Методы анализа и прогноза конъюнктуры рынка туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 21:28, курсовая работа

Краткое описание

Методы анализа и прогноза конъюнктуры рынка туризма

Содержание

I. Теоретические основы методов анализа и прогноза конъюнктуры рынка туризма:
Введение................................................................................................................3
1. Рынок. Сущность и структура рынка.......................................................4
2. Спрос и предложение.................................................................................9
3. Конъюнктура туристского рынка............................................................13
4. Оценка конъюнктуры рынка....................................................................15
5. Конъюнктурный прогноз, принципы и методы.....................................16
II. Практическая часть на примере ОАО «Лазурная»:
1. Описание положения на рынке ОАО «Лазурная».................................22
2. Угрозы и меры их предотвращения. Достижение равновесия.............23
3. Варианты прогноза конъюнктуры рынка...............................................25
4. Маркетинговые программы для благоприятного развития ОАО «Лазурная».................................................................................................27
Заключение...........................................................................................................34
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 383.00 Кб (Скачать файл)

      К субъективным факторам принадлежат  такие: этнорелигиозная принадлежность, возраст и пол, семейное состояние, количество детей, социальная категория, место жительства, уровень и обстоятельства жизни, профессия и должность, наличие свободного времени, мода, конъюнктура рынка.

      Предложение – это вся масса предназначенных  для продажи туров, услуг туризма  и товаров туристско-сувенирного назначения. Оно обусловлено определенными предпосылками, важнейшими из которых являются: наличие производителей туристских услуг, уровень развития туристической индустрии, объем туристских ресурсов.

      Значительное влияние на спрос в сфере туристских услуг оказывают такие изменения в общественной психологии потребления, как информированность, высокий уровень образованности, высокая требовательность к комфорту и качеству услуг, индивидуализм, экологизация мышления потребителя, мобильность, физическая и умственная активность на отдыхе, стремление получать калейдоскоп впечатлений.

      Сложности функционирования организаций индустрии туризма заключаются в том, что оценка качества туристских услуг потребителем достаточно субъективна и зависит от различных факторов: 
общеэкономических, культурного и общественно-психологического характера, социально-демографических, личностно-поведенческих.

      Совокупность  всех этих факторов и определяет возникновение  и характер поведенческих особенностей потребителей туристских услуг, которые могут быть выражены такими показателями, как:

  • частотность туризма (количество туристских поездок, совершаемых в исследуемый период, на душу населения);
  • предпочтения в выборе дестинации;
  • наиболее предпочтительная форма организации тура, категория гостиницы;
  • представления туриста о цене гостиничной услуги, тура;
  • представления о торговой марке туристской организации;
  • коммуникативное поведение туриста;
  • роль внешних раздражителей в процессе принятия решения о месте проживания (выборе гостиницы), покупке тура и т.д.

      Между спросом и предложением наблюдается  тесная взаимосвязь: спрос не только порождает предложение, но и предложение  определенным образом влияет на спрос.

      На  туристском рынке происходит обмен  денежных средств туриста на услуги. При сбалансированном обмене, с одной стороны, происходит удовлетворение интересов производителя туристского продукта и его потребителя, а с другой — создаются условия для поступательного развития туристской индустрии.

      Рыночная экономика тяготеет к равновесию, т.е. сбалансированности конкурентных сил - спроса и предложения. Достижение сбалансированности между спросом и предложением обеспечивается действием рыночного ценового механизма. Рыночная цена выравнивает количество услуг, которые потребители желают приобрести, с количеством, которое продавцы желают продать. Исходя из закона спроса и предложения при избыточном предложении цена снижается до тех пор, пока потребление не сравняется с производством. Равновесие спроса и предложения складывается на каждом из множества отдельных рынков туристских услуг. В совокупности эти части равновесия определяют сбалансированность всего рынка туризма.

