Методологические основы бенчмаркинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является обобщение рекомендаций по использованию бенчмаркинга в организациях. Согласно цели можно выделить следующие задачи:
1.)Изучить теоритические основы бенчмаркинга.
2.)Освоить методологию бенчмаркинга.
3.)Исследлвать опыт пркатического применения бенчмаркинга на примере ОАО «Свересталь».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………5
1 Теоретические основы бенчмаркинга……………………………………….7
1.1.Сущность, цели и роль бенчмаркинга в управлении организацией…….7
1.2 . Классификация видов бенчмаркинга…………………………………..13
1.3. Принципы концепции бенчмаркинга…………………………………....16
2 Методологические основы бенчмаркинг………………………………….20
2.1. Процесс бенчмаркинга…………………………………………………...20
2.2. Оптимальная методика бенчмаркинга для развитых компаний………25
2.3. Этапы бенчмаркнга………………………………………………………30
3 Анализ бенчмаркинга в компаниях………………………………………37
3.1.Опыт применения технологии бенчмаркинга в России и за рубежом...37
3.2. Реализация приемов бенчмаркинга на примере ОАО «Северсталь»…41
Заключение…………………………………………………………………….46
Список использованных источников………………………………………...50

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент курсовик.docx

— 159.05 Кб (Скачать файл)

• Успех через анализ: Каждое участие сопровождается исследованием собственного предприятия. Уже этот шаг зачастую приносит идеи, которые не появятся просто так.

• Успех через партнерство: Конкурсы дают множество контактов. Предприятия, принимающие в них участие, готовы к открытости. Таким образом, возникает важный обмен – который может переходить в партнерство и приносит пользу всем участникам.

• Успех через изменения: Конструктивное рассмотрение собственных сильных и слабых сторон укрепляет восприимчивость к важным потенциальным возможностям. Как только они определены, остается лишь вопрос о том, как соответственно изменить себя, чтобы уметь ими воспользоваться. Эти активные изменения держат предприятие в форме.

• Успех через ориентирование: Только регулярное сравнение с другими успешными предприятиями дает исходную точку для собственного успеха.

Лозунг немецкой компании «Rose plastic»:

«Тот, кто больше не стремится стать лучше, уже не может быть успешным», как нельзя лучше выражает общий смысл выше изложенных аспектов конкурса. [14,c.281] Успешное претворение стратегии в жизнь – это еще одна ключевая проблема, которую решает бенчмаркинг. Фактически бенчмаркинг - это альтернативный метод стратегического планирования, в котором задания определяются не от достигнутого, а на основе анализа показателей конкурентов. Сегодня ни одна организация не может выжить, не уделяя серьезного внимания изучению сильных черт своих конкурентов и не обучаясь у лучших в своей области. Необходимость процесса бенчмаркинга состоит в том, что он не только объясняет вам, насколько успешным вы можете быть, но и указывает, как изменить способ вашего ведения бизнеса, чтобы вы могли достигнуть наибольшей эффективности. По истине, какой смысл в определении отставания от ваших конкурентов, организаций лидеров отрасли или организаций мирового класса, если вы не знаете, как усовершенствовать ваши процессы, чтобы уменьшить этот разрыв? Эдвард Трейси вице-президент компании AT&T's MMS Division отмечал огромный успех бенчмаркинга: "Что этот процесс позволяет нам делать, так это искать слабые места. Это структурированная дисциплина, служащая для анализа процесса и нахождения возможностей улучшения. Всего 12 месяцев назад я был скептиком. Но когда я увидел его в действии, я понял пользу этого процесса". Бенчмаркинг - это путь к совершенству. Большое количество людей, команд и организаций, хотят, чтобы их признали лучшими. [14,c.290]

Совершенство дает:  клиентов; высокий уровень вознаграждения; признание; уважение; власть; удовлетворение служащих и менеджмента.

Какие шаги должна проделать организация на пути к совершенству?

• Узнать свои сильные стороны и ограничения;

• Выяснить, как конкуренты достигли успеха в той сфере, где вы хотите стать лучшим;

• Использовать самые лучшие методики конкурентов в своей деятельности;

• Опираясь на приобретенный опыт лучших, разрабатывать более совершенные методики.

