компаний, включающая семь этапов:

1 Оценка организации и определение областей для улучшений.

2 Определение предмета эталонного сопоставления.

3 Поиск эталонной компании и выбор формы эталонного сопоставления.

4 Сбор информации.

5 Анализ информации, определение ограничений по реализации проекта и разработка плана внедрения.

6 Внедрение полученного опыта в деятельность организации.

7 Повторная самооценка и анализ улучшений.[1,c.49]

1. Оценка организации  и определение областей для  улучшений. Этот этап предполагает  диагностику организации, определение  ключевых показателей деятельности. Информация, полученная в ходе  оценки, является базой для сравнения  с конкурентами или эталоном  и позволяет выявить сильные  и слабые стороны деятельности  организации. Области, где показатели  заметно отстают от конкурентных или эталонных, представляют собой возможный объект для бенчмаркинга.

Существует множество подходов к диагностике состояния организации. Различные виды финансового анализа дают довольно полную картину хозяйственной деятельности компании. [2,c.21] Однако сухие цифры финансовых отчетов не раскрывают причины успеха или неудачи организации. Для эффективного проведения процессного эталонного сопоставления необходимо оценить, как функционирует система управления, определить возможности организации и как эти возможности реализованы. Среди таких инструментов: SWOT-анализ, сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard), модель организационной самооценки Тито Конти, карты качества Дженса Далгаарда и другие. [14,c.201]

Эффективным инструментом оценки состояния организации являются модели премий в области качества, распространенных и признанных в мире: Национальной награды за качество Малколма Болдриджа (США), модель EFQM Европейской премии качества. Критерии этих премий разрабатываются с учетом мировых тенденций в построении

  систем управления, а  философия моделей отражает ключевые  факторы успеха в обеспечении  конкурентоспособности организации. Описание модели российской премии (Премии Правительства РФ в области качества), основанной на европейской модели EFQM, и возможности ее использования для организационной самооценки изложены в "Руководстве для организаций-участников конкурса" на сайте http://www.vniis.ru и в "Рекомендациях по самооценке деятельности организаций на соответствие критериям премий Правительства Российской Федерации в области качества" Госстандарта России.

2. Определение предмета  эталонного сопоставления. Роберт  Кэмп, родоначальник метода бенчмаркинга, заметил, что если первоначально 100 процентов проектов по бенчмаркингу были сфокусированы на продукции, то с 1992 года только 10-20 процентов проектов фокусируются на продукции, в то время как от 80 до 90 процентов фокусируются на процессах и практиках. Это объясняется тем, что различия в характеристиках продукта, в затратах на его изготовление, структуре потребителей определяются особенностями бизнес-процесса и методами его организации. При проведении эталонного сопоставления, основанного на сравнении процессов, возможны сложности, связанные с тем, что многие организации не знают своего бизнес-процесса. В этих организациях не выявлены ни ключевые процессы, ни процессы, входящие в состав ключевых.

Не существует стандартного перечня процессов, и каждая организация должна сама определить структуру своего бизнеса. Описание процессов даже на макроуровне часто приводит к замечательным результатам, позволяющим глубже проникнуть внутрь явлений. Связи и взаимоотношения, которые игнорировались или не осознавались, неожиданно оказываются ключевыми для эффективного функционирования всей организации, не говоря уже о процессах, к которым они относятся. Определение структуры своих процессов в области предполагаемого совершенствования существенно упростит задачу для бенчмаркинга и повысит его эффективность.[14,c.149]

В любой организации бизнес-процесс состоит как из основных, так и вспомогательных процессов, и необходимо понимать разницу между ними. Основные процессы – это процессы текущей деятельности компании, результаты которых направлены на удовлетворение потребностей внешних клиентов: проектирование продуктов и услуг, маркетинг и сбыт, производство продуктов и предоставление услуг, расчеты с клиентом и послепродажное обслуживание и т.п. Вспомогательные процессы обеспечивают существование основных процессов: подготовка и управление персоналом, информационный менеджмент, управление финансами и т.п. Каждый из приведенных процессов может быть разбит на несколько подпроцессов, которые также могут быть детализированы на более мелкие процессы. Не существует жестких правил относительно того, насколько глубоко следует выявлять процессы и насколько широко или узко следует их описывать. Детализацию процессов можно продолжать до уровня рабочих операций. Бенчмаркинг может применяться к процессу любого уровня, как основному, так и вспомогательному.