      На практике установление рыночного равновесия представляет собой значительно более сложный процесс. На подавляющей части рынков монополистические образования ограничивают свободу торговли, государство осуществляет регулирование экономики, а производители и покупатели не имеют полной информации о ценах. К тому же внешние условия меняются очень быстро, разрушая сложившиеся балансы и вынуждая рынки двигаться к новому равновесию. В постоянно меняющихся рыночных условиях не может быть раз и навсегда заданного равновесия.

      На рынке туризма равновесное состояние определить еще труднее. К уже известным обстоятельствам, осложняющим работу, добавляются две специфические проблемы. Первая связана с несовпадением районов происхождения туристского спроса и потребления туристского продукта. Вторая вытекает из разного восприятия туристского продукта производителями и потребителями.

      Категория рыночного равновесия обычно используется в отношении национальной, а не мировой экономики. Однако в случае с туризмом международную составляющую нельзя недоучитывать. Несмотря на то, что 90% туристских ночевок в мире приходится на внутренний туризм и только 10% на международный, последний оказывает; заметное влияние на национальную экономику, более существенное, чем внешняя торговля многими товарами. Поэтому все страны, за редким исключением, открыты для международных туристских обменов. В результате, на туристском рынке спрос складывается при участии не только внутренних, но и иностранных туристов. Поскольку туристы прибывают в страну из разных районов мира, предложение трудно привязать к какому-то одному из них (одному спросу), так же как и спрос сложно соотнести с какой-то одной дестинацией (предложением), что еще больше запутывает ситуацию.

      Любой рынок стремится к равновесию, но оно не всегда достижимо. Если спрос и предложение в одинаковой степени эластичны или реакция поставщиков на изменение спроса является слишком запоздалой.

      Государство оказывает влияние на рынок не только через налоговую систему, но и ценовой механизм. В туризме государственное регулирование цен не столь распространено, как в других отраслях экономики. Тем не менее, известны примеры вмешательства государства в отдельные секторы туристской индустрии и установления предельных цен на туристские продукты. В ряде стран регулируются тарифы на внутренние авиаперевозки, в секторе размещения может быть введена вилка расценок для каждого типа и категории размещения, но, пожалуй, чаще всего государство осуществляет контроль за курсом обмена валюты.

      Государственное регулирование цен может воспрепятствовать достижению рыночного равновесия, если контролируемая цена значительно отличается от равновесной. Неизбежным результатом такого вторжения в рыночную сферу становится устойчивый дисбаланс, проявляющийся в форме хронического затоваривания или дефицита.

      Равновесие на туристском рынке в динамике. Точка равновесия в туризме, как и на других рынках, не является раз и навсегда заданной. С изменением внешних условий она перемещается. Анализ равновесия в динамике обычно ведется для краткосрочных и долгосрочных периодов. На краткосрочном отрезке величина предложения относительно постоянна. Заметно более активную роль в формировании рыночных цен играют колебания спроса. В туризме они обусловлены фактором сезонности.

      В не сезон туристский спрос сокращается. Предприятия индустрии туризма удерживают предложение на уровне полной или близкой к полной загрузки в силу высокой доли постоянных издержек, но при этом снижают расценки на услуги. С наступлением сезона и появлением избыточного спроса поставщики, вероятно с некоторым запозданием, начнут снова повышать цены до тех пор, пока предложение не сравняется со спросом. Движение к устойчивому равновесию можно представить как последовательные действия, направленные на установление цены рыночной распродажи. Такое явление в экономической науке известно как "динамическая паутина".

    Хотя любой рынок стремится к равновесию, но оно не всегда достижимо. Если спрос и предложение в одинаковой степени эластичны или реакция поставщиков на изменение спроса является слишком запоздалой, колебания вокруг точки равновесия могут принять затяжной характер и привести к дисбалансу.  

  1. Конъюнктура туристского рынка
 

      Конъюнктура (лат. conjungere — «соединяю, «связываю») - это экономическая ситуация на рынке в определенный момент времени как результат взаимодействия факторов и условий, которые определяют соотношение спроса и предложения на туристические услуги, а похоже уровень и динамику цен на них.