• Никогда не прекращать процесс улучшения.

Бенчмаркинг способствует более полному удовлетворению потребительских требований. Потребитель всегда желает получить самые лучшие товары по самым низким ценам. Это требование выступает в качестве ориентиров для бенчмаркинга эффективности работы предприятия и цен на продукцию. Проводя бенчмаркинг, компания имеет возможность проверить, насколько реально выполнить эти требования.[14,c.292]

 В России появляются  фирмы, использующие бенчмаркинг, но пока их можно пересчитать по пальцам. Зато все хорошо знают, что менеджеры среднего и высшего звена вступая в неформальные отношения с партнерами или конкурентами часто используют лучшие достижения друг друга у себя в компании. Как показывает опыт, непосредственное общение с коллегами дает наиболее ценные для бизнеса идеи и знания, что, как правило, приводит к внедрению новых форм управления, программных продуктов, использованию новые технологии в производстве. Зачастую эта категория людей «пробивает» и внедряет необходимые преобразования, если руководство готово к этому. Заинтересованные менеджеры — это хороший потенциал для развития фирмы.[17,c.12]

 Центральной проблемой  современной экономики России  является достижение глобальной  конкурентоспособности и обеспечение  стабильных темпов роста ключевых  отраслей промышленности. Очевидно, российским предприятиям независимо  от размера и сферы деятельности  необходимо постоянно изучать  и применять передовой мировой  опыт во всех сферах деловой  активности, перенимать все виды  эффективных технологий и в  первую очередь бенчмаркинга.[17,c.13]

Необходимость использования мировых, а не только отечественных достижений постепенно доходит до российского бизнеса. Естественно, опыт зарубежных фирм должен быть в России эффективно адаптирован, приспособлен к местным условиям.

В России отдельные положения и аспекты бенчмаркинга начали пропагандироваться с 1996 г. в работах И.А. Аренкова и Г.Л. Багиева, А.К. Казанцева. В последние годы по данной проблематике стали появляться отдельные оригинальные разработки российских исследователей .

Что касается предприятий Уральского региона, то в целом они повторяют общероссийскую тенденцию незначительного использования данных технологий.[19,c.35] Так, компания «Стройтехинвест» с 1991 г. занимается реализацией продовольственных и непродовольственных товаров оптом и в розницу в г. Первоуральске. Выход на местный потребительский рынок крупных отечественных торговых сетей из Екатеринбурга, Москвы и Санкт-Петербурга и известных зарубежных ритейлеров, существенно изменивший конкурентную ситуацию, привел к значительному сокращению дохода от торговых операций. В результате многие оптово-розничные предприятия г. Первоуральска были вынуждены покинуть рынок или существенно изменить профиль своей деятельности.

Радикальные изменения условий функционирования потребовали от руководства ГК «Стройтехинвест» пересмотра существующей концепции управления. Руководство пришло к решению о совмещении оптово-розничной торговли с арендой объектов недвижимости, что и произошло в 2004 г.

Вслед за этим ООО «Макси» (г. Ревда), имея 8 магазинов, также отказалось от торговли в полном объеме, предоставило свои помещения в аренду ООО «Кировский» и было переориентировано на управление недвижимостью. Начиная с 2006 года, ООО «Незабудка» (г.Челябинск), имеющее к тому моменту 26 магазинов, сдав помещения ООО «Пя­терочка», поступило тем же образом. Приведенные примеры свидетельствуют о нарастании применения исследуемых методов, хоть и не в полном объеме. [19,c.37]

Итак, Российские предприятия обращают внимание на бенчмаркинг, участвуя в программах премий правительства в области качества. Критерии этих премий, разработанные с учетом мировых тенденций в построении систем управления, отражают ключевые факторы успеха в обеспечении конкурентоспособности предприятий. Инфраструктура, созданная организаторами вокруг премий, включает: базы данных лучшей деловой практики; интерактивные Интернет-ресурсы для поиска партнеров и проведения эталонного сопоставления в он-лайн режиме; разнообразные услуги по обучению бенчмаркингу; мероприятия, способствующие общению и обмену опытом между всеми участниками конкурса и организациями, использующими модели премий для совершенствования систем управления.