При описании процессов организации и составлении их детальной схемы полезно изучить и использовать методологию моделирования IDEF/0 – Integration definition for function modeling (интеграционное определение для моделирования функций), где бизнес-процесс представляет собой совокупность выполняемых операций на отдельных его этапах.[14,c.123]

 

3. Поиск эталонной компании  и выбор формы эталонного сопоставления. Выбор эталонной компании –  трудный, но важный этап, определяющий  успех всего проекта. Обычно компании  не знают, как подойти к поиску  эталонных компаний – список  кандидатов ограничивается одной-двумя  компаниями, о которых когда-либо  слышали руководители. Уже сформировавшаяся  практика бенчмаркинга на западе позволяет обращаться к компаниям с просьбой, провести эталонное сопоставление их процессов. Подобные предложения воспринимаются адекватно, т.к. один из основных принципов современного бизнеса – открытость. В России же большинство компаний, в силу многих причин, страдают "комплексом засекреченности" и не готовы делиться информацией и технологиями даже с теми, кто работает в другой отрасли. Распространенным способом поиска партнеров для сравнения является изучение публикаций в газетах и журналах. В ход активно идут личные связи, знакомства на выставках, семинарах и т.п. Бенчмаркинговыми компаниями могут выступить партнеры, дистрибуторы и поставщики компании, поскольку они реально заинтересованы в успехе всего бизнеса. Эффективным инструментом для инициации процесса эталонного сопоставления является широко известная в России «Президентская программа переподготовки управленческих кадров». Общение между руководителями в процессе обучения и стажировок, предусмотренных программой, позволяют установить полезные контакты и получить практический опыт, который можно отнести к бенчмаркинговому.

Современным инструментом поиска партнеров по эталонному сопоставлению являются бенчмаркинговые ресурсы сети Интернет. Российским менеджерам полезно изучить возможности, которые предоставляет Европейский фонд управления качеством (www.efqm.org). Проекты EFQM способствуют обмену лучшей бизнес-практикой и установлению контактов между потенциальными партнерами по бенчмаркингу. [14,c.108]

4. Сбор информации. Одним  из простых инструментов сбора  информации для бенчмаркинга является контрольный лист , где в качестве оценочного элемента могут выступать, например, критерии модели Премии Правительства РФ в области качества, детализированные этапы бизнес-процесса, применяемые методы управления и т.д [14,c.140]

5. Анализ информации, определение  ограничений по реализации проекта  и разработка плана внедрения. Получив количественную и качественную  информацию относительно деятельности  эталонной компании, ее ключевых  показателей, процессов, используемых  методов необходимо проанализировать  полученные данные, определить, какой  блок информации может помочь  в улучшении работы, и подготовить  проект внедрения опыта эталонной  компании. Менеджеры, проводящие эталонное  сопоставление должны отдавать  себе отчет, что не каждое исследование  приводит к изменениям. Собранная  информация может показать, что  ранее планируемый проект совершенствования  невозможно осуществить в силу  выявленных ограничений. Анализ  информации предполагает и анализ  причин возникновения тех или  иных барьеров. Минимизация ограничений  – одна из неотъемлемых задач  в процессе бенчмаркинга. "Разрывы" в бизнес-практике вашего и эталонного предприятия могут быть слишком велики, и барьеры по реализации проекта улучшений могут оказаться непреодолимыми. Если минимизация ограничений все же не позволяет внедрить бенчмаркинговый опыт, значит, эталонная компания была выбрана не совсем удачно, и следует искать другие варианты улучшения и опыт, который подойдет именно вашей организации.