      Конъюнктура рынка характеризуется системой количественных и качественных показателей, которые формируются и изменяются под влиянием различных факторов. Их следует рассматривать как движущую силу, определяющую характер конъюнктуры, направление и темпы ее развития, и одновременно как одно из условий этого экономического процесса в конкретных обстоятельствах.

      Конъюнктура туристского рынка формируется и развивается под влиянием многих факторов, среди которых особо следует выделить экономические, политические, социальные, научно-технические и др. При этом основная сложность заключается не в том, чтобы определить круг факторов ее формирования. Важнейшая задача любого исследования конъюнктуры, от успеха решения которой зависит не только глубина охвата и обстоятельность анализа, но и точность и правильность прогноза, состоит в установлении значимости, силы воздействия отдельных факторов на формирование конъюнктуры, в выявлении ведущих, определяющих конъюнктуру факторов в каждый отдельный момент и на ближайшую перспективу. Успешное решение этой задачи может быть достигнуто лишь в том случае, если исследование будет вестись с учетом всех новых явлений и процессов, протекающих на рынке.

      Конъюнктуру туристского рынка характеризуют:

  • масштаб рынка (его емкость, объем продаж туристского продукта, число предприятий различных типов, выступающих на рынке);
  • степень сбалансированности рынка (соотношение спроса и предложения туристских услуг);
  • уровень цен;
  • тип рынка (конкурентный, монополистический и т.д.);
  • динамика рынка (изменение его основных параметров);
  • состояние конкуренции (число конкурентов, их активность);
  • степень государственного регулирования рынка;
  • барьеры для выхода на рынок;
  • коммерческие условия реализации туристских услуг;
  • наличие сезонных колебаний спроса и др.

      Краткосрочные колебания состояния рыночной ситуации определяются такими факторами, как политические и социальные конфликты, стихийные бедствия, отдельные мероприятия правительства, мода и т. д. Особую роль среди краткосрочных конъюнктурообразующих факторов рынка туризма играет сезонность, под влиянием которой наблюдаются внутригодовые и постоянно повторяющиеся колебания спроса и предложения. 

      Значительно различается по видам туризма. Так, познавательный туризм характеризуется менее значительными сезонными колебаниями, чем рекреационный. Более низкая сезонная неравномерность спроса характерна также для лечебного и делового туризма. Различные туристские регионы имеют специфические формы сезонной неравномерности спроса, поэтому можно говорить о специфике туристского спроса в определенном населенном пункте, районе, стране, в мировом масштабе. Так, согласно статистическим данным, в Европе на два летних месяца приходится до половины всех туристских поездок. В странах, где годовые колебания температуры и других элементов климата незначительны, сезонность туризма проявляется слабее (например, Марокко имеет круглогодичный туристский сезон). 

  1. Оценка конъюнктуры рынка
 

      Общая цель исследования рынка состоит в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в туристских услугах и создаются предпосылки для эффективного их сбыта. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является оценка текущего соотношения спроса и предложения на туристские услуги, т.е. конъюнктуры рынка.

      Оценки  конъюнктуры рынка выставляются на основе рыночных индикаторов —  показателей, позволяющих самостоятельно или в комбинации с другими отразить рыночную ситуацию. К рыночным индикаторам, в частности, относятся: предложение туристских услуг, объем продаж в стоимостном выражении или натуральных единицах, цены, прибыль (или рентабельность). Часто рыночными индикаторами являются не статичные показатели, а их темпы роста (динамические индексы). Ситуацию на рынке могут также отражать неформальные конъюнктурные оценки, являющиеся характеристиками покупательских настроений и инфляционных ожиданий, они базируются на опросах, как самих потребителей, так и сотрудников предприятий-продавцов.

      Основные методические требования к оценке конъюнктуры состоят в следующем:

Информация о работе Методы анализа и прогноза конъюнктуры рынка туризма