Успех эталонного сопоставления зависит от следующих условий: четкого определения объекта эталонного сопоставления, концентрации особого внимания на адаптацию эталонных процессов, методов, стратегий с учетом особенностей своей компании.

Премия Правительства РФ в области качества вручается с 1997 г. Оценочные критерии российской премии гармонизированы с моделью Европейской премии (моделью совершенствования EFQM) и помогают оценить, как соотносятся различные результаты деятельности организации с результатами конкурентов и компаний мирового уровня.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что технология бенчмаркинга – это наилучший вариант, если речь идет о необходимости повышения эффективности деятельности компании. Однако все инструменты бенчмаркинга должны внедряться только после их адаптации к условиям конкретного производства – если же данное условие не будет соблюдено, попытка обернется неудачей.

 

 

3.2. Реализация приемов бенчмаркинга на примере ОАО «Северсталь»

         ОАО «Северсталь» представляет собой комбинат с полным циклом металлургического производства. Мощности включают в себя коксохимическое, агломерационное, доменное, сталеплавильное и прокатное производства. Это предприятие уникальное по масштабам производства, структуре, характеру выпускаемой продукции, той огромной роли, которую оно играет в экономике России.

Миссия компании:

"Являться лучшим партнером  для всех заинтересованных сторон:

создавать конкурентные преимущества для своих потребителей,

генерировать растущий и надежный спрос для поставщиков,

гарантировать привлекательный доход для акционеров и достойный уровень оплаты труда работникам компании,

способствовать раскрытию творческого потенциала работников".

Ценности компании:

· Постоянное улучшение путем раскрытия творческого потенциала работников

· Ориентация на результат

· Командный дух

· Доверие и честность

· Готовность принять вызов

· Лидерство

· Ориентация на потребителя

· Социальная ответственность

Стратегии развития компании

· Увеличение объемов производства, в том числе продуктов с высокой добавленной стоимостью

· Повышение средней цены продаж

· Оптимизация затрат

· Создание условий для раскрытия творческого потенциала работников

· Повышение капитализации компании

· Повышение социальной значимости и ответственности компании

 

Стратегии развития ОАО "Северсталь" на 5-10 лет находят отражение в стратегическом бизнес-плане и сбалансированных показателях.

Система менеджмента качества ЧерМК ОАО "Северсталь" является важной составной частью общей системы управления. Развивая и совершенствуя систему менеджмента качества, соответствующую требованиям международных стандартов, компания тем самым обесᴨечивает свою способность производить продукцию, отвечающую требования потребителей.

 

В октябре 2001 года ОАО «Северсталь» стало ᴨервым металлургическим предприятием страны, получившим сертификат соответствия системы экологического менеджмента ИСО 14001. Кроме того, в ОАО сертифицирована система управления промышленной безопасностью и охраной труда на соответствие международному стандарту OHSAS 18001.

Подавляющее большинство продуктов предприятия находится на уровне лучших мировых образцов. В 2000 году регистр Ллойда выдал металлургической компании сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям стандарта ИСО 9001. [6,c.104]

В компании ведется работа по постоянному улучшению качества, как продукции, так и систем менеджмента.

ОАО «Северсталь» часто называют лидером внедрения принципов бенчмаркинга в России. Для ОАО «Северсталь» бенчмаркинг - эффективное средство выбора удачной стратегии производства. На основе бенчмаркинга разрабатывается стратегический бизнес-план организации.

Объектом исследования в рамках бенчмаркинга в ОАО «Северсталь» стали производственные показатели двух родственных отечественных предприятий, а также обстоятельное изучение стратегий деятельности 56 ведущих западных металлургических компаний.

Результаты бенчмаркинга являются основой для разработки трех основных стратегий производства:

· лидерства по издержкам, то есть выявление источников сокращения затрат; это в ᴨервую очередь рационализация дистрибьюторской сети, выход на новые рынки, увеличение вложений в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР);

· развития рынка (в основе - модернизация производства, повышение качества, выход на существующие рынки с новыми продуктами);

· увеличения в общем выпуске продукции товаров с высокой добавочной стоимостью, что достигается в основном за счет внедрения новых технологий и создания совместных предприятий.

Информация о работе Методологические основы бенчмаркинг