6. Внедрение полученного  опыта в деятельность организации. Грегори Ватсон, говоря о возможности  применения чужого опыта, отмечает  следующее: "Нет предприятий с  абсолютно одинаковыми бизнес-средой и культурой. Без тщательного изучения условий, которые следует изменить, чтобы они подходили под среду и культуру организации, невозможно перенести практические методы другой организации. Поэтому "беззастенчивое присвоение" вызовет проблемы, если деловая практика одной компании не "переведена" на язык другой". Менеджерам, осуществляющим перемены при помощи бенчмаркинга, стоить помнить один из советов Эдварда Деминга "Применяй, но не принимай". Другими словами, слепое копирование не приемлемо, так как в этом случае желаемые результаты заведомо не будут достигнуты, и интерес к дальнейшим эталонным исследованиям в организации будет потерян надолго. [14,c.170]

 

Таблица 4 Сравнительная характеристика значения бенчмаркинга в процессе проведения стратегически ориентированных маркетинговых исследований

 

Характеристики процесса исследования

Значение бенчмаркинга в стратегически ориентированных маркетинговых исследованиях

Исследования рынка

Анализ конкурентов

Бенчмаркинг

Общая цель

Анализ рынков, рыночных сегментов или признание товаров

Анализ стратегий конкурентов

Анализ, того, что, почему и как хорошо делают конкуренты или лидирующие предприятия

Предмет изучения

Потребности покупателей

Стратегии конкурентов

Методы ведения бизнеса, удовлетворяющие потребности покупателей

Объект изучения

Товары и услуги

Рынки и товары

Методы ведения дел, а также товары

Основные ограничения

Степенью удовлетворенности покупателей

Деятельность на рынке

Не ограничен

Значение для принятия решения

Не значительное

Некоторое

Очень большое

Основные источники информации

Покупатели

Отраслевые эксперты и аналитики

Лидирующие предприятия отрасли, а также конкуренты


 

 

Бенчмаркинг можно рассматривать как одно из важнейших направлений стратегически ориентированных маркетинговых исследований. В табл 4 представлены сводные данные, характеризующие значение бенчмаркинга в процессе стратегически ориентированных маркетинговых исследований.

 

7. Повторная самооценка  и анализ улучшений. Мониторинг  хода выполнения работ и оценка  конечных результатов формируют  пакет информации для повторной  самооценки и анализа улучшений. Корректировка результатов эталонного  сопоставления и повышение эффективности  нового процесса или метода  производится через "обратную  связь" руководствуясь циклом PDCA : Plan – планирование совершенствования; Do – выполнение совершенствования; Сheck – проверка результатов совершенствования; Аct – действие, направленное на стандартизацию или перепланирование. Цикл PDCA (или цикл Шухарта/Деминга) является ключевым подходом к построению системы всеобщего управления качеством – TQM. Цикл символизирует принцип повторения в решении проблемы – достижение улучшения шаг за шагом и повторение цикла совершенствования много раз.

Реализация плана постоянного совершенствования помогает повысить эффективность внедряемого процесса или метода, а в случае успешного осуществлении проекта и достижения запланированных результатов позволяет перейти к поиску новых возможностей для эталонного сопоставления.[14,c.174]

 

 

2.3 Этапы проведения бенчмаркинга     

         Стандартный процесс бенчмаркинга можно представить с помощью моделей бенчмаркинга. Одна из них называется «Колесо бенчмаркинга» и состоит из ряда этапов: планирование, поиск, наблюдение, анализ, адаптация.

 

Рисунок 5 - Этапы реализации бенчмаркингового проекта.

 

Этап 1 – «Планирование».

        Практика  свидетельствует: множество бенчмаркинговых программ провалилось вследствие недостаточно тщательного и, что самое главное, несистемного подхода к планированию и контролю. Для эффективной организации концепции бенчмаркинга необходимо заранее спланировать процесс его внедрения, а также определить приоритетные направления будущих исследований, сфокусировав их на достижении конкретных целей и разработав технологию их проведения. В зависимости от целей внедрения бенчмаркинговых проектов используются различные технологии планирования последних. Но какова бы ни была мотивация, в любом случае необходим четкий план будущего проекта, содержащий подробное описание всех этапов. Профессионально разработанный план предполагает детальную проработку необходимого обоснования, обязательным атрибутом которого является наличие графического материала – графиков и диаграмм, облегчающих процесс восприятия материала. На данном этапе проводятся следующие виды работ:

Информация о работе Методологические основы бенчмаркинг